Информация Прокуратуры Ивановской области от 24 ноября 2009 г.
Прокуратурой Ивановской области проанализировано исполнение федерального законодательства об организации медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Вопросам укрепления здоровья детей уделяется большое внимание на всех уровнях государственной власти.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ 12.11.2009 г., при озвучивании основных положений инициативы "Наша новая школа" отмечено, что в современной школе, наряду с технологиями обучения, должны быть предусмотрены и технологии укрепления здоровья обучающихся.
Результаты проведенных прокурорами проверок показали, что в настоящее время при организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений имеют место значительные нарушения норм действующего законодательства.
В соответствии со ст. 32 ч. 2 п. 19 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Пунктом 4 ст. 51 Закона РФ "Об образовании" предусмотрено, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, а образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательных муниципальных учреждениях осуществляется как сотрудниками муниципальных учреждений здравоохранения, так и штатным медицинским персоналом учебных заведений. В первом случае в большинстве районов области между муниципальными общеобразовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения заключены договоры на оказание медицинских услуг обучающимся (соглашения о совместной деятельности).
Однако, несмотря на осуществление медицинской деятельности в учреждениях, такие договоры отсутствовали в некоторых школах Вичугского, Ивановского, Верхнеландеховского, Пестяковского районов, г. Иванова.
В Савинском районе в МОШ "Меховицкая МООШ N 7", несмотря на круглосуточное пребывание в ней обучающихся, медицинское обслуживание детей осуществляется только путем вызова медицинских работников с пунктов скорой помощи. С 8.00 до 16.00 приезжают работники скорой медицинской помощи из Вознесенского отделения Савинской ЦРБ. После 16.00 приезжают сотрудники скорой медицинской помощи из Савинской ЦРБ. Экстренная помощь обеспечивается последними.
Проверка показала, что в нарушение требований п. 96 ст. 17 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", практически во всех районах области медицинская деятельность, осуществляемая в медицинских пунктах общеобразовательных учреждений, не приведена в соответствии с требованиями о ее лицензировании.
Согласно п. 5 примечаний к Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627, "здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся".
Лишь в ряде школ Фрунзенского и Ленинского районов г. Иванова, Верхнеландеховского и Тейковского районов осуществляемая в них медицинская деятельность пролицензирована учреждениями здравоохранения на этих объектах.
В связи с тем, что осуществление медицинской деятельности без специального разрешения может причинить вред здоровью граждан, их жизнедеятельности, согласно ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может служить основанием к иску о запрещении деятельности, создающий такую опасность.
Следует отметить, что при проведении лицензирования медицинской деятельности образовательные учреждения сталкиваются с проблемами, связанными с получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предоставляемого помещения и оборудования медицинского пункта санитарным нормам.
В большинстве муниципальных образовательных учреждений помещения медицинских пунктов не соответствуют на сегодняшний день предъявляемым требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях Сан ПиН 2.4.2.1178-02", утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.11.2002. Площади медицинских кабинетов, а также состав предусмотренных помещений лишь в отдельных школах соответствует указанным требованиям (Вичугский, Лухский, Гаврилово-Посадский, Палехский районы, Шуйский, г. Иваново).
Во многих сельских общеобразовательных учреждениях медицинские кабинеты изначально не были предусмотрены проектами зданий школ.
Таким образом, создать необходимые условия, возможно, лишь произведя перепланировку помещений, что требует больших финансовых затрат.
Как свидетельствуют материалы прокурорского надзора, в нарушение требований закона регламентированным набором оборудования и инструментария имеющиеся медицинские кабинеты во многих общеобразовательных учреждениях укомплектованы не полностью, а в отдельных школах имеются медикаменты лишь для оказания экстренной помощи (Палехский район).
Кроме проверок в общеобразовательных учреждениях, проверки аналогичного характера проведены и в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях областного центра, Верхнеландеховского, Комсомольского, Гаврилово-Посадского, Шуйского районов.
В ходе проверок установлено, что в МДОУ также имеют место вышеназванные нарушения.
В соответствии с п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666, медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников ДОУ.
Во всех проверенных МДОУ осуществляется медицинское обслуживание воспитанников. Однако, как и в ситуации с общеобразовательными учреждениями, медицинская деятельность в медицинских кабинетах дошкольных учреждений осуществляется без лицензий.
Так, например, лишь в 11 МДОУ Фрунзенского района г. Иванова обслуживающими их лечебными учреждениями МУЗ "Детская городская поликлиника N 6" и МУЗ "Городская клиническая больница N 7", медицинская деятельность пролицензирована на данных объектах. В Советском районе лицензия на медицинскую деятельность имеется только у одного учреждения-МДОУ детский сад комбинированного вида N 6, которая получена непосредственно дошкольным учреждением, где в штате сотрудников имеются должности медицинских работников с высшим медицинским образованием. Аналогично складывается ситуация и в двух других районах г. Иванова.
Достаточно отметить, что заведующими 5 МДОУ Советского района г. Иванова, изданы приказы о запрещении вакцинации воспитанников дошкольных учреждений до получения лицензии на осуществление медицинской деятельности. Указанными учреждениями частично снята с себя ответственность за возможные последствия выполнения медицинской деятельности без соответствующей лицензии. Таким образом, несмотря на нарушения прав воспитанников учреждений на получение образования в условиях гарантирующих охрану и укрепление здоровья, предусмотренных законодательством об образовании, заведующие вынуждены применять данные меры.
В других вышеназванных районах области, где были проверены муниципальные дошкольные образовательные учреждениях, положение с лицензированием медицинской деятельности складывается не лучшим образом.
Медицинские кабинеты функционируют во всех МДОУ. Однако не во всех площади кабинетов и состав помещений соответствуют требованиям п. 2.2.22 санитарно-эпидемиологических правил и норм "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений Сан ПиН 2.4.1.1249-03", утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.03.2003 г. а оборудование и инструментарий медицинских кабинетов требует доукомплектования.
В связи с выявленными нарушениями, прокурором Комсомольского района в суд были направлены исковые заявления о понуждении 3 МДОУ и администрации Комсомольского муниципального района выполнить требования санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе оборудовать медицинские кабинеты в соответствие с п. 2.11.2 СанПиН 2.4.1.1249-03. Судом 1.10.2009 г. требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В ходе проверок установлено, что квалификация медицинского персонала, осуществляющего медицинское обслуживание, во многих образовательных учреждениях в целом соответствует предъявляемым требованиям. Вместе с тем, выявлены факты, когда необходимые сертификаты специалиста по специальности "педиатрия" у врачей и "сестринское дело в педиатрии" у медицинских сестер, предусмотренные Методическими рекомендациями по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях, утвержденные Минздравсоцразвития 15.01.2008 N 207-ВС, отсутствовали либо срок их действия истек, либо имелся сертификат специалиста по другой специальности (например, "сестринское дело в хирургии"). Кроме того, не единичны случаи, когда медицинские сестры осуществляли деятельность лишь со свидетельством о повышении квалификации (Октябрьский, Советский, Фрунзенский г. Иваново).
В ряде образовательных учреждений Советского района г.Иванова наряду с работниками учреждений здравоохранения работают медицинские сотрудники Управления образования администрации г. Иваново. В связи с тем, что в отдельных образовательных учреждениях работают медицинские сестры, не являющиеся сотрудниками учреждений здравоохранения, Главным врачом ГКБ N 4 г. Иванова издан приказ о запрете выдачи медицинских препаратов для проведения инъекций сотрудниками Управления образования.
В Вичугском районе в МОУ СОШ N 12 г. Вичуги, несмотря на имеющейся медицинский пункт и соответствующие условия для работы, медицинские кадры отсутствовали вовсе.
Прокурорами отмечается, что муниципальными образовательными учреждениями проводится соответствующая работа по выполнению требований, необходимых при прохождении процедуры лицензирования медицинской деятельности, однако требуются действенные меры по изменению сложившегося положения и созданию необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
По результатам проверок органами прокуратуры области внесено 57 представлений в адрес директоров образовательных учреждений, начальников отделов (управлений) образования, главных врачей учреждений здравоохранения, глав администраций муниципальных районов, 3 предостережения о недопустимости нарушения закона директорам общеобразовательных учреждений.
С целью устранения нарушений законодательства об организации медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений облпрокуратурой внесены представления главе г. Иваново Фомину А.Г. и начальнику Департамента образования Ивановской области Кузьмичеву А.С.
Прокуратурой области Губернатору региона М.А. Меню направлена соответствующая информация для принятия необходимых мер по приведению в соответствие с требованиями действующего законодательства организации медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Ивановской области от 24 ноября 2009 г.
Информация предоставлена Прокуратурой Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве