Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 18 июля 2008 г. N А 17-1446/2008
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Т.,
при участии в судебном заседании помощника судьи К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Д.
к Администрации городского округа Вичуга
о признании незаконным и отмене Постановления административной комиссии при администрации г.о. Вичуга N 22/08 от 09.04.2008 года о привлечении предпринимателя Д. к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
От заявителя:. - Ш. - по дов. от 06.03.08,
От Администрации: И. - по дов. от 14.01.07
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области обратился предприниматель Д. (далее - Заявитель) с заявлением к Администрации городского округа Вичуга Ивановской области (Далее- Ответчик) о признании незаконным и отмене Постановления административной комиссии при администрации г.о. Вичуга N 22/08 от 09.04.2008 года о привлечении предпринимателя Д. к административной ответственности
Требования заявителя состоят в следующем.
9 апреля 2008 года административной комиссией при администрации г.Вичуга было вынесено постановление N 22/08 о привлечении предпринимателя Д. к административной ответственности за нарушение ст. 5.5 Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" N 78-ОЗ на основании протокола об административном правонарушении N 3 от 13.03.2004 года. Административной комиссией было вменено в вину Заявителю осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом без наличия документов, подтверждающих право на перевозку пассажиров, установленных органом местного самоуправления муниципального образования, а именно осуществление перевозок при отсутствии договора, заключенного между предпринимателем и администрацией г.о. Вичуга.
Заявитель считает вынесенное постановление о привлечении его к административной ответственности незаконным, а также принятым неуполномоченным органом и подлежащем отмене по следующим основаниям.
Во-первых, заявитель считает, что отсутствует само событие правонарушения, ибо 13 марта 2008 года им осуществлялась перевозка при наличии договора с администрацией г.Вичуги. Между предпринимателем и администрацией г.Вичуга был заключен договор на транспортное обслуживание населения автобусами на городских маршрутах, датированный 01.04.2005 года. Согласно Дополнительному соглашению к указанному договору от 21.12.2007 года пункту 1 срок его действия продлен до момента опубликования в средствах массовой информации сообщения о результатах проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории г.о. Вичуга. Из представленной в материалы газеты "Вичугские новости" видно, что результаты конкурса опубликованы в СМИ 14 марта 2008 года. Протокол об административном правонарушении составлен 13 марта 2008 года. Заявитель считает, что 13 марта 2008 года договор на перевозку действовал.
Во-вторых, Заявитель полагает, что административная комиссия при администрации г.Вичуга не только не имеет соответствующих полномочий на рассмотрение дел об административных правонарушениях, но и вообще действует без правовых оснований, т.е. вне области Закона. В соответствии со статьями 1.1., 1.6., пунктом 4 ч. 2 статьи 22.1 КоАП РФ и пунктом 15 части 1 статьи 5 Федерального Закона от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 19 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "создание административных комиссий и принятие законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На основании п. 6 части 1 статьи 5, статьи 38 Федерального Закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ, части 2 статьи 4 Федерального Закона от 25.09.1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 19 ФЗ от 6.10.2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе наделяться государственными полномочиями с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий.
На основании вышеизложенного, заявитель полагает, что изданное административной комиссией постановление не соответствует закону, издано с превышением полномочий и ущемляет его права как предпринимателя.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать его незаконным и отменить.
Администрация г.о. Вичуга с заявлением предпринимателя согласна в части того, что на момент совершения протокола об административном правонарушении, где в вину предпринимателю вменяется отсутствие договора с Администрацией г.Вичуга на перевозку, договор существовал, свое действие еще не прекратил и отсутствует событие правонарушения. В связи с чем Администрация полагает, что оспариваемое Постановление о привлечении предпринимателя Д. к администраривной ответственности незаконно и подлежит отмене.
В то же время, Администрация г.о.Вичуга не согласна с Заявителем, что у административной комиссии отсутствуют полномочия и, что она создана вне Закона.. Административная комиссия при администрации г.Вичуга была создана решением Вичугской городской Думы N 195 от 28.10.2003 года "Об утверждении положения об административной комиссии при администрации города Вичуга" в соответствии, по мнению Администрации, с Конституцией РФ, Кодексом об административных правонарушениях, статьей 23 Закона Ивановской области N 13-ОЗ от 3.04.1996 года "О местном самоуправлении в Ивановской области"
Административные комиссии, порядок их создания регулировался ст. 7.2 Закона Ивановской области, где было указано, что административные комиссии создаются на территории каждого муниципального образования Ивановской области. В дальнейшем, Законом Ивановской области N 141-ОЗ от 26.09.2007 года "О внесении изменений в Закон "Об административных правонарушениях в Ивановской области" были внесены изменения, касающиеся исключения из Закона Ивановской области N 78-ОЗ от 29.07.2003 года порядка создания и деятельности административных комиссий. В связи с чем, Администрация полагает, что данный Закон не содержит положений об упразднении уже созданных административных комиссий.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.
Между Администрацией города Вичуга и предпринимателем Д. 01 апреля 2005 года был заключен договор на транспортное обслуживание населения автобусами на городских маршрутах. Дополнительным соглашением от 21.12.2007 года к указанному договору срок действия договора продлен до момента опубликования в средствах массовой информации сообщения о результатах проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории г.о.Вичуга.
Результаты открытого конкурса были опубликованы 14 марта 2008 года в СМИ -газете "Вичугские новости".
9 апреля 2008 года административной комиссией при администрации города Вичуга в отношении Д. было вынесено постановление N 22/08 о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания.. Основанием привлечения к административной ответственности явился факт оказания 13 марта 2008 года коммерческих услуг Д. по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на автомобиле марки ГАЗ 322132 государственный регистрационный знак MB 485 37 RUS по городскому автобусному маршруту N 1-а без оформления документов дающих право на перевозку пассажиров, установленных органом местного самоуправления - без наличия договора на транспортное обслуживание населения. Факт административного правонарушения зафиксирован в протоколе от 13 марта 2008 года
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление предпринимателя Д. подлежит удовлетворению по следующим основаниями.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно п.6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1.07.1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Аналогичные требования содержатся и в ст. 198 АПК РФ.
При вынесении решения о назначении административного наказания административная комиссия посчитала, что на момент составления протокола об административном правонарушении по статьей 5.5 Закона Ивановской области от 29.07.2003 года N 78-ОЗ "Об административном правонарушении в Ивановской области" договор на транспортное обслуживание населения прекратил свое действие. В своем отзыве Администрация согласилась с позицией заявителя и это подтверждено материалами дела, что договор между администрацией г.Вичуга и Д. прекратил свое действие 14 марта 2008 года, а на дату составления протокола - 13 марта 2008 года действовал. Таким образом имеет место быть отсутствие самого события правонарушения. В связи с чем Постановление административной комиссии о привлечении к административной ответственности является незаконным и ущемляющим права предпринимателя.
Кроме того, Административная комиссия при администрации города Вичуга на момент вынесения оспариваемого постановления действовала вне рамок закона, не имея на то законно установленных полномочий.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ создание административных комиссий, принятие законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Полномочия, связанные с созданием административных комиссий и их деятельностью, являются государственньми полномочиями, наделение которыми органов местного самоуправления возможно только с соблюдением установленного Федеральным Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" порядка, предусматривающего в этих случаях одновременно и передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления их полномочий.
Представитель Администрации в судебном заседании пояснила, что финансирования деятельности административной комиссии не производится. В соответствии со статьями 1.1., 1.6., пунктом 4 ч. 2 статьи 22.1 КоАП РФ и пунктом 15 части 1 статьи 5 Федерального Закона от 28.08.1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 1 статьи 19 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ " создание административных комиссий и принятие законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На основании п. 6 части 1 статьи 5, статьи 38 Федерального Закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ, части 2 статьи 4 Федерального Закона от 25.09.1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 19 ФЗ от 6.10.2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе наделяться государственными полномочиями с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий. То есть, финансирование административных комиссий , материально-техническое обеспечение их деятельности не должно осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования.
С момента признания п. 3 ст. 8.2 Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" N 78-ОЗ недействующим, действие административных комиссий при отсутствии их материально-технического обеспечения и финансирования их деятельности из бюджета субъекта РФ является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 200-201 АПК РФ, суд
решил:
1. Заявление индивидуального предпринимателя Д. удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить Постановление Административной комиссии при Администрации города Вичуга от 9.04.2008 года N 22/08 о привлечении Д. к административной ответственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 18 июля 2008 г. N А 17-1446/2008
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника