Рассмотрев бюджетное послание Главы Администрации Ивановской области Законодательному Собранию Ивановской области "О бюджетной политике Ивановской области на 2004 год" (письмо от 25.07.2003 N 1-130-522), учитывая решение комитета Законодательного Собрания по бюджету, финансовой и налоговой политике от 19.09.2003, решение депутатской фракции "Единство" в Законодательном Собрании от 19.09.2003, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.99 N 184-ФЗ (в действующей редакции), "Бюджетным кодексом Российской Федерации" от 31.07.98 N 145-ФЗ (в действующей редакции), "Уставом (Основным Законом) Ивановской области" от 08.05.96 N 20-ОЗ (в действующей редакции), Законом Ивановской области "Бюджетный кодекс Ивановской области (части вторая и третья)" от 14.12.2000 N 86-ОЗ (в действующей редакции), Законодательное Собрание Ивановской области постановляет:
1. Принять к сведению бюджетное послание Главы Администрации Ивановской области Законодательному Собранию Ивановской области "О бюджетной политике Ивановской области на 2004 год" (прилагается) и в целом одобрить основные направления бюджетной политики Администрации Ивановской области на 2004 год.
2. Отметить недостаточную работу Администрации Ивановской области по осуществлению бюджетной политики в 2002 - 2003 годах в части:
оптимизации бюджетных расходов, в том числе по сокращению перечня областных целевых программ в связи с сокращением финансируемых из бюджета федеральных целевых программ, разграничения расходных обязательств бюджетов разных уровней,
непроведения комплекса мер по увязке бюджетных расходов с конкретными результатами,
сохранения порочной системы бюджетного планирования, основу которой по-прежнему составляют сложившиеся расходы за предыдущие годы,
замораживания программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства области в части модернизации технических систем и осуществления переселения граждан из ветхого жилья.
3. Констатировать отсутствие должной работы Администрации Ивановской области по погашению задолженности предприятий и организаций по обязательным платежам в областной и местные бюджеты.
4. Выразить обеспокоенность в связи с тем, что на протяжении последних лет Администрацией Ивановской области не принимаются меры по признанию долгов областного и местных бюджетов Ивановской области в части задолженности по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области.
5. Отметить, что в бюджетном послании Главы Администрации (Губернатора) Ивановской области завышены оценки в отношении:
осуществления плодотворной бюджетной политики в части доходов и расходов консолидированного бюджета Ивановской области,
констатирования решения в 2003 году проблем сокращения кредиторской задолженности (в особенности по бюджетам муниципальных образований),
выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей,
предварительных итогов реформирования жилищно-коммунального хозяйства,
совершенствования механизма предоставления субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.
6. Констатировать, что бюджетное послание:
не отражает причин спада объемов производства, резкого сокращения налоговых поступлений от предприятий основной отрасли промышленности Ивановской области - текстильной и не указывает на программу вывода отрасли из кризиса,
не содержит предложений по осуществлению бюджетной политики в агропромышленном комплексе области, по развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.
7. Обратить внимание Главы Администрации (Губернатора) Ивановской области на невыполнение Администрацией Ивановской области пунктов 5-8 постановления Законодательного Собрания "О бюджетном послании Главы Администрации (Губернатора) Ивановской области Законодательному Собранию Ивановской области "О бюджетной политике Ивановской области на 2003 год" от 10.10.2002 N 350.
8. Считать необходимым в 2004 году:
осуществление концентрации инвестиционных ресурсов области на развитии и реконструкции инфраструктуры и коммуникаций отраслей народного хозяйства Ивановской области,
проведение оптимизации расходов в бюджетной сфере, основанной на сочетании сокращения числа работников организаций, финансируемых из бюджета, и качественного увеличения их заработной платы,
поддержание в надлежащем состоянии областной и муниципальной собственности,
проведение комплекса мероприятий по энергосбережению, техническому перевооружению жилищно-коммунального хозяйства области,
увеличение расходов областного бюджета на реализацию программы переселения жителей области из ветхого жилья,
развитие ипотечного кредитования населения Ивановской области.
9. Направить настоящее постановление Главе Администрации (Губернатору) Ивановской области.
10. Опубликовать постановление в "Собрании законодательства Ивановской области" и "Ивановской газете".
Председатель
Законодательного Собрания |
П.А.Коньков |
Бюджетное послание
Главы Администрации Ивановской области
Законодательному Собранию Ивановской области
"О бюджетной политике Ивановской области на 2004 год"
Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Ивановской области и содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2004 году.
Главные итоги бюджетной политики в 2002 и в начале 2003 года
В 2002 году в экономическом развитии Ивановской области были достигнуты определенные результаты, не допущен спад объемов производства в промышленности, вырос оборот розничной торговли, выросла заработная плата и денежные доходы населения, что позволило увеличить собственные доходы бюджета в 1,3 раза.
В области проводились и проводятся мероприятия по мобилизации дополнительных доходов:
- реструктуризация задолженности юридических лиц перед областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;
- усиление контроля за исполнением юридическими лицами обязательств по погашению задолженности по региональным и местным налогам и полнотой уплаты текущих платежей;
- установление жесткого контроля за использованием объектов недвижимости, условиями их сдачи в аренду и за поступлением арендной платы в консолидированный бюджет области;
- повышение эффективности управления областными государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Основная цель бюджетной политики в области расходов заключалась в повышении эффективности управления бюджетными средствами. Расходование бюджетных средств производилось исходя из направлений, связанных с решением приоритетных задач по обеспечению стабильности в социальных отраслях и выполнением принятых государственных обязательств. Финансирование расходов областного бюджета осуществлялось ритмично, что позволило не допустить критических ситуаций в жизнедеятельности области. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2003 году впервые утвержден порядок составления, утверждения и исполнения сводной бюджетной росписи областного бюджета и доведены до бюджетополучателей лимиты бюджетных обязательств.
Рост собственной доходной базы, четкий порядок в расчетах федерального бюджета с областью по средствам финансовой поддержки позволили своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы и государственные пособия гражданам, имеющим детей. Имеются положительные тенденции по сокращению кредиторской задолженности как по областному бюджету, так и по бюджетам муниципальных образований. В 2002 году благодаря дополнительно полученным в процессе исполнения областного бюджета доходам были выделены ассигнования на погашение кредиторской задолженности по выплате детских пособий и оказание финансовой помощи муниципальным образованиям на оплату топливно-энергетических ресурсов.
Активизирована работа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сокращению его дотационности и совершенствованию механизма предоставления субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.
Продолжается работа по совершенствованию межбюджетных отношений. Основная часть финансовой помощи муниципальным образованиям распределяется по единым объективным критериям.
Сохраняется введенный с 2001 года механизм целевого финансирования "федеральных мандатов" через субвенции и субсидии, получаемые из федерального и областного бюджетов: детских пособий, льгот инвалидам, ветеранам, гражданам, пострадавшим от радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС и на других объектах, многодетным семьям, семьям реабилитированных граждан, пострадавших от политических репрессий, а также возмещаются расходы муниципальным образованиям на предоставление населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В 2002 году действия Администрации Ивановской области были направлены на сокращение уровня государственного внутреннего долга. Текущие платежи государственного внутреннего долга области осуществлялись своевременно и в полном объеме.
В целях снижения размеров внутреннего долга Ивановской области путем списания консолидированных процентов, штрафов и пеней, Администрацией Ивановской области проводится работа по консолидации и реструктуризации задолженности (в том числе и по гарантиям) областного бюджета Ивановской области перед федеральным бюджетом на условиях и в порядке, предусмотренными статьей 108 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в общей сумме 295,8 млн.рублей.
Начиная с 2002 года все учреждения, находящиеся в областной собственности и финансируемые из областного бюджета по смете доходов и расходов, имели лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства по Ивановской области, что в значительной степени позволило обеспечить текущий казначейский контроль за соответствием расходов получателей средств областного бюджета полученному бюджетному финансированию, обоснованностью расходования бюджетных средств.
В целях дальнейшей реализации казначейских принципов исполнения областного бюджета и предотвращения образования несанкционированной кредиторской задолженности совместно с органами федерального казначейства Минфина России по Ивановской области осуществляется учет и контроль обязательств бюджетных учреждений, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета, по оплате электро- и теплоэнергии, воды и газа.
С целью дальнейшего развития и решения имеющихся проблемных вопросов разработана и утверждена областная целевая программа "Совершенствование бюджетного процесса в условиях кассового обслуживания исполнения областного и местных бюджетов органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ивановской области" на 2003 - 2004 годы.
Основные проблемы, требующие решения
Вместе с тем, в области бюджетной политики остаются нерешенными ряд проблем.
В ходе налогово-бюджетной реформы, проводимой федеральным центром, происходит усиление централизации налогов в федеральном бюджете и снижение доходной базы как высокообеспеченных, так и малообеспеченных территорий.
Отмена налога с продаж уменьшит доходы консолидированного бюджета области на 2004 год на 200 млн.рублей. Реформирование налога на имущество организаций, связанное с сокращением налоговой базы, также может снизить доходы бюджета области.
Правительство Российской Федерации предлагает осуществить компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов, вызванных отменой налога с продаж, за счет повышения фискальной значимости налога на имущество организаций, отказа от зачисления в федеральный бюджет налоговых поступлений при использовании специальных режимов налогообложения малого бизнеса, а также полной передаче в региональные бюджеты акцизов на нефтепродукты, поступающих в настоящее время в федеральный бюджет. Однако следует отметить, что новые "неотработанные" доходные источники требуют значительного времени на их "обкатку" и сразу в полной мере они не смогут обеспечить компенсацию выпадающих доходов.
Вместе с тем, объем обязательств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований - в том числе по принимаемым на федеральном уровне решениям - постоянно увеличивается, что обуславливает несоответствие уровня необходимого финансового обеспечения законодательно закрепленных расходных обязательств соответствующим доходным источникам областного и местных бюджетов. В таких условиях остается все меньше собственных ресурсов, которых хватает лишь на выполнение обязательств по выплате заработной платы и минимальному поддержанию бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
Особенно острой в последнее время стала проблема обновления устаревшей инфраструктуры Ивановской области. Существенно выросла аварийность сооружений ЖКХ, увеличилась изношенность объектов социальной сферы.
Довольно высоким остается уровень кредиторской задолженности прошлых лет.
Обращает на себя внимание возросшая в последние годы роль бюджетных ссуд в межбюджетном регулировании. Они используются муниципальными образованиями не только и не столько для покрытия кассовых разрывов в связи с несовпадением сроков поступления и расходования средств в течение года, но и для покрытия годового дефицита. На 2002 год их было пролонгировано областным бюджетом 41,4 млн.руб., а на 2003 год - 154,5 млн.рублей.
Сохраняется неразграниченность расходных обязательств бюджетов разных уровней.
Распределение бюджетных ассигнований в основном осуществляется исходя из сложившихся ранее пропорций, без четкой увязки с результативностью бюджетных расходов.
На решение данных проблем должны быть направлены усилия всех уровней власти в 2003-2004 годах.
Основные задачи бюджетной политики на 2004 год и
среднесрочную перспективу
Важнейшими задачами бюджетной политики остаются обеспечение сбалансированности, реалистичности и эффективности управления бюджетными средствами, социальной стабильности в области. Бюджет должен превратиться в надежную опору и гарант для решения всех определенных законодательством задач социального и экономического развития области.
При формировании бюджетов всех уровней необходимо исходить из четкого понимания их возможностей и приоритетов в расходах. При этом снижение налогового бремени и принятие новых обязательств должны быть увязаны с базовым прогнозом параметров социально-экономического развития муниципальных образований и области в целом.
Должен быть продолжен курс на ограничение роста непроцентных расходов бюджетной системы. Цель - обеспечить более низкие темпы их роста по сравнению с темпами роста экономики.
Следует отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг и перейти к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами.
Следуя по пути начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления, предполагающей расширение бюджетной самостоятельности и ответственности региональных и местных органов власти, вплотную приступить к работе по разграничению полномочий между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований.
Основные задачи бюджетной политики в области доходов
Определяющее влияние на формирование доходов бюджета Ивановской области будет оказывать продолжение проводимой налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки на экономику и повышение собираемости налогов и сборов.
В текущем году необходимо подготовить пакет нормативных правовых актов по реализации налоговой реформы с тем, чтобы обеспечить его вступление в действие с 1 января 2004 года.
Предстоит принять Закон Ивановской области о введении налога на имущество организаций, в составе которого необходимо определить налоговые ставки в пределах и в порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, льготы, форму отчетности. В целях активизации развития малого бизнеса необходимо совершенствовать областной Закон "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных доходов деятельности".
Перед органами местного самоуправления Ивановской области стоит задача принятия нормативных правовых актов о введении налога на имущество физических лиц, включая определение налоговых ставок и льгот по данному налогу.
В части предоставления налоговых льгот целесообразно сохранить на будущий год действующие в настоящее время положения областного налогового законодательства.
Следует повысить эффективность управления и использования имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности, особенно земельных ресурсов. Разграничение собственности на землю, создание рациональной системы земельных отношений, взимание арендной платы за пользование землей позволят увеличить неналоговые поступления в областной и местные бюджеты.
Требуется продолжить работу по погашению налоговой задолженности предприятий, в том числе по списанию безнадежных к взысканию недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам, требуется усилить контроль за исполнением юридическими лицами обязательств по погашению задолженности по региональным и местным налогам и сборам, полнотой уплаты текущих платежей и процентов с сумм реструктурированной задолженности. Серьезные резервы в работе с налогоплательщиками скрыты в разъяснительной и информационной деятельности.
Одновременно с проведением налоговой реформы необходимо продолжать работу по дальнейшему укреплению системы налогового администрирования. Следует продолжить координацию деятельности органов государственной власти Ивановской власти с налоговыми и другими контролирующими органами. Положительные результаты совместной работы -это не только рост бюджетных доходов, но и укрепление налоговой дисциплины.
Основные направления повышения эффективности бюджетных расходов
В целях обеспечения устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в 2003 - 2004 годах требуется повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.
Должны быть сформированы реестры расходных обязательств, предусмотренных ранее принятыми решениями органов власти, и организована работа по внесению изменений в эти нормативные правовые акты в целях исключения нефинансируемых расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления (необеспеченных мандатов).
Должна быть продолжена работа по полной инвентаризации бюджетной сети и расходных обязательств, предусмотренных ранее принятыми решениями органов власти, и по внесению изменений в эти акты в целях исключения нефинансируемых расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Система государственных закупок (заказов) должна осуществляться только на конкурсной основе, которая должна быть прозрачной и способной обеспечить реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для областных и муниципальных нужд.
В 2004 году необходимо прекратить наметившуюся тенденцию создания новых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций социальной сферы, а также увеличение численности в перечисленных учреждениях и организациях. Должны быть разработаны мероприятия по оптимизации структуры органов государственной власти, направленные на сокращение их численности.
Следует продолжить работу по обеспечению своевременной выплаты заработной платы в полном объеме работникам бюджетной сферы с учетом принимаемых повышенных обязательств, связанных с планируемым увеличением размеров оплаты труда по ETC в 1,33 раза.
В области социально-культурной сферы расходная часть бюджета должна стать инструментом выравнивания доступа граждан вне зависимости от места проживания к основным общественным услугам и социальным гарантиям, а также средством дальнейшей оптимизации сети учреждений образования, здравоохранения, культуры.
В 2004 году необходимо погасить кредиторскую задолженность по государственным пособиям гражданам, имеющим детей.
Больше внимания должно уделяться качеству предоставляемых бюджетных услуг и переход в дальнейшем к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами.
Необходимо продолжить работу по установлению государственных заказов на предоставление социальных (бюджетных услуг). Из системы государственного финансирования должны быть выведены не обеспеченные государственными заданиями медицинские учреждения.
Следует в 2004 году выработать механизм ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в областных и муниципальных целевых программах целей, установить способы обеспечения ресурсной сбалансированности программ.
Продолжить работу по дальнейшему проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства, суть которой заключается в экономическом оздоровлении отрасли на основе снижения издержек производства и ликвидации накопленной ранее задолженности поставщикам тепло-электроэнергии. В целях социальной защиты малоимущих слоев населения нужно шире использовать возможности предоставления адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Особое внимание должно быть уделено принципам формирования областной адресной инвестиционной программы. Следует определить приоритетные направления инвестиционной политики и четко следовать им.
В качестве формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, предусматривающей расходование бюджетных средств, приоритетным должно оставаться продолжение практики возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитным договорам предприятий промышленности и АПК, получивших заемные средства в кредитных организациях на инвестиционные цели.
В отношении агропромышленного комплекса должен быть продолжен курс на оказание поддержки эффективно работающим хозяйствам в зависимости от результатов их деятельности.
В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью органам местного самоуправления необходимо разработать концепции управления принадлежащих им объектов, предусматривающих минимизацию связанных с их содержанием издержек и активизацию инвестиционного процесса посредством их коммерческого использования. Одним из направлений работы с муниципальной собственностью может быть передача излишков собственности, которая не может быть использована для выполнения социально значимых функций, эффективному собственнику.
Следует усилить контроль со стороны главных распорядителей средств областного бюджета за выполнением принимаемых учреждениями и организациями, находящимися в их ведении, обязательств. Не допускать объемов несанкционированных обязательств, по которым казна должна нести ответственность за их выполнение. Каждый такой случай должен быть предметом служебного разбирательства, а соответствующие должностные лица нести административную и иную ответственность.
В 2004 году необходимо обеспечить дальнейшее развитие казначейских технологий в целях обеспечения прозрачности процесса исполнения областного бюджета, предварительного и текущего контроля за движением бюджетных средств.
Следует продолжить работу по совершенствованию и расширению нормативной правовой базы по вопросам исполнения областного бюджета. Необходимо обеспечить более тесное взаимодействие с органами федерального казначейства в процессе кассового обслуживания исполнения областного бюджета, контроля за принимаемыми областными учреждениями бюджетными обязательствами.
В 2004 году должен быть обеспечен переход на качественно новый уровень информатизации и автоматизации исполнения областного бюджета.
Органам местного самоуправления также необходимо ускорить реализацию казначейских принципов при исполнении местных бюджетов.
Совершенствование межбюджетных отношений
Отличительной особенностью 2004 года станет углубленная подготовка к четкому и обоснованному разграничению бюджетных полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.
Межбюджетные отношения будут строиться на следующих принципах:
- четкое и обоснованное разграничение расходных полномочий и соответствующих им доходных источников между областным и местными бюджетами в целях заинтересованности местных органов власти в наращивании и эффективном использовании налогового потенциала муниципальных образований. В 2004 году сохранится механизм передачи финансовых средств для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий из областного бюджета в виде целевых субвенций и субсидий;
- расширение использования двухсторонних договорных отношений для уточнения разграничения расходных полномочий органов управления субъекта Федерации и местного самоуправления, между самими органами местного самоуправления;
- максимальная ориентация на сбалансированность местных бюджетов;
- систематическая работа органов местного самоуправления по анализу и выявлению дополнительных возможностей пополнения бюджета, а также по оптимизации расходов и концентрации имеющихся ресурсов на безусловном выполнении принятых на себя обязательств.
Политика управления государственным долгом Ивановской области
В рамках дальнейшей работы по управлению государственным внутренним долгом области предполагается дальнейшее снижение долгового бремени, своевременное осуществление всех расчетов по принятым обязательствам, оптимизация рисков, связанных со структурой государственного долга, имея в виду сохранение наибольшего удельного веса обязательств с благоприятными условиями расчетов. Одновременно, в качестве ограничительных мер целесообразным видится отказ от предоставления государственных гарантий предприятиям и организациям области по кредитам, получаемым в коммерческих банках и из федерального бюджета.
Основополагающими в работе по привлечению и освоению заемных средств должны быть принципы выгодности кредитных условий и эффективности использования полученных средств. При возникновении потребностей региона в привлечении заемных средств важно не допускать их привлечение сверх установленного законом верхнего предела внутреннего долга.
Ближайшая задача - формирование бюджета на 2004 год. Мы должны общими усилиями всех ветвей государственной власти и местного самоуправления области сделать все необходимое по реализации бюджетной политики, чтобы все ее положения и установки были положены в основу проекта бюджета Ивановской области на 2004 год.
Глава Администрации
Ивановской области |
В.И.Тихонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законодательное Собрание Ивановской области приняло к сведению и одобрило основные положения бюджетного послания Главы Администрации Ивановской области на 2004 год.
В своем послании Глава Администрации подвел итоги бюджетной политики в 2002 и начале 2003 г., сформулировал основные задачи бюджетной политики на 2004 г. и среднесрочную перспективу. Особенностью 2004 года должна стать углубленная подготовка к четкому и обоснованному разграничению бюджетных полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.
Постановление Законодательного Собрания Ивановской области от 25 сентября 2003 г. N 412 "О бюджетном послании Главы Администрации Ивановской области Законодательному Собранию Ивановской области "О бюджетной политике Ивановской области на 2004 г."
Текст постановления опубликован в газете "Ивановская газета" от 8 октября 2000 г., N 201; в "Собрании законодательства Ивановской области" от 31 октября 2003 г., N 20 (230); в сборнике "Законы Ивановской области и документы Законодательного Собрания", сентябрь 2003 г., N 17