Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 27 февраля 2008 г. N А17-5461/2007
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Т.,
при участии в судебном заседании помощника судьи К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Предпринимателя Г.
к Администрации Фурмановского муниципального района
О признании незаконным действия(бездействия) Администрации, выразившегося в отказе в предоставлении земельных участков при участии в судебном заседании:
от заявителя: Г.- паспорт
от Ответчика: П.- по дов. от 26.12.07, Ж.- по дов. от 26.12.2007 г.
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области обратился предприниматель Г. (далее - Заявитель) с заявлением к Администрации Фурмановского муниципального района(далее - ответчик) о признании незаконным действия (бездействия) Администрации, выразившегося в отказе в предоставлении земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.. Требования заявителя состоят в следующем. 10 мая 2007 года Г. обратился в администрацию Фурмановского муниципального района с заявлением о предоставлении ему земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Им были запрошены земельные участки и указано их местоположение и номера их контуров на плане землепользования - контур 126 -61.2 га (запрошен в собственность), контур N 131 - 40,2 га (запрошен в собственность) и контур N 105-92,2 га (запрошен в аренду).
Администрация Фурмановского муниципального района письмом N 6 от 13 июня 2007 года отказала в предоставлении в собственность земельного участка контур N 131 (40,2 га), пояснив, что данный участок находится в коллективно-долевой собственности и приобрести его можно предпринимателем только путем выкупа земельных долей у землепользователей.
В отношении предоставления двух других земельных участков, Администрация указала на необходимость предоставления Г. документа о регистрации крестьянского( фермерского) хозяйства.
Заявитель с данным отказом администрации не согласен, считает, что ч. 1 ст. 12 Федерального Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" устанавливает требования к заявлению, подаваемому в орган местного самоуправления с целью предоставления земельных участков для ведения фермерского хозяйства и содержит исчерпывающий перечень этих требований. В перечне не содержится указаний на необходимость представления документов о регистрации крестьянского фермерского хозяйства. Кроме того, заявитель полагает, что так как земли (40,2 га), находящиеся в коллективно-долевой собственности фактически не используются более 10 лет, у органа местного самоуправления имеются полномочия по принудительному изъятию их у собственника в силу ст. 3, 6 Закона Ивановской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ивановской области". В связи с чем заявитель просит признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в отказе в предоставлении участков земли указанных контуров для ведения крестьянского хозяйства. Администрация Фурмановского муниципального района с доводами заявителя не согласна по следующим основаниям.
Решение администрации Фурмановского муниципального района от 13 июня 2007 года (письмо исх.N 6) содержит отказ только в предоставлении Г. Ю.П. земельного участка контур 131, так как данный земельный участок находится в коллективно-до левой собственности. Отказ в предоставлении вышеуказанного земельного участка администрация считает законным, так как в соответствии со статьей 12 ФЗ "О крестьянском (Фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 года N 74-ФЗ определен порядок предоставления для ведения крестьянского фермерского хозяйства только тех земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц могут приобретаться для нужд фермерского хозяйства на основании гражданско-правовых договоров: аренды, купли-продажи, дарения и т.д. Из чего следует, что администрация не могла предоставить Г. земельный участок находящийся в коллективно-долевой собственности (контур 131)
На момент направления Г. ответа на его запрос - письма N 6 от 13 июня 2007 года, земельный участок контур N 105 находился в аренде у СХПК "Труд", т.е. был обременен. В связи с чем отказ по предоставлению данного земельного участка на момент направления ответа также является, по мнению ответчика, законным. На момент рассмотрения дела в суде договор аренды земли с СХПК "Труд" был расторгнут. В связи с чем администрация Фурмановского муниципального района направила Заявителю письмо N 38 от 15.01.2008 года, в котором сообщила, что участок земли - контур N 105 переведен в фонд перераспределения Фурмановского муниципального района и в настоящее время может быть предоставлен Г. для целей ведения фермерского хозяйства.
Указанным письмом было сообщено, что и участок земли контур N 126, находящийся в фонде перераспределения администрация в установленном законом порядке предоставляет предпринимателю Г. в собственность.
В судебном заседании администрация Фурмановского муниципального района предложила Заявителю Г. заключить мировое соглашение, в связи с тем, что все вопросы по предоставлению земельных участков, запрошенных Г. для ведения фермерского хозяйства, отрегулированы: контур N 105 предоставляется в установленном порядке заявителю в аренду (как он и просил), контур N 126 предоставляется в установленном законом порядке заявителю в собственность- уже имеется проект границ (что также соответствует просьбе заявителя), контур N 131 предоставлен администрацией быть не может, так как на день рассмотрения спора земли находятся в коллективно-до левой собственности.
В связи с изложенным, администрация просит заявителю в иске отказать. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.
Г. является индивидуальным предпринимателем. 10 мая 2007 года Г. обратился в администрацию Фурмановского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в соответствии с Федеральным Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 года N 74-ФЗ для ведения фермерского хозяйства трех земельных участков:
1. Контур 126 (61,2 га) - в собственность,
2. Контур 131 (40,2 га) - в собственность,
3. Контур 105 (92,2 га)- в аренду.
Администрация письмом N 6 от 13.06.2007 года сообщила заявителю, что испрашиваемый земельный участок площадью 40,2 га - контур 131 находится в коллективно-долевой собственности и приобрести его возможно только путем выкупа долей у землепользователей. Кроме того, администрация сообщила заявителю, что для рассмотрения вопроса по предоставлению двух других участков необходимо дополнительно предоставить документы о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. В материалы дела представлены кадастровые планы трех земельных участков, которые подтверждают, что земельный участок кадастровый номер 37:19:00 00 00:0014 - контур 131 находится в коллективно-долевой собственности. Земельный участок кадастровый номер 37:19:00 00 00:0013 -контур 105- обременен договором аренды земли N 40 от 21.12.1994 года в пользу СХПК "Труд". Земельный участок кадастровый номер 37:19:01 32 05:0040 находится в фонде перераспределения земель - контур 126. Постановлением администрации Фурмановского муниципального района от 19.11.2007 года N 1754 земли сельскохозяйственного назначения , обремененные арендой в пользу СХПК "Труд" (контур 105) были переведены в фонд перераспределения земель. На момент рассмотрения спора Администрация Фурмановского муниципального района письмом N 38 от 15.01.2008 года сообщила Г. что земельный участок - контур 105 переведен в фонд перераспределения земель и может быть предоставлен заявителю в аренду в соответствии с действующим законодательством.
Аналогично указанным письмом администрация положительно решила вопрос и в отношении предоставления в собственность Г. земельного участка контур 126, по которому уже имеется проект границ. В данном письме администрация повторно сообщила Г., что земельный участок контур 131 находится в коллективно-долевой собственности, в связи с чем администрация не имеет прав для его предоставления ( так как не государственная, не муниципальная собственность).
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление предпринимателя Г.. подлежит отклонению в части признания незаконным отказа Администрации в предоставлении земельного участка контур 131, находящегося в коллективно-долевой собственности. В остальной части требований производство по делу должно быть прекращено за отсутствием предмета спора на момент рассмотрения дела. Основания следующие.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1.07.1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным , решения и действий (бездействия) незаконными являются одновременно как несоответствие акта, действия (бездействия) закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом, действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам, в том числе и для осуществления и расширения деятельности фермерского хозяйства, регулируется статьей 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11.06.2003 года N 74-ФЗ, которая является специальной статьей в отношении порядка предоставления земельных участков в аренду, предусмотренного Земельным Кодексом Российской Федерации. Статья 12 указанного Закона определяет порядок предоставления только тех земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, могут приобретаться для нужд фермерского хозяйства на основании гражданско-правовых договоров (аренды, купли-продажи, дарения, безвозмездного пользования и др), а также в порядке наследования. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 28 Земельного Кодекса РФ, где указано, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам в собственность или в аренду. Заявитель в своем заявлении указывает, что в связи с тем, что земли, находящиеся в коллективно-долевой собственности , не используются собственниками по назначению, администрация обязана произвести принудительное изъятие данных земельных участков. Процедура изъятия земель у собственников регулируется самостоятельными нормами права, решается в установленном порядке, что отражено в ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Земельном Кодексе РФ, Гражданском Кодексе РФ. На момент обращения Г. в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в собственность и аренду земельных участков, и на момент вынесения решения по настоящему делу земли контур 131 находились и находятся в коллективно-долевой собственности. В связи с чем в соответствии со ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" отказ администрации в предоставлении данного земельного участка предпринимателю Г. является законным.
В отношении требований Г. о предоставлении ему в собственность земельного участка контур 126 и предоставлении ему в аренду земельного участка контур 105, в письме N 6 от 13.06.2007 года администрация затребовала у Заявителя представить документы о регистрации крестьянского фермерского хозяйства. Перечень сведений, которые заявитель должен указать в заявлении о предоставлении земельных участков для ведения фермерского хозяйства, сформулирован в п. 1 ст. 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исчерпывающим образом.. Требования администрации о предоставлении Г. документов о регистрации фермерского хозяйства не основаны на законе.
Однако, вопрос администрацией решен положительно, предпринимателю даны положительные ответы письмом N 38 от 15.01.2008 года, письмом N 171 от 4.02.2008 года, по земельным участкам подготовлены проекты границ. Предмет спора по данным участкам на момент вынесения решения отсутствует.
Порядок предоставления земельного участка фермеру в собственность или в аренду установлен статьей 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В п. 3 ст. 12 Закона закреплена юридическая обязанность органа местного самоуправления и землеустроительной организации обеспечить изготовление проекта границ земельного участка и его утвердить. Далее же, для заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка заявителю необходимо представить в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления кадастровую карту (план) земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь пп. 1 п. 1 ст. 150, ст. 151, ст. 167-170, ст. 198, 200, 201 АПК РФ, суд
решил:
1. Требования Г. в части признания незаконными действий (бездействия) администрации Фурмановского муниципального района , выразившихся в отказе предпринимателю Г. в выделении земельного участка контур 131 (40,2 га)- кадастровый номер 37:19:00 00 00-14, оставить без удовлетворения.
2. В отношении требований предпринимателя Г. о признании незаконным действий (бездействия) администрации Фурмановского муниципального района по невыделению земельных участков контур 126 (кадастровый номер 37:19:01 32 05:0040) и контур 105 (кадастровый номер 37:19:00 00 00:0013), производство по делу прекратить за отсутствием предмета спора.
3. Взыскать с администрации Фурмановского муниципального района в пользу предпринимателя Г. 66 руб. 67 коп. расходов по госпошлине.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 27 февраля 2008 г. N А17-5461/2007
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника