Решение Ивановского областного Суда
от 10 июня 2004 г. N 3-62
Определением Верховного Суда РФ от 8 сентября 2004 г. N 7-Г04-11 настоящее решение оставлено без изменения
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи |
Неупокоевой Л. В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Иванове 10 июня 2004 года дело по заявлению прокурора Ивановской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений Закона Ивановской области от 31 декабря 1997 года N 47-ОЗ "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти Ивановской области, органах Администрации Ивановской области, иных государственных органах Ивановской области",
установил:
Прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений Закона Ивановской области от 31 декабря 1997 года N 47-ОЗ "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти Ивановской области, органах Администрации Ивановской области, иных государственных органах Ивановской области" в редакциях от 13.02.2002 N 4-ОЗ, от 31.12.2002 N 104-ОЗ, от 29.09.2003 N 87-ОЗ и от 09.12.2003 N 121-ОЗ, поскольку отдельные положения областного Закона противоречат нормам Бюджетного кодекса РФ.
Так, п. 2 ст. 4 Закона области устанавливает государственным служащим Ивановской области больший чем у федеральных государственных служащих территориальных органов размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет: при стаже работы от 5 до 10 лет - 20% от оклада, от 10 до 15 лет - 30%, от 15 до 20 лет - 40%,
а п. 2 ст. 6 Закона предусматривает больший размер премий по результатам работы, а именно предусмотрена выплата премий в размере 6 должностных окладов в год.
Тогда как у федеральных государственных служащих территориальных органов государственной власти в соответствии с п. 2 и п. 4 Указа Президента РФ N 265 от 06.03.1998 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" надбавка к должностному окладу за выслугу лет составляет: при стаже работы от 5 до 10 лет - 15% от оклада, от 10 до 15 лет - 20%, от 15 до 20 лет - 30%, а премии по итогам работы предусмотрены в размере 3 должностных окладов в год.
Кроме того, приложением N 2 к Закону области установлены должностные оклады государственных служащих органов государственной власти Ивановской области по должностям: начальника отдела - 3100 - 3600 руб., заместителя начальника отдела - 2800 - 3100 руб., консультанта - 3100 руб., главного специалиста - 2400 - 2700 руб., ведущего специалиста - 2000 - 2200 руб., специалиста 1 категории - 1600 - 2000 руб., специалиста 2 категории - 1200 - 1700 руб., специалиста - 1200 руб., которые также превышают размеры должностных окладов федеральных государственных служащих по аналогичным должностям в субъектах РФ с численностью населения свыше 1 млн. человек (к которым относится Ивановская область), установленных в разделе 1 приложения N 1 Указа Президента РФ N 265, с учетом произведенных последующими указами Президента РФ N 1103 от 23.08.1999, N 1853 от 09.11.2000, N 1117 от 23.09.2003 индексаций: начальника отдела - 2697,3 - 2997 руб., заместителя начальника отдела - 2397,6 - 2697,3 руб., консультанта - 2297,7 руб., главного специалиста - 1998 - 2197,8 руб., ведущего специалиста - 1598,4 - 1998 руб., специалиста 1 категории - 1198,8 - 1598 руб., специалиста 2 категории - 999 - 1198,8 руб., специалиста - 799,2 - 999 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Ивановская область, являясь субъектом Российской Федерации, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, согласно п. 2 ст. 134 Бюджетного кодекса РФ не имеет права ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений.
В связи с изложенным прокурор просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с даты вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона Ивановской области от 31 декабря 1997 года N 47-ОЗ "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти Ивановской области, органах Администрации Ивановской области, иных государственных органах Ивановской области":
п. 2. ст. 4 и п. 2 ст. 6 в части, устанавливающей размеры доплат за выслугу лет и премий по результатам работы государственным служащим Ивановской области,
приложение N 2 к Закону в части, устанавливающей размеры должностных окладов по должностям: начальника отдела, заместителя начальника отдела, консультанта, главного специалиста, ведущего специалиста, специалиста 1 категории, специалиста 2 категории и специалиста.
В судебном заседании прокурор Печенкин А.В. требования поддержал в полном объеме.
Представитель Законодательного Собрания Ивановской области Живаева Л.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласна. Пояснила, что Ивановская область получает дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, но в ст. 134 БК РФ говорится о дотациях на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Таких дотаций Ивановская область как субъект РФ не получает, доказательств этого прокуратурой не представлено. Соглашение об исполнении бюджета Ивановской области через Федеральное казначейство Российской Федерации, предусмотренное ч. 1 ст. 134 БК РФ, отсутствует. Условия получения этой помощи не определены, до настоящего времени не утверждены нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности. Считает, что нормы Бюджетного кодекса РФ в данном случае применены быть не могут, поскольку государственные служащие Ивановской области не являются субъектами бюджетных правоотношений. БК РФ не устанавливает норм трудового права, к которым относятся особые условия трудового договора. Полагает, что в данном случае должны применяться нормы Трудового кодекса Российской Федерации и ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ. Кроме того, отсутствуют законодательно установленные соотношения должностей федеральных служащих и служащих субъекта РФ, поэтому применение Указа Президента РФ N 265 неправомерно, не сопоставимо также сравнение территориальных федеральных государственных служащих с органами государственной исполнительной власти субъектов, так как их полномочия различны. Указывает на то, что в силу ст. 73 Конституции Российской Федерации Ивановская область как субъект Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законодательное Собрание установило размеры должностных окладов, надбавок за выслугу лет и премий по итогам работы государственным служащим Ивановской области в пределах своих полномочий. Сравнивая федерального государственного служащего и служащего субъекта РФ, следует подходить объективно. Размер должностных окладов, надбавок за выслугу лет, премий по итогам работы государственных служащих Ивановской области нельзя рассматривать вне контекста понятия оплаты труда в целом, сравнение каждой части оплаты отдельно необоснованно, поскольку федеральные государственные служащие имеют другие доплаты, надбавки за квалификационный класс и их реальное положение по оплате труда значительно выше. Утверждение, что государственные служащие Ивановской области находятся в лучшем положении, бездоказательно.
Указывает также на то, что оспариваемый Закон имеет неопределенный срок действия, а Закон о федеральном бюджете, в соответствии с которым предоставляется финансовая помощь области, - 1 год. В удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Представители Администрации Ивановской области Лапшин А.Н., Чуенков Е.М., Титова Е.А., действующие на основании доверенностей, поддерживают позицию по делу, высказанную представителем Законодательного Собрания Ивановской области. Пояснили, что Закон Ивановской области принят на основании Федерального закона от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", не противоречит Уставу Ивановской области и действующему законодательству. Считают, что прокурором Ивановской области сделано заключение о нарушении БК РФ на основании проведенного сравнения условий для федеральных государственных служащих и государственных служащих Ивановской области по выборочным критериям. Однако принцип сопоставления условий не определен законодательством, и его результаты не могут быть достаточными основаниями для доказательства лучшего положения государственных служащих Ивановской области перед федеральными государственными служащими. Кроме того, прокурором подано заявление в защиту интересов Российской Федерации без обоснования, какие интересы нарушаются. В связи с изложенным в удовлетворении заявления просят отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Печенкина А.В., поддержавшего заявленные требования, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 251 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", если принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления и должностного лица нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими правовыми актами, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим Закону полностью или в части.
Закон Ивановской области от 31 декабря 1997 года N 47-ОЗ "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти Ивановской области, органах Администрации Ивановской области, иных государственных органах Ивановской области" принят Законодательным Собранием 31.12.1997. Действующую редакцию его создают законы Ивановской области от 13.02.2002 N 4-ОЗ, от 31.12.2002 N 104-ОЗ, от 29.09.2003 N 87-ОЗ и от 09.12.2003 N 121-ОЗ, опубликованные в официальном печатном издании "Собрание законодательства Ивановской области".
П. 2 ст. 4 этого Закона области устанавливает государственным служащим Ивановской области следующие размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет:
при стаже работы от 5 до 10 лет - 20% от оклада,
от 10 до 15 лет - 30%,
от 15 до 20 лет - 40%,
а п. 2 ст. 6 Закона предусматривает премии по результатам работы - в размере 6 должностных окладов в год;
приложением N 2 к Закону области установлены должностные оклады государственных служащих органов государственной власти Ивановской области по должностям:
начальника отдела - 3100 - 3600 руб.,
заместителя начальника отдела - 2800 - 3100 руб.,
консультанта - 3100 руб.,
главного специалиста - 2400 - 2700 руб.,
ведущего специалиста - 2000 - 2200 руб.,
специалиста 1 категории - 1600 - 2000 руб.,
специалиста 2 категории - 1200 - 1700 руб.,
специалиста - 1200 руб.
Данные положения не соответствуют п. 2, п. 4 и разделу 1 приложения N 1 Указа Президента РФ N 265 от 06.03.1998 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации", а именно: у федеральных государственных служащих территориальных органов государственной власти надбавка к должностному окладу за выслугу лет составляет:
при стаже работы от 5 до 10 лет - 15% от оклада,
от 10 до 15 лет - 20%,
от 15 до 20 лет - 30%,
премии по итогам работы предусмотрены в размере 3 должностных окладов в год;
размеры должностных окладов федеральных государственных служащих по аналогичным должностям в субъектах РФ с численностью населения свыше 1 млн. человек (к которым относится Ивановская область), установленных в разделе 1 приложения N 1 Указа, с учетом произведенных последующими указами Президента РФ N 1103 от 23.08.1999, N 1853 от 09.11.2000, N 1117 от 23.09.2003 индексаций, составляют:
начальника отдела - 2697,3 - 2997 руб.,
заместителя начальника отдела - 2397,6 - 2697,3 руб.,
консультанта - 2297,7 руб.,
главного специалиста - 1998 - 2197,8 руб.,
ведущего специалиста - 1598,4 - 1998 руб.,
специалиста 1 категории - 1198,8 - 1598 руб.,
специалиста 2 категории - 999 - 1198,8 руб.,
специалиста - 799,2 - 999 руб.
Действительно, различия в организационной структуре, компетенции федеральных органов законодательной и исполнительной власти и органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ позволяют провести лишь условное сопоставление размеров денежного содержания государственных служащих. Однако сопоставление окладов, надбавок за выслугу лет, премий по итогам работы федеральных государственных служащих территориальных органов, установленных Указом Президента РФ, и государственных служащих Ивановской области имеет под собой логическое обоснование, поскольку обе категории государственных служащих проживают и работают в одной области, находятся в одинаковых условиях.
В соответствии с п. 2 ст. 134 БК РФ субъект Российской Федерации - получатель финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности - не имеет права ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы).
Ивановская область является субъектом Российской Федерации, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Среди форм оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в ст. 133 Бюджетного кодекса указаны лишь дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов. В силу ст. 4 ФЗ от 9 июля 1999 года "О введении в действие Бюджетного кодекса РФ" до принятия соответствующего федерального закона порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Согласно приложению 13 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2004 год" дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности Ивановской области на 2004 год составляет 2954600 тыс. рублей. Несмотря на то, что в настоящее время не утверждены минимальные государственные социальные стандарты и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, которые должны учитываться при распределении финансовой помощи, это обстоятельство не меняет основной направленности этой помощи - выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Доводы представителей Законодательного Собрания Ивановской области и Администрации Ивановской области о том, что Ивановская область не получает указанной финансовой помощи, суд находит несостоятельными.
Бюджетный кодекс РФ регулирует отношения между различными государственными и муниципальными органами, возникающие в связи с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, условия предоставления финансовой помощи, и не устанавливает норм трудового права. Однако ст. 134 БК ограничивает полномочия субъекта РФ, получателя финансовой помощи из федерального бюджета, в расходовании средств на оплату труда государственным служащим субъекта условием не ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, в лучшие условия по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений.
Суд считает, что установление повышенных размеров должностных окладов, увеличенного размера надбавок за выслугу лет и премий по итогам работы государственным служащим Ивановской области в этой части ставит их в лучшие условия по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений, тем более, что Законом Ивановской области N 38-ОЗ от 5 июля 2002 года "О государственных должностях и государственной службе Ивановской области" установлены дополнительные гарантии для государственных служащих органов государственной власти Ивановской области.
Суд находит, что оспариваемыми положениями Закона Ивановской области затрагиваются интересы населения Ивановской области, поскольку согласно ст. 86 БК РФ исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации финансируется обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти области, а также обеспечение реализации региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти области, и многие другие расходы, от которых зависит благополучие населения области.
Довод представителей Законодательного Собрания и Администрации Ивановской области о том, что невыполнение условий предоставления финансовой помощи, которая утверждается ежегодно и может быть в будущем не предоставлена вообще, и поэтому не может служить основанием для признания недействующими и противоречащими федеральному законодательству части положений Закона неопределенного срока действия, в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку оспариваются действующие положения Закона в году, когда область получает дотации из федерального бюджета.
Таким образом, анализируя собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает, что заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 251 - 253, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Ивановской области удовлетворить.
Признать недействующими следующие положения Закона Ивановской области от 31 декабря 1997 года N 47-ОЗ "О системе оплаты труда (денежном содержании) лиц, замещающих государственные должности в органах государственной власти Ивановской области, органах Администрации Ивановской области, иных государственных органах Ивановской области":
п. 2. ст. 4 и п. 2 ст. 6 в части, устанавливающей размеры доплат за выслугу лет и премий по результатам работы государственным служащим Ивановской области,
приложение N 2 к Закону в части размеров должностных окладов по должностям: начальника отдела, заместителя начальника отдела, консультанта, главного специалиста, ведущего специалиста, специалиста 1 категории, специалиста 2 категории и специалиста,
со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение десяти дней через Ивановский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного Суда от 10 июня 2004 г. N 3-62
Текст решения опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 29 октября 2004 г., N 20 (254)
Определением Верховного Суда РФ от 8 сентября 2004 г. N 7-Г04-11 настоящее решение оставлено без изменения