Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 9 апреля 2008 г. N А17-135/2008
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, д. 59-6 дело по иску индивидуального предпринимателя С.
к Администрации г. Иваново, третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Ивановской области
о признании права собственности на объект недвижимости - торговый павильон, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. Воронина, у дома N 11, при участии: от истца В. по дов. от 18.03.08; от ответчика К. по дов. от 12.04.07; от третьего лица Г. по дов. от 09.01.08.
установил:
С. обратилась в суд с иском к Администрации г. Иваново, третье лицо: У ФРС по Ивановской области, о признании права собственности на торговый павильон, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. Воронина, у дома N 11. Исковые требования обоснованы тем, что на основании постановления Главы города Иваново N 325-3 от 14.03.98 "О предоставлении предпринимателю С. в аренду земельного участка для строительства павильона по ул. Воронина" между администрацией, г. Иваново и С. заключен договор аренды N К-04-666 от 11.08.99 земельного участка площадью 0,0030 га для установки павильона на неопределенный срок. Торговый павильон был принят в эксплуатацию по акту от 06.05.99. В дальнейшем на основании постановления Главы города Иваново N 1494 от 03.06.03 "О предоставлении предпринимателю С. в аренду земельного участка для строительства двух пристроек к торговому павильону по ул. Воронина" между администрацией г. Иваново и С. был заключен договор аренды N К-04-722 от 03.10.03 земельного участка площадью 56 кв.м. на неопределенный срок. Приемочной комиссией составлен Акт приемки в эксплуатацию от 20.11.06 двух пристроек к торговому павильону. На основании постановления Главы города Иваново N 2245 от 20.07.07 торговому павильону присвоено местоположение - г. Иваново, ул. Воронина, у дома N 11. Торговый павильон 10.09.07 внесен в реестр объектов капитального строительства и не является самовольным строением, однако при обращении 17.12.07 в УФРС по Ивановской области с приложением всех необходимых документов С. получила уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности с предложением предоставить разрешение на строительство торгового павильона, в связи с чем на основании ст. 218 ГК РФ просит признать за ней право собственности на заявленное имущество.
В судебном заседании представитель истца указал, что в соответствие со ст. 62 ГрК РФ 1998 года подлежало выдаче разрешение на строительство, форма, порядок введения и срок действия которого устанавливаются нормативными актами субъектов Российской Федерации. На момент начала строительства форма разрешения на строительство нормативным актом Ивановской области введена не была. Подготовку документов для выдачи разрешений на строительство осуществляют органы архитектуры, следовательно ответственность за то, что разрешение на строительство не было выдано, лежит на исполнительном органе местного самоуправления в лице органов архитектуры и градостроительства. С. выполняла все требования, необходимые для строительства павильона и пристроек к нему: оформила в аренду земельный участок для строительства, разработала проектно-сметную документацию, получила все необходимые согласования и разрешения для строительства, что подтверждает, что объект не является самовольной постройкой. В правоустанавливающих документах на отвод земельных участков - постановлениях главы города Иваново N 325-3 от 14.03.98 и N 1494 от 03.06.03 указано, что земельные участки предоставляются для строительства, а не для установки временного сооружения. В Акте приемки в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от 20.11.06 в качестве документа, на основании которого было произведено строительство, указано постановление главы города Иваново от 03.06.03 N 1494, в связи с чем указанное постановление являлось документом, удостоверяющим право С. осуществить реконструкцию павильона. Данное постановление являлось одновременно правоустанавливающим документом на земельный участок и разрешением на строительство. В соответствии Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ N 921 от 04.12.00, на основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Сведения об объектах учета, полученные от уполномоченных организаций технической инвентаризации, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество. По этому технический паспорт на спорный объект подтверждает, что он является объектом капитального строительства, ему присвоен кадастровый и инвентарный номер, он занесен в реестр объектов капитального строительства. Павильон выстроен в соответствии с разработанным проектом, что подтверждается Актами ввода в эксплуатацию. Утверждения ответчика, что павильон может быть демонтирован без соразмерного ущерба не подтверждены доказательствами. Павильон оснащен водопроводом, канализацией, имеет электроснабжение от центральных сетей города, в связи с чем перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, указав, что он подан в связи с уведомлением УФРС по Ивановской области о приостановлении государственной регистрации N 01/264/2007 - 271 от 14.01.08, в котором УФРС отказывает зарегистрировать право собственности истца на торговый павильон на основании представленных для регистрации документов в связи с отсутствием разрешения на строительство. Ответчик считает, что торговый павильон и пристройки не являются объектом капитального строительства, а технический паспорт, выданный ФГУП "Ростехинвентаризация", не может подтверждать принадлежность объекта к категории недвижимого имущества. Технический паспорт не является правоустанавливающим документом и не служит доказательством создания объекта в качестве недвижимости, а содержит только описание фактического состояния объекта и конструктивных элементов торгового павильона, которое позволяет сделать вывод о непринадлежности павильона к категории объектов капитального строительства. Торговый павильон представляет собой металлический каркас с тесовыми стенами на фундаменте из бетонных плит на песчаной подушке, поэтому может быть транспортирован без несоразмерного ущерба, возможны демонтаж объекта и установка на другом месте без утраты его целевых характеристик и назначения. Торговый павильон и его пристройки как объект недвижимости не создавался, поскольку в соответствие договором аренды от 11.08.99 N К-04-666 земельный участок предоставлен С. для установки павильона, а не для возведения объекта капитального строительства, условия договора допускают возможность его досрочного расторжения с обязательным демонтажем истцом торгового павильона; разрешение на строительство торгового павильона и пристроек к нему, обязательное к выдаче при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства согласно требований п. 2 ст. 51 ГрК РФ, п. 1.3 Порядка организации строительства объектов производственного и непроизводственного назначения, реконструкции и расширения на территории Ивановской области, утвержденного Законом Ивановской области N 3-ОЗ от 19.05.94, С. не выдавалось. Возведение пристроек к объекту считается реконструкцией и также требует выдачи разрешения на строительство. Наличие акта приемки торгового павильона связано с выполнением требований п. 2.3 постановления главы города Иваново N 325-3 от 13.04.98. Данные требования по сложившейся в администрации города Иванова практике содержатся практически в каждом постановлении о предоставлении земельных участков под установку некапитальных объектов. Торговый павильон и его пристройки принимались в эксплуатацию сокращенной комиссией. Наличие присвоенного местоположения торгового павильона не говорит о его капитальном характере, поскольку индивидуализировать можно и движимое имущество. Используемая формулировка для определения местоположения "у дома N 11", а не "дом N..." говорит о не капитальности объекта. Администрацией города Иванова не оспаривается право" собственности истца на торговый павильон по ул Воронина у дома N 11, являющийся движимым объектом, а следовательно спора о праве в сложившейся ситуации не существует. строительства, Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Согласно примерного Положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденного приказом Минстроя Российской Федерации от 03.06.92 N 131, разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта. Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства. Для получения разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора необходимые документы и материалы, в том числе заявление на получение разрешения по утвержденной форме. В случае положительного решения, инспекция Госархстройнадзора выдает заказчику соответствующее разрешение за подписью начальника инспекции Госархстройнадзора, согласно приложению 2, проектную документацию и журнал работ с отметками о выданном разрешении. Выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного разрешения, является самовольным и влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
Соответствующий порядок взаимодействия участников инвестиционного процесса в строительстве при получении земельных участков под проектирование и строительство, оформлении разрешений на строительство и производство строительно-монтажных работ, разработке, экспертизе, согласовании и утверждении проектной документации на объекты строительства, осуществлении строительства и благоустройства, ведении государственного надзора за ним, приеме в эксплуатацию зданий и сооружений, установлены Законом Ивановской области N 3-ОЗ от 19.05.94, которым утвержден Порядок организации строительства объектов производственного и непроизводственного назначения, реконструкции и расширения на территории Ивановской области, согласно которого осуществление в Ивановской области любого вида строительства допускается только при наличии у застройщика (инвестора) постановления соответствующей администрации об отводе земельного участка, документа, удостоверяющего право пользования землей, утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, финансовых ресурсов и разрешения органов госархстройнадзора области на производство строительно-монтажных работ (п. 1.3). Все виды нового строительства, расширение, реконструкция зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения выполняются с разрешения соответствующей администрации и органов госархстройнадзора Ивановской области (п. 1.5). Согласно СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" (п. 1.2) заказчик до начала производства работ на строительстве зданий и сооружений должен оформить в органах госархстройнадзора и передать подрядной строительной организации разрешение на выполнение строительно-монтажных работ (п.3.1). Инспекция госархстройнадзора в срок не более 3 недель рассматривает представленные заказчиком материалы и документы и принимает решение о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на выполнение строительно-монтажных работ. Разрешение выдается за подписью начальника инспекции госархстройнадзора по форме согласно приложению (п.3.4). Прием в эксплуатацию законченных строительством объектов производится в соответствии со СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения" (п.5.1)..
Согласно п.п. 2.13.13, 7.1, 7.4, 7.6, 7.10, 7.13 Порядка подготовки исходно-разрешительной и проектной документации на строительство объектов в Ивановской области, утвержденного постановлением Администрации Ивановской области от 08.07.03 N 56-па, как при строительстве и реконструкции объектов недвижимости, так и строительстве объектов временного использования и при установке нестационарных объектов (киоски, палатки и пр. без устройства заглубленных фундаментов), постановление главы муниципального образования "О предоставлении земельного участка для строительства" является основанием для заказчика (инвестора, застройщика) для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду; получения разрешения на проведение инженерных изысканий; разработки проектной документации; получения разрешения на строительство. После утверждения проектной документации и обеспечения финансирования стройки заказчик (инвестор, застройщик) подает
Представитель третьего лица УФРС по Ивановской области, ссылаясь на доводы отзыва, указал, что в соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 3 ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", ст. 62 ГрК РФ, действовавшего в период строительства торгового павильона и пристроек к нему, строительство которых началось до введения в действие нового ГрК РФ, строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения на строительство. Нежилое здание - торговый павильон с пристройками относится к объектам капитального строительства, для возведения которого необходимо разрешение на строительство. Суд может решить вопрос о признании права на соответствующий объект с соблюдением определенных законодателем условий на основании п. 3 ст. 222 ГК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Истец просит признать право собственности на строение как объект недвижимости в соответствие с п.1 ст. 218 ГК РФ согласно которого, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. С учетом положений ст. 222 ГК РФ для применения положений п. 1 ст. 218 ГК РФ необходимо, чтобы строение, сооружение или иное недвижимое имущество было создано на земельном участке, отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, с получением на это необходимых разрешений и без существенных нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Из смысла указанной нормы права следует, что при отсутствии хотя бы одного из трех перечисленных признаков постройка признается самовольной.
Согласно ст.ст. 2 и 3 ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" основанием для реализации архитектурного проекта является, выдаваемое заказчику (застройщику) органами местного самоуправления в целях контроля за выполнением градостроительных нормативов, требований утвержденной градостроительной документации, разрешение на строительство, которое обязан получить заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием, и намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта.
В соответствие со ст. ст. 23, 62 Градостроительного кодекса РФ от 07.05.98 N 73-ФЗ действовавшего на момент начала строительства павильона и пристроек, в ведении муниципальных образований находится выдача в установленном порядке разрешения на строительство объектов недвижимости - документа, удостоверяющего право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Разрешение на строительство выдается на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, документов, удостоверяющих их права на земельные участки, и при наличии утвержденной проектной документации. Соответствующие органы архитектуры и градостроительства осуществляют подготовку документов для выдачи разрешений на строительство. Форма заявления о выдаче разрешения на строительство, порядок и сроки рассмотрения данного заявления, перечень представляемых к рассмотрению материалов, форма разрешения на строительство, порядок введения в действие указанного разрешения и срок его действия, а также порядок обжалования отказа в выдаче разрешения на строительство устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. . Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд. Разрешение на строительство не требуется в случае, если работы по строительству и реконструкции объектов недвижимости не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности зданий, строений и сооружений, а также в случае возведения временных зданий, строений и сооружений на площадках, необходимых для организации строительных работ.
Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.04 г. N 190-ФЗ, действующего в период строительства пристроек, предусмотрено, что строительство; реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, выдаваемого органами местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального на имя руководителя муниципального образования заявление о выдаче разрешения на строительство по форме согласно приложению 14. К заявлению прикладывается: проектная документация; постановление главы муниципального образования "О предоставлении земельного участка для строительства" или "О разрешении на проектирование на предоставленном на торгах (аукционах, конкурсах) земельном участке"; согласование проектной документации органом архитектуры и градостроительства; распорядительный документ об утверждении проектной документации; правоустанавливающий документ на земельный участок; кадастровый план земельного участка; положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы. По поручению руководителя муниципального образования местный орган архитектуры и градостроительства в недельный срок осуществляет подготовку документов для выдачи разрешения на строительство, подписывает, утверждает его у руководителя муниципального образования и выдает заказчику (инвестору, застройщику) (приложение 13). Решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть рассмотрено в соответствующем органе исполнительной власти или обжаловано в суд. Разрешение на строительство является основанием для получения в органе государственного архитектурно-строительного надзора разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.
Таким образом, разрешение на строительство объекта недвижимости является самостоятельным правовым документом в области строительства, которой не может быть подменен решением органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства. Форма и порядок выдачи разрешений на строительство установлены указанными правовыми актами.
Установлено, что на основании заявления С. о предоставлении в аренду земельного участка для установки павильона по ул. Воронина, Главой города Иваново издано постановление N 325-3 от 13.04.98 о предоставлении С. в аренду земельного участка площадью 30 кв.м. для строительства торгового павильона в соответствие с разработанным и согласованным проектом. С. предписано оформить договор аренды земельного участка на период строительства, а также перед началом строительно-монтажных работ оформить разрешительную документацию. На основании указанного постановления между Администрацией г. Иваново и С. заключен договор аренды N С-04-356 от 14.05.98 земельного участка по ул. Воронина для строительства торгового павильона с организацией благоустройства на срок до 13.10.98.
В период с марта 1998 по март 1999 года С. осуществлены строительно-монтажные работы и Актом приемочной комиссии от 06.05.99, созданной приказом управления архитектуры и градостроительства администрации г. Иваново, торговый павильон площадью 28,8 кв.м. был принят в эксплуатацию, после чего 11.08.99 между Администрацией г. Иваново и С. заключен договор аренды N К-04-666 земли в городе Иваново под киосками (лотками) уличной торговли бытового обслуживания населения и микрорынками, согласно которому в соответствие с постановлением главы города Иваново N 325-3 от 13.04.98 в аренду на неопределенный срок передан земельный участок по ул. Вороница площадью 0,0030 га для установки киоска, павильона с правом торговли и бытового обслуживания. Согласно п.п. 1.2, 3.1, 4.1, 4.15, 8.4, 8.5, 10 договора аренды, условия которого обязательны для сторон с момента выхода постановления главы города Иваново N 325-3 от 13.04.98, арендатор вправе установить киоск (павильон) на отведенном земельном участке на основании схемы привязки и в соответствие с эскизным проектом, получить регистрационное удостоверение на право использования киоска (павильона) по представлению акта приемки в эксплуатацию, при этом арендодатель в праве участвовать в приемке в эксплуатацию киоска (павильона), устанавливаемого на сданном в аренду земельном участке; по окончании срока договора аренды или досрочном его расторжении арендатор обязан освободить занимаемый земельный участок (произвести демонтаж и вывоз киоска (павильона), а при необходимости освобождения площади под капитальное строительство по первому требованию администрации города участок должен быть освобожден по первому требованию без возмещения стоимости произведенных работ.
На основании постановления главы города Иваново N 325-3 от 13.04.98 и договора аренды от 11.08.99 N К-04-666 в ЕГРП 12.08.99 внесена запись о государственной регистрации указанного договора аренды земельного участка, предоставленного для торгового павильона.
Указанный договор аренды является действительным до настоящего времени.
В дальнейшем, постановлением Главы города Иваново N 971-3 от 31.10.02 утвержден Акт выбора земельного участка от 09.10.02 для строительства пристроек к торговому павильону по ул. Воронина, на основании которого издано постановление главы города Иваново N 1494 от 03.06.03 о предоставлении С. в аренду, в том числе на период строительства, земельного участка общей площадью 56,0 кв.м. по ул. Воронина для использования под две пристройки к торговому павильону. На основании указанного постановления между администрацией и С. заключен договор аренды N К-04-722 от 03.10.03 согласно которому С. в аренду на неопределенный срок передан земельный участок по ул. Воронина площадью 56 кв.м. для использования под две пристройки к торговому павильону.
В период с марта 2003 по декабрь 2005 года С. осуществлены строительно-монтажные работы и Актом приемочной комиссии от 20.11.06, созданной приказом управления архитектуры и градостроительства администрации г. Иваново, приняты в эксплуатацию две пристройки к торговому павильону по ул. Воронина общей площадью 17,4 кв.м..
Постановлением главы города Иваново N 2245 от 20.07.07 торговому павильону присвоено местоположение: г.Иваново, ул. Воронина, у дома N 11.
17.12.07 С. обратилась в УФРС по Ивановской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание торгового павильона на основании Актов приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов приемочной комиссией от 06.05.99 и от 20.11.06, однако государственная регистрация была приостановлена поскольку С. не было представлено разрешение на строительство указанного магазина, в связи с чем ей было предложено устранить причины, препятствующие проведению государственной регистрации, о чем заявительница была уведомлена 14.01.08.
Имеющиеся в материалах дела документы не подтверждают, что С. земельный участок предоставлялся в установленном законодательством порядке для возведения торгового павильона и пристроек к нему именно в качестве объекта капитального строительства. Как краткосрочный договор аренды земельного участка N С-04-356 от 14.05.98, так и договор аренды N К-04-666 от 11.08.99 заключены на основании постановления Главы города Иваново N 325-3 от 13.04.98. Договор аренды N К-04-666 от 11.08.99, по которому земельный участок предоставлен С. не для целей капитального строительства, а для установки киоска (павильона) как движимого объект с обязательством арендатора по окончании срока договора аренды или досрочном его расторжении освободить занимаемый земельный участок (произвести демонтаж и вывоз киоска (павильона), зарегистрирован в установленном законом порядке, является действующим, до настоящего времени никем в установленном законом процессуальном порядке не оспорен и не признан недействительным. Из имеющихся в деле материалов видно, что при предоставлении истцу земельного участка уполномоченные органы не выражали волеизъявления о предоставлении земельного участка для целей строительства капитального объекта недвижимости. Их действия были направлены на предоставление заявителю земельного участка под сооружение временного характера, не являющегося объектом недвижимости. Изначально земельный участок предоставлялся С. на условиях краткосрочной аренды, а в последующем без определения срока для размещения и эксплуатации временного торгового павильона, то есть некапитального объекта, с условием освобождения земельного участка по окончании действия договора аренды, что свидетельствует о том, что земельный участок выделялся для определенных целей - размещения и эксплуатации объекта, не являющегося капитальным строением, а не для строительства объекта капитального типа, являющееся объектом недвижимости.
Кроме того, С. осуществила строительство торгового павильона и пристроек к нему без разрешения на строительство объекта недвижимости. Разрешения на строительство капитального объекта в виде единого документа по установленной единообразной форме, предусмотренной законодательством, С. получено не было. Ею не представлено доказательств обращения в уполномоченные органы с заявлением о выдаче разрешения на строительство торгового павильона и пристроек к нему, под которые ей был выделен земельный участок, или получения отказа в выдаче такого разрешения. До настоящего времени соответствующее разрешение не оформлено в установленном законом порядке. Доказательств не получения разрешения на строительство объекта в следствие незаконного бездействия Администрации г. Иваново, С. также не представлено. Действия ответчика в установленном законом процессуальном порядке ею не оспорены и не признаны незаконными.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства отведения земельного участка под капитальное строительство - строительство торгового павильона и пристроек к нему как объекта недвижимости, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, а также осуществления строительства с получением необходимых разрешений, предусмотренных законодательством, действовавшим в период его возведения, то торговый павильон с пристройками не может быть признан возведенным в качестве объекта недвижимости с соблюдением закона и иных правовых актов, в силу чего является самовольной постройкой, в связи с чем основания для признания права собственности истца на спорное строение на основании п. 1 ст. 218 ГК РФ в качестве объекта недвижимого имущества отсутствуют.
Так как истец просит признать право собственности на спорный объект в качестве недвижимого имущества, то при указанных обстоятельствах для разрешения дела по заявленным истцом предмету и основаниям иска не имеет правового значения является спорный объект недвижимым или движимым имуществом, поскольку при отнесении объекта к недвижимому имуществу право собственности на него на основании п. 1 ст. 218 ГК РФ признано быть не может в силу наличия признаков самовольной постройки.
Вместе с тем, Администрация г. Иваново не оспаривает право собственности С. на торговый павильон с пристройками как на объект движимого имущества, в связи с чем спор о праве в отношении объекта как движимого имущества отсутствует.
Доводы истца со ссылкой на акты ввода в эксплуатацию в подтверждение возведения строения в качестве объекта недвижимого имущества, с соблюдением закона и иных правовых актов, суд также считает неосновательными.
В соответствие с действовавшими в период приемки в эксплуатацию торгового павильона и пристроек постановлением Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 и СНиП 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством (реконструкцией) в соответствии с утвержденным проектом объектов капитального строительства осуществлялась государственным приемочным комиссиям, назначаемыми исполкомами городских Советов народных депутатов. Акты о приемке в эксплуатацию объектов утверждались решением (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии.
Главой администрации г. Иваново комиссия по приемке в эксплуатацию торгового павильона и пристроек к нему в качестве объектов капитального строительства, как это предусмотрено указанным правовым актом, не назначалась и указанные объекты приемочной комиссией, назначенной уполномоченным органом, в эксплуатацию не принимались.
Согласно п.п. 3.7, 5.3 территориальных строительных норм ТСН 12-301-2002 ИО "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории Ивановской области", утвержденных постановлением Администрации Ивановской области от 04.06.02 N 53-па, объекты временного использования, движимые" объекты принимаются в эксплуатацию в порядке, определенном органом местного самоуправления (города, района), но не противоречащим положениям настоящих норм, а объекты недвижимости принимаются приемочными комиссиями соответствующего муниципального образования с участием представителей Государственных надзорных органов Ивановской области.
Кроме того, приемка в эксплуатацию законченного строительством объекта сама по себе, в отсутствие отведения земельного участка под строительство капитального строения в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, и возведение объекта без разрешения на строительство, не является основанием для признания создания объекта с соблюдением закона и иных правовых актов и соответственно для признания права собственности на этот объект в качестве недвижимого имущества на основании ст. 218 ГК РФ.
Суд также считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с избранием истцом ненадлежащего способа защиты права.
В соответствие с п. 1 ст. 218, ст. 219 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
В соответствие с п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной, регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Таким образом, в соответствие с положениями п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 219, ст. 219 ГК РФ право собственности у лица, создавшего объект недвижимого имущества для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, возникает исключительно с момента государственной регистрации права.
Истец указывает, что осуществил строительство торгового павильона и пристроек к нему с соблюдением закона и иных правовых актов, то есть согласно положений ст. 222 ГК РФ, ст. 62 Градостроительного кодекса РФ на земельном участке, отведенном для цели строительства объекта недвижимого имущества в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, с получением разрешения на строительство объекта недвижимого имущества. Однако, уведомлением от 14.01.08 государственная регистрация права собственности С. на заявленный объект была приостановлена УФРС по Ивановской области в связи с отсутствием разрешения на строительство и реконструкцию объекта, в связи с чем право собственности С. на торговый павильон с пристройками в силу отсутствия государственной регистрации не возникло.
При указанных обстоятельствах, обращение с иском о признании права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества является безосновательным, поскольку путем признания права может быть осуществлена защита уже возникшего права, существующего, но оспариваемого другими лицами. Право собственности на возведенный объект не зарегистрировано, по этому в силу положений закона оно не возникло, в связи с чем оно не подлежит защите, в том числе и таким способом, как признание права судом.
С. не обжаловала действия УФРС по Ивановской области о приостановлении государственной регистрации права. В данном случае, при наличии достаточных оснований, права С. могут быть защищены в порядке и способом, установленном п. 5 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В связи с отказом в удовлетворении иска в соответствие со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении иска индивидуального предпринимателя С. к Администрации г.Иваново, третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Ивановской области о признании права собственности на объект недвижимости - торговый павильон, расположенный по адресу: г. Иваново, ул. Воронина, у дома N 11.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 9 апреля 2008 г. N А17-135/2008
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника