Информация Управления МНС по Ивановской области от 30 марта 2001 г. N 04-05
Инспекции МНС России
по городам и районам
Управление МНС России по Ивановской области в целях оказания методической помощи направляет для руководства и использования в работе разъяснения отдельных вопросов по порядку исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Вопрос 1: С какого времени и в каком порядке предоставляется освобождение от обязанностей налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость, предусмотренное статьей 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ: Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2001 года, предоставляется с 1 апреля 2001 года на основании данных его деятельности за январь-март 2001 года.
Данное налоговое освобождение по налогу на добавленную стоимость предоставляется в соответствии с приказом МНС России от 29 января 2001 г. N БГ-3-03/23 "О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (доведено до инспекций по городам и районам письмом УМНС РФ по Ивановской области 16 февраля 2001 г. N 04-05).
В Приложении N1 данного Приказа перечислены документы, необходимые для предоставления налогового освобождения по налогу на добавленную стоимость.
Вопрос 2: При применении статьи 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, что следует включать в налогооблагаемую базу по НДС - весь совокупный объем деятельности предприятия или объем деятельности только по отраслям деятельности, не переведенным на уплату единого налога на вмененный доход?
Ответ: Пунктом I статьи 145 части II Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. рублей.
В случае, если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, в т.ч. по одному из которых уплачивает единый налог на вмененный доход, а по другому является плательщиком налога на добавленную стоимость в целях применения вышеназванной статьи, в части освобождения от исполнения обязанности налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость, размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) следует определять исходя из всех оборотов реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Вопрос 3: Имеют ли в 2001 году льготу по налогу на добавленную стоимость организации, использующие труд инвалидов?
Ответ: В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что организации использующие труд инвалидов, для получения льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной п.п. 2 п. 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, должны быть включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Следовательно, льгота, предусмотренная п.п. 2 п. 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации будет действовать при наличии Перечня Правительства Российской Федерации, который до настоящего времени не утвержден, и распространяться на те предприятия, которые будут включены в данный перечень, при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами первым и третьим подпункта 2 п. 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос 4: Что следует понимать под словами "реализация продукции собственного производства в счет натуральных выдач для оплаты труда" при применении льготы по налогу на добавленную стоимость?
Ответ: В соответствии с п.п. 20 п. 3 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.
При решении вопроса о возможности использования этой льготы следует исходить из того, что главными документами, регламентирующими порядок осуществления выдачи натуральной оплаты, являются устав предприятия (положение об оплате труда), утвержденный общим собранием трудового коллектива, и коллективный договор, заключенный между коллективом и руководством предприятия.
Вышеуказанные нормативные документы должны устанавливать порядок натуральных выдач для оплаты труда работникам предприятия.
Продажа работникам молока, телят, поросят, производимая в счет погашения начисленной заработанной платы, может осуществляться по их письменным заявлениям в течение всего календарного года.
Следует иметь ввиду#, что под продукцией собственного производства колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий подразумевается продукция, вырабатываемая ими в процессе основного вида деятельности.
Вопрос 5: Ивановский межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов - государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, находящееся в ведении Министерства образования РФ, которое является его учредителем.
Центр организует и проводит повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов в соответствии с лицензией, выданной Министерством образования.
Центр осуществляет обучение на договорной основе с оплатой юридическими и физическими лицами. Просим дать разъяснение по поводу применения Центром ст. 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Ответ: В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 части II Налогового кодекса не подлежат налогообложению услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса.
При этом освобождение от налога предоставляется вне зависимости от того, на какие цели направлен доход, полученный от оказания этих услуг.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается выполнение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Под учреждениями образования, выполняющими освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Исходя из изложенного, услуги Центра по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, а также проведению научных исследований, научно-технических и опытно-конструкторских работ освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.
Все остальные услуги, оказываемые некоммерческими образовательными учреждениями, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.
Вопрос 6: Учреждения культуры и образования занимаются предпринимательской деятельностью - оказывают платные услуги. Полученные доходы зачисляются на счета отделов районной администрации, поселковых и сельских администраций.
Правомерно ли предоставление льготы по налогу на добавленную стоимость при данном порядке учета выручки от реализации платных услуг?
Ответ: Согласно статей 143, 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации учреждения культуры и образования при реализации товаров (работ, услуг) являются плательщиками налога на добавленную стоимость независимо от источников их финансирования.
Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставляются в соответствии со ст. 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 части второй настоящего Кодекса льгота по налогу на добавленную стоимость по услугам в сфере образования по проведению учебно-производственного и воспитательного процесса в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов и отражением основных характеристик организации учебного процесса и структуры хозяйственной деятельности в уставе образовательного учреждения предоставляется только некоммерческим образовательным учреждениям, не имеющим в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющим прибыль между его участниками, при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности.
В своей предпринимательской деятельности (сдача в аренду основных фондов, имущества, торговля товарами как собственного производства, так и приобретенными, оказание посреднических услуг, приобретение ценных бумаг с целью извлечения дополнительных доходов и др.) образовательные учреждения приравниваются к предприятиям и подпадают под действие законодательства РФ, в области предпринимательской деятельности.
Льгота по налогу на добавленную стоимость предоставляется учреждениям культуры и искусства по услугам в сфере культуры и искусства, указанным в подпункте 20 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса, а также по входным билетам и абонементам на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионным билетам, форма которых утверждена приказом Минфина России от 25 февраля 2000 г. N 20-н "Об утверждении бланков строгой отчетности".
При оказании учреждениями культуры и искусства иных услуг налог на добавленную стоимость исчисляется в общеустановленном порядке.
Вопрос 7: Облагается ли налогом на добавленную стоимость плата за проведение технического осмотра транспортных средств, прием экзаменов по допуску к управлению транспортным средством и др., взимаемая госинспекциями безопасности дорожного движения?
Ответ: В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 ч.II НК РФ выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления не признается реализацией работ (услуг). Статьей 10 Закона Российской Федерации "О милиции" N1026-1 от 18 апреля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрена обязанность милиции в соответствии с поставленными перед ней задачами принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок- счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, приведенные под кодовым обозначением 7523090, относятся к услугам государственного управления.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ, утвержденному Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР, 1 января 1976 г. (с учетом изменений и дополнений), услуги обеспечения общественного порядка и безопасности классифицируются под кодовым обозначением 97920. Данные услуги на основании этого классификатора оказываются органами охраны общественного порядка, входящими в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Учитывая, что услуги по проведению технического осмотра транспортных средств, прием экзаменов по допуску к управлению транспортным средством, относятся к услугам, возложенным на государственные органы, исполнение которых является исключительным полномочием данных государственных органов в этой сфере деятельности, вышеуказанные услуги не облагаются налогом на добавленную стоимость на основании пункта 2 статьи 146 НК РФ.
Вопрос 8: Облагаются ли налогом на добавленную стоимость бюджетные средства, выделяемые на содержание службы единого заказчика (технадзор) по капитальному строительству?
Ответ: Согласно пункта 2 статьи 153 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных ими в денежной и натуральных формах, включая оплату ценными бумагами.
В соответствии с разъяснениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по применению статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются бюджетные средства, полученные организациями на возвратной и безвозмездной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, если указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).
В соответствии с Постановлением Госстроя СССР от 2 февраля 1988 года N 16 "Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре" если заказчик имеет компетентную службу, которая самостоятельно осуществляет технический надзор за капитальным строительством и проводит технический надзор собственными силами, то в этом случае оплата за технический надзор между юридическими лицами отсутствует и, следовательно, отсутствует объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Вопрос 9: Облагаются ли налогом на добавленную стоимость услуги нотариусов?
Ответ: Согласно статьи 143 части II Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года в состав плательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели, в том числе частные нотариусы.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса не подлежат налогообложению услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлин и сборов, взимаемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам, определенных прав.
Статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 определено, что нотариальные действия в Российской Федерации, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой (при условии, что они имеют лицензию на право нотариальной деятельности и являются членами нотариальной палаты), имеют равные права и обязанности с нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе.
Согласно статьи 22 Основ за выполнение нотариальных действий, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе.
Исходя из изложенного, в случаях, когда частные нотариусы за совершение нотариальных действий, установленных статьей 35 Основ, взимают плату по тарифам, соответствующим размеру государственной пошлины согласно Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине" и Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 15 мая 1996 года N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине", то обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость не возникает. Услуги правового и технического характера, не предусмотренные статьей 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Вопрос 10: С принятием части второй Налогового кодекса Российской Федерации, круг налогоплательщиков НДС изменился. В 2001 году НДС должны будут платить не только организации, но и предприниматели без образования юридического лица (ст. 143 Налогового кодекса РФ).
Однако частные предприниматели относятся к субъектам малого предпринимательства, А согласно ст.9 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", если изменения в налоговом законодательстве ухудшают положение субъектов малого предпринимательства, то они в течение первых четырех лет сначала своей деятельности облагаются налогами в прежнем порядке.
Означает ли это, что частные предприниматели сохраняют за собой все льготы, которые действовали на момент их государственной регистрации и могут не платить НДС в 2001 году?
Ответ: Согласно статьи 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года в состав плательщиков налога включены индивидуальные предприниматели. В том числе, являются плательщиками налога на добавленную стоимость индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Этим Законом для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты установленного законодательством Российской Федерации только подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
В соответствии со ст. 1, 2 Налогового кодекса Российской федерации отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Кроме того, в соответствии со ст. 29 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" N 118-ФЗ от 5 августа 2000 года, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса и настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с частью второй Кодекса.
Таким образом, при разрешении вопросов о налогообложении следует руководствоваться налоговым законодательством, и прежде всего - Налоговым кодексом Российской Федерации, а не Федеральным законом Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" N 88-ФЗ от 14 июня 1995 г.
Вопрос 11: Предприниматель занимается производством товаров народного потребления, имеет цех по пошиву комплектов постельного белья. В 2000 году он работал по упрощенной системе налогообложения (т.е. по патенту).
Поскольку в 2001 году у него возникла необходимость продавать производимый им товар и остатки производства (ткань, нитки) и т.д. не только юридическим лицам, но и населению в розницу, а также по индивидуальному заказу он решил перейти на две системы налогообложения, т.е. по швейному производству приобрести патент, а для торговли продукцией перейти на единый налог на вмененный доход по розничной торговле. Для этого в своем швейном цехе я выделил торговую площадь, которая указана в договоре аренды помещения и собирается приобрести кассовый аппарат для работы с населением.
В связи с вышеизложенным и принятием второй части Налогового кодекса Российской Федерации просим разъяснить по поводу налогообложения частного предпринимателя в данной ситуации; а именно по НДС и налогу с продаж при работе с юридическими лицами и населением в розницу?
Ответ: С 1 января 2001 г. согласно статьи 143 части II НК РФ в состав налогоплательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели, в том числе, являются плательщиками налога на добавленную стоимость индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Деятельность в сфере производства готовой продукции является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на извлечение доходов от реализации готовой продукции, как через розничную, так и через оптовую торговую сеть.
При этом реализация продукции собственного производства через свою розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.
Учитывая данное обстоятельство, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли и реализующие наряду с приобретенными товарами продукцию собственного производства, по сути, извлекают доходы от двух разных видов деятельности, результаты от занятия которыми, в соответствии с действующим законодательством подлежат раздельному учету и налогообложению.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли, являются плательщиками единого налога на вмененный доход только в части доходов от реализации приобретенных товаров. Доходы, извлекаемые предпринимателями от реализации продукции собственного производства, не подпадают под действие Федерального закона Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов.
Вопрос 12: На налоговом учете в инспекции состоят индивидуальные предприниматели, которые в силу разных причин не осуществляют предпринимательскую деятельность. За прошедший налоговый период они предоставляют декларации о доходах, где сумма доходов - "0", сумма предполагаемого дохода на предстоящий период- "0" .
Кроме того, предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога по определенным видам деятельности, согласно записи в их свидетельствах о государственной регистрации, имеют право также осуществлять виды деятельности, не переведенные на уплату единого налога, но в действительности их не осуществляют. И в первом и во втором случаях отсутствует объект налогообложения для начисления НДС. Существует ли в таких случаях обязанность по предоставлению налоговых деклараций (расчетов) по НДС?
Ответ: В соответствии со статьей 143 части II Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. в состав плательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели.
Согласно статьи 80 части I Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Исходя из изложенного, индивидуальным предпринимателям, в том числе освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также переведенным по определенным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход, в связи с тем, что они являются потенциальными налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, независимо от наличия в отчетном периоде облагаемого оборота, следует ежемесячно представлять декларацию по налогу на добавленную стоимость в налоговый орган по месту их постановки на учет в качестве налогоплательщиков на бланке установленной формы.
Вопрос 13: В свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя указаны следующие виды деятельности: "Розничная торговля, транспортные перевозки", записей о других видах деятельности в свидетельстве нет.
Предпринимательскую деятельность он не осуществляет в связи с трудоустройством на постоянное место работы. Свой киоск сдает в аренду другому предпринимателю. Является ли данный предприниматель плательщиком налога на добавленную стоимость?
Ответ: Согласно ст.143 части II Налогового кодекса РФ с 1 января 2001 года в состав плательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели.
Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость с услуг по сдаче в аренду помещений главой 21 части II Налогового кодекса РФ не предусмотрено.
Отсутствие в свидетельстве государственной регистрации индивидуального предпринимателя вида деятельности, подпадающего под налогообложение, не освобождает его от уплаты налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом I статьи 145 части II Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели имеют право с 1 апреля 2001 г. на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца (январь-март 2001 г.) сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. рублей.
При этом, следует учитывать, что применение ст.145 не распространяется на налогоплательщиков, в том числе индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.
Вопрос 14: Где должен уплачиваться налог на добавленную стоимость частным предпринимателем: по месту жительства или по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества?
Ответ: В соответствии со статьями 83-85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, в собственности которых находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на добавленную стоимость как по своему месту жительства, так и по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества.
Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого имущества. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость выдается по месту жительства индивидуального предпринимателя.
Следовательно, согласно пункту 2 статьи 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту регистрации предпринимателя в качестве налогоплательщика (по месту жительства).
Вопрос 15: В соответствии с п.2 статьи 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДС является выполнение работ для собственных нужд (в т. ч. содержание объектов жилищного фонда).
Следует ли из суммы НДС, подлежащей к уплате в бюджет исключать сумму налога по приобретенным ТМЦ, которая будет направлена предприятием для содержания вышеуказанных объектов?
Ответ: В соответствии со статьей 171 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им по товарно-материальным ценностям, приобретенным для осуществления производственной деятельности или иных операций, которые в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса Российской Федерации признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 (с изменениями и дополнениями) "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" затраты по содержанию культурно-бытовых и других объектов, находящихся на балансе предприятий не подлежат, включению в себестоимость продукции (работ, услуг), следовательно, передача товаров (работ, услуг) для содержания вышеназванных объектов является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость в соответствии со ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос 16: Акционерное общество имеет на балансе объект незавершенного строительства (недостроенное здание).
Все затраты, произведенные АО по указанному объекту и его строительство, включая НДС, отражены на балансовом счете 08. АО решило продать этот объект.
Каков порядок исчисления НДС при продаже объекта незавершенного строительства?
Ответ: Согласно п. 3 ст. 154 части II Налогового кодекса Российской Федерации при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 ч. II Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом налога, акцизов и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
В таком же порядке определяется налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации объекта незавершенного строительства.
Вопрос 17: На собрании учредителей (3 человека) было решено внести самим временную финансовую помощь предприятию, которую затем предприятие будет возвращать. На аукционе, состоявшемся 5 января 2001 года нашим предприятием было выкуплено на эти деньги производственное здание для электроцеха. Аукцион проводил Федеральный долговой центр, который выписал нам счет-фактуру. В счете-фактуре был выделен НДС. Имеет ли предприятие поставить сумму НДС, указанную в счете, к зачету при расчете налога на добавленную стоимость? Предприятием до окончательной регистрации здания в отделе юстиции г. Иванова, сумма, уплаченная на аукционе, учтена на 08 счете.
Ответ: В соответствии с п.п. 15 п. 3 ст. 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме. При оформлении договора займа денежные средства не облагаются налогом на добавленную стоимость только в том случае, если их поступление и их возврат отражены на счетах бухгалтерского учета Вашей организации как заемные денежные средства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету у налогоплательщика при условии принятия к учету на баланс покупателя товаров (работ, услуг), их оплаты и наличия счета-фактуры с выделением отдельной строкой суммы налога.
Согласно статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ " О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ", вступившим в силу с 31 января 1998 года, объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в едином государственном реестре, не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. Указанный объект до момента регистрации права собственности должен отражаться на счете 08 "капитальные вложения".
В связи с изложенным порядком, сумма налога на добавленную стоимость, по приобретенному Вашей организацией производственному зданию, подлежит вычету только по мере постановки его на учет как объекта основных средств, т.е. на 01 счет.
Вопрос 18: Облагается ли налогом на добавленную стоимость передача в аренду земельных участков, оформляемая через земельные комитеты администраций сельских советов. Если да, то кто должен производить уплату в бюджет НДС по данным операциям - арендатор или арендодатель?
Ответ: Статьями 39 и 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги по сдаче в аренду земельных участков не освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества.
При этом налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества, которые обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Вопрос 19: Будет ли облагаться налогом на добавленную стоимость вознаграждение за услуги по реализации товаров, если по договору комиссии деньги за проданный товар поступают на расчетный счет комиссионера, а потом он их перечисляет комитенту в полном объеме. Затем комиссионер получает вознаграждение от комитента? Платиться ли НДС с сумм, которые проходят через расчетный счет агента, или только с вознаграждения?
Ответ: Согласно п.3 статьи 4, п. 2 статьи 7 Закона "О налоге на добавленную стоимость" и пункта 19 Инструкции Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" от 11 октября 1995 г. N 39 (с учетом изменений и дополнений) исчисление НДС при реализации товаров по договорам комиссии, поручения или агентским договорам (см. ГК РФ ст. 971, ст. 990, ст. 1005) ставилось в зависимость от того, принимает ли комиссионер участие в расчетах. Облагаемым оборотом по этим договорам с участием комиссионера в расчетах является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых покупателям, а сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей товаров, и суммами налога, уплаченными комитенту. Вступающая в силу с 1 января 2001г. глава 21 части второй НК РФ "Налог на добавленную стоимость" значительно упрощает порядок исчисления и уплаты НДС налогоплательщиками, осуществляющими посредническую деятельность. Статьей 156 части второй НК РФ предусмотрено, что при осуществлении посреднической деятельности (на основе договора поручения, комиссии или агентского договора) в налогооблагаемый оборот включается только сумма дохода, полученная посредником в виде вознаграждений при исполнении любого из указанных договоров. При применении ст. 156 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо учитывать, что суммы, полученные комиссионерами от комитентов для исполнения сделки и суммы, полученные комиссионерами от покупателей товаров (работ, услуг) (за исключением сумм, причитающихся в виде вознаграждений или любых иных доходов), в налоговую базу не включаются.
Комитент при передаче товаров комиссионеру выписывает счет-фактуру на имя комиссионера, который эти товары принимает на забалансовый счет.
При отгрузке товаров комиссионер от своего имени составляет счет-фактуру на имя покупателя с указанием полной продажной цены реализуемого товара.
Комиссионер хранит счета-фактуры, полученные как от комитента, так и выписанные покупателю, в журналах учета получаемых и выставленных счетов-фактур.
Кроме того, комиссионер выписывает на имя комитента счет-фактуру на сумму комиссионного вознаграждения, который хранится у комиссионера в журнале учета выдаваемых счетов-фактур и регистрируется им в книге продаж в общеустановленном порядке.
Вопрос 20: Следует ли производить возмещение из бюджета НДС с чеков при приобретении горюче-смазочных материалов на АЗС при отсутствии счета-фактуры?
Ответ: В соответствии со статьей 168 части II Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
При этом пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Согласно пункту 1 статьи 169 части II Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном 21 главой части II Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в целях подтверждения права на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по горюче-смазочным материалам, приобретенным за наличный расчет на автозаправочных станциях, налогоплательщик, кроме кассового чека (являющегося в данном случае расчетным документом) с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, должен иметь счет-фактуру, оформленный в установленном порядке.
Вопрос 21: Когда налогоплательщик должен представить заявление в налоговую инспекцию на возврат излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость на его расчетный счет?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 176 части II Налогового кодекса РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по реализованным товарам (работам, услугам), то полученная разница подлежит возмещению (зачету) предприятию. Налоговая инспекция самостоятельно направляет указанные суммы в отчетном периоде и в течение трех налоговых периодов, следующих за ним, в счет уплаты налогов, сборов, пеней, погашение недоимки или сумм налоговых санкций. Согласно пункту 3 данной статьи не зачтенная по истечении трех календарных месяцев, следующих за отчетным, сумма налога на добавленную стоимость должна быть возвращена налогоплательщику по его заявлению.
Так как сумма излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащая возврату налогоплательщику, определяется только по истечении вышеуказанных трех налоговых периодов, то и с этого момента у налогового органа возникает обязанность по возврату конкретной суммы НДС из бюджета, а у налогоплательщика - право подачи письменного заявления на возмещение данной суммы.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате суммы НДС из бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Дополнительно обращаем внимание на то, что в случае нарушения сроков, установленных в пункте 3 статьи 176 Кодекса на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Вопрос 22: В связи с введением в действие с 1 января 2001 г. главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации просим разъяснить порядок уплаты и возмещения налога на добавленную стоимость юридическим лицом, являющимся плательщиком указанного налога, в случае приобретения им продукции (товаров), ввозимых из Республики Беларусь.
Просим также разъяснить порядок уплаты НДС по продукции (товарам), поставляемым в Беларусь.
Ответ: В соответствии со статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 июля 2001 г. реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Реализация на территории Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, произведенных на территории Российской Федерации. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующим субъектам Республики Беларусь, подлежат вычету (зачету) в порядке, действовавшем до введения части второй Налогового кодекса.
Информацией о подписании соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов по взаимной торговле с 1 июля 2001 г. Управление МНС по Ивановской области в настоящее время не располагает.
Вопрос 23: Предприятие закупает хлопок у хозяйствующего субъекта Республики Казахстан, расчет происходит согласно выставленных счетов с выделенным НДС. Имеет ли право наше предприятие возмещать сумму НДС из бюджета?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 июля 2001 г. суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующему субъекту государства-участника Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (зачету) в размере, указанном в накладных, счетах-фактурах, выписанных поставщиком, при наличии на них таможенных отметок государства-участника СНГ и Российской Федерации, а также если страной происхождения, указанной в грузовой таможенной декларации, оформленной в таможенном режиме "импорт", является государствоучастник СНГ.
Вопрос 24: Должен ли уплачиваться НДС с авансов, полученных в счет предстоящего экспорта или нет?
Если должен уплачиваться НДС с авансов, полученных в счет предстоящего экспорта, то в течение какого периода сумма оплаченных авансовых платежей будет возвращена или произойдет взаимозачет организации?
Ответ: В соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьей 162 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Положения настоящего подпункта не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "в пункте 7 статьи 164 НК РФ" следует читать: "в пункте 6 статьи 164 НК РФ"
Суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ подлежат вычетам только при предоставлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, и на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ.
На основании изложенного следует, если налогоплательщиком аванс получен в отчетном периоде, в котором не был собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, то с суммы аванса следует исчислить НДС и отразить его по строке 11 раздела II декларации по налоговой ставке 0 процентов за отчетный период. Вычет суммы НДС, исчисленной с аванса, производится в том отчетом периоде, в котором собраны документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, и на основании налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов, по строке 6 раздела I которой отражается указанная сумма НДС.
Заместитель руководителя Управления,
государственный советник налоговой
службы III ранга | В.П. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Управления МНС по Ивановской области от 30 марта 2001 г. N 04-05
Текст информации официально опубликован не был