Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 18 марта 2008 г. N А17-5873/2007
Арбитражный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области о взыскании 33 061 рублей, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента социальной защиты населения Ивановской области и Департамента финансов Ивановской области
при участии:
от истца: К. (доверенность от 10.08.2007 N 65, удостоверение N 01102 от 24.04.2007)
от третьего лица: Н. (доверенность от 02.04.2007 N 12-09/102)
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области (далее - Минфин РФ) о взыскании 33 061 рублей в счет возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом, предусмотренных Федеральным Законом Российской Федерации "О ветеранах" и Соглашением Правительств государств "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 года.
Определением арбитражного суда от 04.12.2007 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 9-00 часов 17.01.2008 года. При этом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент социальной защиты населения Ивановской области (далее - Департамент соцзащиты) и Департамент финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов).
Определением арбитражного суда от 08.02.2008 дело признано подготовленным к судебному разбирательству и назначено к рассмотрению в судебном заседании суда первой инстанции на 13-00 часов 12.03.2008 года, о чем участвующие в деле лица извещены надлежащим образом.
В судебное заседание ответчик и третье лицо Департамент финансов не явились, о причинах неявки не сообщили. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что ОАО "РЖД" в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 в соответствии с действовавшей редакцией ФЗ РФ "О ветеранах" и международным Соглашении о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны от 12.03.1993 г. (далее - Соглашение) предоставлял льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в Ивановской области отдельным категориям граждан. Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот в сумме 33 061 рублей должны возмещаться за счет средств федерального бюджета.
Из письменного отзыва ответчика следует, что истцом не доказаны факт и размер заявленных к возмещению убытков. Истец основывает свои требования на Соглашение от 12.03.1993. Согласно преамбуле оно заключено в целях обеспечения передвижения инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, к ним приравненных, по территории государств-участников указанного соглашения, т.е. государство-участник Соглашения признает право на льготный проезд предусмотренным Соглашением категориям лиц на территории своего государства (т.е. в пределах территории конкретного государства). Представленные в подтверждение факта предоставления льгот реестры не могут являться достаточным доказательством понесенных расходов, поскольку в соответствии со ст. 7 Соглашения основанием для приобретения льготного проезда билета является удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
В судебном заседании представитель Управления соцзащиты пояснил, что вопросы возмещения расходов, связанных с реализацией лицами, указанными в Соглашении льгот по оплате проезда на междугородном железнодорожном транспорте в 2005 году к компетенции Департамента соцзащиты не относились. В 2005 году договор между ОАО "РЖД" и Департаментом соцзащиты на распределение и перечисление выделенных Министерством финансов РФ средств не заключался. На 2005 год действие постановления Правительства РФ от 14.12.2000 N 946 "О порядке возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном и межреспубликанских маршрутов" не продлевалось.
Из письменного отзыва Департамента финансов следует, предоставление мер социальной поддержки, установленных ст. ст. 14-19, 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) являлось расходным обязательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 23 Закона о ветеранах Российской Федерацией передавались субъектам РФ полномочия исключительно по предоставлению соответствующим категориям ветеранов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Осуществление переданных Российской Федерацией субъектам РФ полномочий осуществляется при условии соответствующего финансового обеспечения (субвенций из федерального фонда компенсаций). В 2005 году из федерального фонда компенсаций Ивановской области денежные средства на реализацию соответствующих мер социальной поддержки не предоставлялись.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года истцом осуществлены перевозки железнодорожным транспортом с предоставлением льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан, указанных в Соглашении от 12.03.1993 г. За указанный период ОАО "РЖД" не были компенсированы расходы в размере 33 961 рублей.
Предоставление льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи билетов "Экспресс" (АСУ "Экспресс"), содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, паспортных данных пассажира, дате поездки, виде льготы, номере билета, общей стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром сумме.
В пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Межправительственным Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 г. предусмотрено, что инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, приравненным к ним категориям граждан, а также Героям Советского Союза и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, предоставляется право бесплатного либо льготного проезда по железной дороге по территориям государств - участников настоящего соглашения.
Пунктом 1 статьи 24 Венской конвенции предусмотрено, что договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. Согласно статье 9 Соглашения оно вступает в силу с момента его подписания.
В соответствии со статьей 8 Соглашения возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в Соглашении, осуществляется Сторонами в соответствии с национальным законодательством.
Согласно статьям 14 - 18 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам Великой Отечественной войны, участникам войны, ветеранам боевых действий и другим перечисленным в законе категориям граждан до 2005 года предоставлялись льготы по бесплатному проезду либо с оплатой в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном транспорте (пригородного сообщения, межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов). В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 10 названного Закона расходы на оплату проезда на железнодорожном транспорте возмещались за счет средств федерального бюджета.
На основании Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2005 года натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные ветеранам, были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В тоже время согласно Федеральному закону от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (статьей 32 и приложением 8 этого закона) установлены объемы ассигнований федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств в 2005 году.
Ответчиком не представлено в суд доказательств, подтверждающих поступление в 2005 году в Ивановскую область из федерального бюджета денежных средств на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ по вопросам обеспечения прав ветеранов Великой Отечественной войны.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
При данных обстоятельствах суд полагает, что убытки у ОАО "РЖД" возникли в результате бездействия государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению предусмотренных межправительственным Соглашением льгот по оплате транспортных услуг.
На ОАО "РЖД", как на коммерческую организацию, не может быть возложено бремя расходов по реализации Федерального закона, устанавливающего льготы для инвалидов.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение государством средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Ненадлежащее исполнение ответчиком указанных выше обязанностей, предусмотренных Соглашением, нарушает права истца.
В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ истец вправе требовать от ответчика возмещения убытков или присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из иска следует, что требования ОАО "РЖД" направлены на возмещение выпадающих доходов как убытков, вследствие неправомерных действий государственных органов, что предусмотрено ст. 1069 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Противоправность поведения ответчика в данном случае заключается в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией международного соглашения, устанавливающего льготы инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Неисполнение ответчиком своих обязательств по компенсации затрат, произведенных ОАО "РЖД" в результате реализации законно установленных льгот, повлекло возникновение убытков.
С учетом изложенного, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обязана возместить ОАО "РЖД" убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот, в сумме 33 061 рублей.
Довод ответчика относительно недоказанности факта предоставления льгот и размера заявленных к возмещению убытков суд находит необоснованным и опровергается собранными по делу доказательствами (реестрами оформления проездных документов на проезд, купонами кассира к проездным документам, отрывными талонами). Что касается распространения указанного Соглашения только на территорию государства - участника соглашения, то указанный довод также отклоняется, поскольку согласно статье 6 Соглашения транспортные организации обеспечивают льготные условия обслуживания лиц, указанных в соглашении лиц, независимо от места их проживания.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика в пользу ОАО "РЖД" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 322 рублей 44 копеек.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Иск открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Ивановской области о взыскании 33 061 рублей, - удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" убытки в сумме 33 061 рублей и государственную пошлину в размере 1 322 рублей 44 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд Российской Федерации, также в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа Российской Федерации путем подачи^калоб через арбитражный суд Ивановской области. лоб через арбитражный суд Ивановской области. лоб через арбитражный суд Ивановской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 18 марта 2008 г. N А17-5873/2007
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника