Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Концептуальные основы формирования рыночной
инфраструктуры бытового обслуживания населения
2.1. Концептуальные основы формирования инфраструктуры рынка бытовых услуг.
Современные тенденции развития службы быта опираются прежде всего на соотношение стационарных и выездных форм обслуживания населения. В последние годы такое соотношение утратило позитивную динамику. По различным оценкам более половины бытовых услуг предоставляется на основе выездных форм обслуживания. Данное обстоятельство имеет нередко не вполне позитивные последствия.
Концепция исходит из того, что общий вектор динамического соответствия форм обслуживания населения должен приобрести прямо противоположную направленность, то есть положительную, особенно при работе с технически сложными заказами. При этом развитие стационарных форм предоставления бытовых услуг населению должно опираться на широкое разнообразие предприятий службы быта.
Общими принципами развития сети предприятий сферы бытовых услуг должны стать:
- рациональность размещения стационарных объектов службы быта, максимальное приближение их к месту жительства, работы, отдыха населения;
- развитие сети специализированных и узкоспециализированных предприятий службы быта;
- формирование крупных универсальных предприятий службы быта, сервисных центров и комплексов;
- восстановление сети комплексных пунктов по приему заказов на бытовые услуги.
Опираясь на перечисленные принципы развития, инфраструктура службы быта должна обеспечить разнообразие структурно-функциональных параметров сервисных объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны бытового обслуживания.
Разнообразие форм бытового обслуживания должно удовлетворять потребности самых широких слоев населения и может быть обеспечено лишь в условиях функционирования как крупных, так и средних и малых предприятий службы быта, а также индивидуальных предпринимателей.
Разнообразие бытовых предприятий с позиций их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития всех форм собственности, в том числе на базе формирования и развития:
- независимых предприятий службы быта (частная собственность);
- предприятий службы быта, являющихся собственностью государства (как федеральной, так и областной);
- муниципальных предприятий сферы бытовых услуг;
- предприятий бытового обслуживания, являющихся общей собственностью (совместные предприятия, предприятия со смешанным капиталом и т.д.).
Концепция исходит из того, что формирование системы сервисных предприятий всех форм собственности и ведомственной принадлежности является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды.
В этой среде независимым предприятием бытового обслуживания населения является предприятие, не входящее ни в какие объединения. Предприятие, принадлежащее какому-либо ведомству или организации, всегда функционирует в составе соответствующего ведомства или организации и поэтому является зависимым от них. Муниципальное предприятие службы быта - это, как правило, социально ориентированный субъект деятельности по бытовому обслуживанию, дополняющий сложившуюся в рамках муниципального образования систему бытового обслуживания населения.
Разнообразие предприятий службы быта с позицией их ориентации на конкретную зону бытового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе службы быта:
- индивидуальных предпринимателей и бытовых предприятий местного значения;
- сервисных предприятий общесистемного значения;
- предприятия службы быта в составе центров бытовых услуг.
Мелкие мастерские индивидуальных предпринимателей и предприятия местного значения должны размещаться в пределах пешеходной доступности, в жилых массивах и предоставлять технически несложные бытовые услуги (мелкий ремонт обуви, парикмахерские услуги, ремонт ключей и т.п.).
Сервисные предприятия общесистемного значения по своему составу более разнообразны. В их числе должны быть и специализированные, и узкоспециализированные сервисные объекты, и многопрофильные предприятия службы быта.
Особую группу бытовых предприятий должны составлять предприятия в составе центров бытовых услуг. В классификации субъектов деятельности по бытовому обслуживанию населения центры бытовых услуг представляют собой совокупность бытовых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единый территориальный комплекс с хорошими подъездными путями, обширной автостоянкой и подразделением общественного питания. Центр бытовых услуг может предложить широкий набор услуг населению. Центры бытовых услуг формируются на пересечении крупных автомагистралей с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.
Системная организация объектов бытового обслуживания населения должна опираться не только на рациональную дифференциацию сервисных объектов, но и на развитие выездных форм обслуживания населения.
Развитие обслуживания населения не в условиях стационарных предприятий, с одной стороны обусловливается самой практикой предоставления бытовых услуг, а с другой - запросами потребителей, а также изменением оснащенности исполнителей услуг разнообразными прогрессивными техническими средствами, позволяющими, например, выполнить заказ на дому у заказчика.
Мировая практика предоставления бытовых услуг показывает, что даже в самых высокоорганизованных системах бытового обслуживания имеет место выполнение заказов как в стационарных условиях, так и на дому у заказчика.
Перспективным является также развитие рекламно-информационной деятельности на рынке бытовых услуг, нацеленной на привлечение потенциальных потребителей к исполнителям услуг быта, оказание помощи потребителям в поисках требуемой бытовой услуги и ее исполнителей.
2.2. Развитие интеграционных процессов в сфере бытовых услуг.
Анализ итогов реформирования бытового обслуживания населения позволяет сделать вывод о том, что в конце 90-х годов в развитии отрасли начинается качественно новый этап.
На смену разъединительным и обособленческим настроениям, порожд.нным ошибочной стратегией приватизации, происходит вполне осознанное стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных структур бытового обслуживания населения в рамках общей организационной формы.
Формирование интегрированных систем бытового обслуживания позволяет объединить гибкость рыночной организации деятельности по предоставлению бытовых услуг с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы с преимуществами крупного многоотраслевого предприятия службы быта.
Для развития интегрированных структур в сфере бытовых услуг в настоящее время сложились и продолжают формироваться определенные предпосылки.
Внешним стимулятором развития интеграционных процессов являются рыночная неопределенность, падающий по различным причинам спрос, обострение проблемы реализации услуг, многочисленные осложнения на пути движения услуг к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры рынка бытовых услуг.
Сформировались побуждающие к интеграции мотивы и внутри самой отрасли. Решающим среди них является усиление конкуренции даже в ее неразвитых формах.
Интеграционные процессы в сфере бытовых услуг будут протекать вероятнее всего по традиционной схеме - от простых моноотраслевых объединений к сложным межотраслевым конструкциям с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.