Рассмотрев постановление Совета народных депутатов Камчатской области от 6 декабря 2002 г. N 283 "Об Обращении Совета народных депутатов Камчатской области к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации по проблемам развития местного самоуправления в Российской Федерации", принимая во внимание решение комитета Законодательного Собрания по местному самоуправлению и связям с общественностью, Законодательное Собрание Ивановской области постановляет:
1. Поддержать Обращение Совета народных депутатов Камчатской области к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации по проблемам развития местного самоуправления в Российской Федерации.
2. Направить настоящее постановление в Совет народных депутатов Камчатской области, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
И.о. Председателя
Законодательного Собрания |
И.В.Шутова |
Президенту Российской Федерации
Правительству Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской
Федерации
Законодательным (представительным)
органам государственной власти
субъектов Российской Федерации
Обращение
Совета народных депутатов Камчатской области
к Президенту Российской Федерации, Правительству
Российской Федерации, Федеральному Собранию
Российской Федерации, законодательным (представительным)
органам государственной власти субъектов Российской
Федерации по проблемам развития местного самоуправления
в Российской Федерации
(по результатам совместного с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации семинара-совещания на тему: "Развитие местного самоуправления в России: проблемы и перспективы. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях" (г. Петропавловск-Камчатский, 18 ноября 2002 г.)
Рассмотрев материалы семинара-совещания по проблемам развития местного самоуправления в Российской Федерации, Совет народных депутатов Камчатской области отмечает, что правоприменительная практика законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении выявила ряд проблем, препятствующих дальнейшему эффективному развитию местного самоуправления, таких как:
- необеспеченность реализации программы гарантий местного самоуправления, установленной Конституцией Российской Федерации и федеральными законами;
- отсутствие четкого правового разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления, имеющихся в их распоряжении, материально-финансовым ресурсам;
- неэффективность законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;
- непроработанность процедур обеспечения ответственности и контроля за деятельностью органов местного самоуправления как со стороны граждан, так и со стороны государства;
- неполнота, внутренняя несогласованность и несистемность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении;
- несовершенство системы судебной защиты интересов местного самоуправления.
Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях закреплены в Законе Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - закон о ЗАТО), принятом в 1992 году. В условиях переходного периода к рыночной экономике и проведения конверсии оборонно-промышленного комплекса закон о ЗАТО сыграл исключительно важную роль в обеспечении работы градообразующих предприятий, в сохранении социальной инфраструктуры и поддержании жизнедеятельности закрытых городов.
В составе 22 субъектов Российской Федерации функционируют 42 закрытых административно-территориальных образования с населением около 2 млн. человек, в которых размещены научно-исследовательские и промышленные предприятия оборонного комплекса, воинские части, военные и другие объекты.
Возросшая угроза террористических актов в отношении особо опасных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях приводит к необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению физической защиты таких объектов.
В свою очередь процессы, происходящие в стране, требуют совершенствования отдельных положений закона о ЗАТО.
В первую очередь это положения, связанные с процедурой упразднения закрытых административно-территориальных образований и установлением социальных гарантий гражданам, проживающим и работающим в ЗАТО, в части выплаты им компенсации в случае причинения ущерба жизни, здоровью или имуществу из-за радиационного или иного воздействия при авариях на предприятиях и объектах. В настоящее время возникла необходимость законодательно четко определить порядок установления и снятия статуса зон воздействия закрытых административно-территориальных образований и меры социально-экологической защиты населения, проживающего в зонах такого воздействия. Требуется также дополнительная работа по приведению положений закона о ЗАТО в соответствие с действующим законодательством.
Рассмотрев на семинаре-совещании проект новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Совет народных депутатов Камчатской области не поддерживает концепцию указанного законопроекта по следующим основаниям:
- концепция развития местного самоуправления, реализованная в законопроекте, нарушает основополагающие принципы местного самоуправления, провозглашенные в Европейской хартии местного самоуправления, такие как:
- местное самоуправление - право, а не обязанность населения;
- выборность непосредственно населением органов местного самоуправления;
- отсутствие соразмерности обеспечения органов местного самоуправления финансовыми ресурсами их полномочиям.
Кроме того, законопроект нарушает установленные Конституцией Российской Федерации принципы самостоятельности местного самоуправления и их независимости от органов государственной власти. Органы государственной власти вторгаются в компетенцию органов местного самоуправления и приобретают организационно-распорядительные функции в отношении них, например, участие органов государственной власти в назначении глав администраций.
Рассмотрев на семинаре-совещании концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", Совет народных депутатов предлагает:
- законодательно четко определить порядок установления и снятия статуса зон воздействия закрытых административно-территориальных образований и меры социально-экологической защиты населения, проживающего в зонах этого воздействия;
- провести дополнительную работу по приведению положений Закона о ЗАТО в соответствие с действующим законодательством.
На основании изложенного Совет народных депутатов Камчатской области:
1. Просит Президента Российской Федерации не вносить в порядке законодательной инициативы проект новой редакции федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как нарушающего международные договоры и Конституцию Российской Федерации.
2. Предлагает Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, доработать указанные законопроекты с учетом высказанных предложений.
3. Просит законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации поддержать настоящее Обращение.
Первый заместитель председателя
Совета народных депутатов
Камчатской области |
В.А.Бондаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 5 февраля 2003 г. N 30 "О поддержке Обращения Совета народных депутатов Камчатской области к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации по проблемам развития местного самоуправления в Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в сборнике "Законы Ивановской области и документы Законодательного Собрания", февраль 2003 г., N 2