Особенности исчисления земельного налога с юридических лиц
Земельный налог согласно п. 1 ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) относится к местным налогам и является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов.
Он устанавливается гл. 31 "Земельный налог" НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из ст. 387 НК РФ.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Плательщиками земельного налога в соответствии со ст. 388 НК РФ признаются, в частности, организации, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что такие земельные участки являются объектом обложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. В отношении земельных участков, находящихся у организаций на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, указанные организации плательщиками земельного налога не признаются (п. 2 ст. 388 НК РФ).
Объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.
Перечень земельных участков, не признаваемых объектом налогообложения, содержит п. 2 ст. 389 НК РФ.
Налоговая база по земельному налогу на основании ст. 390 НК РФ определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством РФ.
Для установления кадастровой стоимости участков в соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) проводится государственная кадастровая оценка земель (исключение составляют случаи, определенные п. 3 ст. 66 ЗК РФ), которая регламентируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка, его кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной цене, что определено п. 3 ст. 66 ЗК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, что определено п. 1 ст. 391 НК РФ.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет.
Кадастровая стоимость земельных участков согласно п. 14 ст. 396 НК РФ предоставляется плательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Плательщики обязаны самостоятельно обеспечивать себя сведениями о кадастровой стоимости земельных участков посредством получения сведений через Интернет либо путем подачи письменного запроса в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Налоговые ставки утверждаются нормативно-правовыми актами местных властей в зависимости от категории и назначения участка и не могут превышать ограничений, установленных ст. 394 НК РФ. То есть они не должны быть более 0,3% в отношении земель сельскохозяйственного назначения или в отношении к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и более 1,5% в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ.
Перечень учреждений и организаций, освобождаемых от налогообложения, установлен ст. 395 НК РФ.
При исчислении суммы земельного налога и авансовых платежей необходимо учитывать положения ст. 396 НК РФ.
Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода, которым является календарный год. За налоговый период сумма налога рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки, соответствующей категории участка (разрешенному использованию земельного участка).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разность между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.
Суммы авансовых платежей по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода исчисляются как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Исчисление налога производится с учетом количества полных месяцев владения участком в течение налогового периода. При этом если возникновение (прекращение) у плательщика права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло в течение налогового периода до 15-го числа соответствующего месяца, включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Порядок применения повышающих коэффициентов предусмотрен п. 15 ст. 396 НК РФ. Так, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) плательщику в общеустановленном порядке. В отношении участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Плательщики в течение налогового периода обязаны уплачивать авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования не предусмотрено иное (п. 2 ст. 397 НК РФ). По истечении налогового периода плательщики должны уплатить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.
Уплата земельного налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется плательщиками в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, на что указывает п. 3 ст. 397 НК РФ.
Представить налоговую декларацию в налоговый орган плательщику следует не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, на что указывает п. 3 ст. 398 НК РФ.
Н. Коршунова.
Референт государственной
гражданской службы РФ 1 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.