Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 4 февраля 2003 г. N 2489/5/85
Арбитражный суд Ивановской области в лице судьи Борисовой В.Н.,
при ведении протокола судьей Борисовой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Межрайонной инспекции МНС РФ N 8 по Ивановской области
к предпринимателю Зонтову Максиму Евгеньевичу
о взыскании 18015 руб. 12 коп. задолженности с учетом пени по страховым взносам в Пенсионный фонд,
при участии в заседании:
от истца - спец. 1 кат. Соколовой О.В. по довер. от 23 января 2003 г. N 426,
от ответчика - предприн. Зонтова М.Е. по свидетельству о госрегистрации,
установил:
МИ МНС РФ N 8 по Ивановской области обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к предпринимателю Зонтову Максиму Евгеньевичу о взыскании 18015 руб. 12 коп. задолженности с учетом пени по единому социальному налогу (по страховым взносам в Пенсионный фонд).
Определением суда от 5 декабря 2002 г. исковое заявление МИ МНС принято к производству с назначением предварительного судебного заседания.
23 января 2003 г. предварительное судебное заседание с согласия представителей сторон объявлено завершенным и открыто слушание дела по первой инстанции.
Представителем истца в суде первой инстанции исковые требования МИ МНС поддержаны в полном объеме. В обоснование представлены материалы выездной налоговой проверки от 26 июля 2002 г. и решение руководителя инспекции от 12 августа 2002 г. за N 519.
Предприниматель в судебном заседании пояснил, что уже с 2001 г. не занимается предпринимательской деятельностью, денежных средств для уплаты заявленной суммы не имеет.
При разрешении спора по существу арбитражным судом в соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв для представления истцом расчета по сумме заявленной пени и актов сверок расчетов предпринимателя с внебюджетными фондами по уплате страховых взносов, составленных органами ПФР и ФСС на момент передачи лицевого счета в МИ МНС (на 1 января 2001 г.).
В судебном заседании 30 января 2003 г. представителем МИ МНС представлены: расчет по сумме истребуемой пени и копии актов сверок расчетов предпринимателя с внебюджетными фондами по уплате страховых взносов на момент передачи лицевого счета в МИ МНС (с Пенсионным фондом от 21 марта 2001 г. и с Фондом социального страхования от 16 февраля 2001 г.).
Заслушав представителей сторон и ознакомившись с представленными по делу документами, арбитражный суд установил.
Актом выездной налоговой проверки N 167 от 26 июля 2002 г. в деятельности предпринимателя Зонтова Максима Евгеньевича зафиксирован на момент проверки факт неполной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд в сумме 6251 руб. При этом, в пункте 2.4. акта проверки отражено, что по актам сверок и передачи задолженности из фондов в ГНИ по Лежневскому району (правопредшественник МИ МНС РФ N 8 по Ивановской области) на 1 января 2001 г. за предпринимателем Зонтовым М.Е. числилась задолженность по страховым взносам в сумме 18211 руб., в том числе: в ПФР - 15806 руб. (включая пеню в сумме 6259 руб. 12 коп.), в ФСС - задолженность 2405 руб. (включая пеню в сумме 2 руб.). Эти же суммы задолженности по страховым взносам подтверждены представленными в материалы дела копиями актов сверок расчетов предпринимателя с внебюджетными фондами: с Пенсионным фондом от 21 марта 2001 г. и с Фондом социального страхования от 16 февраля 2001 г.
С учетом произведенных предпринимателем платежей в период 2001-2002 г. г. задолженность на момент проверки выведена лишь по страховым платежам в Пенсионный фонд в сумме 6251 руб.
По результатам проверки руководителем МИ МНС вынесено в отношении предпринимателя решение о привлечении его к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога в результате занижения налоговой базы в виде уплаты 20% штрафа от суммы неуплаченного налога (1250 руб. 20 коп.).
Помимо налоговых санкций на указанную сумму задолженности предпринимателю в соответствии со ст. 71 НК РФ начислены пени в сумме 13051 руб. 29 коп.
Выставленным в порядке ст. 69 НК РФ требованием МИ МНС N 1059 от 12 августа 2002 г. предпринимателю предлагалось погасить задолженность по налогу и пени, а также уплатить в добровольном порядке сумму штрафа в срок до 27 августа 2002 г.
В связи с не поступлением платежей налоговой инспекцией в соответствии со ст. 31, 48, 104 Налогового кодекса РФ было направлено исковое заявление о принудительном взыскании недоимки, пени и штрафа.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требований МИ МНС.
Из содержания акта выездной налоговой проверки N 167 от 26 июля 2002 г. следует, что практически в отношении предпринимателя Зонтова М.Е. была произведена камеральная налоговая проверка состояния расчетов с государственными внебюджетными фондами (Пенсионным и Фондом социального страхования) на дату проверки 26 июля 2002 г. по данным лицевого счета налогоплательщика.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" взыскание сумм недоимки, пеней, штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся на 1 января 2001 г., должны осуществляться налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 1462-р государственные социальные внебюджетные фонды обязывались к передаче налоговым органам актов сверок с плательщиками страховых взносов по состоянию на 1 января 2001 г.
Как следует из материалов дела, во исполнение указанного постановления по предпринимателю Зонтову М.Е. был представлен в налоговую инспекцию по Лежневскому району акт сверки расчетов предпринимателя с Пенсионным фондом от 21 марта 2001 г. с сальдовыми остатками предпринимателя на дату 1 января 2001 года.
Статьей 70 НК РФ в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ установлена обязанность налогового органа направить плательщику взносов требование об уплате недоимки и пеней не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты взносов. Согласно статье 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления органом государственного внебюджетного фонда или налоговой инспекцией налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ исковое заявление о взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика - физического лица подается в арбитражный суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате недоимки. Положения данной нормы применяются также при взыскании пеней - п. 11 статьи 48 НК РФ.
Согласно разъяснению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению; в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к налогоплательщику.
При исчислении указанного срока для взыскания недоимки и пени судом учитывается суммарный срок, включающий: 3 месячный срок для камеральной проверки со дня получения сальдовых остатков от органа ПФР, 3 месячный срок для направления требования налогоплательщику о добровольном погашении задолженности, 6 месячный срок для обращения в суд с иском о принудительном взыскании недоимки.
В итоге предельный срок для обращения с иском у МИ МНС истек 21 марта 2002 г. (11 месяцев со дня получения акта сверки расчетов предпринимателя с Пенсионным фондом от 21 марта 2001 г.).
Фактическое обращение с иском имело место 3 декабря 2002 г.
С учетом требований статей 70, 88 и 48 Налогового кодекса РФ на день подачи искового заявления у налогового органа фактически истек предельный шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд с иском о принудительном взыскании задолженности по сумме страховых взносов и пени за период до 2001 г.
Более того, решение и требование МИ МНС вынесено по отношению единого социального налога, хотя в действительности имел место факт неполной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст.ст. 70, 88, 48, 48 Налогового кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования истца оставить без удовлетворения.
2. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции (ст. 259 АПК РФ). На вступившее в законную силу решение суда может быть подана кассационная жалоба в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу решения (ст. 276 АПК РФ). В срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ст. 292 АПК РФ).
Судья |
В.Н.Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 4 февраля 2003 г. N 2489/5/85
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника