Решение Арбитражного Суда Ивановской области
от 10 февраля 2009 г. N А17-6295/2008
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ж.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Муниципального предприятия Заволжского района "Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства"
к Муниципальному образованию "Заволжское городское поселение Заволжского муниципального района Ивановской области", в лице Администрации
о взыскании 315 726 руб. 34 коп основного долга и 11 890 руб. 73 коп пени за просрочку платежа, при участии в судебном заседании:
от истца - К. по доверенности N 2 от 01.02.2009;
от ответчика - главы администрации Л. распоряжение N 1 от 27.04.2006; К. по доверенности от 01.01.2009.
установил:
Муниципальное предприятие Заволжского района "Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Заволжское РМПО ЖКХ, истец) обратилось в арбитражный суд Ивановской области с иском к Муниципальному образованию "Заволжское городское поселение Заволжского муниципального района Ивановской области", в лице Администрации (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 341 477 руб. 74 коп. задолженности за техническое обслуживание (содержание и ремонт) и отопление пустующих муниципальных жилых помещений и 18 616 руб. 92 коп. пени за просрочку платежа.
Исковые требования основаны на статьях 210, 215, Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 30, 153, 154, 155, 157 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что ответчик, являясь собственником - муниципального жилого фонда не исполняет свою обязанность по внесению платы за техническое обслуживание (содержание и ремонт) и отопление пустующих муниципальных жилых помещений.
В ходе рассмотрения дела истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточнял размер исковых требований, окончательно сформулировав их в судебном заседании 28.01-03.02.2009, просит взыскать задолженность за техническое обслуживание (содержание и ремонт) и отопление пустующих муниципальных жилых помещении в размере 315 726 руб. 34 коп. и пени за просрочку платежа за период с 17.07.2008 по 03.02.2009 в размере 11 890 руб. 73 коп.
Ответчик исковые требования признал частично в размере 240 765 руб. 16 коп., составляющих стоимость оказанных в исковой период услуг по отопления пустующих жилых помещений. Требования о взыскании задолженности по внесению платы за техническое обслуживание (содержание и ремонт) пустующих жилых помещений в размере 74 961 руб. 20 коп. и пени за просрочку платежа считает необоснованными по следующим основаниям, изложенным в дополнении к отзыву на исковое заявление: 1) в соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В 2007-2008 годах соглашений и договоров с Заволжским РМПО ЖКХ на обслуживание жилого фонда не заключалось, за исключением разовых договоров на выполнение той или иной работы по содержанию или ремонту жилья. Отсутствие таких договоров свидетельствует о навязывании потребителям условий, ущемляющих их права, что в конечном итоге является нарушением статьи 16 Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", в соответствии с которой Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату; 2) с момента окончания договора хозяйственного ведения и передачи жилого фонда в казну Заволжского муниципального района (Распоряжение Главы Администрации Заволжского муниципального района от 28.05.2007 N 236-р) и принятия соответствующих обязательств муниципальным образованием Заволжское городское поселение, обязанность Заволжского РМПО ЖКХ по техническому обслуживанию жилого фонда прекратилась. Ответчик в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации сам осуществлял функцию по техническому обслуживанию жилого фонда, заключая разовые договоры с соответствующими организациями; 3) истец в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим представить собственникам и нанимателям помещений платежные документы на оплату жилья и коммунальных услуг. Поскольку платежные документы от Заволжского РМПО ЖКХ поступали ответчику не вовремя, Администрация освобождается от уплаты пени, предусмотренной пунктом 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В соответствии с Законом Ивановской области "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Заволжским муниципальным районом и поселениями, находящимися на его территории" от 22.06.2007 N 92-ОЗ муниципальное образование Заволжский муниципальный район Ивановской области 16.07.2007 передало в собственность муниципального образования Заволжское городское поселение Заволжского муниципального района Ивановской области муниципальные жилые помещения в многоквартирных домах, находящихся в городе Заволжске. (Акт приема -передачи муниципального имуществ от 16.07.2007 г.)
В исковой период услуги по техническому обслуживанию и отоплению муниципального жилого фонда, включая пустующие (незаселенные) жилые помещения, оказывало Заволжское РМПО ЖКХ.
Согласно расчету истца стоимость услуг по техническому обслуживанию и отоплению пустующих (незаселенных) жилых помещений за период с 16,07.2007 по 30.09.2008 составила 315 726 руб. 34 коп., из них 74 961 руб. 20 коп. -техническое обслуживание и 240 765 руб. 16 коп.- отопление.
Полагая, что расходы по техническому обслуживанию и отоплению пустующих (незаселенных) муниципальных жилых помещений должно нести муниципальное образование Заволжское городское поселение, являющееся их собственником, истец обратился с настоящим иском в суд.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждено, что ответчик является собственником муниципального имущества, указанного в акте приема-передачи от 16.07.2007, подписанном между муниципальным образованием Заволжский муниципальный район и муниципальным образованием Заволжское городское поселение.
Согласно абзацу 2 статьи 2 Закона Ивановской области "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Заволжским муниципальным районом и поселениями, находящимися на его территории" от 22.06.2007 N 92-ОЗ право собственности поселений, входящих в состав Заволжского муниципального района, на имущество, передаваемое в соответствии с настоящим Законом, возникает со дня подписания передаточного акта.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.)
При этом в силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В соответствии с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из этого следует, что, муниципальное образование Заволжское городское поселение, являясь собственником жилых помещений муниципального жилого фонда, в силу закона обязано нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также оплачивать коммунальные услуги, в связи с чем, ссылку ответчика на отсутствие заключенного между сторонами договора на обслуживание жилого фонда, суд считает необоснованной.
Согласно расчету истца стоимость услуг по техническому обслуживанию и отоплению пустующих (незаселенных) жилых помещений за период с 16.07.2007 по 30.09.2008 составила 315 726 руб. 34 коп., из них 74 961 руб. 20 коп. -техническое обслуживание и 240 765 руб. 16 коп.- отопление.
Расчет составлен на основании Решения Заволжского районного совета "Об утверждении норматива потребления теплоэнергии на территории Заволжского муниципального района от 17.11.2006 N 109 (с дополнениями от 21.12.2007) , тарифов на отопление, утвержденных Постановлениями Региональной службы по тарифам Ивановской области от 28.12.2006 N 1243 и от 30.11.2007 N 113-т/2, Постановления Главы администрации Заволжского муниципального района "Об утверждении тарифов и размера платы граждан на услуги, оказываемые МПЗР Заволжское РМПО ЖКХ потребителям г. Заволжска, с.Заречный на 2006 год" от 07.06.2006 N 453 и перечня пустующих жилых помещений.
Ответчик данный расчет не оспаривает, однако, считает, что основания для взыскания с муниципального образования Заволжское городское поселение 74 961 руб. 20 коп., составляющих стоимость технического обслуживания пустующих (незаселенных) жилых помещений многоквартирных домов отсутствуют, поскольку с момента окончания договора хозяйственного ведения и передачи жилого фонда в казну Заволжского муниципального района (Распоряжение Главы Администрации Заволжского муниципального района от 28.05.2007 N 236-р), обязанность Заволжского РМПО ЖКХ по техническому обслуживанию жилого фонда прекратилась, обслуживание жилого фонда в исковой период осуществлял сам ответчик, путем заключения разовых договоров с истцом и другими организациями.
Данные доводы ответчика суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Постановлениями Главы Администрации Заволжского района от 31.10.1999 N 892, от 12.04.2000 N 265, от 28.09.2000 N 642/1, Распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Заволжского района от 12.09.2003 N 41 в хозяйственное ведение и на техническое обслуживание Заволжского РМПО ЖКХ были переданы многоквартирные дома, находящиеся в городе Заволжске.
В соответствии с пунктом 2.2. Устава Заволжского РМПО ЖКХ одним из уставных видов деятельности истца является управление эксплуатацией жилищного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 161 жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Один из вышеуказанных способов управления многоквартирным домом был выбран собственники помещений в многоквартирных домах муниципального жилого фонда только 01.10.2008, из этого следует, что в исковой период организацией обязанной осуществлять техническое обслуживание муниципального жилого фонда являлось Заволжское РМПО ЖКХ.
Факт оказания услуг по техническому обслуживанию муниципального жилого фонда истцом подтвержден материалами дела (счета-фактуры и акты ООО "Энергосетевая компания", счета-фактуры ООО "Сова" и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области, журналы регистрации аварийных вызовов , акты выполненных работ).
В подтверждение довода о том, что в исковой период Заволжское городское поселение само осуществляло обслуживание муниципального жилого фонда, ответчик представил договор подряда N 55/п от 04.04.2008, договор подряда (ремонтно-строительные работы N 38/п от 14.09.2007, договор на возмещение затрат N 11/п от 25.01.2008, договор выполнения работ по ремонту помещений N 12 от 21.04.2008, договор выполнения работ по текущему ремонту квартиры N 2 от 01.02.2008, договор выполнения работ по текущему ремонту квартиры N 3 от 04.02.2008, договор выполнения работ N6 от 10.03.2008, договор подряда от 03.09.2007.
Работы, которые выполнялись на основании указанных договоров (капитальный ремонт, ремонт системы отопления, возмещение затрат, связанных с проведением обследования строительных конструкций части здания жилого дома и другие) не входят в перечень работ по содержанию и ремонту многоквартирных домов, указанный в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, что опровергает довод ответчика о том что, Заволжское городское поселение самостоятельно осуществляло техническое обслуживание жилого фонда. Кроме этого, помещения, в отношении которых проводились указанные в договорах работы не являются пустующими , в то время как, истец просит взыскать задолженности за техническое обслуживание (содержание и ремонт) пустующих муниципальных жилых помещений.
За нарушение ответчиком своей обязанности по внесению платы за техническое обслуживание (содержание и ремонт) и отопление пустующих муниципальных жилых помещений, истец на основании пункта 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации за период с 17.07.2008 по 03.02.2009 начислил ответчику пени за просрочку платежа в размере 11 890 руб. 73 коп., исходя из того, что пунктом 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен срок для внесения указанных платежей.
Данное требование истца суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отношения между гражданами и исполнителем коммунальных услуг, а спор по настоящему делу возник между лицами, таковыми не являющимися, в связи с чем указанная правовая норма не подлежит применению к спорным правоотношениям.
В связи с частичным удовлетворением иска, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на лиц участвующих в деле пропорционально удовлетворенных требований.
В ходе рассмотрения дела истец уменьшил размер исковых требований.
В соответствий со статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
1. Взыскать с Муниципального образования Заволжское городское поселение Заволжского муниципального района Ивановской области, в лице Администрации за счет средств казны муниципального образования Заволжское городское поселение Заволжского муниципального района Ивановской области в пользу Муниципального предприятия Заволжского района "Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" 315 726 руб. 34 коп. задолженности за техническое обслуживание (содержание и ремонт) и отопление пустующих муниципальных жилых помещений и 7 760 руб. 08 коп. расходов по оплате государственной пошлины по делу.
В остальной части иска отказать.
2. Возвратить Муниципальному предприятию Заволжского района "Заволжское районное многоотраслевое производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства" из федерального бюджета 947 руб. 66 коп. излишне уплаченной по платежному поручению N 855 от 08.10.2008 государственной пошлины по делу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его вынесения путем подачи жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного Суда Ивановской области от 10 февраля 2009 г. N А17-6295/2008
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника