Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Региональная экономически значимая программа развития садоводства и ягодоводства в Тамбовской области" на 2015 - 2017 годы
(утв. приказом управления сельского хозяйства Тамбовской области
от 31 декабря 2014 г. N 329)
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование ведомственной целевой программы |
"Региональная экономически значимая программа развития садоводства и ягодоводства в Тамбовской области" на 2015 - 2017 годы (далее - программа) |
||
Наименование государственной программы Тамбовской области |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы |
||
Основание для разработки ведомственной целевой программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа); постановление администрации Тамбовской области от 21.11.2012 года N 1443 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы" |
||
Заказчик ведомственной целевой программы |
Управление сельского хозяйства области |
||
Исполнители и участники ведомственной целевой программы |
Управление сельского хозяйства области, сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства |
||
Цели ведомственной целевой программы |
Повышение конкурентоспособности плодово-ягодной продукции, сокращение доли импорта, поступающего на продовольственный рынок области, как стратегическое направление развития экономики Тамбовской области в рамках обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения |
||
Задачи ведомственной целевой программы |
увеличение площадей ежегодной закладки земляники; увеличение площадей ежегодной закладки многолетних плодовых и ягодных кустарниковых насаждений в К(Ф)Х; увеличение площадей ежегодной раскорчевки многолетних насаждений в возрасте до 30 лет; увеличение в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х средней урожайности многолетних плодовых и ягодных насаждений; увеличение валового сбора плодово-ягодной продукции в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х |
||
Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы |
площади ежегодной закладки земляники до 25 га; площади ежегодной закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в К(Ф)Х до 30 га; площади ежегодной раскорчевки многолетних насаждений в возрасте до 30 лет до 70 га; средняя урожайность в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х многолетних плодовых и ягодных насаждений: плодовых до 126,1 ц/га, ягодных до 41,6 ц/га; валовой сбор плодово-ягодной продукции в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х до 16,0 тыс. тонн. создание дополнительных рабочих мест - 51 чел./мест; среднемесячная заработная плата работников отрасли в 2017 году составит - 25,0 тыс. руб.; объем налоговых поступлений в бюджет Тамбовской области в 2017 году составит - 47,5 млн. руб.; ежегодный прирост выручки составит - 80 млн. руб.; эффективность бюджетная (на 1 рубль бюджетных средств)- 2,7 руб. |
||
Основные мероприятия ведомственной целевой программы |
раскорчевка выбывших из эксплуатации старых садов в возрасте до 30 лет; субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов в возрасте до 30 лет; закладка и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями до вступления их в товарное плодоношение и принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим на начало текущего финансового года менее 3 гектаров садов обычного типа или менее 1 гектара садов интенсивного типа, ягодных кустарниковых насаждений или питомников; субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями до вступления их в товарное плодоношение и принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим на начало текущего финансового года менее 3 гектаров садов обычного типа или менее 1 гектара садов интенсивного типа, ягодных кустарниковых насаждений или питомников; закладка насаждений земляники; субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на закладку насаждений земляники; приобретение новой специализированной тракторной и сельскохозяйственной техники для садоводства и ягодоводства; субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение новой специализированной тракторной и сельскохозяйственной техники для садоводства и ягодоводства; создание научно-производственного центра для демонстрации новейших технических и технологических разработок в области садоводства и ягодоводства; предоставление субсидий в форме гранта на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на создание научно-производственного центра для демонстрации новейших технических и технологических разработок в области садоводства и ягодоводства |
||
Сроки реализации ведомственной целевой программы |
2015 - 2017 годы |
||
Объемы и источники финансирования ведомственной целевой программы |
Общий объем финансирования программы на 2015 - 2017 годы (в текущих ценах) составляет 284,995 млн. рублей, в том числе: за счет средств сельскохозяйственных товаропроизводителей области, осуществляющих производство плодов и ягод, изъявивших желание участвовать в реализации мероприятий программы и привлеченных в установленном порядке (далее - внебюджетные средства) - 209,995 млн. рублей, из них по годам: 2015 г. - 47,618 млн. рублей; 2016 г. - 73,806 млн. рублей; 2017 г. - 88,571 млн. рублей; за счет средств бюджета Тамбовской области 75,000 млн. рублей, из них по годам: 2015 г. - 20,000 млн. рублей; 2016 г. - 25,000 млн. рублей; 2017 г. - 30,000 млн. рублей Средства федерального бюджета в рамках настоящей программы могут быть использованы на условиях софинансирования в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. |
||
Ожидаемые конечные результаты ведомственной целевой программы |
Повышение урожайности многолетних насаждений и увеличение валового сбора плодово-ягодной продукции в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х до 16,0 тыс. тонн; повышение конкурентоспособности плодово-ягодной продукции, сокращение доли импорта, поступающего на продовольственный рынок области; ежегодное увеличение поступления платежей в консолидированный бюджет области и внебюджетные фонды; обеспечение населения области качественной плодово-ягодной продукцией отечественного производства; повышение качества жизни населения области за счет создания 51 рабочего места к 2017 году, а также достижения размера среднемесячной заработанной платы работников отрасли к 2017 году - 25,0 тыс. руб. увеличение числа хозяйств малых форм собственности, занимающихся производством плодов и ягод |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа
Садоводство - отрасль сельскохозяйственного производства, позволяющая вести высокорентабельное промышленное производство плодов и ягод с применением интенсивных технологий и получением в короткий срок соответствующих экономических результатов.
Ведомственная целевая программа "Региональная экономически значимая программа развития садоводства и ягодоводства в Тамбовской области" на 2015 - 2017 годы (далее - программа) направлена на обеспечение конкурентоспособного развития агропромышленного комплекса области, обеспечение продовольственной безопасности государства. В рамках программы решается одна из важнейших задач сельскохозяйственного развития и продовольственной безопасности России - развитие садоводства, увеличение объёмов производства плодов и ягод, обеспечение населения области качественной плодово-ягодной продукцией отечественного производства, повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и рентабельное ведение отрасли, повышение уровня жизни населения.
Валовой сбор плодов и ягод в 2013 году во всех категориях хозяйств составил всего 39,1 тыс. тонн, в том числе в сельскохозяйственных организациях - 11,6 тыс. тонн.
Урожайность плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях составила - 20,5 ц/га, а в среднем по области - 40,4 ц/га (таблица 1).
Таблица 1
Динамика
показателей валового производства и урожайности плодов и ягод в Тамбовской области в 2010 - 2013 гг.
Наименование показателей |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г |
Валовое производство плодов и ягод, (тыс. тонн) |
24,8 |
38,1 |
38,1 |
39,1 |
в т.ч. в сельхозорганизациях (тыс. тонн) |
6,1 |
9,1 |
13,8 |
11,6 |
Урожайность плодов, (ц/га) |
22,9 |
37,5 |
37,5 |
40,4 |
в т.ч. в сельхозорганизациях (ц/га) |
8,8 |
14,6 |
22,3 |
20,5 |
Рекомендуемый медициной уровень рационального потребления плодово-ягодной продукции составляет 90 - 100 кг на человека в год (Приказ Минздравсоцразвития России от 2 августа 2010 г. N 593н).
В Тамбовской области в 2013 году произведено местной плодово-ягодной продукции около 37 кг на душу населения, а за счет сельскохозяйственных организаций - 10,9 кг/чел., что составляет 37 и 11 % от научно - обоснованных норм потребления, соответственно (таблица 2).
Таблица 2
Обеспеченность Тамбовской области собственной плодово-ягодной продукцией в 2013 году
Значение |
Фактическое производство |
Рациональная норма потребления, кг/чел./год |
Обеспеченность жителей области |
||
всего, тыс. т |
кг/чел. |
% |
кг, +/- |
||
Всего по области |
39,1 |
36,6 |
100 |
37 |
-63 |
в т.ч. в сельхозорганизациях |
11,6 |
10,9 |
100 |
11 |
-89 |
В настоящее время в области из 8356 га плодоносящих многолетних плодовых насаждений 4248 га не эксплуатируются из-за истекших сроков эксплуатации. Эти сады непригодны для дальнейшего воспроизводства требуют раскорчевки и рекультивации земель. Особенно на жизнеспособность садов повлияла суровая зима 2005/2006 года и засуха 2010 года, что значительно усложнило экономическое положение ряда садоводческих хозяйств. На данный момент реальная эксплуатационная площадь плодоносящих многолетних плодово-ягодных насаждений в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х области составляет 4151 га, из них 2035 га - в плодоносящем возрасте. В ряде хозяйств садоводство находится на высоком уровне. Эго ОАО плодопитомник "Жердевский" Жердевского района, открытое ОАО "Дубовое" Петровского района общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Снежеток" и ООО "Агрофирма "Мичуринские сады" Первомайского района, федеральное государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП) "Мичуринское" Мичуринского района и ОАО "Ягодное" Тамбовского района. В этих хозяйствах не снижается, а увеличивается площадь, занятая садами, расширяются площади закладки молодых насаждений интенсивного типа на слаборослых клоновых подвоях с высокопродуктивными и устойчивыми сортами и современными технологиями; растет урожайность и качество плодов за счет применения высокоточных технологий производства и хранения, моделирования оптимальных экологических и агротехнических условий в саду; формируются коллективы работников, обеспечивающие повышение занятости сельского населения и улучшения уровня жизни на селе. Такие хозяйства, как ФГУП учхоз-племзавод "Комсомолец" МГАУ, ООО "Планета садов плюс", сельскохозяйственный производственный кооператив (далее - СПК) "Зеленый Гай" Мичуринского района и ООО "Юрма+" Моршанского района, при государственной и региональной поддержке планируют дальнейшее развитие отрасли садоводства.
Информация об участниках программы приведена в приложении N 3 к программе.
Наращивание объемов производства в садоводстве является сложной и многоуровневой задачей. Достаточно длительный производственный цикл, высокая зависимость экономических результатов от природно-климатических, социально-экономических факторов не позволяют при развитии отрасли в полной мере полагаться на регулирование рыночной экономикой. Все это делает актуальными и необходимыми меры действенной финансовой и организационной поддержки отрасли со стороны федерального бюджета и бюджета Тамбовской области. Конечная цель таких мер в условиях импортозамещения - сохранение и развитие в области конкурентоспособной на российском рынке отрасли садоводства и ягодоводства.
В создавшейся ситуации возникает необходимость программно-целевого подхода для обеспечения концентрации и координации финансовых и организационных ресурсов с целью сохранения и развития в области отрасли садоводства и ягодоводства, увеличения объемов производства плодов и ягод, организации взаимодействия заинтересованных хозяйствующих субъектов и обеспечения населения области и других регионов продукцией садоводства.
Программой учитывается то, что в настоящее время господдержка в области садоводства доступна лишь узкому кругу сельскохозяйственных товаропроизводителей - крупным хозяйствам, специализированным на выращивании плодово-ягодной продукции еще со времен существования СССР и важным направлением является привлечение новых хозяйств к выращиванию плодов и ягод, особенно хозяйств малых форм собственности. Воспользоваться поддержкой в рамках данной программы может сельхозтоваропроизводитель, ранее не имевший плодово-ягодных многолетних насаждений.
2. Цели, задачи и сроки реализации программы
Основной целью программы является повышение конкурентоспособности плодово-ягодной продукции, сокращение доли импорта, поступающего на продовольственный рынок области, как стратегическое направление развития экономики Тамбовской области в рамках обеспечения продовольственной безопасности и импортозамещения. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
увеличение площадей ежегодной закладки земляники; увеличение площадей ежегодной закладки многолетних плодовых и ягодных кустарниковых насаждений в К(Ф)Х;
увеличение площадей ежегодной раскорчевки многолетних насаждений в возрасте до 30 лет;
увеличение в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х средней урожайности многолетних плодовых и ягодных насаждений;
увеличение валового сбора плодово-ягодной продукции в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х.
Сроки реализации Программы: 2015 - 2017 гг.
3. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты программы
Показателями (индикаторами) реализации программы являются:
площади ежегодной закладки земляники;
площади ежегодной закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в К(Ф)Х;
площади ежегодной раскорчевки многолетних насаждений в возрасте до 30 лет;
средняя урожайность в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х многолетних плодовых и ягодных насаждений;
валовой сбор плодово-ягодной продукции в сельскохозяйственных организациях и К(Ф)Х;
создание дополнительных рабочих места;
среднемесячная заработная плата работников отрасли; объем налоговых поступлений в бюджет Тамбовской области;
ежегодный прирост выручки от реализации плодово-ягодной продукции;
эффективность бюджетная (на 1 рубль бюджетных средств).
Реализация программы позволит:
увеличить валовой сбор плодово-ягодной продукции и урожайность многолетних насаждений;
повысить конкурентоспособность плодово-ягодной продукции, сократит долю импорта, поступающего на продовольственный рынок области;
увеличить поступления платежей в консолидированный бюджет области и внебюджетные фонды;
обеспечить население области качественной плодово-ягодной продукцией отечественного производства;
повысить качество жизни населения области за счет создания новых рабочих мест.
Перечень показателей (индикаторов) ведомственной целевой программы и их значений приведен в приложении N 1 к программе.
4. Перечень и описание программных мероприятий
Мероприятиями, направленными на реализацию программы, являются:
раскорчевка выбывших из эксплуатации старых садов в возрасте до 30 лет;
субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов в возрасте до 30 лет;
закладка и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями до вступления их в товарное плодоношение и принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим на начало текущего финансового года менее 3 гектаров садов обычного типа или менее 1 гектара садов интенсивного типа, ягодных кустарниковых насаждений или питомников;
субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями до вступления их в товарное плодоношение и принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим на начало текущего финансового года менее 3 гектаров садов обычного типа или менее 1 гектара садов интенсивного типа, ягодных кустарниковых насаждений или питомников; закладка насаждений земляники;
субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на закладку насаждений земляники;
приобретение новой специализированной тракторной и сельскохозяйственной техники для садоводства и ягодоводства;
субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение новой специализированной тракторной и сельскохозяйственной техники для садоводства и ягодоводства;
создание научно-производственного центра для демонстрации новейших технических и технологических разработок в области садоводства и ягодоводства;
предоставление субсидий в форме гранта на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на создание научно-производственного центра для демонстрации новейших технических и технологических разработок в области садоводства и ягодоводства.
Информация о программных мероприятиях, необходимых ресурсах, их источниках и сроках предоставления приведена в приложении N 2 к программе.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы
Общий объем финансирования мероприятий программы за счет предусмотренных источников составит 284,995 млн. рублей, в том числе:
средства областного бюджета, всего - 75,000 млн. рублей; в том числе по годам:
2015 год - 20,000 млн. рублей;
2016 год - 25,000 млн. рублей;
2017 год - 30,000 млн. рублей;
внебюджетные источники, всего - 209,995 млн. рублей; в том числе по годам:
2015 г. - 47,618 млн. рублей;
2016 г. - 73,806 млн. рублей;
2017 г. - 88,571 млн. рублей;
Средства федерального бюджета в рамках настоящей программы могут быть использованы на условиях софинансирования в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Конкретные объемы и формы государственной поддержки из бюджета Тамбовской области ежегодно определяются законом о бюджете Тамбовской области на очередной финансовый год.
6.Оценка ожидаемой эффективности и результативности программы
Реализация программы обеспечит увеличение валового сбора плодово-ягодной продукции, повышение производительности труда, занятость населения и дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Анализ экономической эффективности реализации программы при условии финансирования в полном объеме показывает реальность прироста объемов производства плодово-ягодной продукции (таблица 3).
Таблица 3
Расчет
социально-экономической эффективности реализации программы
Наименование показателя |
2014 год (отчетный) |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Производство плодово-ягодной продукции в с/х организациях и К(Ф)Х, тыс. тонн |
10 |
12 |
14 |
16 |
Цена реализации 1 тонны плодовой продукции, руб. |
25000 |
26500 |
28000 |
29500 |
Себестоимость 1 тонны плодовой продукции, руб. |
10000 |
11000 |
12000 |
13000 |
Себестоимость плодовой продукции, млн. руб. |
100 |
132 |
168 |
208 |
Выручка от реализации плодовой продукции, млн. руб. |
250 |
318 |
392 |
472 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
150 |
186 |
224 |
264 |
Создание дополнительных рабочих мест (ежегодно), чел./мест |
- |
6 |
15 |
30 |
Среднемесячная номинальная заработная плата работников отрасли, тыс. руб. |
21,0 |
22,0 |
23,0 |
25,0 |
Объем налоговых поступлений в бюджет области, млн. руб. |
27,0 |
33,5 |
40,3 |
47,5 |
Увеличение выручки за 3 года произойдет на 222,0 млн. руб., что составит 188,8%, чистая прибыль от реализации программы увеличится в 1,76 раза.
Эффективность использования бюджетных средств на развитие садоводства и ягодоводства характеризуют данные таблицы 4.
Таблица 4
Расчет
эффективности расходования бюджетных средств за годы реализации программы
Годы |
Выручка от реализации плодовой продукции в сопоставимых ценах (ТП) (млн. руб.) |
Ежегодный прирост выручки от реализации плодовой продукции (ТП) (млн. руб.) |
Финансирование мероприятий программы всего (Ф), (млн. руб.) |
Показатель эффективности Эб (%) |
2014 |
250,0 |
X |
X |
X |
2015 |
318,0 |
68,0 |
20,0 |
340 |
2016 |
392,0 |
74,0 |
25,0 |
296 |
2017 |
472,0 |
80,0 |
30,0 |
267 |
2015 - 2017 гг. |
1182 |
X |
X |
X |
Показатель эффективности использования бюджетных средств (процентное соотношение прироста выручки от реализации продукции к бюджетным средствам) за годы реализации программы колеблется от 267,0 до 340,0%. Это свидетельствует о том, что на каждый рубль вложенных бюджетных средств будет получено продукции в размере от 2,7 до 3,4 рублей.
Реализация программы не несет негативных экологических последствий, она будет способствовать восстановлению и сохранению природных ресурсов региона.
7. Система управления реализацией программы
Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения основываются на формах и методах управления, определяемых заказчиком программы, и направлены на координацию исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий, подготовку отчетов о реализации, внесение предложений по корректировке программы.
Механизм реализации предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение программы.
Заказчик программы:
согласовывает с исполнителями программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники их финансирования;
несет ответственность за реализацию программы в целом; осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий;
организует размещение на официальном сайте управления сельского хозяйства области текста утвержденной ведомственной целевой программы, а также последующих изменений в нее, отчетов о результатах реализации ведомственной целевой программы.
На основании отчетов исполнителей программы формирует в установленные сроки (по итогам полугодия - до 15 июля отчетного года, по итогам года - до 15 февраля года, следующего за отчетным) сводный отчет о ходе финансирования и выполнения программы и представляет его в управление экономической политики администрации области, а также финансовое управление области.
Финансирование программных мероприятий в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий программы в отчетном периоде.
Начальник управления |
А.В. Аксенов |
Начальник управления |
А.В. Аксенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.