Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Приоритетные направления развития видов транспорта
Структурные преобразования на транспорте направлены на дальнейшее повышение качества транспортных услуг, экономической эффективности транспортной деятельности, снижение транспортных издержек, повышение конкурентоспособности транспортной отрасли и привлекательности транспорта как сферы бизнеса и инвестиций, повышение эффективности бюджетного финансирования транспорта.
Реализация указанных приоритетных направлений невозможна без комплексного решения стоящих в транспортной сфере Ивановской области проблем, к числу которых относятся:
- рост транспортных издержек вследствие снижения эффективности использования транспортных средств;
- неудовлетворительное состояние правовой базы, прежде всего федерального уровня (не утверждены современные правила перевозок грузов и пассажиров и др.);
- медленное обновление и модернизация подвижного состава, несоответствие международным стандартам многих выпускаемых отечественной промышленностью транспортных средств;
- низкий уровень развития инфраструктуры, включая, в первую очередь, дорожную сеть;
- снижение роли лицензирования и сертификации услуг в сфере транспорта;
- отсутствие нормативного регулирования осуществления пассажирских перевозок легковыми таксомоторами;
- снижение бюджетных поступлений вследствие развития <теневого> бизнеса, прежде всего в автотранспортном комплексе.
2.1. Железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт общего пользования остается ведущим звеном транспортной системы России. В долгосрочной перспективе железнодорожные перевозки останутся самым экономически эффективным способом транспортировки значительных по объемам стабильных потоков массовых грузов, доставляемых на средние и дальние расстояния.
Российские железные дороги имеют возможность обеспечить значительный прирост перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов и эффективно использовать транзитный потенциал страны.
При выполнении грузовых перевозок на средние расстояния железнодорожный транспорт конкурирует с автомобильным и речным транспортом.
При выполнении пассажирских перевозок на дальние расстояния железнодорожный транспорт общего пользования конкурирует с авиационным транспортом, при осуществлении пригородных и межобластных перевозок - с автомобильным и в некоторых случаях - с речным транспортом.
Эффективность железнодорожного транспорта будет определяться динамикой обновления основных производственных фондов отрасли, темпами роста спроса на железнодорожные перевозки, результатами реализации структурной реформы отрасли, эффективностью тарифной политики в регулируемых государством естественно-монопольных секторах деятельности, интенсивностью использования российских участков международных транспортных коридоров.
На перспективу до 2010 года значительную долю на рынке грузовых и пассажирских перевозок будет занимать ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"). В собственности указанной компании будет находиться вся существующая в настоящее время инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования.
ОАО "РЖД" должно выступать на рынке транспортных услуг не только как ведущий общенациональный железнодорожный перевозчик, интегрированный в евроазиатскую транспортную систему, но и как партнер других транспортных компаний, обеспечивающий им недискриминационный доступ к инфраструктуре.
Ключевым вопросом развития железнодорожного транспорта на территории Ивановской области остается повышение его инвестиционной привлекательности и разработка принципиально новых механизмов привлечения средств для строительства и реконструкции объектов инфраструктуры общего пользования, продолжение совершенствования тарифной политики с целью обеспечения нормальной рентабельности инвестированного в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта капитала и стимулирования конкуренции в отрасли.
2.2. Воздушный транспорт.
Воздушный транспорт имеет особое значение для Ивановской области как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений. Воздушный транспорт конкурирует с железнодорожным транспортом на дальних и средних пассажирских перевозках.
Конкурентоспособность авиационного транспорта на внутреннем рынке будет определяться, прежде всего, соотношением экономически оправданного среднего авиатарифа и платежеспособности целевых пассажиров, на межсубъектных и международных перевозках - соответствием применяемой авиатехники международным экологическим и экономическим рыночным стандартам, качеством предоставляемых услуг.
Реконструкция и модернизация аэропорта "Иваново-Южный" путем создания многофункционального комплекса для ведения аэропортовой и вспомогательной коммерческой деятельности имеют не только региональное, но и государственное значение.
Возобновление аэропортом "Иваново-Южный" перевозок воздушным транспортом и сохранение за ним международного статуса позволит включить его в крупные авиационные узлы, расположенные в международных транспортных коридорах, будет способствовать развитию деловой активности Ивановской области на международном уровне, оптимизирует маршрутную сеть региона посредством перераспределения пассажиро- и грузопотоков от автомобильного или железнодорожного транспорта на воздушное сообщение, значительно улучшит безопасность дорожного движения, в полной мере позволит использовать производственные мощности железнодорожных станций (ст. Текстильный, ст. Иваново-Сортировочная, ст. Иваново) и Кинешемского речного порта.
2.3. Автомобильный транспорт.
В области пассажирских автотранспортных услуг необходимо предусмотреть приоритетное развитие общественного пассажирского транспорта, включая автобусный, во всех видах сообщения, в том числе на междугородных. При этом следует учитывать, что основные вопросы общественного развития городского и пригородного пассажирского транспорта рассмотрены в соответствующей подпрограмме ФЦП "Модернизация транспортной системы России". В связи с этим необходимо дополнительно уделить особое внимание реализации мероприятий по развитию автобусного транспорта на междугородных и в сельской местности с учетом обеспечения транспортной доступности для жителей всех населенных пунктов на основе увеличения маршрутной сети и повышения регулярности движения автобусов.
Городской пассажирский общественный транспорт (далее - ГПТ) является важнейшим элементом транспортной системы, который обеспечивает ежедневную транспортную подвижность двух третей населения России.
Несмотря на то, что организация транспортного обслуживания в городах и пригородной зоне не является прерогативой федеральных органов исполнительной власти, создание благоприятных условий для экономического реформирования ГПТ требует ряда решений на федеральном уровне.
Муниципальные предприятия ГПТ находятся под влиянием нарастающей конкуренции со стороны стихийно действующих на маршрутах частных предприятий и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, сектор в целом испытывает растущую функциональную конкуренцию в силу роста числа легковых автомобилей в личном пользовании, которая, помимо влияния на платежеспособный спрос на услуги ГПТ, существенно осложняет условия работы подвижного состава ГПТ на улично-дорожной сети городов.
Конкурентоспособность ГПТ будет определяться уровнем качества услуг ГПТ и их ценовой доступностью для основной массы населения.
Реформа ГПТ направлена на создание устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной для большинства слоев населения системы городского и пригородного пассажирского транспорта.
Экономическим содержанием реформы ГПТ является повышение экономической эффективности операторов, создание равных условий для операторов различных форм собственности и развитие конкуренции, переход от покрытия убытков операторов к рыночным отношениям между заказчиком перевозок и оператором.
Реформа осуществляется на основе следующих принципов:
- муниципальной ответственности и полномочий (орган местного самоуправления несет полную ответственность за организацию транспортного обслуживания, но при этом является собственником соответствующей инфраструктуры и маршрутной сети
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.