Вопросы-ответы по досудебному урегулированию налоговых споров
Где и в какой срок плательщик может обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения?
В соответствии с законодательством Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Решения инспекции о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам налоговых проверок (выездных или камеральных), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении (об отказе) в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
Решение о привлечении (об отказе) в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Порядок апелляционного обжалования установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). В соответствии с данной статьей подать жалобу на решение налогового органа, вынесенное в порядке статьи 101 НК РФ, необходимо до момента вступления в силу обжалуемого решения (то есть до истечения одного месяца со дня его вручения).
Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Данный налоговый орган обязан в течение трех дней со дня ее поступления направить жалобу со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в какой-то определенной части. Подача апелляционной жалобы приостанавливает вступление решения в силу и взыскание начисленных сумм: недоимок, пеней и штрафов.
Жалобы на решения и действия инспекций Тамбовской области рассматриваются Управлением ФНС России по Тамбовской области, находящимся по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 55.
Есть ли решения, по которым не предусмотрен апелляционный порядок обжалования?
Не предусмотрен апелляционный порядок обжалования решений налогового органа, вынесенных в порядке статьи 101.4 НК РФ, а также иных ненормативных актов налоговых органов (решение о взыскании налога, пени, налоговых санкций за счет денежных средств на счетах; решение об обращении взыскания на иное имущество; постановление об обращении взыскания на имущество и т.д.).
Указанные решения обжалуются в общеустановленном порядке - путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В какие сроки подается жалоба на действия (бездействие) налогового органа?
В соответствии со ст. 139 НК РФ жалоба на действия или бездействие должностного лица налогового органа подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Решение инспекции вступило в силу, но в апелляционном порядке плательщик его не успел обжаловать. Можно ли обжаловать и в какие сроки вступившее в силу решение налогового органа?
Жалобу можно подать на вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, в письменной форме соответствующему вышестоящему налоговому органу. Сделать это можно в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
Может ли быть восстановлен срок подачи жалобы?
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.
Какие документы могут быть представлены налогоплательщиком к жалобе?
К жалобе рекомендуется приложить:
1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых плательщик основывает свои требования;
2) расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует плательщик и иные расчеты.
Может ли подать жалобу представитель налогоплательщика?
Помимо самого плательщика жалобу может подать его законный или уполномоченный представитель. В этом случае к жалобе должны быть приложены доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При несоблюдении требований на подтверждение полномочий представителя в рассмотрении жалобы может быть отказано.
В течение какого времени вышестоящим налоговым органом принимается решение по жалобе (апелляционной жалобе)?
В соответствии с пунктом 3 статьи 140 НК РФ решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы от нижестоящих налоговых органов или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц.
Решение по жалобе, не указанной в приведенном выше абзаце, принимается в течение 15 дней со дня ее получения. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней, по основаниям, перечисленным выше.
О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Каковы могут быть результаты рассмотрения жалобы плательщика, обратившегося с жалобой в вышестоящий налоговый орган?
Согласно пункту 2 статьи 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на акт (действия или бездействие должностных лиц) налогового органа, в случае признания доводов плательщика обоснованными, вышестоящий налоговый орган вправе:
- отменить акт налогового органа ненормативного характера;
- отменить решение налогового органа полностью или в части;
- отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение;
- признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.
Если приведенные в жалобе доводы плательщика не нашли своего подтверждения при рассмотрении жалобы, вышестоящий налоговый орган оставит жалобу без удовлетворения.
При этом до принятия решения вышестоящим налоговым органом жалоба может быть отозвана подавшим ее лицом на основании письменного заявления. Последствием такого отзыва является лишение заявителя права повторной подачи жалобы по тем же основаниям (п. 4 ст. 139 НК РФ).
В каких случаях жалоба (апелляционная жалоба), поданная в вышестоящий налоговый орган, может остаться без рассмотрения?
На основании ст. 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу или его представителем, либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
4) ранее подана жалоба по тем же основаниям.
Решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части налоговым органом принимается в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Т. Сучкова.
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.