Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 31 января 2008 г. N А17-5954/2007
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Т.,
при участии в судебном заседании помощника судьи К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Кинешемского районного потребительского общества к Администрации
городского округа Кинешма
О признании незаконным решения Администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании Администрации заключить договор купли-продажи земельного участка при участии в судебном заседании: от заявителя: Р.- по дов. от 11.12.07 от Ответчика: В..- по дов. от 04.12.07.
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области обратилось Кинешемское районное потребительское общество (далее - Заявитель, Райпо) с заявлением к Администрации городского округа Кинешма (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным решения Администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и обязании Администрации заключить договор купли-продажи земельного участка.
Требования заявителя состоят в следующем. 3 сентября 2007 года Кинешемское Райпо обратилось к Администрации городского округа Кинешма с заявлением о предоставлении Кинешемскому Райпо в собственность земельного участка площадью 1861 кв.м., расположенного по адресу г.Кинешма, ул.им.Горького д. 3, кадастровый номер 37:25:02 03 21:0011, на котором расположено здание магазина "Кооператор", принадлежащее заявителю на праве собственности.
Письмом N 34-3117 от 8.10.2007 года ответчик сообщил Кинешемскому Райпо об отказе в предоставлении в собственность запрошенного земельного участка по мотиву: "Земельный участок находится в охранной зоне памятников истории и культуры города Кинешма и в зоне заповедной территории исторического ядра города Кинешма согласно проекта "Охранная зона памятников истории и культуры города Кинешма Ивановской области", утвержденного решением исполкома Ивановского областного Совета народных депутатов N 175 от 4.05.90, а следовательно, ограничен в обороте в силу п. 2 ст. 37 Земельного Кодекса РФ." Заявитель с данным решением не согласен по следующим основаниям, изложенным в его Заявлении.
Заявитель считает, что отказ Администрации противоречит действующему законодательству, а именно. В соответствии с под. 4 п. 5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ являются ограниченными в обороте земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия. Заявитель считает, что спорный земельный участок не является ни изъятым из оборота, не является и ограниченным в обороте в силу ст. 27 Земельного Кодекса РФ. В соответствии со ст. 99 Земельного Кодекса РФ существует особый режим использования земель историко-культурного назначения: В соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 99 Земельного Кодекса РФ , земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но может быть введен либо особый режим использования земель, а на отдельных землях может быть запрещена любая хозяйственная деятельность. В связи с чем Заявитель считает отказ Администрации в предоставлении ему земельного участка в собственность незаконным и ущемляющим его права.
Администрация городского округа Кинешма с доводами заявителя не согласна по следующим основаниям, изложенным в письменных отзывах. Доводы Администрации сводятся к тому, что спорный земельный участок относится к объектам, ограниченным в обороте, а потому он не подлежит продаже в силу ст. 27 Земельного Кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 94 Земельного Кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли которые имеют историко-культурное значение. В соответствии с п. 5 ст. 94 Земельного Кодекса РФ органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий. Решением исполкома Ивановского областного Совета народных депутатов N 175 от 4.05 1990 года утвержден проект "Охранная зона памятников истории и культуры города Кинешмы Ивановской области". Постановлением Главы Администрации города Кинешмы N 296-1 от 21.02.2005 года на территории города Кинешмы установлена особо охраняемая территория местного значения, состоящая из земель, входящих в охранную зону памятников истории и культуры , согласно вышеуказанного проекта. Объект недвижимости Заявителя, расположенный по адресу Ивановская область, г.Кинешма, ул. им.Горького, д.З вошел в состав охранной зоны памятников истории и культуры и в состав особо охраняемой территории местного значения г.Кинешмы. В связи с чем, по мнению Администрации , земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте и в соответствии с п.2 ст.27 Земельного Кодекса РФ не может быть предоставлен в частную собственность. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее. Кинешемское районное потребительское общество имеет на праве собственности здание магазина "Кооператор", расположенное по адресу: Ивановская область, г.Кинешма, ул. им.Горького, д. 3. Право собственности подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности серия N 37-ВВ N 049316 от 20.09.2002 года. Земельный участок, необходимый для эксплуатации этого объекта, площадью 1861 кв.м. (кадастровый номер 37:25:02 03 21:0011) был предоставлен Райпо на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне памятников истории и культуры и в зоне заповедной территории исторического ядра города Кинешма Ивановской области согласно проекту "Охранная зона памятников истории и культуры города Кинешма Ивановской области", утвержденного решением исполнительного комитета Ивановской области Совета народных депутатов N 175 от 4.05.1990 года.
В материалы дела представлено Постановление Главы города Кинешмы от 21.02.2005 года N 296-1, согласно которому установлено -Ограничить в обороте земельные участки в пределах особо охраняемой территории местного значения, состоящие из земель, входящих в охранную зону памятников истории и культуры.
3 сентября 2007 года Кинешемское Райпо обратилось к Администрации городского округа Кинешма с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1861 кв.м., расположенного по адресу: г.Кинешма, ул.им.Горького, д.З. Письмом N 34-3117 от 8.10.2007 года Администрация сообщила Кинешемскому Райпо об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность по мотиву, что указанный земельный участок находится в охранной зоне памятников истории и культуры г.Кинешмы согласно проекту "Охранная зона памятников истории и культуры города Кинешмы Ивановской области", утвержденного решением исполнительного комитета Ивановского областного Совета народных депутатов N 175 от 4.05.90. Администрация полагает, что данный земельный участок ограничен в обороте и приватизации не подлежит. Полагая, что такой отказ не соответствует действующему законодательству, Райпо обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и понуждении Администрации заключить договор купли-продажи земельного участка.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление Кинешемского Райпо подлежит удовлетворению по следующим основаниями. В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно ст. 198 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1.07.1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта, действия (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными являются одновременно как несоответствие акта, действия (бездействия) закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим законом.
В силу статей 94, 99 Земельного Кодекса РФ земли историко-культурного назначения являются землями особо охраняемых территорий. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
Спорный земельный участок из хозяйственного использования не изъят. Неправомерной является ссылка ответчика на Постановление Главы администрации города Кинешмы N 296-1 от 21.02.2005 года, согласно которому спорный земельный участок ограничен в обороте указанным Постановлением Главы города.
Следует отметить, что изъятие и ограничение в обороте земельных участков может быть установлено только федеральными законами, поскольку Конституцией утверждается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). А ограничение оборота земельных участков является одновременно и ограничением прав граждан и их объединений (в том числе юридических лиц) приобретать в собственность земельные участки (это право установлено статьей 36 Конституции). Исходя из изложенного, следует вывод, что Глава города Кинешма, принимая решение об ограничении в обороте земель особо охраняемой территории города Кинешма, вышел за пределы своих полномочий, и в этой части Постановление Главы города Кинешмы от 21.02.2005 года N 296-1 не имеет юридической силы.
Земельные участки, не изъятые из оборота, могут быть объектами сделок. В силу части 4 статьи 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность приобретения земельного участка, отнесенного к землям историко-культурного назначения, в собственность.
При таких обстоятельствах Кинешемское Райпо вправе претендовать на выкуп спорного земельного участка, а потому отказ Администрации города Кинешмы от заключения договора купли-продажи земельного участка является незаконным и нарушающим права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В связи с наличием необходимых условий для признания ненормативного правового акта недействительным, требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, ст. 198, 200, 201 АПК РФ, суд
решил:
1. Заявление Кинешемского районного потребительского общества удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ Администрации городского округа Кинешма Ивановской области в предоставлении Кинешемскому Райпо в собственность земельного участка путем заключения договора купли-продажи земельного участка, выразившийся в письме Администрации N 34-3117 от 8.10.2007 года.
3. Обязать Администрацию городского округа Кинешма заключить с Кинешемским районным потребительским обществом договор куплипродажи земельного участка, расположенного по адресу г.Кинешма, ул. *** , кадастровый номер 37:25:02 03 21:0011.
4. Взыскать с Администрации городского округа Кинешма в пользу Кинешемского районного потребительского общества 2000 рублей расходов по государственной пошлине. Выдать исполнительные листы.
5. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 31 января 2008 г. N А17-5954/2007
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника