Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 23 июля 2003 г. N 1018/5
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Чижиковой Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тимошкиным К.А.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску
Инспекции МНС РФ по Приволжскому району
к МУП "Приволжское многоотраслевое производственное объединение ЖКХ"
о взыскании 9.371,52 рублей налоговых санкций
при участии в заседании:
от налогового органа - Рысакова Н.В. по доверенности N 1474 от 14 апреля 2003 г.
от МУП - Строганова Г.Б. по дов. N1/03 от 3 января 2003 г.
установил:
Инспекция МНС России по Приволжскому району (далее по тексту - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Приволжское многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - МУП "Приволжское МПО ЖКХ") о взыскании 9.371,52 рублей налоговых санкций, начисленных по решению N 1032 от 11 ноября 2002 г. Указанным решением МУП "Приволжское МПО ЖКХ" привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 9.371,52 рублей.
МУП "Приволжское МПО ЖКХ" с заявленными требованиями не согласилось, указав, что правильно применило льготу по земельному налогу и земельные участки, занятые городским кладбищем и городской свалкой, общей площадью 100.000 кв. метров принадлежат к землям общего пользования и в соответствии с п. 9, ст. 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" пп. 21, п. 5 Инструкции МНС РФ от 21 февраля 2000 г. N 56 "По применению Закона РФ О плате за землю" должны быть полностью освобождены от уплаты земельного налога. Кроме того, ответчиком указано, что аналогичное исковое заявление рассматривалось в Арбитражном суде Ивановской области. Решением суда по делу N "2391/2569/440/5 требования МУП "Приволжское МПО ЖКХ" были удовлетворены в части признания недействительным Решения налогового органа по начислению земельного налога, пени и налоговых санкций за земли общего пользования, занятые городским кладбищем, городской свалкой и скотопрогоном.
Заслушав представителей сторон и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, суд считает исковые требования ИМНС РФ по Приволжскому району не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС России по Приволжскому району проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2002 год. В ходе проверки установлено, что предприятием не уплачен земельный налог в сумме 46.857,60 рублей в результате неправомерно примененной льготы по земельным участкам, занятым городским кладбищем и городской свалкой. По окончании проверки был составлен Акт N 1241 от 5 ноября 2002 г.
Согласно правоустанавливающих документов, имеющихся в материалах дела, в бессрочное (постоянное) пользование МУП "Приволжское МПО ЖКХ" переданы: решением исполкома Приволжского райсовета от 15 июля 1991 г. N 170 - земельный участок площадью 6 га для обслуживания городского кладбища, Постановлением Главы администрации г. Приволжска от 1 июля 1994 г. N 372 - земельный участок площадью 4га для обслуживания городской свалки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли общего пользования населенных пунктов. Согласно статье 76 Земельного кодекса РСФСР, земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. Согласно пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон. В соответствии с положениями статьи 47 Градостроительного кодекса РФ свалки бытовых отходов, кладбища включаются в состав зон специального назначения.
Анализ вышеизложенных норм права позволяет суду сделать вывод, что главным критерием отнесения земельных участков к землям общего пользования, является цель использования - удовлетворение нужд граждан населенного пункта. Поэтому городская свалка, городское кладбище, находящиеся на балансе МУП "Приволжское МПО ЖКХ" относятся к землям общего пользования.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что до настоящего времени указанные земельные участки заняты кладбищами и городской свалкой. МУП "Приволжское МПО ЖКХ" не имеет прибыли от использования свалки, кладбища.
Довод Инспекции о том, что городская свалка и городское кладбище являются землями промышленности и не должны освобождаться от уплаты земельного налога, не может быть принят судом. Указанные земельные участки не используются в производственном процессе МУП "Приволжское МПО ЖКХ", находятся в непосредственном пользовании жителей города. Земельный кодекс РФ не дает объяснения понятия "земли общего пользования", поэтому при разрешении спора в части периода, в котором этот Кодекс действовал, подлежит применению п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому неясности при применении п. 9 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования ИМНС РФ по Приволжскому району не подлежат удовлетворению.
Вопрос о взыскании расходов по оплате государственной пошлины по делу судом не рассматривался, так как в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" налоговые органы освобождены от ее уплаты.
Исходя из вышеизложенного, и руководствуясь статьями 167- 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд
решил:
1. В удовлетворении исковых требований ИМНС РФ по Приволжскому району отказать.
2. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции - в арбитражный суд Ивановской области (ст. 259 АПК РФ), после вступления решения в законную силу - в течение двух месяцев - в арбитражный суд кассационной инстанции - в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Н. Новгород (ст. 276 АПК РФ), в порядке надзора в Высший Арбитражный суд Российской Федерации по правилам главы 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья |
Т.Е.Чижикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 23 июля 2003 г. N 1018/5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника