Губернатору Ивановской области
М.А. Меню
Председателю Ивановской областной Думы
А.В. Назарову
Прокурору Ивановской области
М.А.Кабалоеву
Главному федеральному инспектору
в Ивановской области
В.В.Можжухину
Отдел Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Ивановской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313), Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (утв. приказом Минюста России от 28 января 2005 г. N 7) и Положения об отделе Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации (утв. приказом Главного Управления Минюста России по Центральному федеральному округу от 21 марта 2005 г. N 7) провел юридическую экспертизу Закона Ивановской области от 02.05.2006 N 39-ОЗ "Об игорном бизнесе на территории Ивановской области" (далее - закон).
Поводом проведения юридической экспертизы рассматриваемого Закона является его принятие.
Правоотношения, возникающие при размещении объектов игорного бизнеса, касаются административных отношений.
В соответствии с п. "к" ч. 1 статьи 72 данный предмет находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Ивановская областная Дума, принимая данный Закон, действовала в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации.
Юридическая экспертиза содержания рассматриваемого закона показала, что не все нормы данного нормативного акта соответствуют федеральному законодательству.
Ст. 2 рассматриваемого закона устанавливает ограничения на размещение объектов игорного бизнеса, определяя перечень помещений, в которых запрещается размещение объектов игорного бизнеса, ограничения по площади помещений, в которых располагаются объекты игорного бизнеса.
В соответствии со ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ, игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Статья 34 Конституции РФ устанавливает право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной экономической деятельности
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях установления указанных ограничений принят Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который относит отдельные виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, к лицензируемым видам деятельности и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001N 128-ФЗ).
Пункты 76, 77 части 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ устанавливают, что лицензированию подлежат: деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино); деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).
В соответствии с указанными положениями действует Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений", которое в числе лицензионных требований устанавливает перечень помещений, в которых нельзя размещать тотализаторы и игорные заведения, а именно: в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.
Таким образом, Ивановская областная Дума, принимая в ст. 2 рассматриваемого закона ограничения по определению помещений, в которых могут размещаться объекты игорного бизнеса, вышла за пределы своих полномочий. Кроме того, предусмотренный ст. 2 рассматриваемого закона перечень помещений, в которых запрещено размещать объекты игорного бизнеса, значительно расширяет аналогичный перечень помещений, установленный Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 N 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений". Данная норма рассматриваемого закона нарушает гарантированные Конституцией РФ права и свободы на единое экономическое пространство и свободу экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной экономической деятельности (статья 34 Конституции РФ).
На основании вышеизложенного, предлагаем рассмотреть вопрос об исключении ст. 2 из Закона Ивановской области от 02.05.2006 N 39-ОЗ "Об игорном бизнесе на территории Ивановской области" с целью приведения его в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник отдела
в Ивановской области |
Н.В.Кузьмина |
(153000, г. Иваново,
ул. Багаева, д. 27, тел. 30-41-82)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение отдела Главного Управления Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу в Ивановской области от 16 июня 2006 г. N 262/06 на Закон Ивановской области от 02.05.2006 N 39-ОЗ "Об игорном бизнесе на территории Ивановской области"
Текст заключения официально опубликован не был