Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 29 мая 2008 г. N А17-617/2008
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Т.,
при участии в судебном заседании помощника судьи К..,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "КФК "Стандарт"
к Региональной службе по тарифам Ивановской области Третьи лица: Главы Остаповского сельского поселения, Введенского сельского поселения, Афанасьевского сельского поселения, Перемиловского сельского поселения, Семейкинского сельского поселения, Департамент финансов Ивановской области
О признании незаконньм бездействия РСТ по Ивановской области, связанного с отказом в утверждении тарифов на водоснабжение, водоотведение для ООО "КФК "Стандарт" на 2008 год, выраженный в письме РСТ от 25.12.2007 года N 5-1839 и обязании РСТ по Ивановской области установить соответствующие тарифы на 2008 год для ООО "КФК "Стандарт" При участии в судебном заседании: От заявителя: Л.- по дов. от 09.01.08 От РСТ: Д..- по дов. от 25.03.2008, В.- по дов. от 25.03.2008, От Главы Перемиловского сельского поселения: Л. (удостоверение от 26.06.05) От Главы Введенского сельского поселения: П. (удостоверение N 165) От Главы Афанасьевского сельского поселения: К. (удостоверение N 1) От Департамента финансов Ивановской области: Ш.- по дов. от 28.12.2007 г.
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области обратилось ООО "КФК "Стандарт" (далее -заявитель, Общество) с заявлением к Региональной службе по тарифам Ивановской области (далее- ответчик) о признании незаконным бездействия РСТ по Ивановской области, связанного с отказом в утверждении тарифов на водоснабжение, водоотведение для ООО "КФК "Стандарт" на 2008 год, выраженный в письме РСТ от 25.12.2007 года N 5-1839 и обязании РСТ по Ивановской области установить соответствующие тарифы на 2008 год для ООО "КФК "Стандарт" Требования заявителя состоят в следующем.
ООО "КФК "Стандарт", по мнению заявителя, предоставляет с 01.01.2008 года потребителям и населению Шуйского муниципального района услуги по водоотведению и водоснабжению без тарифов, регулирующих деятельность предприятия. Обязанность по представлению данного вида услуг вытекает у Общества из публичных правоотношений, так как коммуникационные сети, которыми владеет Общество на основании договора аренды имущества, заключенного с МУП ЖКХ Шуйского района 03.12.2007 года в установленном законом порядке, присоединены к сетям соответствующих абонентов.
ООО "КФК "Стандарт", являясь организацией, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, 12.12.2007 года обратилось в РСТ Ивановской области с заявлением об утверждении тарифов по водоотведению и водоснабжению на 2008 год по объектам, обслуживаемым предприятием.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона РФ от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (с изменениями от 26 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г.), органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случаях, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
ООО "КФК" является организацией коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Потребители, обслуживаемые ООО "КФК" с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких, сельских поселений, а именно на территории Остаповского (кроме д. Остапово), Афанасьевского, Введенского, Васильевского, Перемиловского, Семейкинского сельских поселений, а также, в с. Чернцы Введенского сельского поселения и с. Зеленый Бор Остаповского сельского поселения, которые, в свою очередь, расположены на территории одного муниципального района, Шуйского муниципального района Ивановской области. Кроме того, потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют, по мнению заявителя, не более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг организации КФК "Стандарт". При этом, во исполнении порядка государственного регулирования и применения тарифов, Обществом были представлены все требуемые и необходимые документы.
ООО "КФК "Стандарт" в качестве основного вида деятельности осуществляет содержание и эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения (сетей, насосных и очистных станций, резервуаров, канализационных и очистных сооружений) с 01.06.2007 года. Эксплуатация систем водоснабжения предполагает предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Шуйского района в сфере оказания услуг, как в сфере хозяйственной деятельности, так и оказание услуг в жилищной сфере. Заявитель пояснил, что ООО "КФК "Стандарт" является ресурсоснабжающей организацией с 1 июня 2007 года. С 1 июня 2007 года Заявитель оказывал услуги по водоснабжению и водоотведению по тарифам, установленным для ООО "УКХК".В связи с чем Заявитель полагает, что тариф на водоснабжение для ООО "КФК "Стандарт", как для ресурсоснабжающей организации утверждается впервые.
По мнению Заявителя, РСТ по Ивановской области ошибочно полагает, что наличие принятых постановлений об утверждении тарифов по водоснабжению и водоотведению Главами Введенского, Остаповского, Афанасьевского сельских поселений препятствовало рассмотрению заявления ООО "КФК "Стандарт" по следующим основаниям:. Принятые Постановления Главами поселений с превышением полномочий являются, по мнению Заявителя, недействительными с момента их издания и могли быть отменены ими самостоятельно в силу Закона.
ООО "КФК "Стандарт" не согласно с позицией ответчика, что ими нарушены сроки подачи заявления на установление тарифа на 2008 год. Общество подготовило и направило заявление и пакет документов, необходимых для утверждения тарифов, в РСТ Ивановской области 12.12.2007 года. По мнению заявителя, тариф на водоснабжение и водоотведение устанавливается ему впервые. В соответствии с Законом РФ от 30.12.2004 года N 210-ФЗ регулирование тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется для ресурсоснабжающих организаций, а не Управляющих Компаний. По итогам конкурса, проведенного администрацией Шуйского района ООО "КФК "Стандарт" являлось организацией, обслуживающей жилой фонд и предоставляющей коммунальные услуги населению Шуйского района. Эксплуатацией и обслуживанием систем водоснабжения и водоотведения ООО "КФК "Стандарт" до 01.06.2007 года не занималось, cl июня 2007 года является ресурсоснабжающей организацией. Производственную, либо иную другую программу, либо документы на регулирование не подавало по вышеуказанным причинам.
В соответствии с Законом для организаций, в отношении которых не осуществлялось государственное регулирование, срок рассмотрения заявлений об утверждении тарифов составляет один месяц с момента подачи.
Кроме того, заявитель считает, что статьей 14 федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ не предусмотрено среди оснований для отказа в рассмотрении заявления Общества об утверждении тарифов, как "не соблюдение сроков".
В ответе РСТ по Ивановской области N 5-1839 от 25.12.2007 среди оснований для отказа в рассмотрении заявления Общества не содержится доводов иных, кроме отсутствия полномочий на рассмотрение заявления об утверждении тарифов на 2008 год для ООО "КФК "Стандарт" по водоснабжению и водоотведению. В связи с чем, Общество считает неправомерным рассмотрение иных доводов регулирующего органа
На основании вышеизложенного ООО "КФК "Стандарт" считает, что у РСТ Ивановской области не имелось оснований для отказа в утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2008 год для ООО "КФК "Стандарт".
Главы поселений поддержали требования Заявителя в полном объеме по тем же основаниям.
Региональная служба по тарифам Ивановской области с требованиями Заявителя не согласна, просит суд оставить требования без удовлетворения по следующим основаниям.
Ответчик обратил внимание суда на то, что во втором абзаце искового заявления истец, указывая на причины обращения в судебный орган, преднамеренно исказил действительные факты.
ООО "КФК "Стандарт", в соответствии с заключенным с ООО "Управляющая Коммунально-Хозяйственная Компания" договором субаренды муниципального имущества по обслуживанию коммунальной инфраструктуры N 03-06/01-УКХК от 01.06.2007 г., предоставляет услуги по водоснабжению и водоотведению с июня 2007 года, а не с 03.12.2007 г., как указано в заявлении. В соответствии с решением Шуйского районного Совета от 26.11.2007 г. N 90 "О передаче имущества из казны Шуйского муниципального района в хозяйственное ведение МУП ЖКХ Шуйского района" были переоформлены договорные отношения и 01.12.2007 г. с ООО "КФК "Стандарт" заключен новый договор аренды имущества. Таким образом, руководство ООО "КФК "Стандарт" не предприняло меры по своевременному утверждению тарифов на оказываемые услуги и незаконно применяло в 2007 году тарифы по водоснабжению и водоотведению. установленные для ООО "Управляющая Коммунально-ХозяйственнаяКомпания".
Не соответствует действительности, по мнению ответчика, и утверждение о том, что ООО "КФК "Стандарт" предоставляет с 01.01.2008 года потребителям и населению Шуйского района услуги по водоснабжению и водоотведению без тарифов, регулирующих деятельность предприятия. Тарифы для ООО "КФК "Стандарт" на 2008 год утверждены: постановлением Главы администрации Остаповского сельского поселения от 22.11.2007 г. N 32, решением Совета Афанасьевского сельского поселения от 20.11.2007 г. N 18, решением Совета Перемиловского сельского поселения от 07.12.2007 г. N 28с, Постановлением Главы администрации Семейкинского сельского поселения от 12.12.2007 г. N 30. Постановлениями Главы администрации Введенского сельского поселения от 21.11.2007 г. N 30 и от 01.02.2008 г. N 8 утверждены соответственно производственная программа и тарифы на коммунальные услуги, предоставляемые ООО "КФК "Стандарт". Тарифы на 2008 год по водоснабжению и водоотведению были утверждены и организация осуществляет свою деятельность с применением установленных тарифов. Тарифы были утверждены органами местного самоуправления на основании заявления Общества, поданного в сентябре 2007 года, с предоставлением производственной программы, экспертного заключения по размеру тарифа и всех необходимых для утверждения тарифов документов.
Действительно, 12 декабря 2007 года, после официального установления тарифов органами местного самоуправления поселений, ООО "КФК "Стандарт" обратилось в РСТ Ивановской области с заявлением об утверждении тарифов на водоснабжение, водоотведение и вывоз ТБО на 2008 год по Афанасьевскому, Введенскому, Перемиловскому, Остаповскому (кроме д. Остапово), Семейкинскому сельским поселениям. Одновременно с аналогичным заявлением обратилось и ООО "УКХК". Рассмотрев представленные материалы, РСТ подготовила ответы этим предприятиям от 25.12.2007 г., соответственно за N 5-1839 и N 5-1847.
Региональная служба располагала информацией о том, что администрации поселений будут осуществлять регулирование тарифов на 2008 год в соответствии с решением заседания Совета глав муниципальных образований (поселений) Шуйского муниципального района от 11 мая 2007 года, на котором присутствовали представители РСТ.
Органы местного самоуправления поселений осуществляли регулирование тарифов, по мнению ответчика, на основании полномочий, предоставленных частью 3 статьи 5 Федерального Закона N 210-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Таким образом, по мнению РСТ, приступив к регулированию тарифов, администрации поселений должны были установить тарифы на услуги ООО "КФК "Стандарт" для всех групп потребителей, включая население.
Так как тарифы на 2008 год были установлены и действовали, то следует учитывать, по мнению РСТ, что в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального Закона N 210-ФЗ период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Основания для досрочного пересмотра органом регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса изложены в статье 14 Федерального Закона N 210-ФЗ. В связи с чем ответчик считает, что ни на время обращения в РСТ, ни в настоящее время органы регулирования поселений и РСТ Ивановской области не имели и не имеют законных оснований, перечисленных в выше указанной статье, для досрочного пересмотра установленных для ООО "КФК "Стандарт" тарифов.
В соответствии с действующим законодательством, РСТ, по его мнению, не располагает полномочиями по отмене утвержденных тарифов, что возможно только в судебном порядке (пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
В ответе РСТ Ивановской области за номером 5-1839 от 25.12.2007 на обращение ООО "КФК "Стандарт" изложено понимание Региональной службой пункта 1 части 5 статьи 4 Федерального Закона N 210-ФЗ, поскольку только на эту законодательную норму ссылалось руководство предприятия в своем обращении. При этом РСТ посчитала, что указывать в ответе другие правовые аспекты не было необходимости, так как Региональная служба и руководство ООО "КФК "Стандарт" располагали сведениями об установлении тарифов для этой организации на уровне поселений на основании иных законодательных норм
РСТ полагает, что КФК "Стандарт", кроме всего прочего, не верно трактует часть 3 статьи 5 Федерального Закона N 210-ФЗ. Согласно части 3 статьи 5 Федерального Закона N 210-ФЗ, "Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей".
Ключевыми критериями указанного определения, по мнению ответчика, являются наличие системы коммунальной инфраструктуры и объем услуг, предоставляемых с использованием этой системы потребителям одного (100 процентов услуги) или нескольких муниципальных образованней (в определенных долях).
В статье 2 Федерального Закона N 210-ФЗ дано определение понятия ситемы коммунальной инфраструктуры как "совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований".
Таким образом, по мнению ответчика, если единая система коммунальной инфраструктуры полностью расположена на территории одного муниципального образования, то при ее использовании 100 процентов услуги (в натуральном выражении) предоставляется потребителям данного муниципального образования и тарифы на эти услуги для организации, осуществляющей эксплуатацию указанной системы, устанавливают органы регулирования этого муниципального образования.
Если единая система коммунальной инфраструктуры расположена на территории нескольких (двух и более) муниципальных образований, тарифы на услуги для организации, осуществляющей эксплуатацию указанной системы, устанавливают органы регулирования того муниципального образования, потребители которого потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) услуги, предоставляемой с использованием этой системы коммунальной инфраструктуры. В данном случае установленный тариф будет единым для всех потребителей на территориях этих муниципальных образований, обслуживаемых общей обособленной системой коммунальной инфраструктуры.
В ситуации, когда единая система коммунальной инфраструктуры расположена на территории нескольких (двух и более) муниципальных образований и ни в одном из этих муниципальных образований потребители не потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) услуги, предоставляемой с использованием этой системы коммунальной инфраструктуры, законодатель предусмотрел передачу полномочий по регулированию тарифов органу регулирования субъекта Российской Федерации (согласно части 5 статьи 4 федерального закона N 210-ФЗ). В данном случае органу регулирования субъекта РФ передаются и полномочия органов местного самоуправления, определенные частью 2 статьи 5 федерального закона N 210-ФЗ.
В рассматриваемой же ситуации, ООО "КФК "Стандарт" получило в аренду системы водоснабжения, которые являются обособленными для каждого поселения, т.е. каждое поселение имеет свою систему водоснабжения не связанную с системами водоснабжения соседних поселений, и каждое поселение использует 100 процентов в натуральном выражении услуги, с использованием данной системы. Системы водоснабжения каждого поселения могут иметь разный уровень изношенности, различные финансовые затраты для их содержания и обслуживания, в связи с чем невозможно и неправильно, по мнению РСТ, установить одинаковый тариф для всех поселений.
Таким образом, Региональная служба по тарифам Ивановской области считает, что при определении органа регулирования необходимо исходить не из общих объемов коммунальных услуг, оказываемых организацией коммунального комплекса, а из объема услуг, предоставляемых потребителям с использованием конкретной системы коммунальной инфраструктуры, что соответствует нормам действующего законодательства, установленным федеральными законами N 131-ФЗ и N 210-ФЗ. Такая позиция позволяет органам местного самоуправления непосредственно" исполнять полномочия по регулированию тарифов организацией коммунального комплекса в пределах выделяемых на эти цели бюджетных средств..
Ответчик не согласен с обоснованиями заявителя о несоблюдении РСТ "Правил регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 109 от 26 февраля 2004 года, при рассмотрении РСТ заявления ООО "КФК "Стандарт", так как данные Правила не относятся к регулированию тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению.
С учетом изложенного, РСТ считает требования ООО "КФК "Стандарт" не подлежащими удовлетворению..
Департамент финансов Ивановской области (далее-Департамент) также не согласен с требованиями Заявителя по следующим основаниям.
Департамент полностью поддержал позицию Региональной службы по тарифам Ивановской области.
Кроме того, позиция Департамента была дополнена следующими аргументами. В соответствии со ст. 198 АПК РФ основанием для обращения организации в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, является нарушение прав и законных интересов указанных организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Департамент считает, что РСТ Ивановской области своим решением об отсутствии правых оснований для установления тарифов для ООО "КФК "Стандарт" не нарушило права и законные интересы заявителя, что подтверждается следующим:
Тарифы на услуги заявителя уже установлены органами местного самоуправления Афанасьевского, Введенского и Остаповского сельских поселений. Установление тарифов на услуги одной организации коммунального комплекса несколькими регулирующими органами, согласно нормам Федерального закона РФ N 210-ФЗ является недопустимым.
В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 15.02.2006 N 11-п, РСТ Ивановской области не уполномочена отменять тарифы, установленные органами местного самоуправления.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что решения органов местного самоуправления по установлению соответствующих тарифов на момент обращения Общества КФК "Стандарт" к РСТ отменены уполномоченным на то органом в установленном законом порядке.
Отсутствие установленных тарифов, на территории Перемиловского и Семейкинского сельских поселений так же не является нарушением РСТ прав и законных интересов ООО "КФК "Стандарт" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно копии письма ООО "КФК "Стандарт" Губернатору Ивановской области от 19.02.2008 N 424 при оказании услуг в Перемиловском и Семейкинском сельских поселениях применяется экономически обоснованный тариф, подтвержденный заключением независимого эксперта.
В связи с чем, доводы заявителя относительно претерпеваемых убытков, связанных с отсутствием установленных тарифов, по мнению Департамента, не обоснованы и не подтверждены соответствующими доказательствами.
Поддержал Департамент и позицию РСТ, что в соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона РФ от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее, чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Учитывая, что орган регулирования устанавливает соответствующие тарифы после согласования производственной программы, которая была внесена в РСТ Ивановской области с нарушением срока, установленного п. 3 ст. 9 Федерального закона РФ от 30.12.2004 N 210-ФЗ, ответчик обоснованно не установил тарифы на услуги ООО "КФК "Стандарт".
Учитывая изложенное, Департамент считает требования ООО "КФК "Стандарт" не основанными на нормах действующего законодательства и просит в удовлетворении требований ООО "КФК "Стандарт" отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.
ООО "КФК "Стандарт", в соответствии с заключенным с ООО "Управляющая Коммунально-Хозяйственная Компания" договором субаренды муниципального имущества по обслуживанию коммунальной инфраструктуры N 03-06/01-УКХК от 01.06.2007 г., предоставляет с указанной даты (1.06.2007 года) услуги по водоснабжению и водоотведению. В течение 2007 года ООО "КФК "Стандарт" пользовалось тарифами установленными в соответствии с постановлением Главы администрации Шуйского муниципального района от 28.11.2006 г. N 804 "Об утверждении размера платы граждан за жилое помещение и за коммунальные услуги по ООО "КФК "Стандарт" и ООО "Управляющая Коммунально-Хозяйственная Компания" на 2007 год".
В сентябре 2007 года ООО "КФК "Стандарт" обратилось с заявлениями к Главам Афанасьевского, Введенского, Перемиловского, Остаповского и Семейкинского сельских поселений об установлении тарифов по водоснабжению и водоотведению для ООО "КФК "Стандарт" на 2008 год. с предоставлением производственной программы и экспертным заключением независимого аудитора..
Администрации поселений своими решениями установили тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению на 2008 год . Тарифы для ООО "КФК "Стандарт" на 2008 год утверждены: Постановлением Главы администрации Остаповского сельского поселения от 22.11.2007 г. N 32, Решением Совета Афанасьевского сельского поселения от 20.11.2007 г. N 18, Решением Совета Перемиловского сельского поселения от 07.12.2007 г. N 28с, Постановлением Главы администрации Семейкинского сельского поселения от 12.12.2007 г. N 30. Постановлениями Главы администрации Введенского сельского поселения от 21.11.200 г. N 30 и от 01.02.2008 г. N 8 утверждены соответственно производственная программа и тарифы на коммунальные услуги, предоставляемые ООО "КФК "Стандарт".
Как установлено судом и подтверждено материалами дела ( Письмо ООО "КФК "Стандарт" к Губернатору Ивановской области N 424 от 19.02.2008 года ) в расчетах с потребителями за услуги по водоснабжению, водоотведению, ООО "КФК "Стандарт" применяет тарифы, утвержденные Главами Введенского, Остаповского, Афанасьевского сельских поселений. По Перемиловскому и Семейкинскому сельским поселениям в расчетах с юридическими лицами применяется экономически обоснованный тариф, подтвержденный заключением независимого эксперта.
ООО "КФК "Стандарт", после установления тарифов Главами поселений, 12.12.2007 года письмо N 315 обратилось в РСТ Ивановской области с заявлением об утверждении тарифов по водоотведению и водоснабжению на 2008 год по объектам, обслуживаемым предприятием.
25.12.2007 года в письме N 5-1839 Региональная служба по тарифам указала заявителю, что из представленных Заявителем материалов можно сделать вывЪд, что ООО КФК "Стандарт" осуществляет эксплуатацию нескольких обособленных самостоятельных систем водоснабжения (водоотведения), каждая из которых используется для оказания услуг водоснабжения (водоотведения) только одного поселения и не имеет места использования единой инфраструктуры водоснабжения (водоотведения) в границах нескольких поселений. Полномочиями по установлению тарифов при таких обстоятельствах обладают местные органы самоуправления Афанасьевского, Введенского, Остаповского, Перемиловского и Семейкинского сельских поселений. Региональная служба располагала информацией о том, что администрации поселений будут осуществлять регулирование тарифов на 2008 год в соответствии с решением заседания Совета глав муниципальных образований (поселений) Шуйского муниципального района от 11 мая 2007 года, на котором присутствовали представители РСТ
Не согласившись с указанным отказом, ООО "КФК "Стандарт" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с настоящим заявлением, просит суд признать незаконным бездействия РСТ по Ивановской области, связанного с отказом в утверждении тарифов на водоснабжение, водоотведение для ООО "КФК "Стандарт" на 2008 год, выраженным в письме РСТ от 25.12.2007 года N 5-1839 и обязании РСТ по Ивановской области установить соответствующие тарифы на 2008 год для ООО "КФК "Стандарт"
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление ООО "КФК "Стандарт" подлежит отклонению по следующим основаниями.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт , решение и действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1.07.1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые действия (бездействие) Региональной службы по тарифам Ивановской области нарушили права и интересы ООО "КФК "Стандарт", в материалах дела нет. Говоря о нарушении своих прав, Заявитель в своем заявлении указывает , что из-за отсутствия тарифа на 2008 год ООО "КФК "Стандарт" терпит убытки. К заявлению приложен расчет убытков, сделанный заявителем. Убытки Обществом определены в виде разницы между расчетной величиной тарифа на 2008 год и тарифом, который ООО "КФК "Стандарт" применяло в 2007 году. Впоследствии, Заявитель добровольно отказался от требований по взысканию убытков с РСТ в связи с тем, что тарифы по водоснабжению и водоотведению на 2008 год установлены Постановлениями Глав сельских поселений ( в ноябре-декабре 2007 года) и применяются ресурсоснабжающей организацией с 1 января 2008 года. Заявитель в своем письме Губернатору Ивановской области от 19.02.2008 года N 424 указал, что в расчетах с потребителями за услуги по водоснабжению, водоотведению, ООО "КФК "Стандарт" применяет тарифы, утвержденные Главами Введенского, Остаповского, Афанасьевского сельских поселений. По Перемиловскому и Семейкинскому сельским поселениям в расчетах с юридическими лицами применяется экономически обоснованный тариф, подтвержденный заключением независимого эксперта.
Таким образом, на момент подачи ООО "КФК "Стандарт" заявления в РСТ по установлению тарифа на водоснабжение, водоотведение и на момент получения отказа в установлении тарифа, имели место нормативные правовые акты Глав сельских поселений по установлению тарифа на 2008 год по водоснабжению и водоотведению. Еще в сентябре 2007 года производственная программа с экспертным заключением независимого аудитора была представлена ООО "КФК "Стандарт" всем Главам сельских поселений.
Из изложенного следует, что у ООО "КФК "Стандарт" убытки не возникли. Других нарушений прав обжалуемыми действиями (бездействием) Региональной службы по тарифам Заявитель не указывает. Таким образом, каких-либо доказательств нарушения прав и законных интересов либо создания препятствий для осуществления экономической деятельности заявитель в материалы дела не представил. Между тем в силу статей 2, 4, 198 АПК РФ установление указанных обстоятельств и их доказанность являются одним из обязательных условий при принятии судебных актов об удовлетворении заявленных требовании, поскольку целью обращения заинтересованного лица в арбитражный суд является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Постановления Глав поселений об установлении тарифов на водоснабжение, водоотведение являются по своей природе нормативными правовыми актами, затрагивающими права и интересы неопределенного круга лиц, а именно всех потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению и обязательными к исполнению.
Пунктом 2 ст. 44 Федерального Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
В силу пункта 5 статьи 195 АПК РФ Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению только с момента вступления в законную силу решения суда.
В ходе последнего судебного заседания Главами поселений были представлены, принятые Постановления (от 25.04.2008, от 16.05.2008, от 19.05.2008 г.) об отмене Постановлений об установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса сельских поселений. Однако, на момент обращения ООО "КФК "Стандарт" в РСТ по Ивановской области за установлением тарифа, на момент получения отказа в установлении тарифа и на момент обращения в суд , тариф по водоснабжению и водоотведению для ООО "КФК "Стандарт" был утвержден, на тот момент нарушений прав Общества не установлено. В связи с отменой Постановлений Главами поселений, КФК "Стандарт" ничто не препятствует обратиться в регулирующий орган за установлением тарифа. Но в данном случае будут иметь место новые обстоятельства для обращения за установлением тарифа и, соответственно, новый подход для рассмотрения регулирующим органом заявления организации коммунального комплекса.
Отказ РСТ по Ивановской области в установлении тарифа для ООО "КФК "Стандарт" по тому мотиву, что потребители соответствующего муниципального образования (поселения) потребляют 100 процентов услуги ( в натуральном выражении) с использованием самостоятельной системы водоснабжения и водоотведения, является не основанным на нормах права. В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального Закона N 210-ФЗ " Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", "Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей" То есть, в норме права указано на процент товаров и услуг ( в натуральном выражении) от общего количества услуг, оказываемых данной организацией коммунального комплекса.
Отказ РСТ по Ивановской области в установлении тарифа по водоснабжению и водоотведению по мотиву того, что ООО КФК "Стандарт" обратился с нарушением пункта 3 статьи 9 Федерального Закона N 210-ФЗ, то есть с нарушением срока для установления тарифа, также не основан на нормах права.
В силу п. 3 статьи 9 вышеуказанного Закона, действительно, производственная программа , а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации и в соответствии с пунктом 8 данной статьи тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия.. Нарушение указанных сроков подачи заявления с производственной программой и расчетом не является в силу Федерального Закона N 210-ФЗ основанием для отказа в установлении тарифа. Единственным последствием несвоевременного обращения в регулирующий орган является то, что тарифы на очередной период будет установлены не с 1 января 2008 года, а в более поздние сроки, так как регулирующий орган имеет два месяца на изучение производственной программы и расчетов, после публикации установленных тарифов, они начинают действовать не ранее чем через один месяц после их установления. Федеральным Законом N 210-ФЗ от 30.12.2004 года возможность придания обратной силы установленным тарифам не предусмотрена.
Несмотря на то, что бездействие Региональной службы по тарифам, выраженное в отказе в установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для ООО "КФК "Стандарт" в письме от 25.12.2007 года N 5-1839 не основан на нормах права, следует учесть, что для признания недействительным ненормативного акта, действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ необходимо установить, что оспариваемый акт, действие (бездействие) не только не соответствует закону или иным нормативным правовым актам, но и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя. Как указано выше, доказательств нарушения прав ООО " КФК "Стандарт" не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 201 АПК РФ, суд
решил:
Заявление ООО "ООО КФК "Стандарт" о признании незаконным бездействия Региональной службы по тарифам Ивановской области, выраженного в отказе на утверждение тарифов на водоснабжение водоотведение для ООО "КФК "Стандарт" на 2008 года, содержащемся в письме РСТ по Ивановской области от 25.12.2007 года N 5-1839 и обязании РСТ по Ивановской области установить соответствующие тарифы на 2008 год для ООО "КФК "Стандарт" оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 29 мая 2008 г. N А17-617/2008
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника