Постановление Арбитражного Суда Ивановской области
от 14 января 2002 г. N 1462/5
Арбитражный суд Ивановской области в составе: председательствующего Герасимова В.Д., судей: Борисовой В.Н., Голикова С.Н., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Кинешме на решение арбитражного суда Ивановской области от 13 ноября 2001 г. по делу N 1462/5,
установил:
В арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением о признании неправомерными действий руководителя ИМНС РФ по г. Кинешме, выразившихся в отказе произвести перерасчет задолженности по пени, подлежащих уплате в Пенсионный фонд, обратилось ОАО "Автоагрегат".
Решением арбитражного суда исковые требования были удовлетворены. Удовлетворяя иск, суд руководствовался ст. 9 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ и ст. 8 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ, согласно которым органы государственных внебюджетных фондов введены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ установил ограничения в части взыскиваемой пени суммой недоимки, образовавшейся на 1 января 1999 г. и на 17 августа 1999 г. Действие названных актов распространяется на спорные правоотношения. Судебный акт от 13 ноября 2001 г. был обжалован Инспекцией МНС РФ по г. Кинешме путем подачи апелляционной жалобы. По мнению заявителя жалобы, решение арбитражного суда подлежит отмене, исходя из следующих обстоятельств.
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ регулировал отношения, возникшие между налогоплательщиками и налоговыми органами. ОАО "Автоагрегат" плательщиком налога не являлся, так как взносы в Пенсионный фонд не значились в числе налогов и сборов, перечисленных ст. ст. 19 - 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в РФ". Указанный судом закон не может применяться к рассматриваемым правоотношениям. Инспекция МНС РФ по г. Кинешме не могла выступать в качестве ответчика по делу, так как на нее не возложена обязанность перерасчета недоимок по страховым взносам и пени в Пенсионный фонд. У налогового органа отсутствуют сведения о размере недоимки по пени по состоянию на 17 августа 1999 г.
По мнению заявителя жалобы в качестве ответчика по делу должно выступать должностное лицо, чьи действия обжалуются.
ОАО "Автоагрегат" считает оспариваемый судебный акт правомерным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу и приведенным его представителями в судебном заседании.
Привлеченное для участия в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика ОПФ частично согласилось с доводами, приведенными заявителем жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена апелляционной инстанцией арбитражного суда Ивановской области в соответствии с требованиями ст. ст. 155 - 157 АПК РФ.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы, заслушав представителей сторон, апелляционная инстанция не нашла оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующих обстоятельств.
ОАО "Автоагрегат" 25 апреля 2001 г. обратилось в Инспекцию МНС РФ по г. Кинешме с заявлением о перерасчете задолженности по пени перед Пенсионным фондом РФ путем снижения суммы подлежащей уплате пени до размера суммы недоимки в соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ. В удовлетворении заявления налоговым органом было отказано, что послужило основанием для обращения ОАО "Автоагрегат" с исковым заявлением о признании отказа неправомерным.
В соответствии с п. 7 ст. 9, ст. 34.1. Налогового кодекса в ред. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ действие Налогового кодекса РФ распространяется на государственные внебюджетные фонды. При этом в силу действия ст. 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ (в ред. ФЗ от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ) законодательные акты, регулирующие порядок деятельности внебюджетных фондов, подлежат применению в части, непротиворечащей Налоговому кодексу РФ.
Статьей 8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ установлено, что суммы пени, начисленные по состоянию на 1 января 1999 г., но не уплаченные плательщиком сборов уплачиваются в размере, но не более неуплаченной суммы налога. С 1 января 1999 г. по 17 августа 1999 г. на сумму недоимки по налогам пени начисляются по процентной ставке, равной одной трехсотой действовавшей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,1% в день. Сумма пени, начисленная по состоянию на 17 августа 1999 г., не может превышать размер неустойки на эту же дату. В связи с изложенным, ОАО "Автоагрегат" правомерно поставил вопрос об уменьшении суммы подлежащей к уплате пени до размера задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд, образовавшейся по состоянию на 17 августа 1999 г.
Взыскание сумм недоимок, пеней и штрафов по платежам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 г. в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. На налоговые органы названным законодательным актом также возложены функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения указанных взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, в рассматриваемом случае произвести перерасчет недоимки по пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд. Размер сумм недоимки по страховым взносам и пени по состоянию на 18 июля 1999 г. установлен актом сверки расчетов, составленным ОАО "Автоагрегат" и ОПФР по Ивановской области. При наличии сомнений в достоверности сведений, отраженных в акте сверки расчетов, налоговый орган вправе в рамках, предоставленных ему ст. 31 НК РФ, полномочий истребовать необходимую документацию и провести проверку правильности расчетов.
Заявление налогового органа о необходимости привлечения для участия в деле в качестве ответчика должностного лица, чьи действия обжалуются, не может служить основанием для изменения судебного акта. Из материалов дела следует, что налогоплательщик фактически оспаривает акт налогового органа, оформленного в виде письма. Кроме того, в соответствии с п. 49 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 истец вправе указать в качестве ответчика по иску как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.
В связи с тем, что Инспекция МНС РФ по г. Кинешме в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по госпошлине не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 95, 155 - 157 АПК РФ,
постановил:
Апелляционную жалобу ИМНС РФ по г. Кинешме от 11 декабря 2001 г. оставить без удовлетворения, а решение арбитражного суда Ивановской области от 13 ноября 2001 г. по делу N 1462/5 без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного Суда Ивановской области от 14 января 2002 г. N 1462/5 Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 г., а также контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют налоговые органы РФ
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника