Решение Ивановского областного суда
от 15 сентября 2009 г. N 3-45/2009
Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Л.,
при секретаре Б.,
с участием заместителя прокурора Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 сентября 2009 года дело по заявлению
исполняющего обязанности прокурора Ивановской области о признании частично
противоречащими федеральному законодательству положений Указа Губернатора Ивановской
области от 26.02.2009 N 25-уг "О регистре муниципальных нормативных правовых актов
Ивановской области" в редакции от 29.04.2009,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Ивановской области обратился в суд с заявлением о признании частично противоречащими законодательству положений Указа Губернатора Ивановской области от 26.02.2009 N° 25 уг "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области" в редакции от 29.04.2009 г., просит признать пункты 2.4, 2.10, 3.2 Положения об организации, порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденного Указом Губернатора Ивановской области "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области" от 26.02.2009 N 25-уг противоречащими фелеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявление мотивировано тем, что вышеуказанным Указом Губернатора Ивановской области утверждено Положение об организации, порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области, предоставления сведений из регистра муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области, порядке взаимодействия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ивановской области с органами местного самоуправления по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области. Также определен уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ивановской области по организации и ведению регистра муниципальных правовых актов Ивановской области.
Заявитель считает, что оспариваемые пункты вышеуказанного Положения противоречат действующему федеральному законодательству, регулирующему указанные отношения, а именно, Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов", утвердившему Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 19.12.2008 N 298 "Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов", утвердившему Методику ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, приказу Министерства юстиции Российском Федерации от 22.12.2008 N 300 "Об утверждении порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов".
Пункт 2.4 Положения устанавливает нормативные правовые акты, подлежащие включению в регистр и касающиеся нормативных правовых актов, ранее принятых.
Перечень указанных нормативных правовых актов не соответствует абзацу 2 пункта б Методики ведения федерального регистра муниципальных правовых актов и является неполным: в нем отсутствует указание на нормативные правовые акты, содержащие положения о продлении срока действия муниципального правового акта, о признании его недействующим, а также на муниципальные акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие основного муниципального акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов муниципального акта.
Пункт 2.10 Положения, устанавливающий возможность включать в регистр муниципальные нормативные акты без текста муниципального акта, противоречит пункту 9 Методики ведения федерального регистра муниципальных правовых актов. В соответствии с указанной нормой, в регистр в обязательном порядке вносится текст муниципальных актов.
Пункт 3.2 Положения, предусматривающий предоставление сведений из регистра организациям и гражданам только в документальном виде, противоречит пункту 3 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, и необоснованно ограничивает права заявителей на их получение. Согласно указанной норме сведения, содержащиеся в регистре, предоставляются в соответствии с письменным запросом заявителя, как в документальном виде, так и в электронной форме.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ивановской области по доверенности Т. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям. Дополнила, что пунктом 6 Положения определено, что включению в регистр подлежат регистры муниципальных правовых актов субъектов Российской Федерации. Все требования, касающиеся вопросов ведения федерального регистра, установленные на федеральном уровне, и, в том числе, его содержания и порядка предоставления сведений должны неукоснительно соблюдаться каждым субъектом РФ. Доводы представителя Губернатора о том, что недостаточно денежных средств и соответствующих кадров для предоставления сведений в электроном виде считает несостоятельными.
Представитель Губернатора Ивановской области по доверенности М. с заявлением не согласилась, считая, что Указ Губернатора Ивановской области от 26.02.2009 N 25-уг "О регистре муниципальных правовых актов Ивановской области" в редакции от 29.04.2009 прав заявителя не нарушает и не противоречит федеральному законодательству. Пояснила, что согласно статьи 43.1 Федерального закона муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В рамках реализации данной нормы был принят Закон Ивановской области от 31.12.2008 N 193-ОЗ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области" и Указ Губернатора Ивановской области " О регистре муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области" от 26.02.2009 N 25-уг, которым утверждено Положение об организации, порядке веления регистра муниципальных нормативных правовых актов, порядке взаимодействия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ивановской области с органами местного самоуправления по велению регистра муниципальных нормативных правовых актов. Данные нормативные правовые акты приняты в соответствии с компетенцией органов государственной власти Ивановской области, установленной федеральным законодательством и законодательством Ивановской области.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление исполняющего обязанности прокурора Ивановской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившей в силу с 01.01.2009 года, все без исключения муниципальные нормативные правовые акты (устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан; нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты Главы муниципального образования; постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления) подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанного Закона Правительством РФ было принято Постановление от 10.09.2008 N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов", утвердившее Положение о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов. Согласно пункту 3 указанного Положения федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По пункту 6 Положения включению в регистр подлежат регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии с п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2008 года N 657 порядок предоставления сведений, содержащихся в регистре, определяется Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2008 года N 657 Министерством юстиции РФ был издан приказ от 22 декабря 2008 года N 300, которым утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов и приказ от 19 декабря 2008 года N 298, которым утверждена Методика ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Субъектам РФ законодательно не предоставлено право самостоятельно определять объем информации, содержащейся в регистре муниципальных нормативных правовых актов.
Органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено только право организации и ведения регистра в порядке, установленном законом субъекта.
В соответствии с Законом Ивановской области от 31 декабря 2008 года N 193-ОЗ "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области" Указом Губернатора Ивановской области от 26 февраля 2009 года N 25-уг было утверждено Положение об организации, порядке ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области, предоставления сведений из регистра муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области, порядке взаимодействия уполномоченной) исполнительного органа государственной власти Ивановской области с органами местного самоуправления по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов в Ивановской области.
Пункт 2.4 Положения устанавливает нормативные правовые акты, подлежащие включению в регистр и касающиеся нормативных правовых актов, ранее принятых.
Суд соглашается с доводом исполняющего обязанности прокурора о том, что перечень указанных нормативных правовых актов не соответствует абзацу 2 пункта 6 Методики ведения федерального регистра муниципальных правовых актов и является неполным: в нем отсутствует указание на нормативные правовые акты, содержащие положения о продлении срока действия муниципального правового акта, о признании его недействующим, а также на муниципальные акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления и силу) основного муниципального акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов муниципального акта.
Согласно пункту 2.10 Положения муниципальные нормативные акты, имеющие ограничительные пометки "Для служебного пользования", "Не для печати", "Не подлежат опубликованию", включаются в Регистр только в документальном виде, в базу данных в электронном виде включаются только реквизиты муниципального нормативного акта, а также иные сведения, предусмотренные программой по ведению Регистра. Вместо текста муниципального нормативного акта указывается соответственно: "Для служебного пользования", "Не для печати", "Не подлежит опубликованию".
Данные положения противоречат пункту 9 Методики ведения федерального регистра, муниципальных правовых актов, в соответствии с которым в Регистр в обязательном порядке вносятся тексты муниципальных актов и дополнительных сведений. Нормативный правовой акт по своей юридической природе устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. i
Пункт 3.2 Положения, предусматривающий предоставление сведений из Регистра организациям и гражданам, уполномоченным органом по их письменным запросам только в документальном виде, противоречит пункту 3 Порядка предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, и необоснованно ограничивает права заявителей на их получение. Согласно указанной норме сведения, содержащиеся в регистре, предоставляются в соответствии с письменным запросом заявителя, как в документальном виде, так и в электронной форме. Доводы представителя Губернатора об отсутствии денежных средств не могут быть признаны достаточными для отказа в удовлетворении заявления прокурора в данной части.
Установление неполного перечня нормативных правовых актов в регистре муниципальных правовых актов Ивановской области, предоставление возможности включения в регистр муниципальных нормативных актов без текста муниципального акта, предоставление организациям и гражданам сведений из регистра только в документальном виде нарушает реализацию прав граждан и организаций на получение достоверной информации с муниципальных нормативных правовых актах.
Принимая во внимание оспариваемые пункты Положения, следует вывод о том, что регистр муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области по содержании значительно сужен, чем установлено на федеральном уровне. Соответственно, сведения для федерального регистра предоставляются не в полном объеме, при том, что федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию муниципальных нормативных правовых актов.
Целями ведения регистра являются обеспечение верховенства Конституции и федеральных законов, учет и систематизация муниципальных нормативных правовых актов, реализация права граждан на получение достоверной информации о муниципальных нормативных правовых актах.
Суд соглашается с доводами прокурора о том, что поскольку регистры муниципальных нормативных правовых актов являются составными частями федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, все требования к ведению федерального регистра, в том числе его содержанию, а также порядок предоставления сведений из регистра, установленные федеральным законодательством, должны выполняться при ведении регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Таким образом, достигается упорядочение системы регистров муниципальных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 251, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ прокурор, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются права и свободы, в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления данного решения в законную силу пункт 2.4, пункт 2.10, пункт 3.2 положений Указа Губернатора Ивановской области от 26.02.2009 N 25-уг "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области" в редакции от 29.04.2009.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Ивановской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 2.4, пункт 2.10, пункт 3.2 положений Указа Губернатора Ивановской области от 26.02.2009 N 25 уг "О регистре муниципальных нормативных правовых актов Ивановской области" в редакции от 29.04.2009.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд РФ через Ивановский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ивановского областного суда от 15 сентября 2009 г. N 3-45/2009
Текст определения предоставлен Ивановским областным судом по договору
об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника