Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Концептуальные основы обеспечения безопасности и качества
бытовых услуг
Рыночная экономика предполагает построение четко скоординированной системы контролирующих и надзорных органов исполнительной власти на потребительском рынке, важной частью которого является рынок бытовых услуг. Отсутствие такой системы угрожает дестабилизацией социальных и экономических основ развития рынка.
Система обеспечения безопасности и качества бытовых услуг должна опираться на апробированные отечественной и мировой практикой принципы:
- организация контроля готовности субъектов деятельности по бытовому обслуживанию к исполнению заказов, соответствующих их профилю, их специализации;
- организация контроля на стадиях приема, исполнения и выдачи заказов;
- четкое закрепление конкретных сфер контроля за соответствующими органами государственной власти, обеспечивающее единство прав и ответственности контролирующих органов, и определение сферы их взаимодействия.
Основной целью системы обеспечения безопасности и качества бытовых услуг должно стать создание механизма предотвращения появления на рынке услуг некачественных бытовых услуг, вызванных непрофессионализмом и низкой квалификацией исполнителей услуг, а также нарушениями требований различных нормативных документов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- создать целостную и непротиворечивую нормативно-правовую базу, предотвращающую доступ на региональный рынок услуг некачественных и опасных бытовых услуг и их исполнителей;
- сформировать эффективную систему контролирующих органов и обеспечить их четкую координацию;
- создать единую информационную систему контролирующих органов;
- обеспечить неотвратимость наказания и действенность санкций за предоставление населению некачественных бытовых услуг;
- обеспечить оказание помощи потребителям в поиске требуемых квалифицированных исполнителей бытовых услуг, способных оказывать безопасные и качественные услуги.
Созданию действенного правового механизма в области обеспечения безопасности и качества бытовых услуг способствовало бы решение на федеральном уровне государственной власти о ликвидации избыточной рассредоточенности правовых норм, ликвидации смешения в них государственных контрольно-надзорных функций с хозрасчетными, обеспечении достаточной полноты правовых норм, ликвидации дублирующих положений, определяющих компетенцию контролирующих органов.
Формирование эффективной системы контролирующих органов должно опираться на признание того факта, что безопасность и качество бытовых услуг следует гарантировать на всех этапах их оказания. При этом на каждом этапе должен быть задействован свой собственный механизм обеспечения безопасности и качества.
На этапе оказания бытовой услуги главную роль в обеспечении безопасности и качества играют ее исполнители, то есть субъекты деятельности по бытовому обслуживанию населения. Задачей государственной власти здесь должна стать поддержка создания, особенно на сервисных объектах, систем управления качеством, их сертификация с последующим контролем состояния таких объектов. Инструментом решения данной задачи должно стать лицензирование отдельных видов деятельности на рынке бытовых услуг. Тем самым государство на региональном уровне будет регулировать допуск хозяйствующих субъектов на потребительский рынок, в целом, и на рынок бытовых услуг, в частности.
Особо следует отметить контроль готовности юридических и физических лиц стать субъектами деятельности по бытовому обслуживанию населения. Тем самым государственная власть, в том числе и региональная, сможет гарантировать населению то, что на рынок бытовых услуг придут только исполнители, знающие и умеющие предоставлять безопасные и качественные услуги. Инструментом решения данной задачи должно стать подтверждение соответствия оказываемых услуг установленным требованиям. Этому же способствовало бы возможное решение Правительства РФ о расширении перечня бытовых услуг, подлежащих обязательной сертификации.
Системообразующими элементами единой региональной системы обеспечения безопасности и качества бытовых услуг должны стать как контрольно-надзорные органы территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти Ивановской области.
За каждым контрольно-надзорным органом закрепляется определенная их полномочиями сфера контрольной деятельности, прямо либо косвенно распространяющаяся на рынок бытовых услуг, ориентированная на конкретный этап оказания услуг населению.
Все контрольно-надзорные органы должны сформировать ядро единой областной информационной системы контролирующих органов.
Целевым назначением системы должно стать оперативное доведение до органов исполнительной власти Ивановской области информации, необходимой для принятия экстренных и эффективных мер по вопросам обеспечения безопасности и качества бытовых услуг.
Информационная система должна формироваться как единый программно-информационный центр, опирающийся на информационные потоки локальных систем, образованных в каждом контрольно-надзорном органе.
Основу структуры информационного фонда должны составлять данные:
- о субъекте деятельности по бытовому обслуживанию населения, оказавшего некачественные услуги;
- о наименовании бытовой услуги;
- о дате приема заказа на услугу (работу);
- о дате исполнения заказанной услуги (выполненной работы);
- об основных недостатках услуги (работы), по которым она забракована;
- об ущербе, нанесенном потребителю (заказчику);
- об общем состоянии безопасности и качества бытовых услуг на региональном потребительском рынке;
- о примененных санкциях к нарушителям;
- о соблюдении правил бытового обслуживания населения юридическими и физическими лицами на рынке бытовых услуг.
Формирование единой областной информационной системы могло бы и должно опираться на существующие в сфере контроля безопасности и качества услуг информационно-аналитические системы.
Для обеспечения свободной ориентации потребителей в вопросах безопасности и качества предлагаемых бытовых услуг необходимо в полной мере задействовать возможности негосударственных организаций - различных союзов, ассоциаций, гильдий исполнителей бытовых услуг и обществ потребителей. При этом основные направления их работы должны быть нацелены на объективную оценку репутации субъектов деятельности по бытовому обслуживанию населения на основе учета и анализа потребительских рекламаций на качество бытовых услуг, массовое распространение данных о сравнительных характеристиках конкурирующих услуг, полученных на основе профессионально выполненных испытаний, проведение различных экспертиз по заявкам потребителей бытовых услуг, правовая поддержка потребителей в вопросах защиты их прав в судебных инстанциях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.