Рассмотрев бюджетное послание Главы Администрации (Губернатора) Ивановской области Законодательному Собранию Ивановской области "О бюджетной политике Ивановской области на 2002 год" (вх. N 1870-1-8 от 19 июня 2001 г.), руководствуясь посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (вх. N 1029-105 от 9 апреля 2001 г.), Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ивановской области, Законом Ивановской области "Бюджетный кодекс Ивановской области (части вторая и третья)", Законодательное Собрание Ивановской области постановляет:
1. Одобрить в целом представленную Главой Администрации (Губернатором) Ивановской области концепцию бюджетной политики Ивановской области на 2002 год, изложенную в бюджетном послании.
2. Предложить Администрации Ивановской области при разработке проекта областного бюджета на 2002 год рассмотреть предложения, высказанные депутатами в ходе обсуждения:
- максимально увеличить уровень собираемости обязательных платежей в бюджет Ивановской области, с доведением его до 100-процентного показателя;
- предусмотреть расходы на увеличение заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы в 1,89 раза с 1 января 2002 г.;
- указать в доходах областного бюджета и бюджетов муниципальных образований строку "Мобилизация просроченной задолженности по налоговым платежам" с соответствующими суммами;
- расписать в виде приложения к проекту закона "Об областном бюджете на 2002 год" кредиторскую задолженность налогоплательщиков в областной бюджет по следующим направлениям: отсроченная задолженность в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ, реструктуризированная задолженность, налоговые кредиты, просроченная задолженность, пени и штрафы;
- в рамках областной инвестиционной программы определить сроки введения в действие объектов, в том числе их очередей (этапов) и не открывать финансирование по новым объектам с целью направления средств на объекты с высокой степенью готовности;
- учесть в адресной инвестиционной программе Ивановской области на 2002 год объекты из адресной инвестиционной программы Ивановской области на 2001 год, предусмотренные к финансированию за счет дополнительных доходов, если по данным объектам в Администрацию области представлена проектно-сметная документация с преимущественным финансированием незавершенного строительства;
- обеспечить предусмотрение 100 процентов оплаты за топливно-энергетические ресурсы с учетом погашения кредиторской задолженности перед энергоснабжающими организациями, а также при расчете расходов на топливно-энергетические ресурсы учесть инфляционные дефляторы;
- предусмотреть расходы для города Иванова на выполнение функций областного центра;
- предусмотреть расходы на организацию постоянно действующей передвижной выставки Ивановской области;
- предусмотреть в расходной части областного бюджета образование целевых бюджетных фондов с целью рефинансирования банковской процентной ставки, а также безвозмездного субсидирования и выделения субвенций:
а) поддержки градообразующих и социально значимых для области предприятий в сумме не менее 30 млн. рублей;
б) по переселению из ветхого (аварийного) жилья, а также ремонта аварийного жилья в сумме не менее 100 млн. рублей;
в) ипотечного кредитования строительства и приобретения жилья в сумме не менее 15 млн. рублей;
г) поддержки материально-технической базы общеобразовательных школ области в сумме не менее 15 млн. рублей;
д) поддержки и развития санаторно-курортного хозяйства и туризма в сумме 15 млн. рублей.
3. Предложить Главе Администрации (Губернатору) Ивановской области рассмотреть вопрос о формировании за счет дополнительных доходов областного бюджета стабилизационного фонда области для расчетов по обязательствам Ивановской области, с утверждением порядка использования и направления расходов Законодательным Собранием.
4. Направить настоящее постановление Главе Администрации (Губернатору) Ивановской области (Тихонову В.И.).
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по бюджету, финансовой и налоговой политике (Мельников А.В.).
6. Опубликовать настоящее постановление в "Собрании законодательства Ивановской области".
Председатель
Законодательного Собрания
Ивановской области |
В.С.Гришин |
Бюджетное послание
Главы Администрации Ивановской области
Законодательному Собранию Ивановской области
"О бюджетной политике Ивановской области на 2002 г."
Основные итоги бюджетной политики в 2000 - начале 2001 г.
В прошедшем году в экономическом развитии Ивановской области были достигнуты определенные результаты. В области проводились и проводятся мероприятия по мобилизации дополнительных доходов и сокращению бюджетных расходов:
- проводится реструктуризация задолженности юридических лиц перед областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
- проводится работа по повышению эффективности управления областными государственными унитарными предприятиями и принятию мер по ликвидации убыточных предприятий;
- прекращена практика применения безденежных форм расчетов по платежам в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований;
- пересмотрен порядок предоставления льгот по налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджет Ивановской области, имея в виду их максимальное сокращение;
- продолжает работу комиссия при Главе Администрации области по обеспечению своевременности и полноты поступлений обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, созданная в целях стабилизации ситуации в сфере собираемости платежей в бюджеты, повышения уровня ответственности глав администраций городов и районов, руководителей предприятий и организаций за полноту и своевременность уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджеты;
- в целях приведения уровня тарифов на услуги жилищно - коммунального хозяйства и оплаты этих услуг населением в соответствие с федеральными стандартами установлена максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 22 процентов в совокупном доходе семьи, повышен уровень платежей граждан за жилье и коммунальные услуги в зависимости от затрат;
- в целях экономного расходования средств утверждаются лимиты расходов на услуги связи, лимиты потребления электро- и теплоэнергии. Исходя из установленных лимитов установлен контроль по оплате этих услуг в натуральном и стоимостном выражении.
Расходование бюджетных средств производится исходя из обеспечения приоритетов в области социальной сферы и направлений, связанных с жизнедеятельностью области. Полностью ликвидирована задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, в полном объеме бюджет рассчитался с гражданами, имеющими детей, по выплате ежемесячных государственных пособий за 1997 год, решаются вопросы по недопущению кризисной обстановки в энергообеспечении области, 100% оплате за топливно - энергетические ресурсы. Проведена инвентаризация кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2000 года, по результатам которой определены объемы ее погашения в 2001 году.
Поменялись принципы государственных заимствований, основывающиеся на возможностях бюджета по их обслуживанию и погашению. Основным направлением в области заимствований являлось снижение долгового бремени на бюджет.
Продолжалась работа по усилению финансового контроля за целевым использованием средств областного и местных бюджетов.
Основные задачи бюджетной политики в 2002 г.
Бюджетная политика должна способствовать обеспечению сбалансированности, реалистичности и эффективности управления средствами областного и местных бюджетов Ивановской области. Бюджет должен олицетворять ответственность области за безусловное выполнение взятых на себя обязательств. Каким будет исполнение бюджета, таким во многом будет и отношение к органам власти области, районов и городов. Крайне важно превратить бюджет в действенный инструмент политики финансового оздоровления экономики области. Бюджетная политика должна быть направлена на то, чтобы максимально сконцентрировать финансовые ресурсы на решение приоритетных задач при одновременном сокращении неэффективных расходов и обеспечить стабильность в социальных отраслях. Необходимо проводить дальнейшее реформирование системы межбюджетных отношений на принципах разграничений расходных и доходных полномочий между уровнями бюджетной системы. Установить жесткий контроль за формированием и использованием всех финансовых ресурсов бюджетополучателей.
Первоочередные задачи бюджетной политики в области доходов
Увеличение доходов бюджета области в основном должно происходить за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота.
В 2001 году вступила в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая система стала менее обременительной и более прозрачной для налогоплательщиков. Появились стимулы для вывода из "тени" ранее укрываемых от налогообложения доходов, для роста налоговых поступлений.
Учитывая направления налоговой реформы в Российской Федерации, задачами органов государственной власти в вопросе развития налоговой реформы становятся:
- продолжение дальнейшей работы по совершенствованию Закона Ивановской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в части оптимизации значений базовой доходности и корректирующих коэффициентов, используемых при расчете единого налога на вмененный доход;
- требуется продолжить работу по погашению налоговой задолженности предприятий, в т. ч. через принятие мер по реструктуризации накопившейся налоговой задолженности в бюджет области. В отношении неработающих предприятий необходимо более решительно применять процедуру банкротства. Серьезные резервы в работе с налогоплательщиками скрыты в разъяснительной и информационной деятельности;
- существенным источником пополнения бюджета должно стать наведение порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в областной собственности. Необходимо установить жесткий контроль за использованием таких объектов, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от аренды областной собственности в бюджет области. Необходимы оценка и анализ финансово-экономического потенциала государственной собственности, расположенной на территории области;
- необходимо повысить уровень собираемости налогов и сборов, что может быть достигнуто также за счет реализации указанных выше целей налоговой реформы.
Одновременно с проведением налоговой реформы необходимо продолжать работу по дальнейшему укреплению системы налогового администрирования, отмене экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, повышению экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствованию налогового контроля за правильностью применения цен в целях налогообложения.
Первоочередные задачи бюджетной политики в области расходов
Важнейшей задачей области в целом является дальнейшая реализация программы экономии государственных расходов. Основными ее направлениями являются следующие.
1. Следует установить жесткие сметы расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений.
2. Повысить ответственность законодательной и исполнительной власти за принимаемые решения и их реализацию в целях ограничения непомерных обязательств, возлагаемых на областной и местные бюджеты.
3. Усилить контроль за рациональным и экономным расходованием бюджетных средств.
4. Предстоит продолжить оптимизацию сети бюджетных учреждений в соответствии с потребностями области. Должна быть проведена инвентаризация организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета, имея в виду уточнение их правового статуса, определение форм расходов областного бюджета. Нуждаются в доработке отдельные положения Бюджетного кодекса Ивановской области.
5. Производить осуществление государственных закупок продукции для нужд области на конкурсной основе.
6. Увязывать осуществление расходов на оплату бюджетными организациями потребляемых топливно - энергетических ресурсов с соблюдением лимитов их потребления и обеспечить реальными бюджетными ресурсами.
7. Продолжить работу по реформированию жилищно - коммунального хозяйства, выполнению энергосберегающих мероприятий, которые позволят снизить издержки на производство коммунальных услуг, сократить затраты на эксплуатацию жилья, смягчить для населения процесс перехода отрасли на режим безубыточного функционирования и самоокупаемости.
8. Усилить ответственность государственных заказчиков областных целевых программ за реалистичность предусматриваемых в них мероприятий. Областные целевые программы должны базироваться на четко определенных критериях и быть увязаны с ресурсным обеспечением.
9. Продолжить работу по урегулированию кредиторской задолженности областного и местных бюджетов, сложившуюся по состоянию 1 января 2001 года.
10. Усилить контроль за расходными обязательствами бюджетных организаций.
Политика в области межбюджетных отношений
В числе основных направлений бюджетной политики Ивановской области занимает совершенствование механизма финансовых взаимоотношений между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований, прежде всего при формировании и распределении финансовой помощи из фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Начиная с 2000 года при разработке областного бюджета применяется объективная и прозрачная методика распределения финансовой помощи бюджетам муниципальных образований из областного бюджета. Эта методика предусматривает устранение противоречий, возникающих при формировании межбюджетных отношений, обеспечивает равный подход к бюджетам всех муниципальных образований, позволяет избежать субъективизма при распределении финансовой помощи и решить задачу выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Расходная часть бюджета рассчитывается для всех территорий по единым нормативам. Для учета специфики отдельных территорий, применяются корректирующие коэффициенты к нормативам расходов, группировка муниципальных образований по определенным параметрам. В целях сокращения денежного потока между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований передаются нормативы по регулирующим или другим налогам. Недостающие средства для финансирования текущих расходов будут выделяться муниципальным образованиям в виде дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
С учетом проведения четкого разграничения расходов, финансируемых из областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, требуется рассмотреть вопрос о передаче отдельных видов расходов областного бюджета в бюджеты муниципальных образований.
В 2002 году будет продолжено дополнение фонда финансовой поддержки муниципальных образований целевыми формами финансовой помощи в виде субвенций и субсидий на осуществление определенных целевых расходов, в том числе и на реализацию федеральных социальных законов.
Совершенствование казначейских технологий
В 2002 году одной из приоритетных задач, служащих целям проведения бюджетной политики, управления доходами и расходами и совершенствования операций по их учету в процессе исполнения областного бюджета, является дальнейшая реализация установленных бюджетным законодательством казначейских принципов его исполнения. Переход к всеобъемлющему казначейскому контролю, предшествующему кассовому расходованию бюджетных средств, будет являться эффективным средством обеспечения их целевого и обоснованного использования, позволит не только выявлять нарушения финансовой дисциплины, но и предотвращать их.
В соответствии с этой задачей в 2002 году все получатели средств областного бюджета, оставшиеся неохваченными казначейским контролем в текущем году, должны быть также переведены на обслуживание в органы федерального казначейства. Предстоит разработать порядок и правила осуществления процедур санкционирования и финансирования расходов областного бюджета. Особое внимание при этом необходимо уделить этапам принятия и подтверждения денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета с целью недопущения несанкционированного роста кредиторской задолженности бюджетных учреждений.
Внедрение и применение казначейских принципов потребует совершенствования информационного обеспечения процессов формирования и исполнения областного бюджета с использованием современных информационных технологий, средств вычислительной техники и защиты информации.
Политика в области управления
государственным внутренним долгом Ивановской области
В 2000 году действия Администрации Ивановской области были направлены на сокращение уровня государственного внутреннего долга. В результате за прошлый год размер долговых обязательств области сократился на 164745 тыс. рублей и на 1 января 2001 г. составил 1105516 тыс. рублей. При этом в структуре долга 90% занимают обязательства по гарантиям перед федеральным бюджетом за текстильные предприятия по предоставленным кредитам прошлых лет (1994 - 1997 г. г.).
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо создать единую унифицированную систему управления государственным и муниципальным долгом области, включающую в себя систему учета государственных долговых обязательств (долговая книга) и стратегию управления государственным долгом. В целях достижения единообразия учета долговых обязательств целесообразно при составлении формы и параметров долговой книги Ивановской области ориентироваться на аналогичные документы, подготовленные на федеральном уровне. Стратегия в области управления внутренним долгом, являясь важнейшим направлением бюджетной политики, должна быть нацелена на оптимизацию структуры долга и снижение стоимости его обслуживания.
Единая система управления государственным долгом Ивановской области должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям региона по обслуживанию и погашению обязательств. При этом, учитывая имеющиеся существенные размеры областного долга и его структуру, целесообразно отказаться от практики предоставления гарантий предприятиям и организациям области по кредитам, получаемым в коммерческих банках. При возникновении потребностей региона в привлечении заемных средств не допускать их привлечение сверх установленного законом верхнего предела внутреннего долга. Сотрудничество с кредитными организациями области и филиалами коммерческих банков, работающих в регионе, должно осуществляться на максимально выгодных условиях для областного бюджета.
Усилия органов власти области по реализации бюджетной политики должны способствовать разработке и утверждению реалистичного бюджета на 2002 год, который не подвергался бы изменениям в ходе его исполнения. Закон Ивановской области "Об областном бюджете на 2002 год" должен стать одним из стабильных законодательных актов, а также четко определить финансовые обязательства Ивановской области по видам расходов на 2002 год.
Глава Администрации
Ивановской области |
В.И.Тихонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.