2. Утвердить размеры финансирования программы из средств местного бюджета.
Председатель Шуйской
городской Думы |
Е.Б.Корзенев |
Приложение N 1
к решению
Шуйской городской Думы
от 29 января 2003 г. N 1
Долгосрочная целевая программа
развития и поддержки малого предпринимательства
в городе Шуя Ивановской области
на период до 2006 г.
Паспорт
Долгосрочной целевой программы
развития и поддержки малого предпринимательства
в городе Шуя Ивановской области на период до 2006 г.
Наименование Долгосрочная целевая программа развития и
Программы поддержки малого предпринимательства в городе
Шуя Ивановской области на период до 2006 года
(далее - Программа)
Наименование решения о Федеральный закон "О государственной поддержке
разработке Программы малого предпринимательства в Российской
Федерации" от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, законы
Ивановской области "О поддержке малого
предпринимательства" от 31 декабря 2002 г.
N 48-ОЗ, "О программах регионального развития
Ивановской области" от 14 ноября 1994 г.
N 25-ОЗ и от 24 декабря 2002 г. N 98-ОЗ
Заказчик Программы Администрация города Шуя Ивановской области
Разработчик Отдел инвестиционной политики, экономики и
Программы предпринимательства администрации города Шуя
Ивановской области
Цель Программы - обеспечение условий для устойчивого развития
и поддержки малого предпринимательства, одно из
направлений реализации Стратегии
социально-экономического развития города Шуя.
Задачи Программы: - обеспечение взаимодействия органов
государственной власти и местного
самоуправления с предпринимательскими
структурами в решении задач экономического и
социального развития города;
- создание благоприятных условий для устойчивой
деятельности субъектов малого
предпринимательства;
- расширение инфраструктуры
предпринимательства;
- преодоление административных барьеров на пути
развития малого предпринимательства;
- разработка и внедрение прогрессивных
финансовых технологий для финансирования
определенных направлений развития малого
предпринимательства;
- создание новых рабочих мест;
- создание условий для производства
инновационной и импортозамещающей продукции;
- привлечение субъектов малого
предпринимательства к поставкам продукции для
государственных и муниципальных нужд;
- предоставление адресной, методической,
информационной, консультационной,
образовательной и правовой поддержки в рамках
инфрастуктуры поддержки малого
предпринимательства;
Сроки реализации до 2006 года
Программы
Основные направления - нормативно-правовое обеспечение малого
Программы предпринимательства;
- развитие прогрессивных финансовых технологий
поддержки малого предпринимательства;
- реализация приоритетных направлений развития
малого предпринимательства;
- создание, развитие и повышение эффективности
использования инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства и информационных систем
обеспечения малого предпринимательства;
- научно-методическое и кадровое обеспечение
малого предпринимательства, взаимодействие со
средствами массовой информации и пропаганда
предпринимательской деятельности;
Ответственные за Отдел инвестиционной политики, экономики и
исполнение программных предпринимательства администрации города Шуя
мероприятий Ивановской области;
Городской финансовый отдел администрации города
Шуя Ивановской области;
Отдел цен, потребительского рынка и услуг
администрации города Шуя Ивановской области;
Комитет по управлению имуществом администрации
города Шуя Ивановской области;
Центр занятости населения города Шуя и Шуйского
района Департамента федеральной государственной
службы занятости населения по Ивановской
области;
Межрайонная инспекция N 3 Управления
Министерства по налогам и сборам РФ по
Ивановской области (по согласованию);
Шуйское отделение Ивановского областного
комитета государственной статистики
(по согласованию);
Субъекты малого предпринимательства
(на конкурсной основе).
Объемы и источники /--------------------------------------------------\
финансирования Программы |Источники финансирования|2003|2004|2005|2006|Всего|
(тысяч рублей) |------------------------+----+----+----+----+-----|
|Областной |350 |400 |450 |500 |1700 |
|бюджет | | | | | |
|------------------------+----+----+----+----+-----|
|ФФПМП (по согласованию) |350 | 400|450 |500 |1700 |
|------------------------+----+----+----+----+-----|
|Городской бюджет |350 | 400|450 |500 |1700 |
|------------------------+----+----+----+----+-----|
|Итого |1050|1200|1350|1500|5100 |
\--------------------------------------------------/
Примечание: Допускается перераспределение
средств по разделам Программы и их увеличение
с учетом тенденции поступления средств.
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
Ожидаемые конечные Выполнение мероприятий Программы предполагает
результаты реализации обеспечить условия для увеличения численности
Программы (прогнозные занятых в малом предпринимательстве до более
данные) пяти тысячи человек (около 20% от числа занятых
в экономике), расширение инфраструктуры МП в
городе, увеличение объемов производства и
реализации товаров и услуг в сфере МП.
Система контроля 1. Шуйская городская Дума, Коллегия при Главе
города Шуя:
- рассматривает отчет о реализации Программы
по завершению отчетного года, контроль
использования финансовых ресурсов.
2. Отдел инвестиционной политики, экономики и
предпринимательства администрации города Шуя,
ГорФО:
- оказывает содействие своевременному и полному
обеспечению финансовыми ресурсами мероприятий
Программы, координирование использования
ресурсов;
- проводит проверки хода реализации Программы,
эффективного и целевого использования бюджетных
средств, выделенных на поддержку и развитие
малого предпринимательства;
- подготавливает с участием ответственных
исполнителей отчет о реализации Программы.
Список сокращений
ГУЭРТ Главное управление экономического развития адм-ии Ив.области
ШГД Шуйская городская Дума
КУИ Комитет по управлению имуществом города Шуя
ГНИ Межрайонная инспекция N 3 Управления Министерства РФ по
налогам и сборам по Ивановской области
ФФПМП Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства
ЦЗН Центр занятости населения по городу Шуя и Шуйскому району
Департамента федеральной государственной службы занятости
населения по Ивановской области
ОДМ Отдел по делам молодежи администрации города Шуя
КГС Шуйское отделение Ивановского областного комитета
государственной статистики
ГорОНО Городской отдел образования
ГорФО Городской финансовый отдел администрации города Шуя
ОЦПРиУ Отдел цен, потребительского рынка и услуг администрации
города Шуя
ОИПЭиП Отдел инвестиционной политики, экономики и
предпринимательства администрации города Шуя
СМП Субъекты малого предпринимательства
СМИ Средства массовой информации
ЮО юридический отдел администрации города Шуя
МФПП Муниципальный фонд поддержки предпринимательства
ОЖКХиТ Отдел жилищно-коммунального хозяйства и транспорта адм-ии
г. Шуя
1. Основные цели и задачи Программы
Предпринимательство - важная часть функционирования и социально-экономического развития города. Оно создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, дает значительную часть местного валового продукта. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам оно обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей.
Предпринимательский ресурс входит в современную структуру производительных сил города и призван быть одним из активнейших факторов их саморазвития.
В настоящее время появилась необходимость в координации деятельности субъектов МП, в более эффективном использовании этой деятельности для решения проблем и нужд города, развития производственного предпринимательства.
Вместе с тем, уровень развития МП в городе Шуя, как и в целом в России, существенно отстает от уровня развитых стран. В целях изменения сложившейся ситуации в данном вопросе, а также для обеспечения дальнейшего эффективного развития МП в городе, разработана настоящая Программа.
Государственная и муниципальная поддержка предпринимательства в городе осуществляется в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Настоящая Программа направлена на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Программа определяет общие положения в области муниципальной поддержки и развития предпринимательства в городе Шуя, устанавливает формы, методы и направления государственного и муниципального стимулирования и регулирования деятельности субъектов предпринимательства.
Программа действует на всей территории города Шуя в отношении субъектов предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
Основные цели разработки и внедрения Программы:
- обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с предпринимательскими структурами в дальнейшем экономическом и социальном развитии города и региона;
- способствование внедрению современных финансово-кредитных механизмов, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
- обеспечение развития системы обучения населения основам предпринимательской деятельности и правовой грамотности;
- способствование развитию межрегионального сотрудничества в сфере малого предпринимательства;
- формирование благоприятного общественного мнения о малом предпринимательстве.
Приоритетами Программы являются: дальнейшее развитие инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства, инвестиционно-финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства в производственной сфере и в сфере услуг.
Можно говорить о том, что сегодня в городе есть реальная возможность развития за счет МП таких сфер экономики города, как:
- жилищное строительство и оказание услуг по проведению досуга населения (указывают 25% опрошенных предпринимателей);
- туризм, финансы, инновационная деятельность, консультативные услуги (17%).
Имеется в городе потребность в увеличении числа предприятий и предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению (отсутствует химчистка), занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции и производством продуктов питания, товаров народного потребления, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
В связи с этим, первоочередными задачами в части обеспечения поддержки и развития малого предпринимательства на территории города можно назвать:
1. Создание муниципального фонда поддержки малого предпринимательства;
2. Способствование открытию и функционированию учебно-деловых центров малого бизнеса;
3. Обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов малого предпринимательства;
4. Содействие созданию Попечительского совета предпринимателей города.
Мероприятия Программы вместе с тем строятся с учетом потребностей администрации города в обеспечении мониторинга и экономического анализа развития малого предпринимательства, информационного обмена, проведении исследований по проблемам малого предпринимательства.
2. Актуальные проблемы развития предпринимательства
С точки зрения муниципального менеджмента, малый и средний бизнесы выполняют функции:
1). Производителя.
2). Источника финансирования муниципальных программ (являясь налогоплательщиком, плательщиком сборов и штрафов).
3). Инвестора (участие в реализации инвестиционных проектов, создание организаций смешенных форм собственности, проведение благотворительных акций).
4). Работодателя (создание рабочих мест).
5). Участника решения социально-бытовых проблем населения (выплата зарплаты, содержание собственной социальной инфраструктуры и др.).
6). Потребителя ресурсов (использование природных, материальных энергетических, трудовых и иных ресурсов территории).
7). Может быть источником экологического, финансового, социального или иного ущерба для территории.
Развитие предпринимательства в городе Шуя сопряжено с рядом трудностей:
- ограниченность ресурсов,
- большая зависимость от рыночной конъюнктуры,
- слабые кредитные возможности,
- слабая социальная защищенность работающих.
Кроме того, для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций, наличие свободных ниш на рынках производства, услуг, сбыта.
Проведенный экономический анализ, а также изучение результатов опроса предпринимателей в рамках разработки стратегии социально-экономического развития города Шуя в 2002 году, позволяет представить схематично проблемы развития малого и среднего бизнеса и пути их решения:
См. схему "Проблемы развития малого и среднего бизнеса и пути их решения"
Таким образом, можно выделить внешние проблемы развития:
(от 30 до 50% опрошенных предпринимателей считают, что решить проблемы малого бизнеса может Президент РФ, Правительство РФ, законодательное собрание)
- высокий и несовершенный уровень налогообложения;
- противоречия и пробелы в правовом поле (указывают около 67% опрошенных);
- административные барьеры (регистрация, аренда помещения и земельного участка, деятельность контролирующих органов - указывают около 67% опрошенных);
- искаженная структура цены, обусловленная высокими тарифами на энергоресурсы;
Внешние факторы микро- и макроуровня слабо поддаются влиянию со стороны местной администрации.
К внутренним проблемам относятся:
(более 75% опрошенных предпринимателей считают, что улучшить положение дел в малом бизнесе может местная администрация и 50% - городская Дума).
- недостаток квалифицированных кадров, прежде всего управленческих (указывают 50% опрошенных);
- слабость регулярного менеджмента;
- непродуктивная инвестиционная среда (недостаток доступных инвестиционных ресурсов) - на сложность получения кредитов в городе указывает 67% опрошенных предпринимателей;
- маркетинговые проблемы.
При разработке программы поддержки малого и среднего бизнеса на территории города Шуя проведен анализ возможностей и проблем с учетом местных условий.
Приоритеты выбора поддерживаемых предприятий и проектов определяются в выработанной стратегии развития города Шуя, имеющимися ресурсами и полномочиями, социально - экономической эффективностью направлений поддержки.
Для решения проблемы становления и дальнейшего развития экономически устойчивой структуры малого и среднего бизнеса на территории города необходимо создать несколько организаций поддержки малого и среднего бизнеса, предоставляющих услуги, которые могли бы решить выделенные выше проблемы. Прежде всего - это выдача льготных кредитов, образовательные и консалтинговые услуги.
Таким образом, можно обозначить следующие основные функции администрации города по содействию экономического развития малого и среднего бизнеса:
- привлечение инвесторов и разработка бизнес - профилей (карт) местности;
- создание банка данных с информацией относительно специфики отраслей;
- консультирование по вопросам создания собственного предприятия;
- проведение семинаров и обучение;
- предоставление информационно-справочного материала;
- планирование городского развития с учетом интересов и потребностей малого бизнеса;
- освоение и содержание в резерве территорий для размещения ремесленных и промышленных предприятий;
- создание кадастра помещений для промысловой деятельности и кадастра свободных земельных участков;
- установление контактов с региональными и местными фондами и банками;
- оказание поддержки при обращении в официальные учреждения (лицензии, разрешения на строительство и т.п.);
- создание групп по обмену опытом;
- организация региональных ярмарок;
- организация бизнес - инкубаторов для начинающих;
- создание муниципального фонда поддержки предпринимательства и введение в штаты администрации города специалиста по данным вопросам.
3. Основные направления поддержки малого и
среднего бизнеса на территории города Шуя
Эффективность реализации настоящей Программы зависит в первую очередь от реального выделения средств на ее финансирование из всех запланированных источников и организации действенного контроля за их использованием.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться на условиях долевого финансирования за счет средств областного бюджета, городского бюджета, заемных средств ФФПМП, привлеченных внебюджетных финансовых средств, собственных средств субъектов малого предпринимательства.
Источники финансирования Программы
в тыс. руб.
Источники финансирования | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | Всего |
Областной бюджет | 350 | 400 | 450 | 500 | 1700 |
Городской бюджет | 350 | 400 | 450 | 500 | 1700 |
ФФПМП | 350 | 400 | 450 | 500 | 1700 |
Итого | 1050 | 1200 | 1350 | 1500 | 5100 |
Эффективность и результативность мероприятий Программы заключается в позитивных изменениях в сфере малого предпринимательства и экономике города, снижении социальной напряженности. Это проявится не только в увеличении количественных показателей малого предпринимательства, таких как количество субъектов малого предпринимательства, объем выпуска товаров и услуг, численность занятых, объемы налоговых платежей, но и в развитии отсутствующих сегодня сфер услуг и производства, разработке и внедрении инновационных программ.
Основная задача поддержки малого предпринимательства заключается не только в предоставлении финансовой помощи отдельным предпринимателям, но и в кардинальном изменении самой экономической среды, в которой они ведут свою хозяйственную деятельность.
Бюджетные средства, направленные на выполнение мероприятий Программы по созданию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства позволят выработать механизмы изменения ситуации в целом в развитии малого бизнеса. Создание институтов, которые будут работать на весь малый бизнес, позволит не только оказывать помощь предпринимателям "живыми" деньгами, но и льготами, налоговыми кредитами, отсрочками, снижением арендной платы, выделением земельных участков на льготных условиях, обучением и т.д.
При этом выбор данной политики позволит обеспечить объективность, недопущение дискриминации среди субъектов малого предпринимательства, открытость программ помощи, ясность и прозрачность.
Перечень программных мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства на территории города представлен в приложении к настоящей Программе.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность мероприятий Программы заключается в позитивных изменениях в сфере развития и деятельности малого предпринимательства и, как следствие, социально - экономическом развитии города.
Как уже указывалось выше, предпринимательство - важнейший фактор развития производительных сил города. Оно создает рабочие места, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы, дает существенную часть местного валового продукта.
Анализируя в целом процесс развития малого предпринимательства в городе Шуя, можно отметить, что процесс массового создания малых предприятий и регистрации предпринимателей практически завершен (произошло определенное "насыщение"), а сферы влияния на рынке города практически поделены.
Таким образом, ожидать большого прироста численности занятых в данной сфере и существенного увеличения выпускаемых товаров и услуг МП за счет увеличения численности самих МП не приходится.
Сегодня основной упор будет сделан на переход на интенсивный путь развития экономики и МП, в частности:
- развитие за счет внедрения инновационных бизнес - проектов;
- повышение качества и производительности труда;
- импортозамещение;
- поиски выходов на внешний рынок и т.п..
К концу 2006 года выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить условия для занятия малым и средним бизнесом по прогнозным данным более 5 тысяч человек (около 20 % от числа занятых в экономике города).
Сумма налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства во все уровни бюджетов составит около 1,4 млн. рублей.
Прогнозируемые показатели развития малого предпринимательства
в городе Шуя Ивановской области
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2006 в % к 2001 |
Всего - субъектов МП, тысяч В % к предыдущему году |
2645 103,4 |
2686 101,6 |
2730 101,6 |
2773 101,5 |
2823 101,8 |
106,7 |
Всего - занятых в малом бизнесе, тыс.чел. В % к предыдущему году |
5,0 102,5 |
5,07 101,4 |
5,15 101,6 |
5,25 101,9 |
5,33 101,5 |
106,6 |
Количество малых предприятий 412 в % к предыдущему году |
412 95,4 |
402 97,6 |
393 97,8 |
380 96,7 |
380 100 |
92,2 |
Среднесписочная численность работников на малых предприятиях, тыс. чел. в % к предыдущему году |
1,71 102,1 |
1,73 101,2 |
1,75 101,2 |
1,8 102,8 |
1,81 100,6 |
105,8 |
Численность работающих по договорам и внешним совместители, тыс. чел. в % к предыдущему году |
0,86 100 |
0,87 101,2 |
0,89 102,3 |
0,9 101,1 |
0,92 102,2 |
107,0 |
Численность зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, тыс.чел. в % к предыдущему году |
2,43 103,4 |
2,47 101,6 |
2,51 101,6 |
2,55 101,6 |
2,6 102 |
107,0 |
Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями, млн. руб. в % к предыдущему году |
12,1 112,0 |
13,4 110,7 |
14,9 11,2 |
16,5 110,7 |
17,6 106,7 |
145,5 |
Налоговые поступления во все уровни бюджетов, млн. руб. в % к предыдущему году |
0,93 130,0 |
1,3 139,8 |
1,37 105,4 |
1,39 101,5 |
1,4 100,7 |
150,5 |
Показатели эффективности реализации Программы
Показатели | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2003-2006 |
Объем государственной и муниципальной поддержки, тыс. руб. |
1050 | 1200 | 1350 | 1500 | 1650 |
Увеличение численности занятых в МП, ед. |
41 | 44 | 43 | 50 | 178 |
Увеличение объема выпуска товаров и услуг малыми предприятиями, млн.руб. |
1,3 | 1,5 | 1,6 | 1,1 | 5,5 |
Увеличение налоговых поступлений: - во все уровни бюджетов, млн. руб. |
0,37 |
0,07 |
0,02 |
0,01 |
0,47 |
5. Реализация мероприятий Программы
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5.1. Отдел инвестиционной политики, экономики и предпринимательства администрации города Шуя:
- осуществляет функциональное регулирование в сфере поддержки и развития малого предпринимательства;
- координирует деятельность муниципальных организаций и органов власти по реализации мероприятий поддержки развития малого бизнеса;
- с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в городе и наличия соответствующих источников финансирования определяет первоочередность выполнения мероприятий;
- конкретизирует и уточняет объемы муниципальных заказов и предоставляет информацию о реализации мероприятий по поддержке развития малого бизнеса Главе города;
- взаимодействует с Московским учебно-консультационным Центром "Практик" в части обеспечения выполнения мероприятий программы, стратегии социально - экономического развития города.
5.2. Финансовый отдел администрации города Шуя:
- осуществляет финансирование муниципальных заказов субъектам малого предпринимательства согласно соответствующих статей утвержденного городского бюджета;
- контролирует эффективность использования выделенных для инвестирования бюджетных средств, их целевое расходование и предоставляет соответствующую информацию Главе города.
5.3. Комитет по управлению имуществом администрации города Шуя:
- привлекает субъекты малого бизнеса к поставкам продукции и оказанию услуг для нужд города в рамках муниципального заказа и социально - экономических программ развития города;
- анализирует эффективность использования предоставленных им ранее неэксплуатируемых муниципальных зданий под использование субъектами малого предпринимательства под производственные, торговые и прочие цели, согласно разработанным и защищенным бизнес - планам.
5.4. Главный архитектор города:
- осуществляет размещение мест деятельности субъектов малого бизнеса с максимальным обоюдным учетом интересов города и предпринимательства.
5.5. Отдел цен, потребительского рынка и услуг; отдел жилищно-коммунального хозяйства; отдел молодежи, другие отраслевые отделы администрации города:
- осуществляют функциональное регулирование, разработку предложений в сфере поддержки и развития малого предпринимательства города своей отрасли;
- координирует деятельность по реализации мероприятий поддержки развития малого бизнеса курируемой отрасли;
- осуществляет работу по устранению административных барьеров.
5.5. Центр занятости населения города Шуя и Шуйского района:
- принимает меры к выделению запланированных Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ивановской области средств для финансирования инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства города Шуя;
- контролирует эффективность использования выделенных средств и их целевое расходование;
- организует и осуществляет обучение и переподготовку безработных граждан.
5.6. Секция по поддержке и развитию малого предпринимательства в рамках общественного Совета по развитию экономики при Главе города Шуя:
- рассматривает предоставляемые информации и на их основе оценивает эффективность реализации Программы поддержки малого предпринимательства на территории города Шуя;
- проводит предварительную экспертизу поступающих инвестиционных проектов;
- дает рекомендации по целесообразности финансирования инвестиционных проектов, бизнес - планов;
- нарабатывает новые предложения и направления развития и поддержки малого предпринимательства в городе.
Справочный материал
Краткая характеристика малого предпринимательства города Шуя
Анализируя развитие малого предпринимательства в городе Шуя в сравнении с другими городам Ивановской области в территориальном разрезе, можно говорить о том, что большая часть малых предприятий, как и следовало ожидать, сосредоточена в городе Иваново - 73,4% от общего их числа по области. В других городах и районах области их гораздо меньше: в городе Шуя - 3,7%, в Кинешме - 3,5%, Тейкове - 1,6%, Вичуге - 1,1%.
Так, в городе Шуя по состоянию на конец 2001 года зарегистрировано 432 предприятия малого бизнеса. Перед налоговыми органами отчитываются о своей работе 208 предприятий. В дальнейшем существенного прироста числа малых предприятий не предусматривается, т.к. сферы влияния на рынках города практически определены.
Занятость в малом бизнесе распространена по территории области столь же неравномерно, как и число малых предприятий. Наибольшее число всех работающих на малых предприятиях, по итогам 2000г. проживает в г.Иваново (64,1% от общего числа). Далее с большим отрывом следуют Ивановский р-он (4,4% от общей численности работающих на малых предприятиях), г.Шуя (4,5%) и Кинешма (3,4%). По итогам областного единовременного обследования малых предприятий за 2000 г. на них трудится каждый двенадцатый от всей численности работников списочного состава занятых на предприятиях области.
Среднесписочная численность работников малого бизнеса в городе Шуя существенных изменений по годам не претерпевает и колеблется от 1,6-1,7 тысяч человек (2,6% от всей численности населения и 4,7% от трудовых ресурсов города). Число индивидуальных предпринимателей возрастает с 2123 человек в 2000 году до 2550 к 2005 году. (Диаграмма).
См. диаграмму "Число индивидуальных предпринимателей"
В отраслевом разрезе преобладает занятость в трех отраслях. По итогам 2001 г. в области на малых предприятиях промышленности работали 35,7% от общей численности работающих на малых предприятиях, строительства - 11,2%, торговли и общественного питания - 26,9%.
Сложившаяся отраслевая структура по количеству малых предприятий в последние годы практически не меняется.
В городском жилищно-коммунальном хозяйстве - отрасли, которая казалось бы первой должна перейти на рыночные рельсы хозяйствования, учитывая состояние местных бюджетов, сегодня нет действующих субъектов малого бизнеса.
Доля других отраслей, прежде всего отраслей сферы услуг, оказываемых населению, в общем числе малых предприятий незначительна. В силу особенностей системы налогообложения малого предпринимательства, эти услуги концентрируются в руках предпринимателей.
Одной из особенностей малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы.
По прогнозным расчетам, в 2002г., в городе на условиях совместительства и по договорам гражданско - правового характера привлекались к работе в сфере малого бизнеса около 1000 человек. Это прежде всего характерно для торговли, научного обслуживания, образования, технического обслуживания, аудита, бухгалтерских услуг и т.п.
В секторе предпринимательства лидируют по численности предприятия сферы торговли и общественного питания (70%), причем основная масса - в розничной торговле:
См. диаграмму "Структура сферы торговли"
В сфере услуг насчитывается около 9% от всего количества предприятий малого и среднего бизнеса. В основном это бытовые услуги.
Предприятия, выпускающие промышленную продукцию и специализирующиеся в сфере строительных и ремонтных работ, составляют соответственно по 10%.
По оценке в 2002 году выпуск товаров и услуг малыми предприятиями ожидается в сумме 77,4 млн. рублей, что больше 2001 года на 10 млн. рублей. (График)
См. график "Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями"
В 2003 году предприятиями малого бизнеса оценочно будет произведено товаров и услуг на сумму 87,8 млн. рублей, что составит от всего объема производства промышленности малого бизнеса около 40%. Темп роста объемов производства и услуг в сфере малого бизнеса к уровню 2002 года в ценах соответствующих лет предусмотрен в пределах 3-4%, т.е существенного роста не ожидается.
Показатели деятельности малого предпринимательства
в 1999-2001 г.г.
Таблица N 1.
Показатели | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. (оценка) |
Общее число отчитывающихся малых предприятий | 209 | 222 | 208 | 216 |
Объем продукции, произведенной МП (млн. руб.) | 58,8 | 56,6 | 67,5 | 77,4 |
Численность персонала (тыс. чел.) | 1,5 | 1,6 | 1,67 | 1,7 |
Объем производства на душу населения (руб.) | 603 | 829,9 | 1003,3 | 1196,3 |
Объем розничного оборота (млн. руб.) | 7,1 | 9,0 | 10,8 | 12,1 |
Объем промышленного производства (млн. руб.) | 15,5 | 22,5 | 26,3 | 30,6 |
Доля малых предприятий в общем объеме производства МО | 4,6 | 4,9 | 3,7 | 3,6 |
Увеличение объемов производства предприятий малого и среднего бизнеса планируется достичь в промышленности (4% к предыдущему году в сопоставимых ценах), торговле, общественном питании (1%), строительстве (1%), транспорте (2%).
Налоговые отчисления малых предприятий и предпринимателей являются постоянным источником доходной части городского бюджета.
См. диаграмму "Налоговые отчисления малых предприятий и предпринимателей"
При этом суммарная доля налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса, а также предпринимателей составляет:
См. диаграмму "Суммарная доля налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса"
Однако процесс становления малого предприятия и предпринимательства достаточно сложен и требует сегодня серьезных финансовых источников.
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что более половины в свое время зарегистрировавшихся в городе малых предприятий и более половины всех зарегистрировавшихся частных предпринимателей по разного рода причинам сегодня не работают. Главная причина - отсутствие необходимых для бизнеса и дальнейшего развития оборотных средств.
Часть малых предприятий самоликвидировалась, часть - приостановила свою деятельность.
Более 2500 предпринимателей сдали свои свидетельства и снялись с учета в соответствии с действующим законодательством.
Практика показала, что деятельность и развитие малого бизнеса заметно активизируются при наличии государственной и муниципальной поддержки.
Однако, если в 1998-2001гг. в расходной части местного бюджета города Шуя предусматривались средства на финансово-кредитную поддержку предпринимательской деятельности, то в 2002 году подобное финансирование не осуществлялось.
Необходимо возродить практику инвестирования предпринимательства, что является одним из основных направлений представленной Программы.
Важным вопросом в повышении эффективности деятельности малого и среднего бизнеса является наличие квалифицированных кадров. Данный вопрос требует самой тщательной проработки, т.к. сегодня он стоит особенно остро: ранее работавшие высококвалифицированные кадры стареют и уходят на пенсию, молодые же специалисты как правило не хотят оставаться в городе в связи с низким уровнем жизни шуян и уезжают в регионы и города с более высоким уровнем доходов.
В целях исправления сложившейся ситуации в 2002 году администрацией города направлены на конкурсный отбор подготовки управленческих кадров через институт "Открытое общество" фонда Сорос по программе "Малые города России" 7 человек. В том числе частных предпринимателей - 2 человека, руководителей предприятий малого бизнеса - 2 человека.
Кроме этого ведется работа с учебными заведениями города (училища N 4, N 11, N 42) в плане подготовки и переподготовки на их базе кадров для малого бизнеса и предпринимательства в частности.
В основном в этом аспекте востребованы специальности поваров, кондитеров, продавцов, контролеров - кассиров, слесарей, плотников и т.п..
Малый и средний бизнес ежегодно дает городу новые рабочие места:
См. график "Предоставление рабочих мест малыми и средними предприятиями"
Приложение N 1
к Долгосрочной целевой программе
развития и поддержки
малого предпринимательства
в городе Шуя на период до 2006 г.
Распределение источников финансирования
мероприятий Программы
в тыс. руб.
Разделы программных мероприятий | Источник финансирования | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | Всего |
1. Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства |
Городской бюджет | 350 | 400 | 450 | 500 | 1700 |
2. Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства |
Областной бюджет ФФПМП Итого |
150 350 500 |
200 400 600 |
250 450 700 |
300 500 800 |
900 1700 |
3. Создание, развитие и повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем обеспечения малого предпринимательства |
Областной бюджет | 200 | 200 | 200 | 200 | 800 |
Всего | Итого | 1050 | 1200 | 1350 | 1500 | 5100 |
Приложение N 2
к Долгосрочной целевой программе
развития и поддержки
малого предпринимательства
в городе Шуя на период до 2006 г.
Основные мероприятия
по реализации Долгосрочной целевой программы развития
и государственной поддержки малого предпринимательства
в Ивановской области на период до 2006 г.
Наименование мероприятий | Финансирование из областного бюджета (млн. руб.) |
Исполнители | ||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |||||
1. Обеспечение развития инфраструктуры малого предпринимательства: |
Без финансирования |
ШГД, ГНИ, ОИПЭиП, ОЦПРиУ, ГорФО, КУИ, КГС, ГорОНО, ОДМ, ЮО, СМИ |
||||||
1.1. Разработка нормативно-правовых актов, исходя из плана мероприятий по реализации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. |
||||||||
1.2. Оказание информационно-консультативных услуг, оформление специальной информационного стенда в администрации города. |
Без финансирования | ОИПЭиП, ОЦПРиУ, ОДМ, КУИ, ГНИ, СМИ |
||||||
1.3. Обеспечение взаимодействия между региональными структурами поддержки и малыми предприятиями. |
Без финансирования | ОИПЭиП, ОЦПРиУ, МФПП, ФФПМП |
||||||
1.4. Оформление стенда с информацией о внедренных бизнес - проектов в городе. |
Без финансироавния | ОИПЭиП | ||||||
1.5. Распространение учебно-методической литературы по ведению бизнеса в различных сферах и областях хозяйственной деятельности. |
Без финансирования | ФФПМП, МФПП, ОИПЭиП, |
||||||
1.6. Развитие различных форм бизнес-инкубирования. |
Предоставление льгот по аренде, налогам | МФПП, ГорФО, КУИ, ОИПэиП |
||||||
1.7. Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства и проектов законов и иных правовых актов. |
Без финансирования | ШГД, ГНИ, ОИПЭиП, ОЦПРиУ, ГорФО, КУИ, ОДМ, ЮО |
||||||
1.8. Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (подготовка нормативно-правовых актов о муниципальном фонде поддержки малого предпринимательства). |
Без финансирования | ШГД, ГНИ, ОИПЭиП, ОЦПРиУ, ГорФО, КУИ, ОДМ, ЮО |
||||||
1.9. Проведение маркетинговых исследований по проблемам малого бизнеса для оценки прогноза развития малого предпринимательства, предоставления обоснованных рекомендаций по дальнейшему развитию сферы потребительского рынка, своевременного реагирования на изменения внешней среды и факторов, влияющих на состояние различных сегментов рынка. |
Без финнансирования | МФПП, ОИПЭиП, ИЦПРиУ, др. отраслевые отделы администрации города |
||||||
1.10. Введение пакетного оформления разрешительных документов (по землеотводу, по лицензированию, по регистрации и т.п.). |
Без финансирования | МФПП | ||||||
2. Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства. |
0,35 | 0,40 | 0,45 | 0,5 | ||||
2.1. Формирование инвестиционно-заемной системы - группы банков, финансовых компаний, фондов, работающих с субъектами малого предпринимательства, создание условий для удешевления кредитных ресурсов, содействие вовлечению средств частных инвесторов в развитие малого предпринимательства, развитие малых предприятий в форме акционерных обществ, содействие развитию рынка ценных бумаг малых предприятий. |
- | - | 0,25 | 0,3 | ФПМП, ОИПЭиП, ГорФО, Финансовые учреждения, Консульт. фирмы, Общ орг. |
|||
2.2. Создание, поддержка и развитие гарантийного (залогового) фонда. Разработка и создание системы финансирования субъектов малого предпринимательства на основе предоставления гарантий. |
0,2 | 0,2 | - | - | ОИПЭиП, ГорФО, КУИ, Финанасовые учр-я. |
|||
2.3. Содействие в привлечении банков, инвестиционных фондов, частных инвесторов для финансирования инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства. |
Без финансирования |
ОИПЭиП, ГорФО, Финансовые учр.-я, Консульт. фирмы, Обществ-е орг-ии. |
||||||
2.4. Участие в финансировании субъектов малого предпринимательства на основе лизинга. |
0,05 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ОИПЭиП, ГорФО, Финансовые учр.-я, Консульт. фирмы, Обществ-е орг-ии |
|||
2.5. Организация ипотечного кредитования субъектов малого предпринимательства или лиц, желающих начать собственную предпринимательскую деятельность. |
0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ОИПЭиП, ГорФО, Финансовые учр.-я, Консульт. фирмы, Обществ-е орг-ии |
|||
2.# Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства. |
0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | ||||
3.1. Проведение конкурсов инвестиционных проектов и формирование инвестиционной программы субъектов малого предпринимательства: |
0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 | ОИПЭиП, ОЦПРиУ, ГорФО, ЦЗН, Финансовые учр-я, |
|||
3.2. Финансовая поддержка проектов в рамках инвестиционной программы субъектов малого предпринимательства, включая прямое инвестирование. - на открытие химчистки в городе; - на производство продовольственных товаров; - на производство товаров народного потребления; - на открытие новых учреждений досуга и пр. |
0,3 | 0,3 | 0,35 | 0,35 | ОИПЭиП, ГорФО, МФПП Фин. учр., Консульт. фирмы, Общ. орг. |
|||
3.3. Проведение конкурсов и финансовая поддержка инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, направленных на разработку и производство новых видов продукции. |
0,13 | 0,2 4 | 0,28 | 0,38 | ОИПЭиП, ГорФО, МФПП Фин. учр., Консульт. фирмы, Общ. орг. |
|||
3.4. Разработка и внедрение механизма доступа субъектов МП к получению городских заказов. |
Без финансирования | КУИ, ОИПЭиП, ОЦПРиУ, другие отраслевые отделы администрации г.Шуя |
||||||
3.4.#Финансовая поддержка субъектов инфраструктуры малого бизнеса: - инновационная деятельность; - внедрение энергосберегающих технологий; - оказание бытовых услуг населению. |
||||||||
4. Повышение эффективности использования созданной инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем обеспечения малого предпринимательства. |
0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||||
4.1. Создание муниципального фонда поддержки малого предпринимательства. |
0,18 | 0,18 | 0,18 | 0,18 | ОИПЭиП, ГорФО, Общ. орг., ФФПМП, ГУЭРТ |
|||
4.1.#Содействие созданию Попечительского совета. | - | - | - | - | ОИПЭиП, МФПП | |||
4.2. Создание, поддержка и развитие информационных структур (информационно- аналитических центров малого предпринимательства). |
0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | ОИПЭиП, ГорОНО, МФПП, общественные орг-ии, СМИ |
|||
4.3. Создание и поддержка консультационных структур, оказывающих услуги субъектам малого предпринимательства. |
Без финансирования |
ОИПЭиП,, Образ. учр., Консульт. Фирмы, Общ. орг., МФПП |
||||||
4.4. Учет мнения предпринимательской общественности при принятии решений, затрагивающих интересы МП. |
Без финансирования | ШГД, ОИПЭиП, ОЦПРиУ, др. отраслевые отделы администрации г.Шуя |
||||||
4.5. Формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей предпринимательства. |
Без финансирования | ОИПЭиП, МФПП, ОЦПРиУ, учебные учреждения |
||||||
4.6. Обеспечение широкого использования МП городского информационного Центра при центральной библиотеке города. |
Без финансирования | Отдел культуры администрации г.Шуя, ОИПЭиП |
||||||
4.7. Проведение семинаров с руководителями МП по вопросам налогообложения, бизнес - планированию, оформлению проектов, маркетингу, решению психологических проблем управления и др. |
- | - | - | - | ОИПЭиП, МФПП, ГНИ, учебные учреждения |
|||
4.8. Организация выставок-продаж, ярмарок с участием МП. |
0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | ОИПЭиП, ОЦПРиУ, МФПП |
|||
4.9. Проведение конкурсов "Профессионал своего дела", "Лучшее Предприятие малого бизнеса" (по критериям внутреннего и внешнего оформления, обслуживания клиента, качества продукции, услуг и т.п.). |
- | - | - | - | МФПП, ОИПЭиП, ОЦПРиУ, другие отраслевые отделы администрации г.Шуя |
|||
4.10. Организация делового туризма и экскурсий на малые предприятия города. |
Без финансирования |
ОИПЭиП, МФПП, МП "Ш.туристический центр", Консульт. фирмы, Общ. орг. |
||||||
4.11. Участие в выставках и ярмарках МП города Шуя в других регионах РФ. |
Без финансирования |
МФПП, ОИПЭиП, ОЦПРиУ, Консульт. фирмы, Общ. орг., СМИ |
||||||
4.12. Создание системы мониторинга (постоянного наблюдения) и анализа динамики развития малого предпринимательства в области, организация мониторинга социально-экономических процессов и социально-психологического климата в малом бизнесе, обобщение и распространение опыта деятельности субъектов малого предпринимательства, разработка рекомендаций по первоочередным мерам поддержки малого предпринимательства. |
Без финансирования |
МФПП, ГУЭРТ, ТАУ, ГФУ, ДФГСЗН, КГС, муниципальные образования области, Консульт. фирмы, Общ. орг., СМИ |
||||||
5. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности. (с 2003 г. постоянно). |
Без финансирования | |||||||
5.1. Оказание комплекса информационных услуг, соответствующих целям и задачам поддержки малого предпринимательства на базе региональной информационной системы. |
Без финансирования |
ОИПЭиП, МФПП, Консульт. фирмы, Общ. орг. |
||||||
5.2. Проведение экономической экспертизы и оценки эффективности инвестиционных проектов. |
Без финансирования |
МФПП, ОИПЭиП, ГорОНО |
||||||
5.3. Организация и проведение городского "Дня предпринимателя" |
Без финансирования | МФПП, ОИПЭиП, ОЦПРУ |
||||||
5.4. Организация мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства, в том числе - по Президентской программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации. |
Без финансирования |
ОИПЭиП, орготдел администрации г.Шуя, учебные учреждения города, ЦЗН |
||||||
5.5. Организация краткосрочных курсов для лиц, желающих открыть свое дело. |
Без финансирования |
ЦЗН, МФПП, образовательные учр-я, общ-е орг-ии |
||||||
5.6. Проведение индивидуальных консультаций предпринимателей по вопросам деятельности субъектов малого предпринимательства. |
Без финансирования |
ОИПЭиП, ОЦПРиУ, МФПП, учебные учр-я |
||||||
5.7. Организация стажировок на предприятиях, в иностранных фирмах и зарубежных учебных заведениях молодых бизнесменов, менеджеров, предпринимателей по программе подготовки кадров для организаций народного хозяйства. |
Без финансирования |
ОИПЭиП, орготдел адм-ии города, МФПП |
||||||
5.8. Проведение радиопрограмм о малом предпринимательстве по пропаганде идей предпринимательства и общественных объединений малого предпринимательства. |
Без финансирования |
ОИПЭиП, ОЦПРиУ, МФПП, Общ. орг., радио-Шуя |
||||||
Содействие формированию и развитию профессиональных гильдий и общественных объединений предпринимателей |
Без финансирования |
ОИПЭиП, МФПП, Общ. орг., СМИ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Шуйской городской Думы Ивановской области от 29 января 2003 г. N 1 "О Долгосрочной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в г.Шуя Ивановской области на период до 2006 г."
Текст решения опубликован в Вестнике администрации г. Шуи и Шуйской городской Думы от 21 января 2004 г., N 20