Решение Ивановского областного суда
от 3 сентября 2008 г. N 3-78/2008 г.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N 7-Г08-20 настоящее решение оставлено без изменения
Ивановский областной суд в составе председательствующего судьи Л.
при секретаре Б. с участием прокурора Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Иваново 3 сентября 2008 г.
дело по заявлению прокурора Ивановской области о признании противоречащими закону и недействующими положений Закона Ивановской области от 18 декабря 2007 г. N 194-ОЗ "Об охране и использовании охотничьих животных на территории Ивановской области",
установил:
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия названного Закона области абзацев 2, 6, 7, 10, 14 статьи 1, части 1 статьи 6, части 2 статьи 8, статьи 10 абзаца 1. части 1 и 2 статьи 16, статьи 17, части 1 статьи 21, части 2 статьи 23, части 2, 6, 7 статьи 24, пункты "б" и "н" части 2 статьи 26, пункта "г" статьи 27, статьи 32 Закона Ивановской области от 18.12.2007 N 194-ОЗ "Об охране и использовании охотничьих животных на территории Ивановской области". Заявление мотивировано тем, что органы государственной власти субъекта РФ полномочиями по установлению /распределению/ квот пользования и величин использования животных не наделены, вместе с тем, в Закон области введены такие термины и понятия, как "величина использования охотничьих животных" (абз. 2 ст. 1), "квота пользования охотничьими животными" (абз. 6 ст. 1), "лимит использования охотничьих животных" (абз. 7 ст. 1), которые связаны, согласно их толкованию, определенному в названной статье областного Закона, с вопросами регулирования численности охотничьих животных на территории Ивановской области. Абзац 1, части 1, 2 статьи 16 Закона области, определяющие понятия верхних и нижних пределов численности охотничьих животных, а также ст. 17 Закона области, согласно которой численность охотничьих животных того или иного вида для установления Соответствия верхнему или нижнему пределу численности определяется по методике, утвержденной Правительством Ивановской области, Уполномоченным органом, также противоречат ч. 4 ст. 27 и абз. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О животном мире", поскольку предусматривают возможность установления иного, помимо федерального, порядка регулирования численности объектов животного мира.
Часть 1 ст. 6 Закона области, в соответствии с которой перечень видов охотничьих животных, отнесенных на территории области к объектам охоты, устанавливается Правительством Ивановской области на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации, с учетом видов охотничьих животных, обитающих на территории Ивановской области, противоречит ст. 41 Федерального закона "О животном мире".
Согласно ст. 8 ч. 2 Закона области к охоте приравниваются: а) нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, охотничьими собаками, другими ловчими животными, капканами и иными орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты; б) следование по дорогам общего пользования в пределах охотничьих угодий с незачехленным или с зачехленным заряженным, в том числе со снаряженным патронами магазином, огнестрельным, пневматическим и метательным оружием Указанное противоречит - Федеральному закону "Об оружии", Положению об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета министров РСФСР от 10.10.1960 N 1548, п. 22.3 Типовым правилам охоты в РСФСР, утвержденным приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.1988 N 1.
Согласно ст. 36 Федерального закона "О животном мире" животный мир на территории Российской Федерации предоставляется в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства. Вместе с тем, Законом области необоснованно сужен круг лиц, имеющих право пользоваться животным миром в целях охоты, исключены такие субъекты правоотношений как иностранные граждане и юридические лица, граждане Российской Федерации, не являющиеся охотниками, общественные, в том числе религиозные, объединения.
Термины "охотник" (абз. 10), "охотпользователь" (абз. 14), содержащиеся в ст. 1 Закона области, перечень субъектов отношений в сфере охраны, воспроизводства и использования охотничьих животных, указанный в статье 10 Закона области, и положения ч. 1 ст. 21 Закона области, в соответствии с которым право на осуществление охоты в Ивановской области имеют только граждане Российской Федерации, противоречат федеральному законодательству.
Часть 2 ст. 23 Закона области, установившая обязанность охотпользователей согласовывать условия пользования охотничьими угодьями посредством оформления обременении путем заключения соответствующих соглашений с собственниками и владельцами земельных, лесных и водных участков, и поставившая исполнение указанной обязанности в качестве обязательного условия для осуществления пользования объектами животного мира, противоречит ст.ст. 12, 37 Федерального закона "О животном мире", ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 274, 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации.
Часть 2 ст. 24 Закона области в части, предусматривающей необходимость согласования Правительством Ивановской области со специально уполномоченным органом управления и использования водного фонда условий предоставления заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными, также противоречит ст. 37 Федерального закона "О животном мире", пункту 10 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации.
В нарушение ст. 5 Федерального закона "О животном мире", Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, ч. 6 ст. 24 Закона области установлено, что долгосрочная лицензия выдается на каждое охотничье хозяйство, то есть вне зависимости от того, является оно обособленным или нет.
Часть 7 ст. 24 Закона области, устанавливающая предельные минимальные (5 лет) и максимальные (49 лет) сроки действия долгосрочной лицензии, противоречит ч. 5 ст. 35 Федерального закона "О животном мире" и п. 11 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, в соответствии с которым, срок действия долгосрочной лицензия устанавливается в зависимости от целей и сроков, указанных в заявке, по соглашению сторон. Кроме того, данная норма Закона области принята с превышением компетенции Ивановской областной Думой, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О животном мире" установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации,
Частью 2 п. "б", "н" ст. 26 Закона области на охотпользователей дополнительно возложены обязанности, не предусмотренные ст. 40 Федерального закона "О животном мире". Ивановская областная Дума вышла за пределы своей компетенции.
Согласно п. "г" ст. 27 Закона области пользование охотничьими животными прекращается полностью или частично в случае нарушений условий, оговоренных, в том числе, в договоре о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства. Данная норма областного Закона противоречит ст. 47 Федерального закона "О животном мире", которая не предусматривает такого основания для прекращения пользования животным миром.
Статьей 32 Закона области предусмотрено переоформление в срок до 01.07.2008 долгосрочных лицензий, выданных до 01.01.2008 (часть 1 названной статьи), и договоров о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными, заключенных также до 01.01.2008 (часть 2). Названные положения противоречат п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 5, ч. 5 ст. 37 Федерального закона "О животном мире", Федеральному закону от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", п. 14 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий установлен исчерпывающий перечень оснований для переоформления лицензий, ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 36, ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской федерации.
В судебном заседании представитель Ивановской областной прокуратуры Г., по доверенности заявление поддержал в части. Он просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия названного Закона области абзацев 2, 6, 7 статьи 1, части 1 статьи 6, части 2 статьи 8, статьи 10 абзаца 1, части 1 и 2 статьи 16, статьи 17, части 1 статьи 21, части 2 статьи 23, части 2, 6, 7 статьи 24, пункты "б" и "н" части 2 статьи 26, пункта "г" статьи 27, статьи 32 Закона. Прокурор отказался от требований в отношении абзацев 10 и 14 статьи 1 Закона, раскрывающих понятия "охотник" и "охотпользователь", пояснив, что по этим позициям противоречий с федеральным законодательством не усматривается.
Судом рассмотрено заявление в пределах поддержанных требований.
Представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Н. по доверенности заявление прокурора области поддержал, пояснив, что ранее природоохранный прокурор вносил представление на указанный Закон, но оно не было удовлетворено.
Привлеченный к участию в деле председатель Правления Ивановской областной общественной организации охотников и рыболовов В. заявление прокурора поддержал.
В судебном заседании представитель Ивановской областной Думы Ж. Л.В. по доверенности, представители Губернатора Ивановской области О. и С., по доверенностям, с заявлением прокурора согласились в части пневматического и метательного оружия, и положения части 2 статьи 24 Закона области, по остальным позициям полагают, что нет оснований для внесения изменений в действующую редакцию закона.
Из пояснений представителей следует о том, что понятия Закона области "величина использования охотничьих животных", "квота пользования охотничьими животными", "лимит использования охотничьих животных" все они относятся к вопросам использования и пользования объектами животного мира и не имеют никакого отношения к вопросам регулирования численности объектов животного мира. Обжалуемые прокурором термины - "величина использования охотничьих животных", "квота пользования охотничьими животными", "лимит использования охотничьих животных" - это фактически дробные понятия термина "объемы (лимиты) изъятия объектов животного мира" и в этой части закон области принят в соответствии со ст.ст. 6, 17 Федерального закона "О животном мире". Рассматриваемая статья не регламентирует вопросы использования и пользования объектами животного мира, на которые устанавливаются объемы (лимиты) изъятия.
Положения ч. 1 статьи 6 Закона области определяют возможность конкретизировать виды охотничьих животных, обитающих на территории области, исключая из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня виды охотничьих животных, которые на территории области не обитают, не предоставляет возможности Правительству области расширять перечень видов охотничьих животных, утвержденный Правительством Российской Федерации и полностью соответствует требованиям федерального законодательства.
Обжалуемая статья Закона области определяет, что перечень видов охотничьих животных, отнесенных на территории области к объектам охоты, устанавливается Правительством Ивановской области на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации, с учетом видов охотничьих животных, обитающих на территории Ивановской области.
В отношении законности нормы части 2 статьи 8 Закона области определившей, что приравнивается к охоте, представители полагают ссылку прокурора на несоответствие указанной нормы Закона области Типовым правилам охоты в РСФСР некорректной, т.к. правила были утверждены приказом Главохоты РСФСР от 04.01.1988 N 1, т.е. неуполномоченным органом. Оспариваемое понятие не урегулировано должным образом федеральным законодательством, в соответствии со статьeй 35 Федерального закона "О животном мире" оно было изложено в обжалуемой редакции и в отличии от редакции Типовых правил охоты, такая редакция позволит избежать необоснованного привлечения к ответственности граждан, не имеющих умысла на незаконное пользование животным миром. Представители полагают, что обжалуемые прокурором и термины "охотник" и "охотпользователь", содержащиеся в статье 1 Закона области, перечень субъектов отношений в сфере охраны, воспроизводства и использовании охотничьих животных-указанный в статье 10 Закона области и положения части 1 статьи 21 Закона области полностью соответствуют требованиям федерального законодательства, в том числе ст.ст. 1, 33, 36 ФЗ "О животном мире", п. 14 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве в РСФСР.
По мнению представителей ч. 2 ст. 23 Закона принята в соответствии с ч. 9 ст. 37 ФЗ "О животном мире", ст.ст. 9, 10, 11 Земельного Кодекса РФ.
В отношении законности нормы части 6 статьи 24 представители пояснили о том, что федеральное законодательство не определяет понятие" территориально обособленный объект". Пунктом 4.1. "Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий", утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 26 июня 2000 г. N 569 установлено, что соискатель подаeт заявку на получение охотничьих животных в пользование по форме, утвержденной приказом Госкомэкологии России и Минсельхозпрода России от 22.06.98 г. N 378/400, в которой указываются, в том числе, границы и площадь территорий (акваторий), необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира. Исходя из системного толкования "Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты", утверждeнного приказом Минсельхоза РФ от 4 января 2001 г. N 3 и "Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий", утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 26 июня 2000 г. N 569 можно утверждать, что любое охотничье хозяйство, имеющее определeнные внешние границы является территориально обособленным объектом и, соответственно, норма части 6 статьи 24 Закона области не противоречит федеральному законодательству.
По части 7 статьи 24 Закона области, устанавливающей предельные сроки действия долгосрочной лицензии представители полагают, что данная норма не противоречит нормам федерального законодательства. Представители пояснили о том, что статьeй 35 ч. 5 федерального закона установление срока действия долгосрочной лицензии отнесено, к условиям пользования животным миром, а не к установлению порядка предоставления лицензий. Установление предельных сроков действия долгосрочной лицензии - это фактически установление регионального стандарта условий пользования животным миром.
Частью 2 статьи 26 Закона области на охотпользователей возложены обязанности, в соответствии с п. "б" охотполъзователи обязаны соблюдать квоты и лимиты. Квоты и лимиты - это ни что иное, как дробные понятия термина "объемы (лимиты) изъятия объектов животного мира", т.е. нормы пользования охотничьих животных. Статья 40 федерального закона прямо устанавливает обязанность охотпользователей соблюдать установленные нормы пользования животным миром. В соответствии с п. "н" предусмотрена обязанность охотпользователя в проведении охотустройства. Внутрихозяйственное охотустройство - это ни что иное, как комплекс проводимых специалистами мероприятий с целью определения качества охотничьих угодий, оптимальной численности объектов животного мира, обитающих на обследуемой территории, и подготовка научно обоснованного плана деятельности охотничьего хозяйства с указанием перечня и объeмов необходимых мероприятий по воспроизводству объектов животного мира. Статья 40 федерального закона прямо устанавливает обязанность охотпользователей проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира. Объективно определить перечень и объeмы необходимых мероприятий по воспроизводству объектов животного" мира возможно только при условии проведения охотустройства. В связи с изложенным, представители полагают, что оспариваемая норма Закона области не противоречит положениям федерального законодательства.
Часть 1 статьи 32 Закона не содержит в себе норм обязывающих охотпользователей переоформлять долгосрочные лицензии. В соответствии с разъяснением Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 28 июля 2005 г. N ФС-АС-4/5029, основанным на письме Министерства юстиции Российской Федерации от 07.07.2005 г. N 07/5350-ВЯ переоформление долгосрочных лицензий, в случае изменения лицензирующего органа, допускается, обязанность по переоформлению долгосрочных лицензий в данном случае возлагается на соответствующий контрольно-надзорный орган. Часть 2 статьи 32 Закона не возлагает непосредственно на охотпользователей обязанность в срок до 1 июля 2008 г. привести в соответствие с настоящим Законом договоры о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными.
В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона "О животном мире", в редакции, вступившей в силу с 01.01.2008 г. обязанность по заключению договоров такого рода возлагается на специально уполномоченный государственный орган Ивановской области по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных и среды их обитания соответственно все действующие договора на предоставление в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными, в силу требования федерального законодательства, должны быть заключены между охотпользователями и специально уполномоченным государственным органом Ивановской области по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных и среды их обитания.
Учитывая, что до 01.01.08 г. обязанность по заключению вышеупомянутых договоров с охотпользователями лежала на Правительстве Ивановской области, представители полагают, что в целях исполнения федерального законодательства, существующие договора нуждаются в изменении и приведении в соответствие с действующим законодательством.
В отношении ст. 27 п. "г" представители полагают, что включение такого основания для прекращения пользования животным миром как нарушение условий, оговоренных в договоре, не противоречит федеральному законодательству.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными, и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 72, 76 Конституции РФ природопользование и охрана окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации.
В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерацией издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 41 ФЗ N 52-ФЗ "О животном мире" отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской, Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О животном мире" порядок регулирования численности объектов животного мира определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания.
Закон Ивановской области от 18 декабря 2007 года N 194-ОЗ "Об охране и использовании охотничьих животных на территории Ивановской области" принят Ивановской областной Думой 29 ноября 2007 года и опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" от 28 декабря 2007 года. Закон вступил в силу по истечении 10 дней с момента опубликования.
Федеральный закон "О животном мире" не наделил органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по установлению (распределению) квот пользования и величин использования охотничьих животных. Статьей 6 названной Федерального закона органам государственной власти субъекта Российской Федерации переданы полномочия только по установлению согласованных с федеральным органом исполнительной власти объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также по распределению прибрежных квот в сфере рыболовства.
Вместе с тем, ст. 1 Закона области введены такие термины и понятия, как "величина использования охотничьих животных" (абз. 2 ст. 1), "квота пользования охотничьими животными" (абз. 6 ст. 1), "лимит использования охотничьих животных" (абз. 7 ст. 1), которые, как правильно указано в заявлении прокурора связаны, согласно их толкованию, определенному в названной статье областного Закона, с вопросами регулирования численности охотничьих животных на территории Ивановской области. При этом согласно ч. 3 ст. 11 Закона области установление квот пользования охотничьими животными для отдельных охотпользователей в рамках согласованного федеральным органом исполнительной власти для Ивановской области объема (лимита) изъятия охотничьих животных отнесено к полномочиям специально уполномоченного государственного органа Ивановской области по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных и среды их обитания (далее - Уполномоченный орган). А в соответствии со ст. 18 Закона области величины использования охотничьих животных устанавливаются Правительством Ивановской области.
В соответствии со ст. 17 Закона N 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.06 N 258-ФЗ) нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а также иными законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и заключается в установлении объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, а также стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.
В законе области федеральный принцип нормирования, через установление объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, заменен - "величиной использования охотничьих животных", "квотой пользования охотничьими животными" и "лимитом использования охотничьих животных".
Министерством сельского хозяйства РФ издан приказ от 1 августа 2007 года N 377 "Об утверждении лимитов изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты", которым в том числе были установлены эти лимиты и для Ивановской области.
Доводы представителей Губернатора области о том, что указанные понятия не имеют отношения к вопросам регулирования, не могут быть признаны состоятельными, исходя из формулировки этих понятий.
Таким образом, суд соглашается с позицией прокурора о том, что абзацы 2, 6, 7 статьи 1, Закона области противоречат вышеприведенным положениям Федерального закона, поскольку фактически предусматривают полномочия органов государственной власти Ивановской области по установлению порядка регулирования численности объектов животного мира.
Абзац 1, части 1, 2 статьи 16 Закона области, определяющие понятия верхних и нижних пределов численности охотничьих животных, а также ст. 17 Закона области, согласно которой численность охотничьих животных того или иного вида для установления соответствия верхнему или нижнему пределу численности определяется по методике, утвержденной Правительством Ивановской области, Уполномоченным органом, также противоречат ч. 4 ст. 27 и абз. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О животном мире", поскольку предусматривают возможность установления иного, помимо федерального, порядка регулирования численности объектов животного мира.
Согласно статье 41 Федерального закона перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, исходя из их статуса, численности, традиций в использовании, видов и качества получаемой продукции, составляется специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации.
Поэтому, часть 1 ст. 6 Закона области, в соответствии с которой перечень видов охотничьих животных, отнесенных на территории области к объектам охоты, устанавливается Правительством Ивановской области на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации, с учетом видов охотничьих животных, обитающих на территории Ивановской области, противоречит ст. 41 Федерального закона "О животном мире".
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона области к охоте приравниваются:
а) нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, охотничьими собаками, другими ловчими животными, капканами и иными орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты;
б) следование по дорогам общего пользования в пределах охотничьих угодий с незачехленным или с зачехленным заряженным, в том числе со снаряженным патронами магазином, огнестрельным, пневматическим и метательным оружием.
Вместе с тем пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" метательное оружие и пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж отнесено к спортивному оружию. Согласно п. 2 ст. 6 названного Федерального закона на территории Российской Федерации запрещено хранение или использование вне спортивных объектов, в том числе, спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм и метательного оружия, за исключением хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира.
В соответствии с п. 11 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденных Постановлением Совета министров РСФСР от 10.10.1960 N 1548 производство охоты регулируется правилами, издаваемыми Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами в соответствии с типовыми правилами охоты, утверждаемыми Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР.
Согласно п. 22.3 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.1988 N 1, на территории Российской Федерации запрещается применение на охоте луков и арбалетов.
В соответствии с п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты.
Согласно абзацу 2 п. 1 Типовых правил охоты в РСФСР к производству охоты приравниваются нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием... или с охотничьим оружием в собранном виде на дорогах общего пользования.
Таким образом, суд соглашается с позицией прокурора о том, что не имеет юридического значения, в каком виде находится оружие (зачехленном или незачехленном, зараженном или нет), чтобы нахождение с ним в охотничьих угодьях было приравнено к охоте.
Доводы представителей Губернатора о том, что Типовые правила не могут применяться, т.к. были утверждены неуполномоченным органом, не могут быть признаны состоятельными, т.к. в момент их утверждения существовал иной порядок. Кроме того, указанные обстоятельства опровергаются решениями Верховного Суда РФ от 15 августа 2007 года N ГКПИ07-385 и от 26 августа 2005 года N ГКПИ 05-987, которыми признаны недействующими соответственно только п.п.22.1, 22.3 Правил.
При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией прокурора о том, что п. "б" ч. 2 ст. 8 Закона области, противоречит вышеприведенным требованиям федерального законодательства
Статьей 1 Федерального закона "О животном мире" определено понятие пользователей животного мира. К таковым Федеральным законом отнесены граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, предоставлена возможность пользоваться животным миром.
В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 36 Федерального закона "О животном мире" животный мир на территории Российской Федерации предоставляется в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Вместе с тем, Законом области необоснованно сужен круг лиц, имеющих право пользоваться животным миром в целях охоты, исключены такие субъекты правоотношений как иностранные граждане и юридические лица, граждане Российской Федерации, не являющиеся охотниками, общественные, в том числе религиозные, объединения.
Следовательно, как правильно указал в заявлении прокурор, и суд соглашается с этим, перечень субъектов отношений в сфере охраны, воспроизводства и использования охотничьих животных, указанный в статье 10 Закона области, и положения ч. 1 ст. 21 Закона области, в соответствии с которым право на осуществление охоты в Ивановской области имеют только граждане Российской Федерации, противоречат приведенным выше нормам федерального законодательства.
Частью 2 ст. 23 Закона области в качестве условия пользования охотничьими животными на территориях, акваториях предусмотрено обременение соответствующих территорий необходимыми условиями в соответствии земельным законодательством, обеспечивающими пользование охотничьими животными на определенный срок, в согласованное время и в установленном порядке.
Оформление обременении на соответствующую территорию, обеспечивающую пользование животным миром, является одним из обязательных условий пользования охотничьими животными, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира, о чем делается указание в долгосрочной лицензии.
Абзацем 3 ч. 2 названной статьи областного Закона установлено, что оформление обременении осуществляется путем составления и подписания соглашения между пользователем охотничьими животными и собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда и акваторий с определением порядка, сроков, времени и иных условий пользования охотничьими животными, а также территориями, акваториями, необходимыми для осуществления пользования объектами животного мира, или иным способом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О животном мире" одним из основных принципов в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания является отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами.
В соответствии с п.п. 8 п. 3 ст. 23 ЗК РФ для использования земельного участка в целях охоты и рыболовства могут устанавливаться публичные сервитута.
В силу положений ч. 3 ст. 37 Федерального закона "О животном мире" обязанность по согласованию условий предоставления территории или акватории, необходимой для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира, с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти возложена на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Результаты согласования в соответствии с ч. 4 названной статьи Федерального закона вносятся в долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира.
Кроме того, в соответствии со ст. 37 Федерального закона "О животном мире" результаты согласования, проведенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются основанием для заключения Уполномоченным органом с пользователем животного мира договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. Территории, которые используются для ведения сельского или лесного хозяйства и на которых ранее осуществлялись или могут осуществляться охота, рыболовство и другие виды пользования животным миром, могут быть обременены необходимыми условиями в соответствии с земельным законодательством РФ, обеспечивающими пользование животным миром на определенный срок, в согласованное время и в установленном порядке.
Именно указанный договор и долгосрочная лицензия являются основаниями для пользования объектами животного мира.
Таким образом, ч. 2 ст. 23 Закона области, фактически установившая обязанность охотпользователей согласовывать условия пользования охотничьими угодьями посредством оформления обременении путем заключения соответствующих соглашений с собственниками и владельцами земельных, лесных и водных участков /частный сервитут/, и поставившая исполнение указанной обязанности в качестве обязательного условия для осуществления пользования объектами животного мира, противоречит вышеприведенным нормам федерального законодательства.
Часть 2 ст. 24 Закона области в части, предусматривающей необходимость согласования Правительством Ивановской области со специально уполномоченным органом управления и использования водного фонда условий предоставления заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными, также противоречит действующему законодательству.
Статья 37 Федерального закона "О животном мире" такое согласование не предусматривает, поэтому данное положение Закона области противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О животном мире" установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В силу ст. 36 Лесного Кодекса РФ лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями. Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным Законом "О животном мире" и настоящим Кодексом.
Порядок выдачи долгосрочной лицензии установлен ст. 37 названного Федерального закона "О животном мире", Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты, утвержденным Приказом Минсельхоза России от 26.06.2000 N 569 на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1996 N 1574.
Согласно п. 12 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, в случае, если пользование охотничьими животными осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, соискателю лицензии на каждый объект выдается отдельная лицензия. В соответствии с утвержденной формой заявки на получение объектов животного мира в пользование,' заявитель обязан указать границы и площадь территорий /акваторий/, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира.
В нарушение указанной нормы ч. 6 ст. 24 Закона области установлено, что долгосрочная лицензия выдается на каждое охотничье хозяйство, то есть вне зависимости от того, является оно обособленным или нет. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеется противоречие с действующим федеральным законодательством.
Суд также соглашается с доводом прокурора о том, что часть 7 ст. 24 Закона области, устанавливающая предельные минимальные(5 лет) и максимальные (49 лет) сроки действия долгосрочной лицензии, противоречит ч. 5 ст. 35 Федерального закона "О животном мире" и п. 11 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, в соответствии с которым срок действия долгосрочной лицензии устанавливается в зависимости от целей и сроков, указанных в заявке, по соглашению сторон. Данная норма Закона области принята с превышением компетенции Ивановской областной Думой, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О животном мире" установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и доводы представителей Губернатора о том, что установлен не порядок предоставления лицензий, а порядок пользования животным миром не могут быть признаны состоятельными, исходя из содержания оспариваемой нормы.
Частью 2 ст. 26 Закона области на охотпользователей дополнительно возложены обязанности, не предусмотренные ст. 40 Федерального закона "О животном мире", тогда как названной статьей федерального закона установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, права пользователей животным миром могут быть расширены или ограничены.
В соответствии с п. "б" ст. 26 Закона области охотпользователи обязаны соблюдать лимиты и квоты, установленные, согласно обжалуемой нормы ч. 3 ст. 11 областного Закона, Уполномоченным органом; пунктом "н" предусмотрена обязанность охотпользователя не позднее трех лет с момента получения долгосрочной лицензии провести на территории, предоставленной для осуществления пользования охотничьими животными, охотустройство в порядке, установленном федеральным законодательством или Правительством Ивановской области.
Таким образом, Ивановская областная Дума вышла за пределы своей компетенции, поскольку в отношении обязанностей пользователей животным миром такие полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации не переданы. Доводы представителей Губернатора в этой части не могут быть признаны обоснованными, т.к. они противоречат федеральному законодательству.
Согласно п. "г" ст. 27 Закона области пользование охотничьими животными прекращается полностью или частично в случае нарушений условий, оговоренных, в том числе, в договоре о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства. Данная норма областного Закона также противоречит ст. 47 Федерального закона "О животном мире", которая не предусматривает такого основания для прекращения пользования животным миром.
Статьей 32 Закона области предусмотрено переоформление в срок до 01.07.2008 долгосрочных лицензий, выданных до 01.01.2008 и договоров о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными, заключенных также до 01.01.2008.
Названные положения противоречат ст. 5 Федерального закона "О животном мире", в соответствии с которым, установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром отнесено исключительно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Кроме того, п. 14 Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 26 июня 2000 года N 569, установлен исчерпывающий перечень оснований для переоформления лицензий.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" требований о переоформлении ранее выданных долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира и договоров о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, также не содержит.
Органы государственной власти субъектов РФ не имеют право регулировать порядок выдачи и переоформления лицензий на пользование животным миром. Основания переоформления лицензий могут быть предусмотрены федеральным, а не региональным законодательством.
Кроме того, действующее законодательство (ч. 5 ст. 37, Федерального закона "О животном мире", ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 36, ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской федерации") устанавливает, что вопросы переоформления (изменения) заключенных договоров регулируются гражданским законодательством, которое в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Так, судом установлено, что 27 февраля 1997 года между Главой администрации Ивановской области и Ивановской областной общественной организацией охотников и рыболовов был заключен договор на предоставление в пользование территории охотничьих угодий, необходимых для ведения охотничьего хозяйства и пользования животным миром, которым предусмотрены права и обязанности сторон. На основании Постановления Арбитражного суда Ивановской области от 23 октября 2001 года организации была выдана долгосрочная лицензия на срок по 1 марта 2022 года.
Поскольку в компетенцию субъектов РФ не входит установление обязательства по переоформлению договоров о предоставлении в пользовании территории и акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, указанная оспариваемая норма принята с превышением полномочий Ивановской областной Думы.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку положения Закона Ивановской области от 18.12.2007 N 194-ОЗ "Об охране и использовании охотничьих животных на территории Ивановской области" в оспариваемой части, а именно: абзацев 2, 6, 7 статьи 1, части 1 статьи 6, части 2 статьи 8, статьи 10 абзаца 1, части 1 и 2 статьи 16, статьи 17, части 1 статьи 21, части 2 статьи 23, части 2, 6, 7 статьи 24, пункты "б" и "н" части 2 статьи 26, пункта "г" статьи 27, статьи 32 Закона противоречат требованиям федерального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать абзацы 2, 6, 7 статьи 1, части 1 статьи 6, части 2 статьи 8, статью 10 абзац 1, части 1 и 2 статьи 16, статью 17, часть 1 статьи 21, часть 2 статьи 23, части 2, 6, 7 статьи 24, п.п. "б" и "н" части 2 статьи 26, пункт "г" статьи 27, статью 32 Закона Ивановской области от 18.12.2007 N 194-ОЗ "Об охране и использовании охотничьих животных на территории Ивановской области" противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия названного Закона.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через Ивановский областной суд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением целый ряд положений Закона Ивановской области от 18 декабря 2007 г. N 194-ОЗ "Об охране и использовании охотничьих животных на территории Ивановской области" признан противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия названного Закона. Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N 7-Г08-20 указанное решение оставлено без изменения.
Решение Ивановского областного суда от 3 сентября 2008 г. N 3-78/2008 г.
Текст Решения предоставлен Ивановским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Информация о решении опубликована в "Собрании законодательства Ивановской области" от 27 февраля 2009 г., N 6 (426)
Текст решения опубликован в сборнике "Законы Ивановской области и документы Ивановской областной Думы", февраль 2009 г., N 3
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 ноября 2008 г. N 7-Г08-20 настоящее решение оставлено без изменения