Порядок обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц
Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ) и касающийся конкретного плательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении НДС и т.д.).
В общем случае акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в главах 19, 20 НК РФ.
Жалобы на решения и действия должностных лиц инспекций (межрайонных инспекций) Тамбовской области рассматриваются Управлением ФНС России по Тамбовской области, находящимся по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 55.
Виды жалоб
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Форма и содержание жалобы. Документы, прилагаемые к жалобе.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, либо его представителем.
В жалобе указываются фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу; обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц; наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются; основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены; требования лица, подающего жалобу.
В жалобе могут быть указаны иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, и могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
Документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.
В случае подачи жалобы уполномоченным представителем к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя - их оригиналы либо надлежащим образом заверенные копии.
Куда подлежит направлению жалоба (апелляционная жалоба).
Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Срок подачи жалобы (апелляционной жалобы).
Решение инспекции (межрайонной инспекции) о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, может быть обжаловано в апелляционном порядке, то есть путем направления жалобы в течение месяца со дня получения решения.
На указанные решения, не обжалованные в апелляционном порядке, может быть подана жалоба в течение 1 года с момента вынесения решения.
Все другие акты ненормативного характера (в том числе решения о привлечении или об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, выявленное не в ходе налоговой проверки, а в ходе иных мероприятий налогового контроля), а также действия (бездействия) должностных лиц инспекций (межрайонных инспекций) Тамбовской области могут быть обжалованы в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.
Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу (апелляционную жалобу) полностью или в части, если установит, что:
1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
4) ранее подана жалоба по тем же основаниям.
Оставление жалобы без рассмотрения по первым двум основаниям не препятствует повторному обращению в установленные сроки.
Решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части принимается в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Срок рассмотрения жалобы.
Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решения по результатам выездных и камеральных налоговых проверок принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). При наличии необходимых оснований указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Решение по любой другой жалобе принимается в течение 15 дней со дня ее получения. При наличии необходимых оснований указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
Обо всех принятых решениях сообщается заявителю в течение трех дней со дня его принятия.
Вступление в силу обжалуемых решений.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.
С учётом того, что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, то обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом и в не обжалованной части, со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по данной жалобе.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.
Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.
Особенности обжалования постановлений инспекций по делам об административных правонарушениях.
Срок подачи жалобы - десять суток со дня вручения или получения копии постановления (п. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Жалоба направляется в инспекцию (межрайонную инспекцию), которой вынесено постановление по делу об административном правонарушении и которая обязана в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в Управление ФНС России по Тамбовской области (п. 1 ст. 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях), либо непосредственно в Управление (п. 3 ст. 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается заявителю (п. 2 ст. 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При несогласии с актом налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля.
Жалобы на акт камеральной или выездной налоговой проверки или акт, составленный по итогам иных мероприятий налогового контроля, не подаются. На указанные акты налогоплательщиком могут быть представлены письменные возражения, направляемые в инспекцию, должностное лицо которой составило акт. Возражения как на акт налоговой проверки, так и на акт по итогам иных мероприятий налогового контроля, подлежат направлению в течение месяца со дня получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ, п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
В. Пудовкин.
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.