Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 1 ноября 2008 г. N А17-3241/2008
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Т.,
при участии в судебном заседании секретаря судебного заседания С. О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Ивэнергосбыт"
к Администрации Светловского сельского поселения Тейковского района Ивановской области
о признании незаконными действий (бездействия) Администрации, выразившихся в расторжении договора с ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" и не выборе управляющей организации, взыскании убытков в сумме 9952,74 руб., при участии в судебном заседании: от заявителя: Б.- по дов. от 1.01.2008 года, от Администраций: Г. - Главы администрации (удостоверение, паспорт), Ч. - по дов. от 20.10.2008 года.
установил:
В Арбитражный суд Ивановской области обратилось ОАО "Ивэнергосбыт" (далее -Заявитель) с заявлением к Администрации Светловского сельского поселения Тейковского района Ивановской области о признании незаконными действий (бездействия) Администрации, выразившихся в расторжении договора с ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" и не выборе управляющей организации, взыскании убытков в сумме 9952,74 рубля. В судебном заседании Заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил сумму убытков и просит взыскать 6849,18 рублей.
Требования заявителя состоят в следующем.
ОАО "Ивэнергосбыт", в соответствии с постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 12.10.2006 г. N 29-гп/1 является гарантирующим поставщиком в пределах административных границ Ивановской области.
ОАО "Ивэнергосбыт" до февраля 2008 г. осуществляло электроснабжение жилых многоквартирных домов NN 1,3,6 ст. Сахтыш и N 9 в д. Сидорино Тейковского района Ивановской области по договорам с управляющей компанией ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" N 5171 от 01.08.07 г. и N 5173 от 05.08.07 г.
Письмами N 12 и N 13 от 29.01.08 г. ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" уведомило ОАО "Ивэнергосбыт" о расторжении договоров электроснабжения многоквартирных жилых домов в д. Сидорино и ст. Сахтыш с 01.02.08 г. в связи с расторжением договорных отношений с Администрацией Светловского сельского поселения.
Глава Светловского сельского поселения письмом N 73 от 13.03.08 г., направленным в ОАО "Ивэнергосбыт", подтвердила, что с 01.02.08 г. договорные отношения с ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" прекращены и с 01.02.08 г. выбрана новая управляющая организация - ООО Управляющая компания "РОСТ", с которой Администрацией заключен договор, предусматривающий, что Управляющая компания оказывает коммунальные услуги населению.
ОАО "Ивэнергосбыт", на основании полученной информации о новом исполнителе коммунальной услуги, направило в адрес 000 Управляющая компания "РОСТ" оферту договора электроснабжения N 5176 от 01.02.08 г., однако ООО Управляющая компания "РОСТ" вернуло договор без подписания.
Письмом N 141 от 13.05.08 г. Администрация Светловского сельского поселения сообщила, что ООО Управляющая компания "РОСТ" не имеет статуса управляющей организации, а письмом N 152 от 21.05.08 г. сообщила также, что собственниками многоквартирных домов Светловского сельского поселения выбор способа управления многоквартирными домами и выбор управляющей организации не произведены.
Таким образом, по мнению Заявителя, с 1 февраля 2008 г. потребление электроэнергии многоквартирными жилыми домами NN 1, 3, 6 ст. Сахтыш и дома N 9 д. Сидорино осуществляется без законных оснований.
Согласно п.п.4 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В силу ст. 37 Закона о местном самоуправлении Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.
Исходя из изложенного, в силу статей 1, 14 и 37 Закона о местном самоуправлении, на Администрацию Светловского сельского поселения Тейковского района Ивановской области возложены обязанности по организации электроснабжения населения Светловского сельского поселения.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 29.12.07 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" "Орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано".
Администрация Светловского сельского поселения не исполнила, по мнению Заявителя, предусмотренной законом обязанности по выбору управляющей организации в многоквартирные дома, жильцы которых не выбрали в установленный законом срок форму управления домом.
Кроме того, Администрация Светловского сельского поселения нарушила, по мнению ОАО "Ивэнергосбыт" норму ч. 2 ст. 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ. Вопреки указанному положению закона Администрация Светловского сельского поселения расторгла договор с ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство", которое фактически до 01.02.08 г. выполняло функции по управлению, содержанию и ремонту многоквартирных домов NN 1, 3, 6 ст. Сахтыш и дома N 9 деревни Сидорино.
Прекратив договорные отношения с организацией, осуществлявшей предоставление коммунальной услуги по электроснабжению жителей многоквартирных жилых домов и не исполнив обязательства по выбору управляющей организации, Администрация Светловского сельского поселения не выполнила, по мнению Заявителя, свою обязанность организовать электроснабжение населения, предусмотренную п.п. 4 п. 1 ст. 14 Закона о местном самоуправлении.
Действия Администрации Светловского сельского поселения по прекращению обязательств ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирными домами в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, и ее бездействие, выразившееся в том, что ею не выбрана управляющая организация, в своей совокупности не соответствуют, по мнению "Ивэнергосбыт", п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2007 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
За февраль-июнь 2008 г. многоквартирными домами N 9 в д. Сидорино, NN 1, 3, 6 ст. Сахтыш было потреблено электрической энергии по уточненной справке ОАО "Ивэнергосбыт" на сумму 6849,18 руб. Данная сумма, по мнению Заявителя, является убытками ОАО "Ивэнергосбыт", причиненными в результате вышеуказанных незаконных действий и бездействия Администрации Светловского сельского поселения в их совокупности. О незаконности действий Администрации Светловского сельского поселения и нарушении этим прав и законных интересов ОАО "Ивэнергосбыт" стало известно 27.05.2008 г., когда ОАО "Ивэнергосбыт" получило письмо Администрации от 21.05.2008 N 152.
Истцом в адрес Администрации Светловского сельского поселения был выставлен счет-фактура NТ-6995 от 30.06.08 г. на общую сумму 9952,74 руб. (письмо ОАО "Ивэнергосбыт" N 603-001-33/1038 от 03.07.08 г.). Указанный счет получен ответчиком 03.07.08 г., однако до настоящего времени не оплачен.
Согласно ст. 76 Закона о местном самоуправлении, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. В силу ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению соответствующим муниципальным образованием. Ст. 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования.
В своем дополнительном пояснении Заявитель расширил предмет спора и просит признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в отказе от заключения договора электроснабжения на жилые помещения, находящиеся в собственности администрации, а именно кв. NN 4,6,7 д. 1 и кв. N 2 д. 6 д. Сахтыш , как не соответствующее ст.ст. 290, 539 ГК РФ, ст. 37, 39, 65 ЖК РФ,
В соответствии с п. 1 ст. 15, ст. 16, ст. 1069, ст. 1082 ГК РФ, ст. 76 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Ответчик обязан, по мнению Заявителя, возместить Истцу убытки в размере стоимости электрической энергии, потребленной в феврале - июне 2008 г. в сумме 6849,18 руб.
Администрация Светловского сельского поселения с заявлением ОАО "Ивэнергосбыт" не согласна, полагает, что оно не обосновано по следующим основаниям.
Ответчик считает, что указанные в заявлении доводы ОАО "Ивэнергосбыт" не соответствуют фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
01 июля 2007 г. в соответствии с Законом Ивановской области от 17.05.2007 г. N 59-ОЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между Тейковским муниципальным районом и поселениями, находящимися на его территории", администрацией Тейковского муниципального района на основании Постановления Тейковского районного Совета от 27.06.2007 г. N 281, согласно акта приемки-передачи от 27 июня 2007 г., в собственность муниципального образования "Светловское сельское поселение" было передано следующее имущество:
- муниципальные жилые помещения (квартиры NN 3, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14) в многоквартирном доме N 9 в д. Сидорино;
- муниципальные жилые помещения (квартиры NN 4, 6, 7, 8) в многоквартирном доме N 1 в д. Станция Сахтыш;
- муниципальные жилые помещения (квартиры NN 1,2) в многоквартирном доме N 3 в д. Станция Сахтыш;
- муниципальные жилые помещения (квартира N 2) в многоквартирном доме N 6 в д. Станция Сахтыш.
Вышеуказанные многоквартирные жилые помещения на основании договора аренды от 01.07.2007 г. N 2, согласно акта приемки-передачи были переданы на обслуживание ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" для предоставления коммунальных услуг населению.
Письмом N 87 от 18.12.2007 г. ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" сообщило о расторжении вышеуказанного договора аренды в одностороннем порядке, а письмом N 19 от 01.02.2008 г. требовало ускорить процедуру расторжения договора.
Данный факт свидетельствует о том, что инициатором расторжения договорных отношений являлось ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство".
Вышеизложенные обстоятельства послужили для администрации Светловского сельского поселения основанием для поиска новой организации для предоставления коммунальных услуг населению.
Таким образом с 1 февраля 2008 г. был расторгнут договор аренды с ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" и заключен договор аренды N 2 от 01.02.2008 г., на основании которого вышеуказанные муниципальные жилые помещения передавались на обслуживание обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РОСТ".
При подаче ООО "Управляющая компания "РОСТ" заявки на заключение договора электроснабжения по обслуживанию муниципальных жилых помещений, ОАО "Ивэнергосбыт" была направлена в адрес ООО "Управляющая компания "РОСТ" оферта договора электроснабжения N 5176 от 01.02.2008 г., в который были включены не муниципальные жилые помещения в многоквартирных домах, а многоквартирные дома. В связи с чем ООО "Управляющая компания "РОСТ" вынуждено было вернуть вышеуказанный договор электроснабжения без подписания.
Все предложения ООО "Управляющая компания "РОСТ" о заключении договора электроснабжения на обслуживание только муниципальных жилых помещений в многоквартирных домах ОАО "Ивэнергосбыт" были отклонены.
В выставлении счетов за потребленную электрическую энергию напрямую собственникам жилых помещений в многоквартирных домах ОАО "Ивэнергосбыт" также было отказано.
Согласно протоколов общего собрания собственников помещений по выбору способа управления от 14 апреля 2008 г., большинство голосов собственников жилых помещений в многоквартирных домах NN 1 и 6 в д. Станция Сахтыш было отдано в пользу непосредственного управления.
Но даже несмотря на наличие протоколов общего собрания, собственникам помещений, выбравшим непосредственное управление, в заключении договоров ОАО "Ивэнергосбыт" было отказано, о чем свидетельствуют неоднократные устные и письменные жалобы поступающие от жителей вышеуказанных домов в адрес администрации Светловского сельского поселения.
В многоквартирных домах N 3 в д. Станция Сахтыш и N 9 в д. Сидорино большинство жилых помещений находятся в муниципальной собственности.
В силу статьи 163 Жилищного кодекса РФ управление указанными многоквартирными домами осуществляется путем заключения договоров управления данными домами с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 г. N 75 органом местного самоуправления Светловского сельского поселения был объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.
Однако на основании Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не было подано ни одной заявки на участие в конкурсе, конкурс признан несостоявшимся.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе, не было подано ни одной заявки, на основании ФЗ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ " О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", конкурс был признан несостоявшимся.
В настоящее время жильцами квартир N 4, 6, 7 дома 1, квартиры N 2 дома 6 деревни станции Сахтыш выбрано непосредственное управление многоквартирным домом.
Жильцами дома N 3 деревни станции Сахтыш выбран способ управления в виде товарищества собственников жилья (ТСЖ), которое в настоящее время проходит государственную регистрацию в соответствии с законом.
16 июля 2008 года Администрация Светловской сельской администрации вновь проводит конкурс по отбору управляющей компании. Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, ни одной заявки не подано.
Жилые помещения дома N 9 д. Сидорино Тейковского района передано в управление УК " РОСТ" в соответствии с требованиями раздела 8 Жилищного Кодекса РФ, т.к. проведенный конкурс признан несостоявшимся.
На основании изложенного Администрация Светловского сельского поселения считает свои обязанности по организации электроснабжения Светловского сельского поселения исполненными.
В отношении расторжения договорных отношений с ООО " Жилищно-коммунальное хозяйство", то Администрация также не согласна с тем, что ею было нарушено действующее законодательство. Инициатором расторжения договорных отношений с Администрацией Светловского сельского поселения являлось ООО " ЖКХ", о чем свидетельствуют письма с ООО "ЖКХ" от 18.12.2007 г. N 87, от 01.02.2008 г. N 19. Указанные письма свидетельствуют о том, что данной организацией в одностороннем порядке с уведомлением Администрации расторгаются договорные отношения по оказанию услуг населению. При этом ООО "ЖКХ" не сочло возможным решить вопрос разногласий между сторонами путем переговоров, а категорически заявило о своем желании расторгнуть договор с Администрацией и даже просило ускорить этот процесс. В данной сложившейся ситуации Администрация поселения была вынуждена в авральном порядке решать вопрос о выборе организации, оказывающей коммунальные услуги населению, проживающему на территории поселения. С этой целью 01 февраля 2008 года был заключен договор на оказание коммунальных услуг населению с УК "РОСТ", до выбора способа управления многоквартирными домами на территории поселения.
Что касается требования ОАО "Ивэнергосбыт" о взыскании с Администрации Светловского сельского поселения причиненных убытков, то в этой части в удовлетворении требований истцу, по мнению Администрации, также должно быть отказано по мотиву того, что указанная сумма не является убытком. Кроме того, Заявителем представлен в суд расчет объема потребленной энергии, а к заявлению об уточнении исковых требований прилагается расчет суммы убытков 6.849 руб. 18 коп. Администрация не согласна с представленными расчетами, считает их субъективными, чрезмерно завышенными, а факт потребления электроэнергии именно в таких объемахнедоказанным. Истцом в суд не представлен акт сверки показаний приборов учета электрической энергии, акт сверки расчетов потребленной электроэнергии, составленные с участием представителей ОАО " Ивэнергосбыт" и Администрации Светловского поселения и подписанные обеими заинтересованными сторонами, что позволяет ответчику оспаривать сумму ущерба.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 161, 164 Жилищного кодекса РФ, ст. 131 АПК РФ Администрация просит в удовлетворении иска ОАО "Ивэнергосбыт" о признании незаконными действий (бездействия) администрации Светловского сельского поселения Тейковского района Ивановской области и взыскании причиненных этим ОАО "Ивэнергосбыт" убытков в размере 6849,18 рубля отказать
Кроме того, Администрация полагает, что оспариваемые действия (бездействие) Администрации не затрагивают экономических интересов Заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.
01 июля 2007 г. в соответствии с Законом Ивановской области от 17.05.2007 г. N 59-ОЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между Тейковским муниципальным районом и поселениями, находящимися на его территории", администрацией Тейковского муниципального района на основании Постановления Тейковского районного Совета от 27.06.2007 г. N 281, согласно акта приемки-передачи от 27 июня 2007 г., в собственность муниципального образования "Светловское сельское поселение" было передано следующее имущество:
- муниципальные жилые помещения (квартиры NN 3, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14) в многоквартирном доме N 9 в д. Сидорино;
- муниципальные жилые помещения (квартиры NN 4, 6, 7, 8) в многоквартирном доме N 1 в д. Станция Сахтыш;
- муниципальные жилые помещения (квартиры NN 1,2) в многоквартирном доме N 3 в д. Станция Сахтыш;
- муниципальные жилые помещения (квартира N 2) в многоквартирном доме N 6 в д. Станция Сахтыш.
Вышеуказанные многоквартирные жилые помещения на основании договора аренды от 01.07.2007 г. N 2, согласно акта приемки-передачи были переданы на обслуживание ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" для предоставления коммунальных услуг населению.
Письмом N 87 от 18.12.2007 г. ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" сообщило о расторжении вышеуказанного договора аренды в одностороннем порядке, а письмом N 19 от 01.02.2008 г. требовало ускорить процедуру расторжения договора.
Вышеизложенные обстоятельства послужили для администрации
Светловского сельского поселения основанием для поиска новой организации для предоставления коммунальных услуг населению что имело определенные трудности в связи с тем, что жилой фонд находится в сельской местности.
С 1 февраля 2008 г. был расторгнут договор аренды с ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" и заключен договор аренды N 2 от 01.02.2008 г., на основании которого вышеуказанные муниципальные жилые помещения передавались на обслуживание обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РОСТ".
Согласно протоколов общего собрания собственников помещений по выбору способа управления от 14 апреля 2008 г., большинство голосов собственников жилых помещений в многоквартирных домах NN 1 и 6 в д. Станция Сахтыш было отдано в пользу непосредственного управления.
Несмотря на наличие протоколов общего собрания, собственникам помещений, выбравшим непосредственное управление, в заключении договоров ОАО "Ивэнергосбыт" было отказано, о чем свидетельствуют неоднократные устные и письменные жалобы поступающие от жителей вышеуказанных домов в адрес администрации Светловского сельского поселения.
В многоквартирных домах N 3 в д. Станция Сахтыш и N 9 в д. Сидорино большинство жилых помещений находятся в муниципальной собственности.
В силу статьи 163 Жилищного кодекса РФ управление указанными многоквартирными домами осуществляется путем заключения договоров управления данными домами с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса.
Кроме протокола о проведении 06 февраля 2006 г. органом местного самоуправления Светловского сельского поселения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, иных доказательств в материалы дела Администрацией не представлено. Согласно протоколу по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не было подано ни одной заявки на участие в конкурсе, конкурс признан несостоявшимся.
В настоящее время жильцами квартир N 4, 6, 7 дома 1, квартиры N 2 дома 6 деревни станции Сахтыш выбрано непосредственное управление многоквартирным домом.
Жильцами дома N 3 деревни станции Сахтыш выбран способ управления в виде товарищества собственников жилья (ТСЖ), которое в настоящее время проходит государственную регистрацию в соответствии с законом.
Жилые помещения дома N 9 д. Сидорино Тейковского района передано в управление УК " РОСТ" в соответствии с требованиями раздела 8 Жилищного Кодекса РФ, т.к. проведенный конкурс признан несостоявшимся. Данные факты подтверждены документально.
16 июля 2008 года Администрацией Светловского сельского поселения проведен открытый конкурс по отбору управляющей компании, что документально подтверждено. Результатом конкурса, согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе явился тот факт, что не было подано ни одной заявки и конкурс был признан несостоявшимся.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление ОАО "Ивэнергосбыт" подлежит отклонению по следующим основаниями.
Согласно ст. 198 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1.07.1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления незаконным являются одновременно как несоответствие действий (бездействия) закону или иному правовому акту (незаконность действий, бездействия), так и нарушение указанными действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Суд не усматривает нарушений прав ОАО "Ивэнергосбыт" в сфере предпринимательской деятельности оспариваемыми действиями (бездействием) Администрации Светловского сельского поселения по расторжению договора аренды с ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" и несвоевременному выбору управляющей организации по следующим основаниям.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из содержания названной статьи следует, что сторонами в договоре энергоснабжения являются энергоснабжающая организация (коммерческая организация, осуществляющая продажу произведенной или купленной энергии) и абонент (потребитель энергии), имеющий энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям снабжающей организации и получающий от нее через эти сети энергию. Население, проживающее в квартирах муниципального жилого фонда, не отвечает требованиям данной нормы, поэтому не может являться абонентом.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ обязанность по организации энергоснабжения в границах муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.
Ответчик на момент подачи искового заявления не передал находящийся в казне муниципального образования жилой фонд на обслуживание специально созданной организации, поэтому в силу закона (статей 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации) является абонентом и на нем лежит обязанность по оплате электроэнергии, принятой от энергоснабжающей организации.
Отсутствие письменного договора между сторонами, согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации не освобождает абонента от обязанности оплатить фактически потребленную энергию.
Из вышеуказанных норм права следует, что независимо от того проведены органом местного самоуправления мероприятия по отбору управляющей организации или не проведены, это никак не может затронуть экономические права и интересы энергоснабжающей организации. Администрация, как собственник муниципальных жилых помещений, в силу статей 539 и 544 Гражданского кодекса РФ является абонентом и на нем лежит обязанность по оплате фактически потребленной электроэнергии.
В связи с чем, независимо от действий или бездействия Администрации Светловского сельского поселения, ОАО "Ивэнергосбыт" должен был заключить с Администрацией как с абонентом договор на электроснабжение муниципальных жилых помещений. Но и при отсутствии указанного договора права энергоснабжающей организации ничем не ущемляются, так как в силу статьи 544 Гражданского Кодекса РФ на Администрации как на абоненте будет лежать обязанность по оплате полученной электроэнергии в силу нормы закона.
В судебном заседании истец увеличил требования и просит дополнительно признать незаконным бездействие Администрации по не заключению договора электроснабжения. Данное увеличение исковых требований судом не принято, так как заявитель увеличивает одновременно и предмет и основания заявленных требований.
Ущемлением своих прав ОАО "Ивэнергосбыт" считает тот факт, что ему действиями (бездействием) Администрации причинены убытки в сумме 6849,18 рублей, которые представляют из себя стоимость отпущенной энергии, определенной по приборам учета.
ОАО "Ивэнергосбыт" просит взыскать с Администрации Светловского сельского поселения убытки в сумме 6849,18 рублей на основании статей 15, 16 Гражданского Кодекса РФ.
Данные требования также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены.
Для взыскания убытков Заявитель должен доказать наличие совокупности трех условий:
1. Нарушение ответчиком определенных обязательств.
2. Причинную связь между понесенными убытками и вменяемым ответчику нарушением обязательства.
3. Размер убытков.
Из вышеизложенной позиции суда следует, что судом не усматривается причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Администрации Светловского сельского поселения по несвоевременному выбору управляющей компании и отсутствием оплаты за фактически отпущенное количество электроэнергии.
ОАО "Ивэнергосбыт" в силу статей 539 и 544 Гражданского Кодекса РФ имеет право на взыскание суммы отпущенной энергии муниципальным жилым помещениям путем выставления счета на оплату абоненту- Администрации Светловского сельского поселения, а в случае отсутствия добровольной оплаты взыскивать сумму за фактически отпущенную и принятую абонентом энергию в судебном порядке. Данная сумма является не убытками, а оплатой за фактически потребленную энергию.
Материалами дела подтверждено, что Ответчиком не соблюдены сроки для проведения конкурса по отбору управляющей компании. Согласно ст. 18 Федерального закона от 29.12.07 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" "Орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано".
Но в связи с отсутствием необходимых условий для признания действий (бездействия) Администрации Светловского сельского поселения незаконными, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, ст. 198, 200, 201 АПК РФ, суд
решил:
1. Заявление ОАО "Ивэнергосбыт" о признании незаконными действий (бездействия) Администрации Светловского сельского поселения, выразившегося в расторжении договора аренды с ООО "Жилищно-коммунальное хозяйство" и не выборе управляющей компании, во взыскании с Администрации Светловского сельского поселения убытков в сумме 6849,18 рублей оставить без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 1 ноября 2008 г. N А17-3241/2008
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника