Решение Арбитражного суда Ивановской области
от 16 февраля 2009 г. N А17-7176/2008
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Б.,
при ведении протокола помощником судьи Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, д. 59-б
дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис-2000", общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Строй", общества с ограниченной ответственностью "Жар-Сервис", закрытого акционерного общества "Соловьи", открытого акционерного общества "Волжский бульвар", общества с ограниченной ответственностью "Евро - Строй", общества с ограниченной ответственностью "Центр - Строй", общества с ограниченной ответственностью "Строй - Сервис - 2010", общества с ограниченной ответственностью "Элит -Строй"
к объединению работодателей "Союз Строителей Ивановской области", Управлению Министерства юстиции РФ по Ивановской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Ивановской области,
о признании недействительными решений внеочередного общего собрания членов объединения работодателей "Союз Строителей Ивановской области" от 19.10.08, признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Ивановской области N 47 от 27.10.08, признании недействительной государственной регистрации изменений от 28.10.08 в сведения об объединении работодателей "Союз Строителей Ивановской области", содержащихся в ЕГРЮЛ,
при участии:
от истцов П., от ООО "Бизнес-Строй", по дов. от 24.12.08, от ООО "Строй-Сервис-2000", по дов. от 24.12.08, от ООО "Элит-Строй", по дов. от 24.12.08, от ООО "Центр-Строй", по дов. от 24.12.08, от ООО "Евро-Строй", по дов. от 24.12.08, от ЗАО "Соловьи", по дов. от 26.11.08, от ОАО "Волжский бульвар", по дов. от 26.11.08, от ООО "Строй-Сервис-2010", по дов. от 24.12.08, от ООО "Жар-Сервис", по дов. от 16.12.08,
от ответчика - М. по дов. от 15.01.09, от УФНС по Ивановской области: С. по дов. от 20.01.09, от Управления Министерства юстиции РФ по Ивановской области -Ш., по дов. от 17.11.08
установил:
ООО "Строй-Сервис-2000", ООО "Бизнес-Строй", ООО "Жар-Сервис", ЗАО "Соловьи", ОАО "Волжский бульвар", ООО "Евро - Строй", ООО "Центр - Строй", ООО "Строй - Сервис -2010", ООО "Элит - Строй" обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к объединению работодателей "Союз Строителей Ивановской области" (далее - Союз строителей), Управлению Министерства юстиции РФ по Ивановской области (далее -Управление юстиции), Управлению Федеральной налоговой службы по Ивановской области (далее - налоговая служба), о признании недействительными решений внеочередного общего собрания членов объединения работодателей "Союз Строителей Ивановской области" от 19.10.08, оформленных протоколом от 19.10.08 и проведенного под председательством В.; о признании незаконным распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Ивановской области N 47 от 27.10.08, "О внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы"; о признании недействительной государственной регистрации изменений в сведения об объединении работодателей "Союз Строителей Ивановской области", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, государственный регистрационный номер записи 2083700010470 от 28.10.08.
Исковые требования обоснованы тем, что 19.10.08 состоялось внеочередное общее собрание членов Союза строителей по председательство его президента - Г. первоначально для участия в собрании было зарегистрировано 63 участника Союза строителей из 73 юридических лиц, являющихся членами Союза строителей. После начала собрания и выбора счетной комиссии представители 20 членов Союза строителей покинули собрание. Протокол собрания Союза строителей, проведенного под председательством Г., с уведомлением о продлении и подтверждении его полномочий был направлен в управление юстиции и налоговую службу. Однако из информации, опубликованной на официальном сайте Правительства Ивановской области и из средств массовой информации, 20.10.08 стало известно, что президентом Союза строителей избран В. В полученной 30.10.08 выписке из ЕГРЮЛ в сведениях о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени Союза строителей, указаны президент - В., первый вице-президент - В. А.Л., исполнительный директор-вице-президент - Р. В ЕГРЮЛ по состоянию на 17.09.08 единственным лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Союза строителей, указан президент Союза строителей Г., который был единственным лицом, имеющим право быть заявителем в Управлении юстиции при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации. Вместе с тем президент Союза строителей Г. не подавал в Управление юстиции такого заявления, а направил в адрес Управления юстиции и налоговой службы уведомление о подтверждении и продлении его полномочий с приложением копии протокола внеочередного общего собрания Союза строителей от 19.10.08. Поэтому Управление юстиции и налоговая служба незаконно произвели государственную регистрацию изменений в сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени Союза строителей, поскольку протокол общего собрания Союза строителей от 19.10.08, проведенного под председательством В. А.Л., на основании которого была произведена регистрация, не соответствует Уставу Союза строителей, так как отсутствовал кворум для принятия решений и заявление о внесении изменений ЕГРЮЛ было подано неуполномоченным лицом, что нарушает права истцов как членов Союза строителей на участие в формировании органов управления в порядке, установленном Уставом Союза строителей и п.п. 1 п. 2 ст. 7 ФЗ "Об объединении работодателей".
В судебном заседании представитель истцов поддержал заявленные требования и, ссылаясь на доводы искового заявления и письменных объяснений по иску, указал, что согласно ст.ст. 11, 12 ФЗ "Об объединениях работодателей" - структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей. В соответствие с п. 6.5 Устава Союза строителей общее собрание членов правомочно, если на нем присутствуют более половины членов Союза строителей. На общем собрании 19.10.08, на основании решений которого была произведена государственная регистрация изменений, присутствовало только 22 члена Союза строителей. Другие организации, присутствовавшие на указанном собрании, не являются членами Союза строителей. Общий количественный состав членов Союза строителей на 19.10.08 - 73 организации, а не 88 как указано в обжалуемом протоколе, в связи с чем для принятия решений на указанном собрании не было кворума. В соответствие с п. 6.8 Устава Союза строителей на общем собрании членов председательствует президент, а при его отсутствии - первый вице-президент. На оспариваемом собрании председательствовал вице-президент, тогда как президент не отсутствовал, а в то же самое время проводил другое внеочередное собрание Союза строителей, о проведении которого 20 участников нелегитимного собрания знали, поскольку зарегистрировали свое присутствие на нем. Знал об этом и первый вице-президент Р. и председательствующий на нелегитимном собрании вице-президент В. А.Л. Оспариваемая государственная регистрация не соответствует закону, поскольку заявление о государственной регистрации было подано неуполномоченным лицом - В., который на момент подачи заявления являлся членом президиума Союза строителей и в соответствие с Уставом не мог действовать без доверенности от имени Союза строителей, в связи с чем были допущены нарушения ст. 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Кроме того, заявление о государственной регистрации, предъявляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Данное требование закона В. соблюдено не было. Представленный на государственную регистрацию протокол собрания не был подписан уполномоченным лицом. В соответствие с п. 6.9 Устава Союза строителей протокол общего собрания подписывается председательствующим и секретарем собрания. На собрании, избравшем президентом В., председательствовал вице-президент В. А.Л., а секретарем был избран Р.
Протокол собрания не заверен печатью юридического лица. Управление юстиции не только приняло решение о государственной регистрации не основании заявления, поданным неуполномоченным лицом, подпись которого на заявлении нотариально не заверена, но и не затребовало у заявителя документов, подтверждающих членство в Союзе строителей юридических лиц, которыми были приняты решения об избрании новых органов управления Союза строителей. Представитель истцов также указал, что рассматриваемый иск юридических лиц, членов Союза строителей, к Союзу строителей, Управлению юстиции и налоговой службе не относится ни к одному исков, указанных в ст. 33 АПК РФ. В соответствие с п. 1.1 Устава Союз строителей создан юридическими лицами в целях координации их деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов, содействия его членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Уставом. В соответствие с разделом 2 Устава Союза строителей, можно сделать вывод, что хотя извлечение прибыли не является основной целью деятельности Союза строителей, но он создан для оказания помощи юридическим лицам - коммерческим организациям в их экономической и предпринимательской деятельности для объединения усилий, координации деятельности, содействию в инвестиционных проектах, оказания помощи в проведении тендеров и аукционов. Для выполнения уставных целей и задач Союз строителей осуществляет научную, исследовательскую, консультационную, издательскую, образовательную, рекламную, информационную, предпринимательскую и иные виды деятельности, чем способствует осуществлению его членами - юридическими лицами, являющимся коммерческими организациями, коммерческих целей. Сторонами по делу являются юридические лица, в связи с чем в соответствие со ст.ст. 27, 28 АПК РФ дело подведомственно арбитражному суду.
Представитель ответчика - Союза строителей в судебном заседании исковые требования не признал и, ссылаясь на доводы письменного отзыва, указал, что в соответствие с п. З ст. 13.1 ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" правоотношения, связанные с внесением изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, отнесены к вопросам, связанным с государственной регистрацией. В силу ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами. Предмет иска, связанный с обжалованием протокола внеочередного общего собрания членов общественной организации, находится за рамками подведомственности дел арбитражному суду. В соответствие с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами. В связи с изложенным просил на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекратить производство по делу. Также указал, что истцами не приведено доказательств их права на обращение в суд с иском, поскольку ими не подтверждено их членство в Союзе строителей. Истцами не указано, чем оспариваемый протокол нарушает их права и законные интересы. Пояснил, что 19.10.08 состоялось внеочередное собрание некоммерческой организации Союз строителей, в ходе проведения которого выяснилось, что бывшим президентом Союза строителей Г. незаконно не допущены до участия в собрании ряд членов организации, представители которых находились за дверью зала заседаний. В связи с этим обстоятельством рядом членов президиума Союза строителей было предложено перенести собрание в другое помещение. Мнения членов организации по данному вопросу разделились. При подсчете числа членов Союза строителей, принявших решение перенести собрание в другое помещение, было установлено наличие 45 членов Союза строителей из 88 - общего количества на момент проведения собрания, которыми в другом помещении было продолжено внеочередное собрание и проведено голосование по ряду вопросов, в том числе по вопросу избрания президента организации - В. Оформленный протокол с предусмотренным пакетом документов передан в установленном порядке 24.10.08 в Управление юстиции. Решения собрания приняты в соответствие с действующим законодательством и Уставом некоммерческой организации Союз строителей, прошли предусмотренную законом правовую экспертизу, оснований для их отмены истцы не представили. Представленный истцами список исключенных членов Союза строителей ответчик считает ненадлежащим доказательством. В соответствие с п. 1 ст. 5 ФЗ "Об объединениях работодателей" деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступившего в него и выхода их него работодателей и (или) их объединений. Представленные в доказательство исключения 14 членов, принявших участие в голосовании 19.10.08, протоколы заседаний президиума от 17.01.08 и от 30.07.08 не подписаны всеми членами президиума и содержат подписи только двух лиц, являющихся в том числе и руководителями организаций истцов по настоящему делу. Деятельность объединений работодателей в соответствие с ФЗ "Об объединения работодателей" осуществляется исключительно на основании устава объединения работодателей. Законом не предусмотрена возможность исключения членов объединения работодателей из некоммерческой организации.
Представитель ответчика Управления юстиции в судебном заседании исковые требования не признал и, ссылаясь на доводы письменного отзыва и дополнительного отзыва, указал, что 24.10.08 в Управление юстиции поступило заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, к которому в соответствие с требованиями абз. 1 п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.04.06 N 212 были приложены все необходимые документы, свидетельствующие о смене руководителей Союза строителей. Заявителем являлся В., который согласно протоколу внеочередного общего собрания членов Союза строителей от 19.10.08 избран президентом объединения работодателей. Оснований, предусмотренных ст. 23.1 ФЗ "О некоммерческих организациях", для отказа в регистрации изменений не усмотрено, в связи с чем руководителем Управления юстиции подписано распоряжение от 27.10.08 N 47 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о Союзе строителей в связи со сменой руководителей. В соответствие с данным распоряжением налоговой службой внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ. 23.10.08 в Управление юстиции от Союза строителей был представлен другой протокол внеочередного собрания Союза строителей под председательством Г. от 19.09.08, а не от 19.10.08, с письмом о подтверждении полномочий Г. по которому у Управления юстиции не было обязанности осуществлять регистрацию. В п. 6.9. Устава Союза строителей непонятно об оформлении протокола, какого собрания идет речь, поэтому к регистрации был принят протокол от 19.10.08 об избрании президентом Союза строителей В., не содержащий печать Союза строителей. В связи с тем, что заявленные исковые требования относятся к категории дел, связанных с вопросами в сфере государственной регистрации юридических лиц, учитывая позицию, изложенную в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.12.02 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", данный иск не подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Представитель ответчика - налоговой службы в судебном заседании иск не признал и, ссылаясь на доводы письменного отзыва, указал, что ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что для отдельных видов юридических лиц федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации. Согласно ст. 13.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческих организаций принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом, которым в соответствие Указам Президента Российской Федерации от 13.10.04 N 1313 является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы. Внесение в ЕГРЮЛ предусмотренных федеральными законами сведений о некоммерческих организациях осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (регистрирующим органом), которым является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. 27.10.08 из Управления юстиции в адрес налоговой службы поступил пакет документов и распоряжение Управления юстиции 27.10.08 N 47 "О внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы", на основании которого налоговой службой 28.10.08 была внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица - Объединения работодателей "Союз строителей Ивановской области".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствие с п. 7.9.1 Устава объединения работодателей "Союз Строителей Ивановской области": Президиум Объединения работодателей созывает Общее собрание членов Объединения работодателей, готовит повестку дня, решает организационные вопросы, определяет норму представительства.
В соответствие с п.п. 6.2, 6.3, 6.5, 6.8, 6.9 раздела 6 "Общее собрание членов" Устава объединения работодателей "Союз Строителей Ивановской области":
"Внеочередное собрание членов может быть созвано по решению Президиума, любого из членов Президиума или по требованию не менее одной трети членов Объединения работодателей";
"О дате созыва, времени и месте проведения Общего собрания, а также его повестке дня, норме представительства на нем членов Президиум объявляет не позднее, чем за месяц до начала собрания. Допускается следующий порядок оповещения - письмо, телефонограмма, факсограмма";
"Общее собрание членов правомочно, если на нем присутствует более половины членов Объединения работодателей (их представителей). Решения принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на собрании, если иное не предусмотрено настоящим уставом";
"Председательствует на собрании Президент Объединения работодателей, при его отсутствии - первый вице-президент"; |
"На собрании ведется протокол. Протоколы подписываются Председательствующим и секретарем собрания, прошнуровываются, скрепляются печатью Объединения работодателей и хранятся в соответствующем деле".
Установлено, что в соответствие с указанными положениями Устава по заявлению от 15.09.08 члена президиума Союза строителей В. о созыве общего собрания Союза строителей с повесткой дня о переизбрании президента и президиума Союза строителей президиум Союза строителей принял решения, оформленные протоколом от 17.09.08, о созыве 19.10.08 в 12 часов внеочередного общего собрания членов Союза строителей с повесткой дня: досрочное прекращение полномочий президента Союза строителей Г.; досрочное прекращение полномочий первого вице-президента Р., вице-президента - В. А.Л., исполнительного директора - вице-президента - Н.; досрочное прекращение полномочий членов президиума Союза строителей В., К., Л., Ш., Нат. Место проведения собрания определено г. Иваново, ул. Набережная, д. 9 гостиница "Турист"; время регистрации лиц, имеющих право на участие в собрание, определено с 11 час. 30 мин. до 12 час. 00 мин.; способ голосования на собрании по вопросам повестки дня - тайное голосование; также утверждены формы бюллетеней для тайного голосования по трем вопросам повестки дня.
Указанное решение президиум Союза строителей никем не оспорено и не признано недействительным в установленном законом процессуальном порядке.
19.10.08 осуществлена регистрация 63 членов Союза строителей - юридических лиц, коммерческих организаций в лице их директоров, либо представителей организаций, действующих на основании доверенностей, которые получили мандаты для голосования, что подтверждается Регистрационным листом, содержащим личные подписи директоров, либо представителей организаций, представленными истцами копиями 38 доверенностей организаций членов Союза строителей, а также протоколом внеочередного общего собрания Союза строителей от 19.10.08, проведенного под председательством Г., оформленным в соответствие с требованиями п. 6.9 Устава Союза строителей.
Согласно протокола внеочередного собрании Союза строителей от 19.10.08, проведенного по адресу: г. Иваново, ул. Набережная, д. 9, под председательством Г., на момент открытия собрания для участия в собрании зарегистрированы и присутствовали 63 представителя членов Союза строителей из 73 членов Союза строителей. Решениями собрания секретарем собрания избран Н., а также избрана счетная комиссия в составе 5 пяти человек З., К., М., Заг., Щ., после чего по инициативе члена президиума Союза строителей В. и вице-президента Союза строителей В. А.Л., посчитавших собрание "фарсом" и объявивших, что ими подготовлено другое собрание, которое будет проводить первый вице-президент, 20 представителей организаций членов Союза строителей покинули собрание, которое было продолжено в их отсутствие под председательством Г. в составе 43 представителей организаций членов Союза строителей.
Указанным собранием, под председательством Г., открытым голосованием утверждена повестка дня собрания, утверждены формы бюллетеней для тайного голосования и путем тайного голосования бюллетенями, которые были выданы продолжавшим участие в собрании 43 представителям членов Союза строителей, были приняты решения:
о подтверждении полномочий президента Союза строителей Г.;
о неподтверждении полномочий первого вице-президента Р., вице-президента - В. А.Л. и о подтверждении полномочий исполнительного директора Н.;
о неподтверждении полномочий членов президиума Союза строителей - В., Л. и о подтверждении полномочий К., Ш., Нат.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом внеочередного собрании Союза строителей от 19.10.08, проведенного под председательством Г., протоколами избранной участниками собрания счетной комиссии N 1 и N 2 от 19.10.08, утвержденными решением указанного внеочередного собрания.
В дальнейшем открытым голосованием были приняты решения об избрании первым вице-президентом Нат., вице-президентом - З.; о подтверждении полномочий президента, первого вице-президента, вице-президента, вице-президента - исполнительного директора на новый срок три года.
В то же время, согласно протокола от 19.10.08, в г. Иваново состоялось внеочередное общее собрание членов объединения работодателей "Союз Строителей Ивановской области" под председательством вице-президента Союза строителей Вин. А.Л., на котором согласно докладу неустановленной мандатной комиссии присутствовало 45 из 88 членов Союза строителей (их представителей). Указанным собранием избрана счетная комиссия из трех человек - Д., Зв., Т., секретарь собрания Р., утверждена повестка дня собрания и открытым голосованием приняты решения:
о досрочном прекращении полномочий президента Союза строителей Г.;
о досрочном прекращении полномочий первого вице-президента Р., вице-президента - В. А.Л., исполнительного директора - вице-президента - Н.;
о досрочном прекращении полномочий членов президиума Союза строителей В., К, Л., Ш., Нат.;
об избрании президентом Союза строителей В.;
об избрании президиума Союза строителей в составе первого вице-президента В. А.Л., вице-президента - С., исполнительного директора - вице-президента Р., членов президиума Гр., Е., Ж., Л., Т.
В соответствие со ст. ст. 11, 12 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
Решения указанного собрания являются недействительными по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 28 ФЗ "О некоммерческих организациях" структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствие со ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях" высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), к исключительной компетенции которого относится образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий.
Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
Согласно ст. 12 ФЗ "Об объединениях работодателей" структура, порядок формирования и полномочия органов управления объединения работодателей, порядок принятия ими решений устанавливаются уставом объединения работодателей.
В соответствие с п.п. 6.2, 6.3, 6.5, 6.8, 6.9 раздела 6 "Общее собрание членов" Устава объединения работодателей "Союз Строителей Ивановской области":
"Внеочередное собрание членов может быть созвано по решению Президиума, любого из членов Президиума или по требованию не менее одной трети членов Объединения работодателей";
"О дате созыва, времени и месте проведения Общего собрания, а также его повестке дня, норме представительства на нем членов Президиум объявляет не позднее, чем за месяц до начала собрания. Допускается следующий порядок оповещения - письмо, телефонограмма, факсограмма";
"Общее собрание членов правомочно, если на нем присутствует более половины членов Объединения работодателей (их представителей). Решения принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на собрании, если иное не предусмотрено настоящим уставом";
"Председательствует на собрании Президент Объединения работодателей, при его отсутствии - первый вице-президент";
В соответствие с п. 7.9.1 Устава: Президиум Объединения работодателей созывает Общее собрание членов Объединения работодателей, готовит повестку дня, решает организационные вопросы, определяет норму представительства.
Ни закон, ни Устав Союза строителей не предусматривают возможность созыва и проведения собрания по требованию членов Союза строителей без направления соответствующего требования о его созыве в президиум Союза строителей. В соответствие с Уставом Союза строителей собрание членов Союза строителей созывается исключительно по решению президиума Союза строителей, в том числе по требованию любого из членов президиума или по требованию не менее одной трети членов Союза строителей.
Собрание, созванное по требованию В. решением президиума Союза строителей от 17.09.08, которое никем не оспорено и не признано недействительным, проведено под председательством Г. в установленном законом и Уставом Союза строителей порядке.
Собрание Союза строителей под председательством В. А.Л., созвано и проведено его инициаторами без соответствующего решения президиума Союза строителей о созыве такого собрания, как это предусмотрено Уставом Союза строителей. Президиум Союза строителей не объявлял не позднее, чем за месяц до начала собрания, о дате созыва, времени и месте проведения общего собрания под председательством В. А.Л., а также о его повестке дня, норме представительства на нем членов президиума. Инициаторами собрания, проведенного под председательством В. А.Л., также не было объявлено в срок не позднее, чем за месяц до начала собрания, как это предусмотрено Уставом Союза строителей, о дате созыва, времени и месте проведения этого собрания, а также о его повестке дня, норме представительства на нем членов президиума.
Из материалов дела следует, что предварительное требование о созыве собрания, проведенного под председательством В. А.Л., в порядке и сроки, установленные законом и Уставом Союза строителей, инициаторы его проведения в президиум Союза строителей не направляли, поэтому у них не возникло право на созыв спорного собрания от своего имени, в связи с чем это собрание было неправомерно созвано и проведено неуполномоченными лицами.
На собрании, проводимом под председательством Г., члены Союза строителей, 63 из 73, были лишь уведомлены о незаконных действиях отдельных членов Союза строителей, желающих провести неправомочное и не имеющее юридической силы собрание. Участие истцов и их представителей, а также представителей других представителей членов Союза строителей, продолживших участие в собрании под председательством Г., в собрании, проводимом под председательством В. А.Л., означало бы их согласие с неправомерными действиями инициаторов его проведения, в связи с чем они правомерно не приняли предложение участвовать в не имеющем юридической силы собрании.
Собрание под председательством В. А.Л., созванное и проведенное с указанными нарушениями порядка и процедуры его созыва, могло быть признано правомочным лишь в случае, если в нем участвовали все члены Союза строителей.
В силу положений ст. 8 ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. 7 ФЗ "Об объединениях работодателей" право члена некоммерческой организации на участие в общем собрании, как одна из главных форм реализации права на участие в управлении делами организации, включает в себе совокупность правомочий: право присутствовать на собрании, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
Решения, принятые на собрании под председательством В. А.Л., в том числе о досрочном прекращении полномочий органов управления организации и избрании нового состава органов управления Союза строителей, имеют существенное значение для деятельности Союза строителей. Своим участием в общем собрании, в том числе путем обсуждения вопросов повестки дня, приведения доводов и возражений, внесения предложений по предложенным кандидатурам, истцы могли повлиять на формирование позиций иных участвующих в собрании членов Союза строителей при голосовании по тем или иным вопросам.
При указанных обстоятельствах, характер вопросов, внесенных в повестку дня собрания под председательством В. А.Л., анализ указанных нарушений, допущенных при созыве и проведении этого собрания, позволяют сделать вывод об их существенном характере.
В результате неправомерных действий инициаторов собрания, проведенного под председательством В. А.Л., истцы были лишены возможности принять участие в собрании и голосовать по вопросам повестки дня для выражения своего мнения, в том числе по вопросам досрочного прекращения полномочий президента и членов президиума Союза строителей и по кандидатурам для выборов на соответствующие должности, предложить дополнительные вопросы для включения в повестку собрания, выдвинуть своих кандидатов на избираемые должности, в связи с чем собрание под председательством В. А.Л. проведено с существенными нарушениями закона и Устава Союза строителей, являлось неправомочным, а принятые на этом собрании решения нарушают права и законные интересы истцов как членов Союза строителей на участие в формировании органов управления в порядке, установленном Уставом Союза строителей и ст. 7 ФЗ "Об объединении работодателей", ст. 8 ФЗ "О некоммерческих организациях" и соответственно являются недействительными.
Права истцов в качестве членов Союза строителей подтверждены представленными ими протоколом собрания учредителей Союза строителей от 24.05.05, протоколами общих собраний Союза строителей от 06.07.05 и от 22.12.05, протоколами заседаний президиума Союза строителей за период с 14.07.05 по 30.07.08.
Кроме того, судом установлено, что собрание под председательством В. А.Л. проведено в отсутствие кворума.
В соответствие со ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях" общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
Согласно протокола собрания Союза строителей под председательством В. АЛ., на этом собрании присутствовали представители 45 членов Союза строителей.
В соответствие с п. 4.2, п .7.9.4 Устава Союза строителей прием в члены Союза строителей осуществляется решением президиума Союза строителей. Президиум Союза строителей решает вопросы условий членства, приема в члены и исключения из членов Союза строителей.
Установлено, что из 45 организаций указанных в перечне, представленном В. в Управление юстиции, в качестве членов Союза строителей, представители которых присутствовали на собрании под председательством В. А.Л., 2 организации - ООО "Сентября" и ООО ПКФ "Надежда" никогда не являлись членами Союза строителей, что подтверждается представленными истцами протоколом собрания учредителей Союза строителей от 24.05.05, протоколами общих собраний Союза строителей от 06.07.05 и от 22.12.05, протоколами заседаний президиума Союза строителей за период с 14.07.05 по 30.07.08.
14 организаций по перечню, представленному истцами, были исключены из членов Союза строителей, что подтверждается протоколами заседаний президиума Союза строителей от 17.01.08 и от 30.07.08. Решения об исключении указанных организаций из членов Союза строителей никем в установленном законом процессуальном порядке не оспорены и не признаны недействительными.
Доводы представителя Союза строителей о том, что недопуск на собрание под председательством Г. представителей организаций, являющихся членами Союза строителей, давал возможность продолжения этого собрания под председательством другого лица и с участием представителей организаций, не допущенных на собрание под председательством Г., суд считает неосновательными.
Недопуск представителей организаций, считающих себя членами Союза строителей, на собрание под председательством Г., предоставлял им право обжаловать решения, принятые указанным собранием, но не право участвовать в альтернативном собрании.
Доводы представителя Союза строителей о невозможности исключения из Союза строителей его членов суд считает неосновательньми, как несоответствующие положениям закона и Устава Союза строителей.
В соответствие со ст. 8 ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморёгулируемой организации.
В соответствие со ст. ст. 11, 12 ФЗ "О некоммерческих организациях" коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. ·
Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами ассоциации (союза).
Согласно ст. 11 ФЗ "Об объединениях работодателей" уставом объединения работодателей может предусматриваться ответственность члена объединения работодателей за несоблюдение положений устава, решений органов управления объединения работодателей.
Согласно п. 4.6, п. 7.9.4 Устава Союза строителей по решению президиума Союза строителей член Союза строителей может быть исключен из объединения работодателей за нарушение положений Устава и решений органов управления Союза строителей, неисполнение соглашений, заключенных объединением работодателей, а также неэтичное поведение. Президиум Союза строителей решает вопросы условий членства, приема в члены и исключения из членов Союза строителей.
При указанных обстоятельствах в собраниях Союза строителей, в том числе под председательством В. А.Л., не могли участвовать 16 из 45 организаций, указанных в перечне, представленном В. в Управление юстиции, в связи с чем в независимости от того, 73 или 88 организаций являлись на момент проведения собрания под председательством В. А.Л., оно являлось нелегитимным по причине отсутствия кворума, который должен составлять не менее половины от числа членов Союза строителей, в то время как материалами дела подтверждено, что в указанном перечне только 29 организаций являлись членами Союза строителей. При указанных обстоятельствах решения, принятые на указанном собрании, как принятые в отсутствие кворума, не имеют юридической силы в независимости от признания или непризнания их недействительными по решению суда.
При этом суд учитывает и то обстоятельство, что в перечне, представленном В. в Управление юстиции, указаны 7 организаций членов Союза строителей, представители которых присутствовали на собрании под председательством Г. и голосовали по вопросам повестки дня, в том числе бюллетенями для тайного голосования, в подтверждение чего истцами представлены Регистрационный лист, содержащий личные подписи директоров, либо представителей этих организаций, копии доверенностей на представителей членов этих организаций. Вместе с тем, представителем ответчика не представлено достоверных доказательств, того, что директора или уполномоченные представители ПК "Профилактика", ООО "Метан", МУП по ОКС, ООО "Рента-Строй", ООО "Башкран-Н", ООО "Строй-Терминал", ООО "Строй-Индустрия" принимали участие в собрании под председательством В. А.Л.
Кроме того, в соответствие со ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях" решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий.
В пункте 3 ст. 14 ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.
При указанных обстоятельствах, решения некоммерческой организации об образовании исполнительных органов некоммерческой организации и досрочном прекращение их полномочий должны приниматься квалифицированным большинством голосов, в независимости от того, как этот вопрос решен в уставе некоммерческой организации, который должен соответствовать закону,
Решения о досрочном прекращении полномочий исполнительных органов Союза строителей и избрании новых исполнительных органов на собрании под председательством В. А.Л. в любом случае приняты неквалифицированным большинством голосов членов Союза строителей, в связи с чем указанные решения являются недействительными и по указанному основанию.
Доводы представителя Союза строителей, что собрание под председательство В. А.Л. являлось продолжением собрания, созванного по решению правления Союза строителей от 17.09.08 и открытого под председательством Г., суд считает надуманными и неосновательными.
Собрание, созванное по решению правления Союза строителей от 17.09.08 и открытое под председательством Г., продолжалось и после удаления из зала 20 членов Союза строителей, ход его проведения и принятые на нем решения отражены в соответствующем протоколе от 19.10.08 за подписями председательствующего Г. и секретаря собрания Н., скрепленными печатью организации.
Собрание под председательством В. А.Л. являлось иным собрание, созванным неуполномоченными лицами, на котором осуществлялась самостоятельная регистрация участников, избрание иных председательствующего и секретаря собрания, счетной комиссии, утверждение иной повестки дня и голосование по вопросам, не включенным в повестку дня легитимного собрания, проводимого в установленном законом и Уставом Союза строителей порядке под председательством Г. при секретаре Н. и избранной решением собрания счетной комиссии в ином составе.
Рассматривая вопрос о незаконности распоряжения Управления Министерства юстиции РФ по Ивановской области N 47 от 27.10.08 "О внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы", изданного на основании документов, представленных на государственную регистрацию В, а также недействительности произведенной налоговой службой на основании указанного распоряжения государственной регистрации изменений в соответствующие сведения об объединении работодателей "Союз Строителей Ивановской области", содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы - государственный регистрационный номер записи 2083700010470 от 28.10.08 , установлено следующее.
22.10.08 в Управление юстиции поступило уведомление президента Союза строителей Г. от 19.10.08 о продлении его полномочий и о направлении протокола внеочередного общего собрания Объединения работодателей "Союз строителей Ивановской области" от 19.10.08, к которому был приложен протокол внеочередного общего собрания Объединения работодателей "Союз строителей Ивановской области" с датой 19.09.08.
Также 22.10.08 и 23.10.08 в Управление юстиции поступило Сообщение от 22.10.08 и от 23.10.08 о нарушении закона Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области за подписью вице-президента исполнительного директора Союза строителей Н. с приложением протокола от 19.10.08 под председательством Г., в котором подробно изложены вышеуказанные обстоятельства о проведении 19.10.08 собрания под председательством Г. и о проведении 19.10.08 незаконного собрания, на котором президентом Союза строителей избран В., а также сообщено, что проводится регистрация изменений в ЕГРЮЛ об избрании президентом Союза строителей В. на основании протокола от 19.10.08 нелегитимного собрания.
В тоже время 24.10.08 в Управление юстиции поступило заявление В., в качестве руководителя постоянно действующего исполнительного органа Союза строителей о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, - в отношении президента Союза строителей В., первого вице-президента В. А.Л., исполнительного директора-вице-президента Р., с приложением протокола внеочередного общего собрания Объединения работодателей "Союз строителей Ивановской области" от 19.10.08, проведенного под председательством В. А.Л. и списком членов Союза строителей, присутствующих на внеочередном общем собрании членов от 19.10.08, с указанием организаций и их руководителей без подписей последних.
На основании указанных документов должностным лицом Управления юстиции подготовлено заключение от 27.10.08 о том, что представленные документы соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и и.о. руководителя Управления юстиции принято распоряжение N 47 от 27.10.08 "О внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы", согласно которому на основании ст. 13.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" решено внести изменения в ЕГРЮЛ изменения в сведения о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени Объединения работодателей "Союз строителей Ивановской области", указав сведения о следующих лицах: президент В., первого вице-президент В. А.Л., исполнительный директор-вице-президент Р.
На основании указанного распоряжения налоговая служба 28.10.08 внесла в ЕГРЮЛ соответствующие сведения - государственный регистрационный номер записи 2083700010470 от 28.10.08.
Согласно ст.ст. 13.1, 23 ФЗ "О некоммерческих организациях" изменения, вносимые в сведения о некоммерческой организации, указанные в п. 1 ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц, в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учётом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом, которым согласно Указа Президента Российской Федерации от 13.10.04 N 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст 2 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти, которым является Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, на основании принимаемого Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами решения о государственной регистрации.
Согласно ст. 23.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке.
В соответствие со ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организация" Управление юстиции осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации Управление юстиции вправе: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы и в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Согласно вышеуказанных документов, представленных в Управление юстиции Г., Н. и В., Управлению юстиции было доподлинно известно о сложившемся в Союзе строителей корпоративном конфликте и наличии нескольких различных решений внеочередного общего собрания Союза строителей от 19.10.08 по одним и тем же вопросам по председательством Г. и В. А.Л., оформленных различными протоколами от одной и той же даты.
При указанных обстоятельствах Управление юстиции могло и должно было до вынесения решения N 47 от 27.10.08 в рамках осуществления контроля за деятельностью некоммерческой организации, предусмотренного ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", запросить у органов управления Союза строителей их распорядительные документы, связанные с организацией и проведением собраний от 19.10.08 под председательством Г. и В. А.Л., в целях выявления нарушений законодательства Российской Федерации о некоммерческих организаций, связанных с одновременным проведением двух альтернативных собраний членов Союза строителей, с противоречиями в представленных документах для их устранения.
Однако Управление юстиции, не удостоверившись в оформлении представленных на государственную регистрацию одной из сторон конфликта документов в ненадлежащем порядке, приняло решение о государственной регистрации.
При этом Управлением юстиции не учтено, что в соответствие с положениями п.п. 6.2, 6.З, 6.5, 6.8, 6.9 раздела 6 "Общее собрание членов", п. 7.9,1 Устава Союза строителей:
"Внеочередное собрание членов может быть созвано по решению Президиума, любого из членов Президиума или по требованию не менее одной трети членов Объединения работодателей";
"О дате созыва, времени и месте проведения Общего собрания, а также его повестке дня, норме представительства на нем членов Президиум объявляет не позднее, чем за месяц до начала собрания. Допускается следующий порядок оповещения - письмо, телефонограмма, факсограмма";
"Общее собрание членов правомочно, если на нем присутствует более половины членов Объединения работодателей (их представителей). Решения принимаются простым большинством голосов членов, присутствующих на собрании, если иное не предусмотрено настоящим уставом";
"Председательствует на собрании Президент Объединения работодателей, при его отсутствии - первый вице-президент";
"На собрании ведется протокол. Протоколы подписываются Председательствующим и секретарем собрания, прошнуровываются, скрепляются печатью Объединения работодателей";
"Президиум Объединения работодателей созывает Общее собрание членов Объединения работодателей, готовит повестку дня, решает организационные вопросы, определяет норму представительства".
При наличии корпоративного конфликта в Союзе строителей и имеющихся противоречивых и взаимоисключающих документов от различных представителей Союза строителей Управление юстиции, принимая решение о регистрации, не проверило, каким органом принято решение о проведении собрания под председательством В. А.Л., не получило достоверных сведений о персональном членстве организаций в Союзе строителей и соответственно о наличии кворума на указанном собрании.
Проверяя представленные на государственную регистрацию документы на предмет их оформления в ненадлежащем порядке и принимая решение о регистрации, Управление юстиции не выяснило причину председательствования на собрании вице-президента, в то время как согласно Устава Союза строителей председательствует на собрании Президент Объединения работодателей, при его отсутствии - первый вице-президент, а также приняло к регистрации протокол собрания подписанный лицом, неуполномоченным согласно Устава Союза строителей председательствовать на собрании и не скрепленный печатью объединения работодателей, как это предусмотрено п. 6.9 Устава Союза строителей.
Доводы Управления юстиции о том, что в п. 6.9 Устава Союза строителей непонятно об оформлении протокола, какого собрания идет речь, поэтому к регистрации был принят протокол от 19.10.08 об избрании президентом Союза строителей В., не содержащий печать Союза строителей, суд считает надуманными и неосновательными, поскольку п. 6.9 Устава включен в разделе 6 "Общее собрание членов", в связи с чем в указанном пункте предъявлены требования к оформлению протокола общего собрания Союза строителей, а не какого-либо иного собрания.
В соответствие со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствие со ст.ст. 198, 201 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что решение и действия (бездействие) государственных органов, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах Управление юстиции приняло решение о регистрации оспариваемых изменений на основании недействительных и не имеющих юридической силы решений собрания членов Союза строителей под председательством В. А.Л., оформленного протоколом от 19.10.08, и на основании представленных В. документов, которые оформлены в ненадлежащем порядке, в связи с чем в соответствие с п. 23.1 ФЗ "О некоммерческих организациях" у Управления юстиции отсутствовали основания для принятия решение о государственной регистрации, оформленного распоряжением N 47 от 27.10.08, которое в силу изложенного подлежит признанию незаконным.
Указанное распоряжение Управления юстиции в соответствие с положениями ст.ст. 13.1, 23 ФЗ "О некоммерческих организациях" явилось для налоговой службы обязательным и безусловным основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц недостоверных изменений в сведения о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имени Объединения работодателей "Союз строителей Ивановской области", которые оформлены записью - государственный регистрационный номер 2083700010470 от 28.10.08.
В соответствие со ст. 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В соответствие со ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление, в котором подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Таким образом, сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, должны быть достоверными.
В настоящее время в ЕГРЮЛ содержатся несоответствующие действительности и недостоверные сведения о лицах, имеющих право действовать без доверенности от имении Объединения работодателей "Союз строителей Иановской области": о президенте - В., первом вице-президенте В. А.Л., исполнительном директоре-вице-президенте Р., оформленные записью - государственный регистрационный номер 2083700010470 от 28.10.08, поскольку они основаны на недействительных и не имеющих юридической силы решениях собрания членов Союза строителей от 19.10.08, оформленных протоколом собрания под председательством В., и незаконном распоряжении Управления юстиции N 47 27.10.08, в связи с чем указанные записи являются недействительными.
При рассмотрении доводов ответчиков о неподведомственности дела арбитражному суду установлено, что подведомственность рассмотрения данного спора определяется ст. 28 АПК РФ, согласно которой арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
В настоящем деле истцы, являющиеся юридическими лицами коммерческими организациями, обратились в арбитражный суд с иском к другому юридическому лицу - некоммерческой организации объединению работодателей "Союз строителей Ивановской области" - о признании недействительным решения собрания его членов об избрании органов управления организации и признании недействительными решений о государственной регистрации изменений в сведения об объединении работодателей "Союз строителей Ивановской области", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Согласно указанных истцами положений Устава Союз строителей, не являясь коммерческой организацией, осуществляет экономическую деятельность, не только в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, но и предпринимательскую деятельность как в интересах членов Союза строителей, так и в собственных интересах.
Данный спор не является спором об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Характер данного спора о защите прав и интересов коммерческих организаций, вытекающего из деятельности юридического лица и связанного с организацией деятельности, членством, управлением и участием в юридическом лице, в совокупности с субъектным составом участников правоотношения свидетельствует о его экономической основе и вследствие этого - о подведомственности арбитражному суду.
Соответствующая правовая позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.10.07 N 7639/07, согласно которой характер спора между истцами - юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, и ответчиком юридическим лицом, являющимся некоммерческой организацией, членами которой являются истцы, о признании недействительными решений собрания членов этой некоммерческой организации, а также о признании недействительными произведенных инспекцией записей в Едином государственном реестре юридических лиц, свидетельствует о его экономической основе и вследствие этого - о подведомственности арбитражному суду, а применение ст. 33 АПК РФ к данным правоотношениям является ошибочным, поскольку подведомственность рассмотрения данного спора определяется ст. 28 АПК РФ, согласно которой арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Исходя из изложенного разъяснения п. 5 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" в данном деле не подлежат применению.
В соответствие со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с вышеизложенным с Союза строителей подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины по требованию о признании недействительными решений внеочередного общего собрания членов Союза строителей и о признании недействительной государственной регистрации изменений в сведения о Союзе строителей, внесенные налоговой службой, поскольку внесение указанных сведений в ЕГРЮЛ явилось следствием представления Союзам строителей недостоверных сведений. С Управления юстиции подлежат взысканию в пользу истцов расходы по оплате государственной пошлины по требованию о признании незаконным распоряжение N 47 от 27.10.08.
В соответствие со ст. 33.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
При предъявлении несколькими истцами совместно искового заявления, содержащего единое требование, государственная пошлина уплачивается истцами совместно в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 Кодекса).
При подаче иска каждым из истцов уплачена государственная пошлина в сумме по 2 000 рублей на общую сумму 18 000 рублей, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату. '
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, суд
решил:
Признать недействительными решения внеочередного общего собрания членов объединения работодателей "Союз Строителей Ивановской области" от 19.10.08, оформленные протоколом от 19.10.08 и проведенного под председательством В. А.Л.
Признать незаконным распоряжение Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области N 47 от 27.10.08 "О внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы".
Признать недействительной государственную регистрацию изменений в сведения об объединении работодателей "Союз Строителей Ивановской области", содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, государственный регистрационный номер записи 2083700010470 от 28.10.08.
Взыскать с объединения работодателей "Союз Строителей Ивановской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис-2000" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
Взыскать с Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Евро - Строй" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Центр - Строй", обществу с ограниченной ответственностью "Элит - Строй", обществу с ограниченной ответственностью "Евро - Строй", обществу с ограниченной ответственностью "Строй - Сервис - 2010", обществу с ограниченной ответственностью "Бизнес-Строй", обществу с ограниченной ответственностью "Жар-Сервис" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме по 2 000 рублей каждому, оплачены согласно представленных в дело платежных поручений.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 16 февраля 2009 г. N А17-7176/2008
Текст Решения предоставлен Арбитражным Судом Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника