Об администрировании НДС
Закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ (далее - Закон N 134-ФЗ) внес существенные изменения в Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ), касающиеся налога на добавленную стоимость (НДС).
1. Представление декларации по НДС
До 2014 года по общему правилу налоговая декларация по НДС могла быть представлена в инспекцию как на бумажном носителе, так и в электронном виде по установленному формату. Исключением являлись случаи, когда среднесписочная численность работников налогоплательщика за предшествующий календарный год превышала 100 человек. При таких обстоятельствах права выбора у хозяйствующего субъекта не было - отчетность подлежала представлению в электронной форме. Аналогичное правило было предусмотрено и для вновь созданных организаций, численность сотрудников которых превышала указанный предел (п. 3 ст. 80 НК РФ).
С 1 января 2014 г. плательщики НДС, отчитываясь по данному налогу, утратили право выбирать форму представления декларации в налоговую инспекцию в принципе, то есть вне зависимости от количества работников. Направлять отчетность в инспекцию им необходимо по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота. Эта обязанность предусмотрена п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ.
Право выбора между бумажной и электронной формой декларации, как и способа ее представления (лично, почтой или по ТКС), при условии соблюдения ограничения по численности штата гл. 21 НК РФ в новой редакции сохранено только за налоговыми агентами по НДС, которые не являются плательщиками НДС или освобождены от обязанности уплачивать таковой. Но и они утратят это право в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при ведении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров (поручения, комиссии, агентского). Правда, данная норма вступит в силу с отсрочкой - с 1 января 2015 г. (п. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).
2. Камеральная проверка: истребование НДС-документов
В общем случае истребовать какие-либо документы у налогоплательщика в рамках камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе. Такое правило было закреплено п. 7. ст. 88 НК РФ, однако оно предусматривало ряд исключений, среди которых представление налогоплательщиком декларации по НДС с суммой налога к возмещению.
Пункт 8 ст. 88 Кодекса в этом случае предоставлял налоговому органу полномочия по истребованию документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов по НДС.
В соответствии с Законом N 134-ФЗ с 1 января 2015 года перечень случаев, когда инспекция при проведении камеральной проверки декларации по НДС сможет истребовать документы, будет значительно расширен. Налоговые органы смогут запросить у налогоплательщика, а также лиц, просто обязанных представлять декларацию по НДС, счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в отчетности, если выявлены:
- противоречия в таких сведениях;
- их несоответствия сведениям о тех же операциях в декларации по НДС другого налогоплательщика;
- их несоответствия сведениям о тех же операциях, которые отражены в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в инспекцию лицом, на которое возложена соответствующая обязанность.
Но истребовать документы по этим основаниям налоговые органы смогут только при условии, что выявленные противоречия и несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или завышении суммы налога к возмещению.
3. Осмотр в рамках камеральной проверки по НДС
В "старой" редакции подпунктом 6 п. 1 ст. 31 НК РФ в целях налогового контроля налоговым органам было предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать любые помещения и территории, используемые им для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ право налоговых органов на проведение осмотра территорий и помещений, а также документов и предметов плательщика обусловлено необходимостью выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проведения выездной проверки. В соответствии с п. 2 данной нормы вне рамок выездной ревизии допускается осмотр только документов и предметов, да и то при условии, что они были получены в результате ранее проведенных контрольных мероприятий или при согласии их владельца.
Согласно новой редакции п. 1 ст. 92 НК РФ с 1 января 2015 года налоговый орган сможет проводить осмотр в рамках камеральных проверок по НДС в тех же случаях, что и истребовать дополнительные документы (п. п. 8, 8.1 ст. 88 НК РФ).
Осмотр будет проводиться на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку. Данное постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.
Необходимые изменения внесены также и в п. 1 ст. 91 НК РФ, регламентирующий порядок доступа проверяющих на территорию плательщика. К числу документов, на основании которых таковой осуществляется, добавлено и мотивированное постановление о проведении осмотра в рамках камеральной проверки по НДС в предусмотренных НК РФ случаях.
Н. Праслова.
Советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.