Решение Ивановского областного суда
от 16 июня 2005 г. N 3-77/2005
Ивановский областной суд в составе
председательствующего Кириченко О. Т.
при секретаре Баклушиной Н.А.
с участием прокурора Печенкина А.В.,
представителя Губернатора Ивановской области Титовой Е.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иванове дело по заявлению прокурора Ивановской области о признании противоречащим федеральному законодательству положений постановления Главы Администрации Ивановской области от 25.10.1999 N 705 "Об утверждении размеров платы, взимаемой с населения и хозяйствующих субъектов Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Ивановской области",
установил:
Прокурор Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с 1 января 2005 года пунктов 1 - 4 постановления Главы Администрации области от 25.10.1999 N 705 "Об утверждении размеров платы, взимаемой с населения и хозяйствующих субъектов Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Ивановской области", а также пунктов 1, 1.1, 1.1.2, 1.2 - 1.5, 1.7, 1.8, 1.10 - 1.12, 2, 2.1 - 2.4, 2.4.1,2.4.2 приложения к указанному постановлению.
Заявление обосновано следующим.
Абзацем 1 п. 1 данного постановления утвержден перечень размеров платы, взимаемой Управлением ГИБДД УВД Ивановской области с населения и хозяйствующих субъектов за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений и другой специальной продукции, а также за прием экзаменов. Приложением к постановлению установлены размеры платы за совершение вышеуказанных действий. Эти нормы противоречат п. 5 ст. 3, п.1 ст. 4, п. 2., п. 6 ст. 12, подпунктам 29 - 40 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Действия Управления ГИБДД УВД Ивановской области, за совершение которых абзацем 1 п. 1 постановления и приложения к нему (за исключением пунктов 1.6 и 1.9) установлена плата, являются юридически значимыми и предусмотрены ст. 333.33 НК РФ, вследствие чего плата за их совершение обладает всеми признаками государственной пошлины.
В соответствии с п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным сборам, в силу п. 2, п. 6 ст. 12 НК РФ федеральные сборы, если иное не предусмотрено п. 7 данной статьи, могут устанавливаться только НК РФ.
Приложением к постановлению Главы Администрации Ивановской области N 705 установлены виды платежей, не соответствующие подпунктам 29 - 40 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также в иных размерах, чем это предусмотрено для государственной пошлины.
Абзац 1 п. 1 постановления, пункты 1, 1.1, 1.1.2, 1.2 - 1.5, 1.7, 1.8, 1.10 - 1.12, 2, 2.1 - 2.4, 2.4.1, 2.4.2 приложения к нему возлагают на физических и юридических лиц обязанность уплачивать не предусмотренные НК РФ платежи либо установленные в ином порядке, чем это определено данным Кодексом.
Абзацами 3 - 11 п. 1 оспариваемого постановления установлено, что плата за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений и другой специальной продукции, плата за прием экзаменов принимается на определенные счета УГИБДД УВД Ивановской области. Пункт 4 постановления предписывает Управлению ГИБДД УВД Ивановской области использовать плату, взимаемую за совершение указанных действий, на осуществление указанной деятельности. Таким образом, данным пунктом УГИБДД УВД Ивановской области предоставлено право расходовать поступающие в соответствии с п. 1 оспариваемого постановления средства с расчетных счетов в банках, минуя зачисление их в соответствующие бюджеты.
Вышеуказанные нормы противоречат ст. ст. 215.1, 216 БК РФ, подпункту "а" п. 4 постановления Правительства РФ от 08.04.1992 N 228 "О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в РФ".
Пункт 2 постановления, разрешающего Управлению ГИБДД УВД Ивановской области изменять размеры платы на сумму изменения свободной отпускной цены предприятия-изготовителя данной продукции, противоречит п. 1 ст. 53 НК РФ.
Пункт 3 постановления, устанавливающий льготы на выдачу высвободившихся государственных регистрационных знаков и предписывающий не взимать их стоимость с определенных категорий граждан, противоречит п.3 ст. 56, п. 1 ст. 333.35 НК РФ.
Все указанные в заявлении нормы оспариваемого постановления противоречат п. 3 ст. 22 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
В судебном заседании представитель прокуратуры Ивановской области по доверенности Печенкин А.В. заявление поддержал.
Представитель Главы Администрации Ивановской области по доверенности Титова Е.А. заявление прокурора Ивановской области признала и пояснила, что оспариваемые положения постановления и приложения противоречат Налоговому кодексу РФ, противоречий Бюджетному кодексу РФ не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 оспариваемого постановления
утвержден перечень размеров платы, взимаемой управлением ГИБДД УВД Ивановской области с населения и хозяйствующих субъектов за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений и другой специальной продукции, а также за прием экзаменов,
установлено, что в указанную плату включается свободная отпускная цена изготовителя продукции, а также затраты по транспортировке, хранению, оформлению и выдаче продукции,
определены расчетные счета УГИБДД УВД Ивановской области, на которые принимается плата за выдачу и замену государственных регистрационных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств, водительских удостоверений и другой специальной продукции, плата за прием экзаменов,
определено, что принятые УГИБДД УВД Ивановской области денежные средства перечисляются в областной бюджет после уплаты налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, а также возвратов в установленном порядке физическим и юридическим лицам.
Пунктом 2 постановления УГИБДД УВД Ивановской области разрешено изменять размеры платы на сумму изменения свободной отпускной цены предприятия-изготовителя данной продукции, пунктом 4 разрешено Управлению использовать установленную пунктом 1 постановления плату на осуществление указанной деятельности.
Пунктом 3 постановления с инвалидов всех категорий, имеющих в личном пользовании мотоколяски или легковые автомобили, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жители блокадного Ленинграда", не взимается плата за выдачу высвободившихся регистрационных знаков.
Приложение к оспариваемому постановлению содержит перечень размеров платы, взимаемой управлением ГИБДД УВД Ивановской области.
1 января 2005 года вступил в силу ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ", которым вторая часть НК РФ дополнена главой 25.3.
Статьей 333.16 данной главы установлен сбор - государственная пошлина, взимаемая с указанных в ст. 333.17 НК РФ лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Указанные в п. 1 ст. 333.16 НК РФ органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений РФ, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины.
Статьей 333.33 данной главы определены размеры государственной пошлины за совершение прочих юридически значимых действий.
Абзацем 1 п. 1 оспариваемого постановления Главы Администрации Ивановской области утвержден перечень размеров платы, взимаемой УГИБДД УВД Ивановской области, содержащий указание на взимание платы и за совершение действий, которые предусмотрены подпунктами 29 - 40 п. 1 ст. 333.33 НК РФ как юридически значимые и подлежащие оплате государственной пошлиной при их совершении.
Таким образом, п. 1 постановления Главы Администрации Ивановской области обязывает граждан и юридических лиц оплачивать совершение юридически значимых действий, определенных ст. 333.33 НК РФ, дополнительным, являющимся по своей природе сбором, платежом, не предусмотренным налоговым законодательством РФ.
Это положение постановления противоречит нормам НК РФ.
Так, в силу ст. 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные данным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
Согласно ст. 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Статьей 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным сборам, которые, как это следует из смысла ст. 12 НК РФ, могут устанавливаться только НК РФ.
Утвержденный оспариваемым постановлением перечень устанавливает плату не только за совершение юридически значимых действий, но и иных не предусмотренных ст. 333.33 НК РФ действий (выдача доверенностей, справок-счетов), поэтому признанию противоречащим федеральному законодательству - НК РФ - подлежит пункт 1 постановления в части, касающейся только пунктов 1, 1.1, 1.1.2, 1.2 - 1.5, 1.7, 1.8, 1.10 - 1.12, 2, 2.1 - 2.4, 2.4.1, 2.4.2 приложения к постановлению.
Противоречат федеральному законодательству - НК РФ - пункты 2, 4 постановления, пункты 1, 1.1, 1.1.2, 1.2 - 1.5, 1.7, 1.8, 1.10 - 1.12, 2, 2.1 - 2.4, 2.4.1, 2.4.2 приложения, поскольку они производны от утвержденного абзацем 1 п. 1 постановления положения.
Предоставление льгот, указанных в п. 3 оспариваемого постановления, отдельным категориям граждан, которые не предусмотрены ст. 333.35 НК РФ, противоречит ст. 56 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 1 пункта 1 в части утверждения пунктов 1, 1.1, 1.1.2, 1.2 - 1.5, 1.7, 1.8, 1.10 - 1.12, 2, 2.1 - 2.4, 2.4.1, 2.4.2 приложения к постановлению Главы Администрации Ивановской области от 25.10.1999 N 705 о перечне размеров платы, взимаемой Управлением ГИБДД УВД Ивановской области, абзацы 2 - 12 пункта 1 в части, касающейся указанных пунктов приложения, пункты 2 - 4 постановления Главы Администрации Ивановской области от 25.10.1999 N 705 "Об утверждении размеров платы, взимаемой с населения и хозяйствующих субъектов Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Ивановской области", а также пункты 1, 1.1, 1.1.2, 1.2 - 1.5, 1.7, 1.8, 1.10 - 1.12, 2, 2.1 - 2.4, 2.4.1, 2.4.2 приложения к постановлению Главы Администрации Ивановской области от 25.10.1999 N 705.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 16 июня 2005 г. N 3-77/2005
Текст решения опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 31 августа 2005 г., N 16 (274)