Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 29 августа 2003 г. N 2016/5
Арбитражный суд Ивановской области в составе
судьи Чижиковой Т.Е.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ФГУП "Ивановское ПАТП N 1"
к ИМНС РФ по городу Иванову
3-е лицо: ГУ Управления ПФ РФ по Ивановской области
об обжаловании неправомерных действий налогового органа, выразившихся в отказе, произвести перерасчет задолженности по пени в сумме 10.303.897 рублей,
при участии в заседании:
от истца: ю/к Селезнева Н.Е. по доверенности от 1 января 2003 г.,
от ответчика: Попова О.П. - по доверенности от 7 апреля 2003 г.,
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к ИМНС РФ по г. Иванову об обжаловании неправомерных действий налогового органа, выразившихся в отказе произвести перерасчет задолженности по пени в сумме 10.303.897 рублей, обратилось ФГУП "Ивановское ПАТП N 1".
Исковые требования истца состоят в следующем. Согласно данным учета ГФОМС по Ивановской области задолженность по страховым взносам по состоянию на 1 января 1999 г. составляет 12.289.650 рублей и пени на эту же дату в сумме 19.227.393 рубля; по состоянию на 18 августа 1999 г. задолженность по страховым взносам составляет 15.181.062 рубля и пени 25.484.950 рублей. Истец не согласен с размером начисленных пени в сумме 10.303.897 рублей на том основании, что к отношениям, связанным с уплатой страховых взносов в ПФ, применяются нормы части 1 НК РФ. Истец считает, что пени за вышеуказанный период должны быть пересчитаны в соответствии с нормами Федерального закона N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон РФ "О введении в действие части первой НК РФ".
Ответчик с исковыми требованиями истца не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. статьей 9 ФЗ от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" установлено, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Пенсионный фонд РФ), образовавшихся на 1 января 2001 г., осуществляется налоговыми органами РФ в порядке, установленном НК РФ. При этом, ст. 10 данного Закона определено, что недоимка, образовавшаяся на 1 января 2001 г. и соответствующие пени исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, а по задолженности, образовавшейся после 1 января 2001 г., пени исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Таким образом, по мнению ответчика, недоимка по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшаяся на 1 января 2001 г. и соответствующие пени начисляются и уплачиваются в соответствии с законодательными и иными правовыми актами по соответствующему виду социального страхования, действовавшими до 1 января 2001 г.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в суд направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела для предоставления возможности ознакомиться с исковым заявлением и прилагаемыми к нему документами. Суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства по следующим основаниям. Исковое заявление направлено в адрес 3-го лица по квитанции от 5 августа 2003 г. Определением суда от 13 августа 2003 г. дело принято к производству, в связи с чем представитель 3-го лица имел возможность ознакомиться с материалами дела. Кроме того, в материалах дела имеются письма ГУ УПФР по Ивановской области от 9 июля 2003 г., 17 апреля 2003 г., в которых сформулирована позиция 3-го лица по делу. В соответствии с данным письмом Пенсионный фонд полагает следующее. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую НК РФ", органы Пенсионного фонда РФ были наделены полномочиями налоговых органов, предусмотренными Налоговым кодексом. Однако ограничение по взысканию сумм пени действовало с 1 января 1999 г. по 17 августа 1999 г. (по дате вступления в силу ФЗ от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ), то есть в тот период, когда на органы внебюджетных фондов нормы налогового законодательства не распространялись вообще. То есть у Отделения ПФР по Ивановской области на основании действующего законодательства отсутствовали правовые основания для перерасчета сумм пени.
Учитывая вышеизложенное, рассмотрение дела проведено в порядке п. 3 ст. 156 АПК РФ, без участия представителя 3-го лица.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд установил следующее. В соответствии со справкой ГУ УПФР по Ивановской области N 13-19/1408 от 9 июля 2003 г. предприятию начислена задолженность по страховым взносам на 1 января 1999 г. в сумме 12.289.650 рублей и пени на эту же дату в сумме 19.227.393 рубля; по состоянию на 18 августа 1999 г. задолженность по страховым взносам в сумме 15.181.062 рубля и пени - 25.484.959 рублей.
В мае 2003 года истец обратился к начальнику ИМНС РФ по г. Иванову с просьбой произвести перерасчет пени, уменьшив сумму пени до размера основного долга по состоянию на 17 августа 1999 г. Начальник ИМНС РФ письмом N 2004-15/04 от 19 мая 2003 г. отказал истцу в перерасчете пени в связи с отсутствием правовых оснований для перерасчета.
Суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Часть первая Налогового кодекса РФ с 18 августа 1999 г. действует в редакции Федерального закона РФ от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ. Согласно ст. 9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и ПФ РФ, введены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе НК РФ. Наделив органы государственных внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов, законодатель в ст. 8 ФЗ РФ от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ " О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О введении в действие части первой НК РФ" установил, что суммы пеней, начисленные на 1 января 1999 г., но не взысканный с налогоплательщиков к моменту введения в действие части первой НК РФ, взыскиваются с налогоплательщиков в размерах, начисленных на 1 января 1999 г., но не более неуплаченной суммы налога. С 1 января 1999 г. по 17 августа 1999 г. на сумму недоимки по налогам пени начисляются по процентной ставке равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более суммы недоимки. Сумма пени, начисленная на 17 августа 1999 г. не может превышать суммы недоимки на эту дату. В связи с чем, пени, начисленные истцу на 17 августа 1999 г., подлежат уплате в размере суммы недоимки на эту дату, т.е. в сумме 15.181.062 рубля. Фактически ответчик предъявляет ко взысканию пени в сумме 25.484.959 рублей. Пени по состоянию на указанную дату в сумме 10.303.897 рублей начислены незаконно.
На основании изложенного исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Исковые требования истца удовлетворить.
2. Признать неправомерными действия ИМНС РФ по городу Иванову, выразившиеся в отказе произвести перерасчет пени в Пенсионный фонд.
3. Обязать ИМНС РФ по городу Иванову произвести перерасчет пени в ПФ предпринимателю ФГУП "Ивановское ПАТП N 1" уменьшив сумму задолженности по пени на 10.303.897 рублей.
Судья |
Т.Е.Чижикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 29 августа 2003 г. N 2016/5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника