Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 11 июня 2008 г. N А17-887/2008
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.
рассмотрев дело по иску Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Ивановской области
к предпринимателю Л.
о взыскании 13229 рублей 57 копеек;
при участии в судебном заседании
от истца: О. - начальника территориального отдела (инспекции) по Ивановской области по доверенности от 01.02.2008 N 129;
от ответчика: Л. - предприниматель по свидетельству серии 37 N 000734135;
установил:
В арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Л. (далее ответчик, предприниматель Л.) на основании абзаца 14 статьи 3, части 3 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" 13229 рублей 57 копеек расходов на осуществление исследований (испытаний), в результате которых выявлены нарушения обязательных требований, обратилось Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Ивановской области (далее истец, ЦМТУ Ростехрегулирования). Обращение с иском мотивировано тем, что в период с 08.06.2007 по 02.07.2007 истцом проведена проверка состояния принадлежащих ответчику автотранспортных средств на стадии эксплуатации. В результате исследований (испытаний) выявлено несоответствие транспортных средств (автобусов) обязательным требованиям государственных стандартов по ряду показателей. Стоимость исследований (испытаний), в результате которых выявлено нарушение обязательных требований, предъявлена истцом ко взысканию с ответчика.
Определением от 24.03.2008 исковое заявление принято судом к производству и на 28.04.2008 назначено предварительное судебное заседание. Предварительное судебное заседание проведено с участием представителей сторон. Определением от 28.04.2008 с учетом мнения сторон, дело признано подготовленным к судебному разбирательству и на 28.05.2008 назначено судебное заседание суда первой инстанции.
В судебном заседании 28.05.2008 объявлен перерыв до 04.06.2008 по правилам, установленным статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Ответчик иск признал частично, в размере 8425 рублей 20 копеек, возражения изложил в отзыве от 24.04.2008. По мнению истца, истец неверно применяет статью 3 Федерального закона N 134-ФЗ от 08.08.2001 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" предъявляя ко взысканию стоимость всех испытаний, тогда как ответчик должен оплатить стоимость только тех испытаний, в результате которых выявлено несоответствие обязательным требованиям нормативных документов. Ответчик не согласен с тем, что истец включил в сумму иска транспортные расходы в размере 1382 рубля 37 копеек. Между тем транспортные средства ответчик представил для проведения испытаний за свой счет.
Согласно части 3 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично. При этом согласно части 5 приведенной нормы, арбитражный суд не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. Рассмотрев частичное признание ответчиком иска, суд считает его подлежащим принятию, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
08 июня 2007 года Территориальным отделом (инспекцией) по Ивановской области ЦМТУ Ростехрегулирования на основании плана госнадзора на 2 квартал 2007 года издано распоряжение N 102 о проведении мероприятий по контролю за соблюдением индивидуальным предпринимателем Л. обязательных требований, предъявляемым к состоянию автотранспортных средств на стадии эксплуатации. Проверку поручено произвести старшему государственному инспектору К. При этом в распоряжении указано, что предметом проверки является состояние автотранспортных средств на стадии эксплуатации.
В период с 08.06.2007 по 02.07.2007 на основании распоряжения от 08.06.2007 N 102 старшим государственным инспектором территориального отдела (инспекцией) по Ивановской области ЦМТУ Ростехрегулирования К. с участием заместителя начальника ФГУ "Тверской ЦСМ" Н. в присутствии предпринимателя Л. из ряда принадлежащих ответчику автобусов, составляющих подвижной состав, отобраны 2 автобуса (ГАЗ 322131 государственный номер MB 148 37; ГАЗ 3221 государственный номер MB 147 37) для проверки на соответствие обязательным требованиям, о чем составлен акт отбора образцов от 15.06.2007. По итогам проверки составлен соответствующий акт N 51 (имеется отметка о его получении ответчиком), в котором зафиксировано, что ответчик допускает эксплуатацию автобусов с нарушением обязательных требований ГОСТ Р 51709 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", эксплуатация автобусов с нарушением обязательных требования ГОСТ Р 51709 может влиять на обеспечение безопасности дорожного движения.
В материалы дела истцом представлен государственный контракт на 2007 год на выполнение работ по проведению исследований (испытаний) и экспертиз продукции для государственных нужд N 321-214/1-07 от 06.02.2007, заключенный по результатам конкурса на основании пункта 8 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственный контракт заключен государственным заказчиком -Центральным межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЦМТУ Ростехрегулирования) с исполнителем -федеральным государственным учреждением "Тверской центр стандартизации, метрологии и сертификации" (ФГУ "Тверской ЦСМ") предметом которого (пункт 1.1.) является выполнение испытаний (исследований), экспертиз автотранспорта на стадии эксплуатации при проведении государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов (технических регламентов), и иных нормативных документов в 2007 году. Местом оказания услуг указана среди прочих Ивановская область.
Согласно пункту 2.3. государственного контракта исполнитель - ФГУ "Тверской ЦСМ" обязался выполнять испытания (исследования), экспертизы продукции; оформлять протокол испытаний установленного образца по результатам проведенных испытаний в соответствии с требованиями нормативных документов; в случае получения результатов испытаний, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов оформлять отдельный протокол испытаний и акт выполненных работ с приложением сметы на их проведение. Со своей стороны государственный заказчик в пункте 2.2. государственного контракта обязался своевременно принимать и оплачивать исполнителю результаты работ по испытаниям. Согласно пункту 3.2. государственного контракта расценки на выполнение работ являются фиксированными и не подлежат изменению в течение всего срока действия контракта.
Приложением N 1 к государственному контракту является прейскурант на проведение экспертизы автотранспортного средства на соответствие требованиям нормативных актов. В прейскуранте стоимость каждого испытания установлена в зависимости от типа автотранспортного средства, при этом отмечено, что в тарифах прейскуранта не учтены затраты исполнителя работ, связанные с оплатой транспортных расходов - стоимость 1 км. пробега в летнее время составляет 7 рублей 81 копейка, в зимнее - 7 рублей 98 копеек.
Сотрудники ФГУ "Тверской центр стандартизации, метрологии и сертификации" в соответствии с условиями государственного контракта от 06.02.2007 произвели в городе Иванове испытания (экспертизы) отобранных автобусов, принадлежащих ответчику с применением соответствующих средств измерений (перечислены в разделе 2 акта N 51). По результатам испытаний оформлены протоколы испытания (экспертизы) транспортного средства на соответствие требованиям ГОСТ Р 51709-2001. Выводы по итогам проверки изложены в акте N 51 от 08.06.- 02.07.2007. Согласно указанному акту и протоколам испытаний N/N 62, 63 от 15.06.2007 в результате проверки установлено:
- автобус ГАЗ - 322131 государственный знак MB 148 37 не соответствует требованиям пунктов 4.2.3.; 4.3.2.; 4.3.15; 4.3.16; 4.6.3.; 4.7.5 ГОСТ Р 51709;
- автобус ГАЗ-322131 государственный знак MB 147 37 не соответствует пунктам 4.3.2.; 4.3.5.; 4.7.5. ГОСТ Р 51709.
Испытания (экспертиза) проводились в городе Иванове инженером по стандартизации ФГУ "Тверской ЦСМ" Б. в присутствии старшего госинспектора ЦМТУ Ростехрегулирования по Ивановской области К. Поскольку испытания проводились сотрудником ФГУ "Тверской ЦСМ", прибывшим из города Тверь в город Иваново, к оплате истцу предъявлены к оплате в счете N 24010 от 22.06.2007 транспортные расходы по прибытию сотрудника испытательной лаборатории в размере 8200 рублей 50 копеек.
ФГУ "Тверской ЦСМ" после проведения испытаний на основании условий государственного контракта от 06.02.2007 совместно с ЦМТУ Ростехрегулирования оформили и подписали акт оказания услуг N 24010 от 22.06.2007, согласно которому заказчик принял услуги стоимостью 95674 рубля 99 копеек, в том числе транспортные расходы в размере 8200 рублей 50 копеек по прибытию сотрудника ФГУ "Тверской ЦСМ" к месту проведения испытаний в город Иваново. В рамках указанного акта заказчиком приняты услуги по проведению испытаний в отношении трех субъектов предпринимательской деятельности, в том числе предпринимателя Л. При этом транспортные расходы распределены между проверяемыми субъектами исходя из количества проверенных транспортных средств. Всего проверено 14 транспортных средств, из них 2 ответчика, 8200 рублей 50 копеек (стоимость транспортных расходов) : 14 (количество транспортных средств) = 585 рублей 75 копеек (стоимость транспортных услуг за одно транспортное средство) х 2 (количество проверенных транспортных средств ответчика = 1171 рубль 50 копеек (стоимость транспортных расходов, отнесенных на ответчика), с учетом НДС 1382 рубля 37 копеек.
Приложениями к акту выполненных работ является смета расходов на проведение экспертизы и испытаний автотранспортных средств на соответствие требованиям нормативных документов. Согласно смете - приложению к акту от 22.06.2007 исполнителем выполнено 6 испытаний в отношении транспортных средств ответчика общей стоимостью 11847 рублей 72 копейки (включая НДС), с учетом транспортных расходов стоимость испытаний составляет 13229 рублей 57 копеек. Согласно смете расходов на проведение экспертизы и испытаний, являющейся приложением к акту N 24010 от 22.06.2007 и протоколам испытаний N/ 62,63 от 15.06.2007 проведены следующие испытания, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований: -проверка рулевого управления (по одному автобусу) стоимостью 601 рубль 80 копеек; -проверка двигателя и его систем (по одному автобусу) стоимостью 1357 рублей; -проверка внешних световых приборов (по двум автобучам) стоимостью 1439 рублей 60 копеек; -проверка прочих элементов конструкции (по двум автобусам) стоимостью 5026 рублей 80 копеек. Таким образом, стоимость испытаний, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований составляет 8425 рублей 20 копеек, с учетом транспортных расходов по прибытию сотрудника ФГУ "Тверской ЦСМ" к месту проведения испытаний - 9807 рублей 57 копеек.
К оплате за выполненные испытания ФГУ "Тверской ЦСМ" предъявило ЦМТУ Ростехрегулирования счет N 24010 от 22.06.2007. Указанный счет оплачен ЦМТУ Ростехрегулирования платежным поручением от 20.09.2007 N 1518 на сумму 95674 рубля 99 копеек, в том числе за испытания транспортных средств ответчика 13229 рублей 57 копеек.
02.07.2007 ЦМТУ Ростехрегулирования вручено предпринимателю Л. предписание N 39 в котором подробно поименованы выявленные в результате испытаний нарушения ГОСТ Р 51709 и предложено в срок до 02.08.2007 устранить допущенные нарушения. Письмом от 01.08.2007 предприниматель Л. сообщила ЦМТУ Ростехрегулирования об устранении недостатков в сервисном центре в соответствии с договором на оказание услуг по ремонту от 01.01.2007.
Территориальным отделом (инспекцией) по Ивановской области ЦМТУ Ростехрегулирования направлено в адрес ответчика требование от 16.10.2007 N 205/14-2007, в котором предпринимателю Л. предложено до 01.11.2007 возместить расходы на осуществление исследований (испытаний) в результате которых выявлены нарушения обязательных требований в размере 13229 рублей 57 копеек.
Поскольку в установленный срок предпринимателем Л. не исполнено вышеуказанное требование, Территориальный отдел (инспекция) по Ивановской области ЦМТУ Ростехрегулирования обратилось в арбитражный суд Ивановской области с настоящим иском о взыскании стоимости испытаний в размере 13229 рублей 57 копеек.
В результате исследования материалов дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в размере 9807 рублей 57 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ содержит перечень способов защиты прав, в том числе путем возмещения убытков; взыскания неустойки; прекращения или изменения правоотношения и иными способами, предусмотренными законом. Соответствующая защита прав в рассматриваемом случае осуществляется на основании специальной нормы - Федерального закона от 08.08.2001 N 134 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" путем обращения в арбитражный суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний), в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
В абзаце 14 статьи 3 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлен запрет (недопустимость) взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований. Таким образом, действующим законодательством предусмотрено возмещение расходов на проведение только тех исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
Истец необоснованно предъявил ко взысканию стоимость всех проведенных испытаний (экспертиз) транспортных средств ответчика (с учетом транспортных расходов) 13229 рублей 57 копеек. Между тем стоимость тех испытаний, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований, составляет (с учетом транспортных расходов) 9807 рублей 57 копеек. Ответчик в ходе судебного разбирательства справедливо отметил, что обоснованно заявлена ко взысканию стоимость только тех испытаний, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
Ответчику направлялось требование о возмещении расходов федерального бюджета на проведение испытаний, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований, которое осталось без исполнения. В требовании подробно описано, какие нарушения обязательных требований установлены в результате испытаний. При этом в последнем абзаце требования указано, что при невыполнении предпринимателем Л. соответствующего требования в установленный срок, территориальный отдел (инспекция) по Ивановской области ЦМТУ Ростехрегулирования вправе обратиться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение испытаний, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований. Ответчик в добровольном порядке не оплатил расходы, понесенные ЦМТУ Ростехрегулирования в связи с проведением испытаний, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" при выявлении в результате мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения к ответственности. Согласно части 3 названной статьи орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
В результате сопоставления Прейскуранта - Приложения N 1 к государственному контракту N 321-214/1-07 от 06.02.2007 со сметой от 22.06.2007 судом установлено, что стоимость проведенных ФГУ "Тверской ЦСМ" испытаний и экспертиз соответствует согласованному сторонами в приложении к контракту Прейскуранту.
Указанный контракт заключен ЦМТУ Ростехрегулирования по результатам соответствующего конкурса, проведенного в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Вне рамок государственного контракта ЦМТУ Ростехрегулирования не вправе поручать проведение испытаний иным испытательным лабораториям.
Материалами дела подтверждается объем и стоимость испытаний. Подтверждением соответствующих расходов является счет от 22.06.2007, платежное поручение от 20.09.2007 N 1518. Перечисленными документами в совокупности с государственным контрактом от 06.02.2007, актом выполненных работ и сметой, подтверждается, что на проведение испытаний автобусов, принадлежащих ответчику, затрачено 13229 рублей 57 копеек (с учетом транспортных расходов в размере 1382 рубля 37 копеек). Из них стоимость испытаний, в результате которых выявлено нарушение обязательных требований составляет 9807 рублей 57 копеек (с учетом транспортных расходов).
Судом установлено, что порядок оформления результатов мероприятия по контролю соблюден, необходимые документы, представленные в материалы дела полностью соответствуют требованиям статьи 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
В ходе судебного разбирательство ответчик частично признал исковые требования в размере 8425 рублей 20 копеек - стоимость тех испытаний, в результате которых выявлено не соответствии обязательным требованиям без учета транспортных расходов. Согласно части 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств. Часть 5 указанной статьи предусматривает, что обстоятельства, признанные и удостоверенные стороной не проверяются судом в ходе дальнейшего производства по делу. Более того, согласно части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом. Признание ответчиком исковых требований в размере 8425 рублей 20 копеек принято судом, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Следовательно, требование ЦМТУ Ростехрегулирования о взыскании 13229 рублей 57 копеек расходов на проведение испытаний подлежит удовлетворению частично, в размере 9807 рублей 57 копеек, из них - 8425 рублей 20 копеек (стоимость испытаний, показавших отрицательный результат) + 1382 рубля 37 копеек (транспортные расходы).
Суд отклоняет возражение ответчика против взыскания с него транспортных расходов в размере 1382 рублей 37 копеек, поскольку ответчик неверно полагает, что указанные расходы -это затраты на транспортировку транспортных средств к месту проведения испытаний, поясняя, что он за свой счет представил транспортные средства для исследований. Под транспортными расходами в рассматриваемом случае понимаются затраты по прибытию сотрудника испытательной лаборатории ФГУ "Тверской центр стандартизации, метрологии и сертификации" к месту проведения испытаний - в город Иваново из города Твери. При этом вся сумма транспортных расходов - 8200 рублей 50 копеек правомерно распределена между проверяемыми субъектами в зависимости от того, сколько транспортных средств подверглось испытаниям. Суд проверил размер транспортных расходов и установил, что сумма транспортных расходов соответствует Приложению N1 к государственному контракту N 321-214/1-07 от 06.02.2007 - прейскуранту на проведение экспертизы автотранспортного средства на соответствие требованиям нормативных документов. Следовательно, истцом обоснованно заявлено требование о взыскании с ответчика 1382 рублей 37 копеек.
Расходы по оплате госпошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ. При этом с ответчика подлежит взысканию 392 рубля 30 копеек. Вопрос о взыскании госпошлины с истца не рассматривается, поскольку истец освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ
решил:
Исковые требования Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Ивановской области к индивидуальному предпринимателю Л. о взыскании 13229 рублей 57 копеек удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Л. (основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304371107700054, ИНН 371101374720, адрес: Ивановская область, Ивановский район, город Кохма, улица Фрунзе, дом 11):
- в доход федерального бюджета 9807 рублей 57 копеек в счет возмещения расходов Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Ивановской области;
- в доход федерального бюджета 392 рубля 30 копеек госпошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 11 июня 2008 г. N А17-887/2008
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника