Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 5 декабря 2007 г. N А17-5809/2007
Судья Арбитражного суда Ивановской области Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Р.
рассмотрев в судебном заседании заявление Отделения Пенсионного фонда РФ в Ивановской области
о признании незаконным решения N 461 от 08.08.07 г. заинтересованное лицо - межрайонная ИФНС России N 5 по Ивановской области
при участии:
от ОПФ - Б. по дов. от 03.12.07 г.
от ИФНС Г. по дов. от 15.10.07 г., С. по дов. от 20.11.07 г.
установил:
Отделение Пенсионного фонда РФ по Ивановской области (далее ОПФ) обратилось в арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения межрайонной ИФНС России N 5 по Ивановской области (далее ИФНС) от 08.08.07 г. N 461 в соответствии с которым ОПФ было привлечено к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 50 руб.
В обоснование заявленных требований представитель ОПФ привел следующие доводы:
ОПФ является плательщиком земельного налога за участок расположенный по адресу г. Кинешма, ул. 50-летия Комсомола, кадастровый номер 37:25:011114:0011 и обязано в установленный срок представлять расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации.
Расчет по авансовым платежам по земельному налогу был представлен в ИФНС по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в установленный срок 23.04.07 г., при этом отчетность была представлена по форме утвержденной приказ Минфина России от 19 мая 2005 года N 66н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендаций по ее заполнению".
ИФНС 27.04.07 г. в адрес ОПФ было направлено уведомление о том, что расчет представлен не по установленной форме, данное уведомление получено 02.05.07 г. и 03.05.07 г. был представлен расчет по новой форме. В связи с тем что на момент представления расчета по старой форме, то есть 23.04.07 г. новые формы опубликованы не были ОПФ считает, что отсутствует факт налогового правонарушения за которое был наложен штраф в сумме 50 руб, решение о его наложении подлежит отмене.
Представители ИФНС с заявленными требованиями не согласились , свою позицию изложили в отзыве на исковое заявление и пояснениях данных в ходе рассмотрения дела. По их мнению, новые формы, утвержденные приказом Минфина России от 19.02.07 г. N 16н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 года N 66н "Об утверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Рекомендаций по ее заполнению" имелись в базе данных доступных для всеобщего обозрения, а поэтому ОПФ имело возможность уже 23.04.07 г. представить расчет по новой форме.
Заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные ОПФ требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Плательщиками земельного налога согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ, Кодекс) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу (п. 2 ст. 398 НК РФ).
Во исполнение пункта 2 статьи 398 НК РФ Минфином России издан Приказ от 19.05.05г. N 66н, которым утверждены форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Рекомендации по заполнению Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу .
Минфином России от 19.02.07 г. издан приказ N 16н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 мая 2005 года N 66н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Рекомендаций по ее заполнению", зарегистрирован в Минюсте РФ 4 апреля 2007 года за N 9228, опубликован 14.05.07 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 20.
Минфин России является федеральным органом исполнительной власти (п. 1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 г. N 329.
В связи с этим приказ Минфина России относится к нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти.
Подпунктом 14 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президентом Российской Федерации от 13.10.04 г. N 1313 "Вопросы Министерстве юстиции Российской Федерации", установлено, что Минюст России осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В связи с этим пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ) установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
При этом пунктом 9 Указа предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Однако как по состоянию на 23.04.07 г. (дата сдачи расчета по старой форме), так и по состоянию на 03.05.07 г. (дата сдачи по новой форме) приказ Минфина России от 19.02.07 г. опубликован не был, официально опубликован 14.05.07 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 20, однако им не установлен особый порядок вступления его в законную силу.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ установлена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что предусмотренная в ней налоговая ответственность распространяется на те виновные противоправные деяния налогоплательщика, которые выражены в непредставлении им расчета в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, при этом привлечение к ответственности не связано с представлением расчета по старой форме.
Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 109 НК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, к которым в числе прочих отнесено отсутствие события налогового правонарушения (подпункт 1 названной статьи).
Исходя из вышеизложенного суд считает, что оспариваемое решение ИФНС вынесено с нарушением норм налогового законодательства, так как в действиях ОПФ отсутствует состав налогового правонарушения.
Судебные расходы в виде уплаченной ОПФ при подаче заявления государственной пошлины в сумме 2000 руб. отнесены на ИФНС. руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, 333.18, 333.40 Налогового кодекса РФ
решил:
1. Заявленные Отделением Пенсионного фонда РФ по Ивановской области требования удовлетворить.
2. Решение межрайонной ИФНС России N 5 по Ивановской области от 08.08.07 г. N 461 считать не соответствующим нормам законодательства.
3. Судебные издержки отнести на межрайонную ИФНС России N 5 по Ивановской области.
4. Взыскать с межрайонной ИФНС России N 5 по Ивановской области в пользу Отделения Пенсионного фонда РФ по Ивановской области, ИНН 3731001044 судебные издержки в сумме 2000 руб.
5. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
6. Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 259 АПК РФ), после вступления решения в законную силу - в течение двух месяцев - в арбитражный суд кассационной инстанции - в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа г. Н. Новгород (ст. 276 АПК РФ), в порядке надзора в Высший Арбитражный суд Российской Федерации по правилам главы 36 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 5 декабря 2007 г. N А17-5809/2007
Текст постановления предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника