Решение Ивановского областного суда
от 9 июля 2009 г. N 3-31/2009
Ивановский областной суд в составе председательствующего К.
при секретаре Ф.
с участием прокурора Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Иваново 9 июля 2009 года дело
по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора
о признании частично недействующим нормативного правового акта,
установил:
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании пункта 2.3 Положения о защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовский" (далее Положения), утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 11.03.2009 N 53-п "О защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовский", официально опубликованного в издании "Ивановская газета, N 43 (4410) от 14 марта 2009 года, недействующим, противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу, как принятого с нарушением установленного федеральным законодательством порядка, в противоречии с положениями ст.ст. 6, 21 ФЗ "О животном мире" от 24.04.1995 года N 52-ФЗ, Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.06.2006 года N 171, зарегистрированного в Минюсте РФ 28.07.2006г. N 8123, Постановления Правительства РФ от 8.04.2004 года N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", Положения о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года N 327, Положения об Управлении по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 9.04.2008 года N 120.
Заявление обосновано тем, что согласно п. 2.3 Положения на защитном участке "Лобцовский" запрещено пользование в виде охоты объектами животного мира, указанными в п. 2.1 Положения. Согласно вышеперечисленным федеральным законам и нормативным правовым актам ограничение, приостановление и запрет пользования определенными объектами животного мира на определенных территориях и на определенные сроки могут быть установлены решением высшего органа исполнительной власти субъекта РФ по согласованию соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Таким специально уполномоченным органом является Россельхознадзор. А именно, согласно Положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 (в редакции от 27.01.2009 г.) Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере в охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, который осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области (далее Управление), утвержденным приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 9.04.2008 г. N 120 Управление является территориальным органом Россельхознадзора по Ивановской области, которое создано для осуществления функций по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания.
Однако, запрет пользования в виде охоты объектами животного мира, указанными в п. 2.1 Положения, на защитном участке "Лобцовский", введенный Правительством Ивановской области, с Управлением Россельхознадзора по Ивановской области до принятия постановления от 11.03.2009 N 53-п согласован не был.
Кроме того, согласно письму Управления Россельхознадзора по Ивановской области от 22.05.2009 г. N 06-15-171/1081 Управление не согласовало введение запрета на пользование объектами животного мира в виде охоты на территории защитного участка "Лобцовский", когда Правительство Ивановской области обратилось к нему за согласованием запрета охоты после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Поэтому, заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора просил признать недействующим, противоречащим федеральному законодательству и не подлежащим применению пункт 2.3 Положения о защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовский", утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 11 марта 2009 года N 53-п "О защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовский", со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании требования заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора по заявлению полностью поддержал заместитель Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Н., действующий на основании доверенности (л.д. 26).
Представители Правительства Ивановской области Г. и О., действующие на основании доверенностей (л.д. 27, 28), с предъявленным заместителем Волжского межрегионального природоохранного прокурора требованием не согласны, полагают, что ФЗ "О животном мире" наделил федеральные органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания исключительно полномочиями по осуществлению согласования на введение только ограничений на использование объектов животного мира, к которым запрет не относится. Кроме того, федеральным законодательством полномочия по согласованию введения запретов на использование объектов животного мира ни одному федеральному органу не делегированы. Поэтому, до принятия оспариваемого постановления Правительства Ивановской области от 11 марта 2009 года N 53-п согласование его с Управлением Россельхознадзора по Ивановской области, как в целом, так и в оспариваемой части, не требовалось. Поэтому, полагают, что постановление Правительства Ивановской области от 11 марта 2009 года N 53-п, в том числе п. 2.3 утвержденного им Положения, принято в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, и не противоречит федеральному законодательству.
Представитель Управления Россельхознадзора по Ивановской области Б., действующий на основании доверенности (л.д. 29), с заявлением заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора полностью согласен, подтвердил, что постановление Правительства Ивановской области от 11 марта 2009 года N 53-п, в том числе п. 2.3. утвержденного им Положения, до его принятия с Управлением Россельхознадзора по Ивановской области не согласовывалось. А после его принятия письмом от 2.04.2009 года Правительство Ивановской области обратилось за согласованием запрета на пользование объектами животного мира в виде охоты, введенного пунктом 2.3. Положения на территории защитного участка территории и акватории местного значения "Лобцовский", однако ответом от 22.05.2009 г. введение данного запрета Управлением Россельхознадзора по Ивановской области было не согласовано, т.е. в согласовании отказано.
Выслушав пояснения прокурора Н., поддержавшего заявление, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. При этом, в соответствии со ст. 76 Конституции РФ, законы и другие нормативные правовые акты, принимаемые на территории субъекта РФ, не могут противоречить федеральным законам, действующим на территории РФ, принятым по предметам ведения РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Статьей 6 ФЗ "О животном мире" от 24.04.1995 года N 52-ФЗ предусмотрено, что органам государственной власти субъекта РФ переданы от РФ полномочия по введению на территории субъекта РФ ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.
Порядок введения ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства определен ст. 21 ФЗ "О животном мире" от 24.04.1995 года N 52-ФЗ, в соответствии с которой осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 1 Закона Ивановской области "Об охране и использовании охотничьих животных на территории Ивановской области" от 18.12.2007 г. N 194-ОЗ в редакции Закона Ивановской области от 27.05.2009 г. N 58-ОЗ охотой является вид пользования охотничьими животными, находящимися в состоянии естественной свободы, с изъятием их из среды обитания. Согласно ст. 16 данного Закона Ивановской области решения о запрете использования и об изъятии из пользования объектов животного мира, не отнесенных к федеральной собственности, в целях их охраны принимаются Правительством Ивановской области в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 11 ФЗ "О животном мире" от 24.04.1995 года N 52-ФЗ государственное управление в области охраны и использования объектов животного мира осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания состоят из федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и их территориальных (бассейновых) подразделений. Специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания.
В силу п. 1 постановления Правительства РФ от 8.04.2004 года N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" в редакции Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 г. N 445 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания. Аналогичные положения содержатся и в Положении о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 327 в редакции от 27.01.2009 г. N 43, которое также предусматривает, что Россельхознадзор осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с разделом 1 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства (Минсельхоза) РФ от 13.06.2006 года N 171 в редакции Приказа Минсельхоза РФ от 11.02.2008 г. N 41 управление Россельхознадзора является территориальным органом Россельхознадзора, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания на территории одного или нескольких субъектов РФ. Согласно п. 8.3.6 данного Типового положения Управление Россельхознадзора осуществляет согласование введения органами государственной власти субъекта РФ ограничений на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области (далее Управление), утвержденным приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от 9 апреля 2008 г. N 120 (в редакции от 9.02.2009 г. N 69) Управление является территориальным органом Россельхознадзора по Ивановской области, которое создано для осуществления функций по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания. Согласно п. 9.3.6. данного положения Управление осуществляет согласование введения органами государственной власти субъекта РФ ограничений на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Судом установлено, что 11 марта 2009 года Правительством Ивановской области было принято Постановление N 53-п "О защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовский", пунктом 1 которого было утверждено Положение о защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовский" (далее Положение). Данное постановление и утвержденное им Положение, являющееся приложением к Постановлению, официально опубликовано в издании "Ивановская газета", N 43 (4410) от 14 марта 2009 года, вступило в силу со дня опубликования.
Пунктом 2.3 данного Положения запрещено пользование в виде охоты объектами животного мира, указанньми в п. 2.1 Положения.
Как по форме, так и по содержанию данный пункт Положения, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 11.03.2009 N 53-п, является нормативным правовым актом, принят полномочным органом, что лицами, участвующими в деле, прокурором не оспаривалось.
Вместе с тем, данное постановление N 53-п и утвержденное им Положение до его принятия с Управлением Россельхознадзора по Ивановской области не согласовывалось, что не оспаривалось представителями Правительства Ивановской области Г. и О., не отрицалось представителем Управления Россельхознадзора по Ивановской области Б. в судебном заседании, подтверждено копией Листа согласования к проекту правового акта - постановления Правительства Ивановской области "О защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовский", в котором отсутствует согласование данного проекта с Управлением Россельхознадзора по Ивановской области (л.д. 106-110).
Однако, исходя из положений ст.ст. 6, 21 ФЗ "О животном мире" от 24.04.1995 года N 52-ФЗ, в совокупности с содержанием постановления Правительства РФ от 8.04.2004 года N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" в редакции Постановления Правительства РФ от 11.06.2008 г. N 445, Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 327 в редакции от 27.01.2009 г. N 43, Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства (Минсельхоза) РФ от 13.06.2006 года N 171 в редакции Приказа Минсельхоза РФ от 11.02.2008 г. N 41, Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ивановской области, утвержденного Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от 9.04.2008 г. N 120 в редакции 9.02.2009 г. N 69 исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (на территории Ивановской области -Правительство Ивановской области), обязан согласовывать ограничения и запреты на пользование объектами животного мира в виде охоты с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания - территориальным управлением Россельхознадзора (на территории Ивановской области на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта - Управление Россельхознадзора по Ивановской области). Причем, получение согласования предусматривает безусловное согласие Управление Россельхознадзора с вводимыми на территории субъекта РФ запретами и ограничениями на пользование объектами животного мира в виде охоты.
Исходя из вышеперечисленных норм права, довод представителей Правительства Ивановской области о том, что федеральным законодательством полномочия по согласованию введения запретов на использование объектов животного мира ни одному федеральному органу не делегированы, не основан на нормах действующего законодательства, а наоборот, им противоречит.
Также, из содержания данных норм федерального законодательства следует, что проведение согласования о введении запретов и ограничений предшествует процедуре непосредственного их установления, поскольку реализация органами государственной власти субъекта РФ переданного полномочия по введению запретов и ограничений поставлена в зависимость от безусловного получения согласия об их введении от данного федерального органа.
Поэтому, суд признает несостоятельной ссылку представителей Правительства Ивановской области на получение Правительством Ивановской области согласования введения запрета на охоту на территории и акватории местного значения "Лобцовский" у Управления Россельхознадзора по Ивановской области, поскольку данное обращение Правительства Ивановской области имело место после принятия оспариваемого Постановления - 7.04.2009 г., что подтверждено копией письма первого заместителя Председателя Правительства Ивановсокй области от 2.04.2009 г. N 2-18-2002 (л.д. 104). Также, согласно письму Управления Россельхознадзора по Ивановской области от 22.05.2009 г. N06-15-171/1081 на N 2-18-2002 от 2.04.2009 в адрес Правительства Ивановской области Управление Россельхознадзора по Ивановской области не согласовало зрение запрета на пользование объектами животного мира в виде охоты на территории чашитного участка "Лобцовский" (л.д. 19-21).
Кроме того, ссылку представителей Правительства Ивановской области на то, что согласование с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводст Объектов животного мира и среды их обитания, необходимо только для введения ограничения на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, суд считает противоречащей закону, поскольку исходя из совокупности положений ст. 6, 21 ФЗ "О животном мире", согласование с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания органами государственной власти субъекта РФ производится как для введения запретов, так и ограничений на пользование объектами животного мира.
Суд не соглашается с доводами представителей Правительства Ивановской области о том что заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора не доказал, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемой частью нормативного акта, поскольку ст. 251 ГПК РФ не возлагает на прокурора такую обязанность.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с доводами заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора, суд находит, что пункт 2.3 Положения о защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовский", утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 11 марта 2009 года N 53-п "О защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовскии", принят с нарушением порядка, установленного действующим федеральным законодательством, противоречит федеральному законодательству.
В силу ч 2 ст 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поэтому оспариваемый пункт 2.3 Положения о защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовскии", утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 11 марта 2009 года N 53-п "О защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовскии", следует признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим пункт 2.3 Положения о защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовскии", утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 11 марта 2009 года N 53-п "О защитном участке территории и акватории местного значения "Лобцовскии", со дня вступления данного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение 10 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 9 июля 2009 г. N 3-31/2009
Текст решения предоставлен Ивановским областным судом по договору
об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника