Особенности составления и представления отчетности при ликвидации юридического лица
Ликвидация организации как юридического лица не означает прекращение обязательств по составлению и представлению бухгалтерской отчетности.
В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юрлица, уполномоченного на то учредительными документами, или по решению суда.
Основаниями для ликвидации юридического лица по решению учредителей или уполномоченных лиц может быть:
- истечение срока, на который создано юридическое лицо;
- достижение цели, ради которой оно создано.
Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года до момента ликвидации, под которым понимается внесение записи о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц. Соответственно, отчетность составляется на дату, предшествующую дате записи о ликвидации в реестр.
Обязанность по составлению и представлению последней бухгалтерской отчетности ликвидируемой организации в общем случае возлагается на ликвидационную комиссию. Если ликвидация проходит в рамках процедуры банкротства, последнюю бухгалтерскую отчетность должен составить и представить арбитражный управляющий.
Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации. При этом должны быть учтены данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в реестр записи о ликвидации юридического лица. Такими фактами могут быть операции по распределению остатков имущества ликвидированного юридического лица после удовлетворения требований всех кредиторов. Таким образом, предполагается, что остатки активов и обязательств на конец отчетного периода должны быть нулевыми.
Напомним, что в процессе ликвидации специальной комиссией составляется как минимум два баланса - промежуточный и ликвидационный.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Он содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
На практике промежуточный баланс может составляться после удовлетворения требований кредиторов каждой очереди.
Ни промежуточный, ни ликвидационный балансы формами годовой или промежуточной отчетности не являются. Однако в том случае, когда ликвидационные мероприятия охватывают период, включающий отчетную дату, данные промежуточного баланса могут использоваться при формировании годовой или промежуточной отчетности. Разумеется, должны быть учтены результаты фактов хозяйственной деятельности, имевших место с даты составления промежуточного баланса до даты, по состоянию на которую формируется отчетность. Чаще всего такими фактами являются расчеты с кредиторами.
Как уже отмечалось, разновидностью ликвидации юридического лица является его ликвидация вследствие его банкротства. При составлении отчетности организаций, ликвидируемых по процедуре банкротства, следует иметь в виду, что Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлен ряд дополнительных процедур и мероприятий, отражение которых в бухгалтерском учете и отчетности отличается от отражения результатов мероприятий, проводимых при "обычной" ликвидации. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что начало процедуры банкротства не означает последующей автоматической ликвидации юридического лица. Разумеется, если после проведения оздоровительных процедур организация продолжает деятельность, нормы ст. 17 Закона о бухгалтерском учете не применяются. Однако, данные о проведенных мероприятиях должны быть отражены в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Также целесообразно раскрывать (в пояснительной записке) данные о проведенных в рамках процедуры банкротства мероприятиях по состоянию на отчетную дату (если до отчетной даты ликвидация юридического лица не завершена). При этом состав раскрываемой информации может быть аналогичен тому, который применяется при составлении пояснений к бухгалтерской отчетности реорганизуемых организаций (в случаях, когда реорганизация начата до окончания отчетного года, но на отчетную дату не завершена).
Н. Быкасова.
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.