Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 14 июля 2003 г. N 425/5
Арбитражный суд Ивановской области в составе:
председательствующего Муравьевой И.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ширшиной Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест"
к Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ивановской области,
третье лицо: Ивановская международная школа-интернат Российского общества Красного Креста,
о признании недействительными распоряжений Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ивановской области от 7 декабря 2001 г. N 97-1 "Об объектах недвижимости, используемых Ивановской международной школой-интернатом Российского общества Красного креста" и от 19 декабря 2001 г. N 102-1 "О выдаче свидетельства о внесении в реестр федерального имущества",
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Раева Д. - представителя по доверенности от 5 мая 2003 г. (трудовой договор N 67 от 5 мая 2003 г.);
от ответчика: Ивановой Л.Я. - начальника отдела по доверенности от 28 апреля 2003 г., Коровкиной Т.М. - заместителя руководителя, начальника отдела по доверенности от 18 февраля 2003 г.;
от третьего лица: Шевченко Г.И. - директора (распоряжение N 46 от 20 июля 2001 г.),
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ивановской области о признании недействительными распоряжений Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ивановской области от 7 декабря 2001 г. N 97-1 "Об объектах недвижимости, используемых Ивановской международной школой-интернатом Российского общества Красного креста" и от 19 декабря 2001 г. N 102-1 "О выдаче свидетельства о внесении в реестр федерального имущества" обратилась Общероссийская общественная организация "Российский Красный Крест".
Арбитражным судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Ивановская международная школа-интернат Российского общества Красного Креста.
В обоснование указанных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемыми распоряжениями нарушены его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, поскольку имущество, отнесенное Распоряжениями Территориального управления Минимущества РФ по Ивановской области, к казне РФ, по мнению заявителя, в течение многих лет является собственностью "Российского Красного Креста". Кроме того, по мнению заявителя, при издании данных распоряжений Теруправлением нарушено Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 года N 696, которым утверждено Положение об организации учета федерального имущества и ведении Реестра федерального имущества.
Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Ивановской области считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку, по его мнению, оспариваемые акты изданы законно. Кроме того, на основании п. 4 ст. 198 АПК РФ госорган считает, что заявителем пропущен срок исковой давности.
Ивановская международная школа-интернат Российского общества Красного креста требования заявителя поддержала в полном объеме.
Судебное разбирательство по делу откладывалось в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
Арбитражным судом установлено:
7 декабря 2001 года Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ивановской области издано Распоряжение "Об объектах недвижимости, используемых Ивановской международной школой-интернатом Российского общества Красного Креста", которым госорган распорядился на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, п. 4 ст. 214 ГК РФ, письма Государственного архива Ивановской области от 27 ноября 2001 г. N 270-14, Указа Президента РФ от 20 июля 1996 г. N 1056 "О государственной поддержке Российского общества Красного Креста" и с учетом итогов инвентаризации федерального государственного имущества, используемого Ивановской международной школой-интернатом Российского общества Красного Креста, расположенного по адресу: г. Иваново, ул. Спортивная, д. 21, считать имуществом казны Российской Федерации имущество, используемое вышеназванной школой, а именно: школу (лит.А), библиотеку и актовый зал, спортивный зал (лит.В), общежитие (лит.Б), гараж (лит.Р), насосную (лит.У), прачечную (лит.П), оранжерею (лит.Т), общежитие (лит.М) и начальную школу (лит.СС1).
Распоряжением от 19 декабря 2001 г. N 102-1 "О выдаче свидетельства о внесении в реестр федерального имущества" в связи с завершением процедуры учета федерального имущества, переданного в безвозмездное пользование Ивановской международной школе-интернату Российского общества Красного Креста и на основании п. 12 "Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 Теруправление Минимущества РФ по Ивановской области распорядилось присвоить указанной школе-интернату реестровый номер 03700791 и выдать ей свидетельство о внесении в реестр федерального имущества. Этим же распоряжением на директора школы-интерната Шевченко Г.И. была возложена обязанность по представлению в госорган ряда документов.
Считая, что вышеназванные Распоряжения вынесены с нарушением действующего законодательства и нарушают ее права и законные интересы, Общероссийская общественная организация "Российский Красный Крест" обратилась с заявлением в арбитражный суд о признании актов госоргана недействительными.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Как видно из материалов дела, заявитель основаниями своих требований указывает два обстоятельства:
1) оспариваемые распоряжения ТУ Минимущества РФ по Ивановской области отнесли к казне Российской Федерации объекты недвижимости, находящиеся в собственности Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест";
2) при издании данных распоряжений госорганом нарушено Постановление Правительства РФ от 3 июля 1998 года N 696.
Представленные в судебное заседание заявителем документы право собственности Общероссийской организации "Красный Крест" на объекты недвижимости, используемые школой-интернатом, не подтверждают. В договоре застройки 1931 года, где Областной комитет Международной Организации помощи борцам революции (далее - МОПР) выступает в качестве застройщика зданий школы, сведения о том, что данные здания строились на средства общества "Красный Крест", отсутствуют. Более того, в пункте 21 данного договора говорится о том, что после окончания строительства сданный под застройку участок вместе со всеми постройками переходит к Гокомхозу. Право самостоятельной хозяйственной эксплуатации участка с возведенными на нем строениями, установленное п. 19 договора, на который ссылается заявитель, не есть право собственности на эти строения.
Постановления Центрального Комитета Всероссийской Коммунистической Партии большевиков и президиума Центрального Комитета МОПРа от 1947 года не могут служить доказательствами права собственности на здания интердома.
Из пояснений в судебном заседании представителя третьего лица, инвентарных карточек учета основных средств следует, что объектов, построенных до 1950 года, на территории школы-интерната в настоящее время нет. Самая старая сохранившаяся постройка введена в эксплуатацию в 1961 году. В последующем были введены в эксплуатацию здания, построенные в 1961, 1977, 1999 годах. Предоставление земельных участков на праве бессрочного пользования для проведения строительства доказательством права собственности на построенные объекты не является.
Заявитель также ссылается на справку о выполнении плана капитального строительства 1988 года исполкома Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. Однако данная справка содержит сведения о десяти объектах, находящихся в разных городах. Данных о финансировании за счет собственных средств строительства школы-интерната в г.Иваново справка не содержит.
В связи с изложенным суд считает, что факт финансирования строительства объектов со стороны общественных организаций указанными выше документами не подтвержден. Иных документов возникновения права собственности на данные объекты суду не представлено.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В материалах дела имеется распоряжение Совета Министров СССР от 5 февраля 1981 года N 194-рс, согласно которого исполкому Союза Обществ Красного креста и Красного Полумесяца СССР на 1982-1989 годы было выделено 10 млн. рублей на проектирование и строительство комплекса зданий для интернациональной школы-интерната имени Е.Д.Стасовой, в том числе, учебного корпуса на 450 учащихся с помещениями для воспитательной работы, общежития на 450 мест, пищевого блока со столовой, производственных мастерских, спортивного комплекса с бассейном.
Финансирование школы-интерната за счет бюджетных средств подтверждается также письмом Министерства финансов N 1-10/12-1399 во исполнение поручения Правительства РФ от 24 мая 1994 г., бюджетными поручениями за 1987-1991 годы.
В связи с изложенным и на основании статьи 214 Гражданского кодекса РФ, Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" вывод Теруправления Минимущества РФ по Ивановской области о том, что объекты недвижимости, используемые школой-интернатом, являются имуществом казны Российской Федерации, следует признать правомерным.
Что касается приведенных заявителем доводов о нарушении процедуры издания оспариваемых распоряжений, установленной Постановлением Правительства РФ N 696 от 3 июля 1998 г., то суд считает данные доводы необоснованными.
В частности, довод о внесении объектов недвижимости в Реестр федеральной собственности на основании служебной записки отдела по управлению федеральной собственностью и земельными ресурсами Теруправления опровергается материалами дела. В деле имеется заявление директора школы от 19 декабря 2001 года о включении объектов, находящихся на балансе школы-интерната, в реестр федерального имущества.
Судом не установлено нарушений п. 7 Положения об учете федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696, которые могли бы явиться основаниями для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьи 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. В удовлетворении заявления о признании недействительными распоряжений Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ивановской области от 7 декабря 2001 г. N 97-1 "Об объектах недвижимости, используемых Ивановской международной школой-интернатом Российского общества Красного креста" и от 19 декабря 2001 г. N 102-1 "О выдаче свидетельства о внесении в реестр федерального имущества" Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" отказать.
2. Расходы по государственной пошлине отнести за истца. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья |
И.К.Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 14 июля 2003 г. N 425/5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника