Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 20 декабря 2004 г. N А17-200а/5/2004
Судья Арбитражного суда Ивановской области К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Д.
о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении N 000596 от 24.12.2003 г., N 176 от 11.02.2004, вынесенных Административной комиссией при Администрации г. Иванове,
при участии в заседании:
- от заявителя: Г., Ф. - представители по доверенности от 22.09.2004 г.;
от Администрации г. Иванове: Щ. - главный специалист юридического отдела по доверенности от 15.11.2004 г.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Д. обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений по делу об административном правонарушении N 000596 от 24.12.2003 г., N 176 от 11.02.2004, вынесенных Административной комиссией при Администрации г. Иванове.
В обоснование заявленных требований предприниматель указала на отсутствие у административного органа законных оснований для привлечения его к административной ответственности по ст. 5.4 Закона Ивановской области от 29.07.2003 г. N 78-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области". В соответствии со статьями 4, 7 Закона Ивановской области от 29.12.2000 г. N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" пригородные перевозки, выходящие за пределы границ муниципальных образований, формируются Администрацией Ивановской области. Согласно Временным правилам организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ивановской области, утв. Постановлением Администрации Ивановской области от 24.12.2003 г. N 112-па, утверждение паспортов и графиков вышеназванных пригородных маршрутов относится к полномочиям Администрации области. К полномочиям органа местного самоуправления относится организация транспортного обслуживания населения в городском и пригородном (начальный пункт маршрута находится на территории муниципального образования) сообщении. Предприниматель пояснил, что начальным пунктом маршрута N 115, по которому им осуществляются перевозки, является с. Богородское Ивановского района, поэтому маршрут согласован им с органами местного самоуправления начального пункта маршрута - Богородской сельской Администрацией и Администрацией Ивановского района. При данных обстоятельствах у административного органа отсутствовали основания для вынесения постановления "ю делу об административном правонарушении N 000596, которым предприниматель привлечен к ответственности по факту отсутствия согласования маршрута с органами местного самоуправления. Оспариваемое Постановление N 176 от 03.02.2004 вынесено по факту перевозки предпринимателем пассажиров без согласования маршрута перевозки с Администрацией г. Иванове. В то же время нормативные акты Ивановской области не возлагают непосредственно на перевозчика обязанности по согласованию межмуниципального маршрута со всеми органами местного самоуправления, по территории которых проходит маршрут, в связи с чем у Административной комиссии отсутствовали законные основания для привлечения перевозчика к административной ответственности за отсутствие согласования маршрута перевозки с Администрацией г. Иванове. Заявитель также указал, что действовавшей на момент вынесения оспариваемых Постановлений редакцией ст. 5.4 Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" не была предусмотрена ответственность за отсутствие согласования маршрута с органами местного самоуправления, по территории которого проходит маршрут.
Д. заявил ходатайство о восстановлении срока на оспаривание решений административного органа о привлечении его к административной ответственности пояснив, что оспариваемые Постановления были им получены 22.09.2004 в службе судебных приставов-исполнителей. Постановления, направленные административным органом в адрес предпринимателя, им получены не были. Почтовые уведомления, представленные административным органом не доказываю факт получения соответствующей корреспонденции предпринимателем, так как не содержат подписи Д.
Администрация г. Иванове считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению пояснив, что оспариваемые постановления являются законным и обоснованным, поскольку обязанность предпринимателя Д. по согласованию маршрута N 115 с Администрацией города Иванове следует из части 1 статьи 6, пункта 20 части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1.9 статьи 11 Закона Ивановской области "О местном самоуправлении в Ивановской области" от 03.04.1996 N 13-ОЗ, Закона Ивановской области "О пассажирских перевозках в Ивановской области", Временных правил организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ивановской области, утвержденных Постановлением администрации Ивановской области от 24.12.03 г. N 112-па. Факты совершения заявителем административных правонарушений, предусмотренных статьей 5.4 Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях и административной ответственности в Ивановской области", подтверждены материалами административного дела. Администрация г. Иванове возражала против восстановления предпринимателю срока на оспаривание решений административного органа о привлечении к административной ответственности, указав, что оспариваемые Постановления были направлены по месту регистрации предпринимателя заказной почтой-и получены Д. 06.01.2004 и 14.02.2004 года, о чем свидетельствуют соответствующие почтовые уведомления.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрение дела откладывалось.
Рассмотрев ходатайство предпринимателя Д. о восстановлении срока на оспаривание решений административного органа о привлечении к административной ответственности, суд считает его подлежащим удовлетворению исходя из следующего. Согласно ст. 208 АПК РФ заявление об оспариваний решений о привлечении к административной ответственности может быть подано заявителем в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. Из материалов дела следует, что оспариваемые постановления были направлены административным органом в адрес предпринимателя заказной почтой с уведомлением о вручении. Оформленные по данным фактам отправки почтовые "уведомления о вручении" не содержат подписи непосредственно предпринимателя Д. о получении почтовой корреспонденции" что не позволяет принять их в качестве надлежащих доказательств вручения предпринимателю оспариваемых Постановлений в указанные в уведомлениях сроки. В свою очередь довод предпринимателя о том, что о существовании оспариваемых постановлений ему стало известно от службы судебных приставов исполнителей в сентябре 2004 года подтверждены Постановлениями судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 03.09.2004 и соответствующей справкой судебного пристава-исполнителя, согласно которой копии постановлений были переданы Д., в рамках исполнительного производства 22,09.2004. При данных обстоятельствах, исходя из гарантированного ст. 46 Конституции РФ права на судебную защиту, суд, руководствуясь ст. 208 АПК РФ считает срок на оспаривание решений административного органа подлежащим восстановлению. Заявление предпринимателя Д. об оспариваний постановлений по делу об административном правонарушении N 000596 от 24.12.2003 г., N 176 от 11.02.2004, вынесенных Административной комиссией при Администрации г. Иванове, подлежит рассмотрению по существу.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев документы, приобщенные к материалам дела, суд установил.
Д. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 21.05.2003 Администрацией Ивановского района Ивановской области, о чем ему выдано свидетельство N 85/2769/2003. Предпринимателем оформлена лицензия на право перевозки пассажиров АСС 37 N 404421748 со сроком действия с 25.06.2003 до 29.06.2008 г.
4 июля 2004 г. между Богородской сельской администрацией Ивановского района Ивановской области и предпринимателем Д. заключен договор на транспортное обслуживание населения маршрутным такси N 115.
Маршрут N 115 "Ивановский район, с. Богородское - г. Иванове, пр. Фр. Энгельса -ул. Ташкентская - автовокзал" согласован предпринимателем Д. с Богородской сельской администрацией Ивановского района Ивановской области и Администрацией Ивановского района.
24.12.2003 года Административной комиссией при Администрации г. Иванове вынесено Постановление N 000596 о привлечении предпринимателя Д. к административной ответственности по ст. 5.4 Закона Ивановской области от 29.07.2003 г. N 78-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" в виде административного штрафа в сумме 2500 руб. по факту осуществления предпринимателем перевозки пассажиров маршрутным такси без согласования маршрута с органами местного самоуправления.
11.02.2004 года Административной комиссией при Администрации г. Иванове вынесено Постановление N 176 о привлечении предпринимателя Д. к административной ответственности по ст. 5.4 Закона Ивановской области от 29.07.2003 г. N 78-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" в виде административного штрафа в сумме 3000 руб. по факту осуществления предпринимателем перевозки пассажиров по маршруту N 115 без согласования маршрута с Администрацией г. Иванове.
Постановления N 000596 от 24.12.03 и N 176 от 11.02.2004 оспорены предпринимателем Д. в арбитражный суд.
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 6 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 154-ФЗ от 28.08.1995 (с изм. и доп.), пункта 6 статьи 72 Закона "О местном самоуправлении в РФ" N 1550-1 от 06.07.1991 к ведению местного самоуправления относится организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений; утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта.
Вопросы организации транспортного обслуживания населения автомобильным . . . транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В рамках вышеназванного разграничения полномочий органов власти субъекта РФ и местного самоуправления принят Закон Ивановской области от 29 декабря 2000 г. N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" (в редакции Законов Ивановской области от 13.08.2001 N 57-ОЗ, от 23.07.2002 N 43-ОЗ, от 20.05.2003 N 48-ОЗ), согласно которому органы местного самоуправления муниципальных образований или уполномоченный ими орган в пределах своей компетенции организовывают транспортное обслуживание населения в городском и пригородном (начальный пункт маршрута находится на территории муниципального образования) сообщениях (ст. 8).
Международные, междугородные и пригородные перевозки, выходящие за пределы административных границ муниципальных образований, формируются администрацией Ивановской области или уполномоченным органом с привлечением перевозчиков на основе договоров с учетом потребностей населения в оказании услуг по перевозке пассажиров (ст.4 Закона Ивановской области N 93-ОЗ).
Как следует из материалов дела маршрут N 115 является межмуниципальным, пригородным маршрутом, выходящим за пределы административных границ муниципального образования. Начальный пункт маршрута N 115 находится на территории муниципального образования - Ивановский район Ивановской области (с. Богородское).
Предприниматель Д. во исполнение требований ст. 8 Закон Ивановской области от 29 декабря 2000 г. N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" согласовал маршрут перевозки N 115 с Богородской сельской администрацией Ивановского района Ивановской области и Администрацией Иванрвского района.
При данных обстоятельствах у Административной комиссии Администрации г. Иванове отсутствовали основания для вынесения постановления по делу об административном правонарушении N 000596 от 24.12.2003, которым предприниматель привлечен к ответственности по факту отсутствия согласования маршрута с органами местного самоуправления.
В части правомерности привлечения предпринимателя Д. к административной ответственности на основании Постановления N 176 от 11.02.2004, вынесенного по факту осуществления предпринимателем перевозки пассажиров по маршруту N 115 без согласования маршрута с Администрацией г. Иванове, суд установил следующее.
Порядок формирования пригородных перевозок, выходящих за пределы административных границ муниципального образования, определен Постановлением Главы администрации Ивановской области N 112-па от 24.12.2003 г, которым утверждены Временные правила организации перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ивановской области.
Пункт 2.2 Временных правил возлагает на уполномоченный орган Администрации Ивановской области функции по разработке совместно с комиссиями, утвержденными органами местного самоуправления, маршрутов и графиков движения пассажирского транспорта на основании результатов обследования автобусных маршрутов. Пунктом 2.6 Правил предусмотрено осуществление уполномоченным органом Администрации Ивановской области приема от перевозчиков проектов договоров на осуществление пассажирских перевозок, а также согласованных с органами местного самоуправления, на территории которых проходят предполагаемые маршруты, маршрутов (схем) движения, остановочных пунктов, расписаний (графиков) движения.
Анализ вышеизложенных ст. ст. 4, 8 Закона Ивановской области от 29 декабря 2000 г. N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области", п.п. 2.2, 2.6 Временных правил организации перевозок автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в Ивановской области, не позволяют сделать однозначный вывод о возложении непосредственно на перевозчика обязанности по согласованию маршрута, выходящего за пределы административных границ муниципального образования, с теми органами местного самоуправления, на территории которых он проходит.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу действия статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая отсутствие однозначно определенной и закрепленной непосредственно за перевозчиком обязанности согласования соответствующей категории маршрута с органами местного самоуправления, на территории которых проходят предполагаемые маршруты, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях предпринимателя признаков противоправности и виновности.
Кроме того, в силу действия статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения; закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
На момент привлечения предпринимателя к административной ответственности по постановлениям N 000596 от 24.12.2003 г., N 176 от 11.02.2004 диспозиция статьи 5.4 Закона Ивановской области от 29.07.2003 г. N 78-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" действовала в следующей редакции: городская и пригородная перевозка пассажиров автомобильным транспортом физическими и юридическими лицами, оказывающими коммерческие услуги по перевозке пассажиров автобусами и маршрутными такси, без согласования маршрута перевозки и (или) расписания движения с органами местного самоуправления, либо с нарушением согласованного маршрута и (или) расписания. Словами "по территории которых проходит маршрут перевозки" после слов "органами местного самоуправления" указанная статья была дополнена Законом Ивановской области от 08.07.04 N 110-ОЗ, который вступил в силу 9 августа 2004 года.
Таким образом, на дату совершения вменяемых предпринимателю правонарушений и привлечения его к административной ответственности, ответственность за отсутствие согласования маршрута перевозки с органами местного самоуправления, по территории которых проходит маршрут, установлена не была.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что у Административной комиссии при Администрации г. Иванове отсутствовали законные основания привлечения предпринимателя Д. к административной ответственности, в связи с чем постановления по делу об административном правонарушении N 000596 от 24.12.2003 г., N 176 от 11.02.2004 являются незаконными и подлежат отмене.
Вопрос о распределении между лицами, участвующими в деле расходов по государственной пошлине, судом не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ взимание таковой с заявлений об оспариваний решения административного органа о привлечении к административной ответственности не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
1. Заявление предпринимателя Д. удовлетворить.
2. Постановления по делу об административном правонарушении N 000596 от 24.12.2003 г., N 176 от 11.02.2004, вынесенные Административной комиссией при Администрации г. Иванове, признать незаконными и отменить.
3. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 20 декабря 2004 г. N А17-200а/5/2004
Текст решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника