Отдел Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в Ивановской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313), Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (утв. приказом Минюста России от 28 января 2005 года N 7) и Положения об отделе Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу в субъекте Российской Федерации (утв. приказом Главного Управления Минюста России по Центральному федеральному округу от 21 марта 2005 года N 7) провел юридическую экспертизу Закона Ивановской области от 28.11.2002 N 88-ОЗ "О транспортном налоге" в редакции законов Ивановской области от 15.10.2003 N 93-ОЗ, от 31.10.2003 N 100-ОЗ, от 24.11.2003 N 110-ОЗ, от 16.07.2004 N 120-ОЗ, от 30.11.2004 N 158-ОЗ, от 14.01.2005 N 14-ОЗ, от 18.01.2005 N 23-ОЗ, от 17.03.2005 N 66-ОЗ, от 10.10.2005 N 122-ОЗ, от 11.05.2006 N 43-ОЗ, далее - Закона.
Поводом проведения юридической экспертизы является внесение в рассматриваемый Закон изменений Законом Ивановской области от 11.05.2006 N 43-ОЗ "О внесении изменений в Закон Ивановской области "О транспортном налоге".
Предметом правового регулирования Закона являются отношения в области налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Согласно пункту "б" части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в действующей редакции) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Ивановская областная Дума, принимая рассматриваемый Закон, действовала в пределах компетенции, предоставленной федеральным законодательством.
Юридическая экспертиза содержания рассматриваемого Закона показала, что не все нормы данного нормативного акта соответствуют федеральному законодательству.
1. Закон Ивановской области от 11.05.2006 N 43-ОЗ "О внесении изменений в Закон Ивановской области "О транспортном налоге" вносит изменения в нормы Закона Ивановской области от 28.11.2002 N 88-ОЗ "О транспортном налоге", касающиеся налогового периода, порядка исчисления и уплаты сумм налога и авансовых платежей, порядка и сроков уплаты налога. При этом в соответствии со статьей 2 Закона Ивановской области от 11.05.2006 N 43-ОЗ он вводится в действие со дня официального опубликования, то есть - с 16 мая 2006 года (опубликован в "Ивановской газете", N 96 (3728)).
Согласно части 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно пункту 1 статьи 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 360 НК РФ).
Таким образом, в соответствии с указанной нормой Налогового кодекса РФ Закон Ивановской области от 11.05.2006 N 43-ОЗ может вступить в силу не ранее 1 января 2007 года.
Следовательно, Ивановская областная Дума, принимая Закон от 11.05.2006 N 43-ОЗ, нарушила требования Налогового кодекса РФ в части вступления в силу рассматриваемого Закона Ивановской области.
2. Согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В статье 5 Закона для налогоплательщиков, являющихся организациями, установлены отчетные периоды по налогу: первый квартал, второй квартал, третий квартал.
В связи с введением отчетных периодов в статьях 7 и 8 данного Закона изменен порядок исчисления и уплаты суммы налога и авансовых платежей, и порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей (ранее налог уплачивался в два срока, два раза в год - не позднее 15 июля налогового периода, и до 15 апреля года, следующего за налоговым периодом. В статье 8 Закона сроки уплаты налога установлены по авансовым платежам, то есть - четыре раза в год).
Таким образом, Закон от 28.11.2002 N 88-ОЗ в редакции Закона от 11.05.2006 N 43-ОЗ установил новые обязанности налогоплательщиков, и, следовательно, обратной силы иметь не должен.
Тем не менее, статьей 2 Закона от 11.05.2006 N 43-ОЗ определено, что данный Закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года, что нарушает требования пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ.
3. Частью 5 статьи 8 Закона для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, установлены два срока уплаты налога: в равном соотношении в срок до 1 сентября года налогового периода и до 1 февраля года, следующего за налоговым периодом. Следовательно, обязанность по уплате налога у налогоплательщиков - физических лиц Ивановской области возникает до окончания налогового периода, что не соответствует положениям Налогового кодекса РФ.
В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ налог исчисляется исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную или иную характеристику объекта налогообложения, по итогам налогового периода на основе предусмотренных Налоговым кодексом принципов и порядка определения обязательных элементов налогообложения, в том числе порядка исчисления налога (часть 1 статьи 52 НК РФ), налоговой базы (статья 53, пункт 1 статьи 54 НК РФ), налогового периода (статья 55 НК РФ), срока уплаты налога (пункты 1 и 3 статьи 57 НК РФ). Налоговый период может состоять из отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Пунктом 3 статьи 12 НК РФ установлено, что по региональным налогам законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом.
В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год.
Отчетные периоды и авансовые платежи Налоговым кодексом РФ по транспортному налогу для налогоплательщиков - физических лиц не предусмотрены.
Из изложенного следует, что налоговая база по транспортному налогу подлежит исчислению по окончании налогового периода, который составляет календарный год, следовательно, и сумма такого налога подлежит уплате только по истечении данного периода, то есть в году, следующим за истекшим, в порядке и сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, рассматриваемый Закон в части установления срока уплаты налога налогоплательщиками - физическими лицами до 1 сентября года налогового периода противоречит федеральному законодательству.
На основании вышеизложенного, предлагаем привести Закон Ивановской области от 28.11.2002 N 88-ОЗ "О транспортном налоге" в редакции Закона Ивановской области от 11.05.2006 N 43-ОЗ "О внесении изменений в Закон Ивановской области "О транспортном налоге" в соответствие с указанными требованиями Налогового кодекса РФ.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник отдела
в Ивановской области |
Н.В. Кузьмина |
(153000, г. Иваново,
ул. Багаева, д. 27, тел. 30-41-82)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение отдела Главного Управления Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу в Ивановской области от 30 июня 2006 г. N 239/06 "О транспортном налоге" от 28 ноября 2002 года N 88-ОЗ (в редакции Законов Ивановской области от 15.10.2003 N 93-ОЗ, от 31.10.2003 N 100-ОЗ, от 24.11.2003 N 110-ОЗ, от 16.07.2004 N 120-ОЗ, от 30.11.2004 N 158-ОЗ, от 14.01.2005 N 14-ОЗ, от 18.01.2005 N 23-ОЗ, от 18.01.2005 N 23-ОЗ, от 17.03.2005 N 66-ОЗ, от 10.10.2005 N 122-ОЗ, от 11.05.2006 N 43-ОЗ)
Текст заключения официально опубликован не был