Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 21 июля 2003 г. N 108А/5
Арбитражный суд Ивановской области в составе:
председательствующего Муравьевой И.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ширшиной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Ивановоторгтехника"
об отмене Постановления ИМНС по Приволжскому району Ивановской области N 2 от 29 апреля 2003 г.
о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 30000 рублей,
заинтересованное лицо: ИМНС РФ по Приволжскому району Ивановской области,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Воробьева В.В. - помощника генерального директора по доверенности N 3/03 от 4 июня 2003 г., Овчинникова Е.А. - финансового директора, Рыбина Н.М. - начальника ЦТО ККМ, Мясникова В.Е. - начальника Приволжского участка по доверенности N 4/03 от 9 июля 2003 г.;
от заинтересованного лица: Шушлебиной Р.В. - старшего государственного налогового инспектора по доверенности N 3967 от 9 июля 2003 г.,
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об отмене Постановления ИМНС по Приволжскому району Ивановской области N 2 от 29 апреля 2003 г. о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 30000 рублей обратилось Открытое акционерное общество "Ивановоторгтехника" (далее - ОАО "Ивановоторгтехника").
По мнению заявителя, оспариваемое Постановление вынесено по формальному основанию и не соответствует фактическому существу дела, поскольку общество не работает с населением и не удовлетворяет его бытовые нужды, а предоставляет услуги предприятиям, организациям, а также индивидуальным предпринимателям на основании хозяйственных договоров, которые не подлежат квалификации по Закону "О защите прав потребителей".
В судебном заседании представитель заявителя указанные требования поддержал.
Ответчик письменным отзывом, представленным в материалы дела и оглашенным его представителем в судебном заседании, заявленное требование отклонил, считая, что ОАО "Ивановоторгтехника" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей законно.
Арбитражным судом установлено:
18 марта 2003 года старшим госналогинспектором Инспекции МНС РФ по Приволжскому району Ивановской области проведена проверка выполнения Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в участке N 25 ОАО "Ивановоторгтехника", расположенном по адресу: г.Приволжск, ул.Ленина, 65. По результатам проверки составлен акт от 18 марта 2003 г., на основании которого 21 апреля 2003 г. в отношении заявителя составлен протокол N 8 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оказании услуг населению без применения контрольно-кассовых машин.
29 апреля 2003 г. и.о. руководителя Инспекции МНС РФ по Приволжскому району Ивановской области, рассмотрев вышеназванный протокол, вынес постановление N 2, которым на ОАО "Ивановоторгтехника" наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, суд пришел к выводу, что заявление ОАО "Ивановоторгтехника" является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации должны производиться всеми предприятиями (в том числе, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Названный закон регулирует отношения коммерческих организаций (индивидуальных предпринимателей) и населения при осуществлении торговли и оказании услуг на потребительском рынке.
Как видно из материалов дела, правоотношения сторон возникли из договора на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин и электронных весов.
Предметом данного договора является выполнение истцом за плату работ по техническому обслуживанию и ремонту контрольно-кассовых машин. Расчеты за выполненные работы производятся по договорным ценам ежемесячно согласно выставляемым счетам исполнителя.
Субъектом административного правонарушения, квалифицируемого по статье 14.5 КоАП РФ, является гражданин, должностное лицо или юридическое лицо, а также гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющие продажу товаров, выполняющие работу либо оказывающие услуги в организациях торговли либо в иных организациях, реализующих товары.
Из представленных заявителем документов следует, что деятельность ОАО "Ивановоторгтехника" не связана с осуществлением торговли или оказанием услуг населению на потребительском рынке.
При указанных обстоятельствах исключается применение ККМ, так как по смыслу статьи 1 вышеназванного закона, обязанность применения контрольно-кассовых машин предусмотрена при осуществлении денежных расчетов именно с населением.
Кроме того, из текста пункта 7 акта проверки от 18 марта 2003 года следует, что заявителем контрольно-кассовая машина при оказании услуг по "...ремонту и обслуживанию ККМ на территории района применяется, чем не нарушена статья 1 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Однако далее в этом же пункте акта указано, что "ККМ модели АМС.100Ф зав. N 29832229 используется только как резервная, оплата за резерв ЦТО не производится, входит в стоимость сервисного обслуживания".
Таким образом, из вышеназванного акта проверки, положенного в основу протокола об административном правонарушении N 8 от 21 апреля 2003 г., на основании которого, в свою очередь, было вынесено оспариваемое заявителем постановление, однозначно не следует, что Инспекцией МНС был установлен факт совершения ОАО "Ивановоторгтехника" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, и в силу части 1 статьи 26.2 Кодекса данный акт, а также протокол N 8 от 21 апреля 2003 г., не могут являться доказательством наличия самого события административного правонарушения.
Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В связи с изложенным заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Заявление ОАО "Ивановоторгтехника" удовлетворить.
2. Признать постановление Инспекции по налогам и сборам по Приволжскому району Ивановской области от 29 апреля 2003 г. N 2 незаконным и подлежащим отмене.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Ивановской области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья |
И.К.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 21 июля 2003 г. N 108А/5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника