Информация Прокуратуры Ивановской области от 1 декабря 2009 г.
В ходе проведённой Вичугской межрайонной прокуратурой проверки исполнения земельного законодательства установлено, что постановление главы администрации Вичугского муниципального района от 22.10.2009 N 732-п "О проведении торгов по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Ивановская область, Вичугский район, д. Никулино" противоречит действующему законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Аналогичная правовая норма закреплена в пункте 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 постановления главы администрации Вичугского района от 30.12.2005 N 704 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Вичугского района" предельный максимальный размер земельного участка, предоставляемый гражданину в собственность из находящегося в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства установлен в 1 га.
В нарушении данных требований пунктом 1 постановления главы администрации Вичугского муниципального района от 22.10.2009 N 732-п на аукцион для продажи- выставлен земельный участок из категории земель населённых пунктов с кадастровым номером 37:02:010719:132, расположенный по адресу: Ивановская область, Вичугский район, д. Никулино, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3909 кв. м.
Таким образом, на аукцион выставлен земельный участок с существенным превышением предельного максимального размера, который может быть предоставлен гражданам в собственность из находящихся в государственной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствие с пунктом 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу подпункта "в" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка и средства массовой информации, в которых подлежит опубликованию извещение о проведении торгов.
Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в отчете об оценке объекта оценки должна быть указана итоговая величина стоимости объекта оценки. Согласно отчёту N 079/2009 "По определению рыночной стоимости земельного участка", выполненного по состоянию на 16.09.2009 экспертом-оценщиком Беловым Б. С, работающего в ООО "Оценка", рыночная стоимости указанного земельного участка составила 35 тыс. руб.
В нарушении приведённых норм законодательства пунктом 2 указанного постановления главы администрации Вичугского муниципального района установлена не цена земельного участка, а цена аукциона, которая составила 43 тыс. руб. согласно данного отчёта об оценке и затрат муниципального образования по формированию земельного участка, также установлен "шаг аукциона" в сумме 2150 рублей - 5 % от начальной цены не участка, а аукциона и размер задатка для участия в аукционе в сумме 8600 рублей - 20 % начальной цены не участка, а аукциона.
Таким образом, начальная цена земельного участка завышена на 8000 рублей от начальной цены, определённой независимым оценщиком и, соответственно, оказались завышенными "шаг аукциона" и размер задатка. Указанное завышение начальной цены земельного участка, а также "шага аукциона" и размера задатка произведено путём необоснованного включения в начальную цену, определённую независимым оценщиком (35000 рублей) затрат муниципального образования по формированию земельного участка (8000 рублей).
Затраты по формированию земельного участка муниципальное образование вправе возместить с победителя торгов, но не вправе включать их в начальную цену, определённую независимым оценщиком.
В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой 12.11.2009 главе указанной администрации принесён протест.
Аналогичные нарушения по завышению начальной цены земельных участков и, соответственно, "шага аукциона" и размера задатка выявлено в пункте 2 постановления главы администрации Вичугского муниципального района от 22.10.2009 N 730-п "О проведении торгов по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Ивановская область, Вичугский район, д. Волково" (начальная цена земельного участка завышена на 6500 рублей) и в пункте 2 постановления главы администрации Вичугского муниципального района от 22.10.2009 N 733-п "О проведении торгов по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Ивановская область, Вичугский район, д. Лемешиха" (начальная цена земельного участка завышена на 2000 рублей).
В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой 12.11.2009 главе указанной администрации принесено два протеста.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Ивановской области от 1 декабря 2009 г.
Информация предоставлена Прокуратурой Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве