Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная программа
города Рассказово "Повышение эффективности бюджетных расходов на 2015 - 2020 годы"
(утв. постановлением администрации города Рассказово Тамбовской области
от 30 декабря 2014 г. N 2519)
31 декабря 2015 г., 25 декабря 2017 г.
Паспорт изменен с 10 января 2018 г. - Постановление администрации города Рассказово Тамбовской области от 25 декабря 2017 г. N 2117
Паспорт
муниципальной программы
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Программа повышения эффективности бюджетных расходов города Рассказово на 2015 - 2020 год разработана в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года.
В городе Рассказово на протяжении последних лет последовательно ведется работа по совершенствованию системы управления общественными финансами, реализуются мероприятия бюджетной реформы.
Реализация мероприятий указанной муниципальной программы и ряда других муниципальных правовых актов города Рассказово позволили осуществить серьезные преобразования в бюджетной сфере, повысить качество управления бюджетными средствами города Рассказово:
организован бюджетный процесс исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, начиная с 2008 года, бюджет города Рассказово утверждается сроком на три года.
осуществляется переход на предоставление в электронном виде муниципальных услуг органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями города Рассказово;
проводится работа по размещению информации о муниципальных учреждениях города на Официальном сайте в сети Интернет;
ежегодно проводится оценка потребности в муниципальных услугах, предоставляемых юридическим и физическим лицам органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями города Рассказово.
Достигнутые результаты не являются окончательными, в сфере управления муниципальными финансами остается ряд проблем, требующих решения.
Необходимо повысить направленность бюджетного процесса на достижение поставленных стратегических целей и задач социально-экономического развития города Рассказово через усиление программной ориентированности бюджета. Переход на программно-целевой бюджет должен стать эффективным инструментом реализации социально-экономической политики города Рассказово.
Ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из областного бюджета в рамках проводимой политики оптимизации межбюджетных отношений, в целях наращивания общего объема расходов требуют принятие мер по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета города Рассказово. Принимаемые органами местного самоуправления города Рассказово управленческие решения должны быть направлены на рост объемов производства, увеличение налоговой базы и доходов бюджета города.
Также необходим ряд мер по оптимизации бюджетных расходов и поэтапному снижению бюджетного дефицита.
Актуальным остается вопрос повышения качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг с учетом их социальной значимости и обеспечения качества жизни населения города Рассказово.
Таким образом, стоящие перед городом задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесного взаимодействия органов местного самоуправления с муниципальными учреждениями. Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является настоящая муниципальная программа.
Проведение работ по решению существующих проблем путем внедрения законодательно установленных норм, принципов и механизмов, методическому урегулированию вопросов, применению современных информационных и управленческих технологий управления общественными финансами наиболее целесообразно реализовать в рамках комплексной программы, увязанной по срокам, направлениям, ресурсным обеспечением и ответственными исполнителями.
В целом реализация муниципальной программы направлена на повышение эффективности бюджетных расходов города Рассказово, а также на качество управления муниципальными финансами города Рассказово.
2. Приоритеты развития муниципального образования в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, сроки и этапы ее реализации
Приоритеты муниципальной политики в сфере финансов на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, отраженных в следующих документах федерального, регионального и местного уровней:
Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 13.06.2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
Основные направления бюджетной и налоговой политики, разрабатываемые в составе материалов к проектам федеральных законов о федеральном бюджете, в проектах законов Тамбовской области об областном бюджете и проектах бюджета города на очередной финансовый год и плановый период;
Государственная программа "О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р);
Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года (Закон Тамбовской области от 29.04.2009 N 512-З);
Основным стратегическим приоритетом в сфере повышения эффективности бюджетных расходов является эффективное использование бюджетных ресурсов для обеспечения динамичного развития экономики, повышения уровня жизни населения и формирования благоприятных условий жизнедеятельности в городе Рассказово.
Целью муниципальной программы является повышение эффективности бюджетных расходов исполнительных органов местного самоуправления города в рамках реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города Рассказово.
Для достижения поставленной цели планируется решение задач по следующим основным направлениям:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Рассказово.
2. Совершенствование программно-целевых принципов управления бюджетом города Рассказово.
3. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
4. Повышение эффективности распределения средств бюджета города Рассказово.
5. Развитие информационных систем управления муниципальными финансами.
6. Развитие системы муниципального финансового контроля.
Переход к "программному бюджету" предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности местной администрации за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов, необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности органов местного самоуправления.
Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на следующих базовых подходах:
- анализ эффективности бюджетных расходов на всех стадиях бюджетного процесса;
- оценка всей совокупности финансовых, административных и иных ресурсов;
- публичность и общедоступность промежуточных и итоговых результатов анализа;
- учет результатов анализа эффективности бюджетных расходов для будущих бюджетных циклов.
Анализ эффективности бюджетных расходов предполагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета, в процессе формирования проекта бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
Важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования будет выступать возможность непосредственной "увязки" соответствующих бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
В целом система оценки достигнутых результатов использования бюджетных средств должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов по минимизации выявленных локальных и общих препятствий использования бюджетных средств.
В условиях перехода к "программному бюджету" происходит изменение задач органов муниципального финансового контроля. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование.
Одним из основных инструментов в деятельности органов муниципального финансового контроля при этом должен стать аудит эффективности. Он предполагает не только анализ достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению. Аудит дает оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления с точки зрения результативности выполнения мероприятий муниципальных программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах.
Необходимо развивать планирование контрольной деятельности органов муниципального финансового контроля. В ходе такого планирования определяется приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, устанавливается координация планов контрольной деятельности органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля.
На этапе планирования проведения проверок и ревизий органы муниципального финансового контроля должны проводить комплексный анализ информации, связанной с недостатками и нарушениями в финансово-бюджетной сфере.
Переход к "программному бюджету" требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ. Контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта бюджета, но и на всем их "жизненном цикле" - при разработке, реализации, оценке результативности муниципальных программ.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
В 2012 году завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом N 83-ФЗ.
В рамках реализации данного Закона проводится работа по сокращению доли неэффективных расходов. Это достигается за счет четкой "увязки" состава и объема услуг с обязательствами органов местного самоуправления, более обоснованного планирования и распределения средств на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ), более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями (в частности, при проведении закупок), реформирование и оптимизация бюджетной сети.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач:
1) использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий.
2) переход при финансовом обеспечении учреждений к единой методике расчета прозрачных и объективных нормативных затрат на оказание услуг.
3) упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
4) внедрение в муниципальных учреждениях систем оплаты труда работников, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых муниципальных услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда.
Политика в области муниципального долга будет направлена на обеспечение сбалансированности местного бюджета при сохранении высокой степени долговой устойчивости.
Политика по управлению муниципальным долгом будет строиться на принципах жесткого контролирования объема долга и расходов на его обслуживание, недопущения необоснованных заимствований.
Параметры муниципального долга, расходов на его обслуживание и расходов, связанных с осуществлением полномочий по управлению муниципальным долгом рассчитываются и отражаются в местном бюджете в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Достижение цели и решение задач муниципальной программы осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам, источникам финансового обеспечения мероприятий муниципальной программы.
Перечень мероприятий муниципальной программы приведен в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
По итогам реализации муниципальной программы ожидается достижение следующих результатов:
1. Не допускать превышения объемов муниципального долга, ограничив его 50% в налоговых и неналоговых доходах бюджета города.
2. Не допускать образования просроченной кредиторской задолженности по обязательствам бюджета города.
3. Доля расходов бюджета города Рассказово, формируемых в рамках программ, составит 100%.
4. Прирост объема доходов муниципальных и бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности;
5. Качественная организация исполнения бюджета города;
6. Продолжение развития информационной системы управления бюджетными средствами
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.