Объект налогообложения при упрощенной системе
В 2003 году объектом налогообложения при упрощенной системе могут быть доходы налогоплательщика, либо доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 Налогового кодекса).
К проблеме выбора следует подойти серьезно, поскольку налогоплательщик должен выбрать объект налогообложения, который не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы.
1. Понятие доходов раскрывается в ст. 346.15 Налогового кодекса. При этом для налогоплательщиков - юридических лиц состав доходов определен достаточно корректно и точно, благодаря ссылке на статьи 249 и 250 Налогового кодекса, а для предпринимателей содержание категории доходов довольно расплывчато, что может спровоцировать разночтения (и, как следствие, разногласия в процессе применения) этой нормы.
Следует предостеречь налогоплательщиков от заблуждения относительно понимания доходов при упрощенной системе налогообложения как "наценки", то есть разности между суммой выручки от продажи товаров, и суммой расходов по приобретению этих товаров. Для предприятий, осуществляющих торговую деятельность, доходом при упрощенной системе налогообложения будет являться вся выручка от продаж товаров (т.е. понятие, аналогичное понятию товарооборота).
2. Выбирая объект налогообложения необходимо руководствоваться двумя основными критериями:
- возможностями по организации достоверного учета;
- величиной налоговых ставок.
Налоговые ставки, согласно ст. 346.20 Налогового кодекса, составляют 6 процентов от дохода, либо 15 процентов от дохода, уменьшенного на величину расходов.
Сравнение налоговой нагрузки на налогоплательщика, рассчитанной для обоих вариантов налогообложения, позволяет определить оптимальный. Анализ изменения удельного веса расходов налогоплательщика в общей сумме доходов показывает, что:
1) если расходы составляют 60% от величины доходы, то сумма уплачиваемого налога одинакова для обоих рассматриваемых вариантов;
2) если величина расходов меньше 60% от дохода, то для налогоплательщика более выгодно применение налогообложения дохода;
3) если величина расходов больше 60 % от дохода, то для налогоплательщика более выгодно применение налогообложения дохода, уменьшенного на величину расходов.
3. Следует учесть, что налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страховани, но не более, чем на 50 процентов.
4. С точки зрения простоты учета объекта налогообложения (и, соответственно, достоверности определения налоговой базы), предпочтительнее выбор в качестве объекта налогообложения дохода. Этот фактор необходимо учитывать организациям и предпринимателям, осуществляющим производственную деятельность, характеризующуюся наличием на конец отчетного периода остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе, значительной дебиторской задолженности и т.п. Таким организациям гораздо сложнее правильно сформировать налоговую базу при обложении дохода, уменьшенную на величину расходов.
Сложности в формировании налоговой базы связаны, во-первых, с тем, что расходы налогоплательщика признаются только после их фактической оплаты. При этом, производственные ресурсы (например, сырье), приобретенные и оплаченные налогоплательщиком, но в отчетном (налоговом) периоде не использованные в производстве, не могут быть отнесены к расходам, уменьшающим доходы. Во-вторых, несмотря на существенное расширение состава расходов, по сравнению с ныне существующими, их перечень по-прежнему гораздо меньше, нежели используемый для общего режима налогообложения прибыли (дохода). Более того, из состава расходов исключен ряд признаваемых в настоящее время (например, эксплуатационные расходы).
5. Особое внимание следует уделить анализу расходов на приобретение основных средств. Здесь есть свои как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным моментам относится возможность уменьшения налогооблагаемого дохода на величину расходов по приобретению основных средств. При этом предусматривается особый порядок для отнесения на расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных предприятием до момента перехода на упрощенную систему налогообложения. К негативным сторонам относится обязанность налогоплательщика пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации в случае реализации до истечения трех лет с момента их приобретения (до истечения 10 лет - в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет). Причем такой пересчет сопровождается доначислением суммы налога за те периоды, в которых осуществлено отнесение на расходы стоимости основных средств, и начислением пени за эти периоды.
6. Следует также учитывать, что статья 346.18 Налогового кодекса вводит принципиально новое понятие для российской системы налогообложения - сумму минимального налога. Минимальный налог составляет 1 процент от дохода. Минимальный налог уплачивается налогоплательщиками, избравшими в качестве объекта налогообложения доходы, умеьшенные на сумму расходов, в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше величины минимального налога. Например, налогоплательщик уплачивает налог 15% от суммы дохода, уменьшенного на величину расходов. При этом, доход налогоплательщика за налоговый период составил 5000 тыс.руб., расходы - 4950 тыс. руб. Соответственно, налогооблагаемый доход - 5000 - 4950 = 50 тыс.руб., величина налога составит - 50 * 15 % = 7,5 тыс. руб.
Минимальный налог, рассчитанный для данного налогоплательщика, 5000 * 1 % = 50 тыс.руб.
Как видно из приведенного примера, налогоплательщик должен будет заплатить налог в сумме 50 тыс.руб, поскольку сумма налога, исчисленного в общем порядке (7,5 тыс. руб.), меньше величины минимального налога.
Однако, в следующие налоговые периоды, налогоплательщик сможет уменьшить налогооблагаемый доход на сумму разницы между минимальным налогом (50 тыс. руб.) и "реальным" (7,5 тыс. руб.), что составляет 42,5 тыс.руб.
7. Статьей 346.18 Налогового кодекса установлена возможность уменьшения налоговой базы на величину убытков, полученных налогоплательщиком в прошлые периоды (но не более чем на 30 процентов от налоговой базы и в течение не более чем 10 лет).
Учитывая перечисленные выше условия и необходимо выбирать объект налогообложения.
Сорокин С.В., Цупко Е.В., 2002
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сорокин С.В., Цупко Е.В. Объект налогообложения при упрощенной системе - Иваново: Юридическое бюро "Консалт", 2002
Адрес юридического бюро "Консалт": 153022 г.Иваново, ул.Велижская, д.8, оф.615
E-mail: mail@consalt.ru; www.consalt.ru
Тел/факс: (0932)29-09-09; 23-27-18; 23-88-24