Информация Прокуратуры Ивановской области от 23 марта 2010 г.
Защищая интересы молодежи, прокуратура Ивановской области направила Губернатору региона письмо с предложением принять дополнительные меры, направленные на сохранение здорового образа жизни несовершеннолетних.
Прокуратурой Ивановской области проанализирована ситуация, сложившаяся в области в связи с высоким уровнем потребления алкогольной продукции. По итогам 2009 года в области зарегистрировано 35998 лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, из них 6500 женщин, 27 несовершеннолетних. Кроме того, 1424 человек состоит на учете в связи с употреблением с вредными последствиями алкоголя, из них 308 женщин и 473 несовершеннолетних. Особенно опасен "пивной алкоголизм" среди несовершеннолетних и молодежи.
Правительством Российской Федерации разработана Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года.
Целями реализации государственной политики по профилактике алкоголизма являются, в том числе ограничение (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы алкогольной продукции, привлекающей общественное внимание, снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения её розничной продажи по месту и времени.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и на прилегающих к ним территориях.
Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации,
Порядок определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности установлен Постановлением Правительства Ивановской области от 14.07.2006 г. N 123-п. Согласно п. 4 Постановления минимальные границы прилегающих территорий устанавливаются на расстоянии 50 метров от указанных объектов.
В соответствии с данным постановлением установлены минимальные границы и в муниципальных образованиях области.
В тоже время в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться ближе, чем сто метров от детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организаций.
Таким образом, в области сложилась ситуация, когда реклама алкогольной продукции не должна размещаться ближе, чем 100 метров от соответствующих организаций, а продажа указанной продукции ближе, чем 50 метров.
Еще более сложно решается вопрос о местах розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в детских, образовательных и медицинских организациях.
Во исполнение указанного закона, а также Закона Ивановской области от 10.11.2005 N 155-ОЗ "О порядке определения мест общественного питания, в которых не разрешается продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территории Ивановской области" постановлением Главы города Иваново от 14.05.2007 N 1303 утвержден перечень организаций, в которых не разрешается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
При таких обстоятельствах продажа пива в 10 метрах от входа в образовательное учреждение не будет являться нарушением закона. Поскольку Закон ограничивает запрет на розничную продажу пива только непосредственно в указанных организациях.
В некоторых субъектах РФ (Архангельская и Оренбургская области) были приняты правовые акты, устанавливающие запрет на розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на расстоянии менее 100 метров от входных дверей детских, образовательных и медицинских организаций.
Верховный суд РФ, рассматривая указанные дела, сделал категоричный вывод о том, что установление подобных ограничений выходит за рамки полномочий, представленных субъекту федеральным законом.
В соответствии с п. "о" ч.1 ст.71 Конституции РФ, ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Из содержания ст. 2 и ст. 3 части первой ГК РФ следует, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. Ограничения розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, установлены ФЗ N 11-ФЗ от 07.03.2005 г. "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" в части указания организаций, в которых розничная продажа пива запрещена. Распространение указанного запрета на прилегающую территорию является введением дополнительных ограничений по розничной продаже пива и требует указание на это в федеральном законе.
Сообщая об изложенном, с учетом принятой Правительством РФ концепции реализации государственной политики по профилактике алкоголизма, прокуратура предлагает рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в нормативные правовые акты, касающиеся определения прилегающей территории, а также инициировать рассмотрение вопроса о введении дополнительных ограничений по розничной продаже пива в федеральных органах государственной власти.
В Ивановской области в ходе прокурорской проверки в исправительной колонии общего режима выявлено более полусотни нарушений законов.
Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области провела комплексную проверку состояния законности в исправительной колонии N 10 с. Бородино Гаврилово-Посадского района.
При изучении широкого круга вопросов деятельности данного учреждения вскрыты множественные нарушения законов, в том числе о порядке и условиях отбывания наказания в виде лишения свободы, осуществлении контроля за поведением осужденных, их материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении, привлечении к труду.
Многие объекты колонии нуждаются в ремонте, при этом вновь возведенные здания общежитий для осужденных эксплуатировались ненадлежащим образом. Из-за незакрытых чердачных помещений в результате выпадения осадков внутри помещений происходили протечки.
Помещения колонии не оборудованы в полной мере необходимым набором мебели, инвентаря и предметов хозяйственного обихода. Так, лишь треть осужденных была обеспечена табуретами, тогда как большое количество новых табуретов хранилось на складе.
Не были созданы условия для оказания квалифицированной медицинской помощи. Часть медицинского оборудования выработала эксплуатационный ресурс на 100 % и не заменялась, в то время как в учреждение поставлялось новое медоборудование, потребность в котором не имелась.
Допускались грубейшие нарушения требований трудового законодательства, несоблюдение правил охраны труда и техники безопасности. При этом только 10,3 % осужденных привлечены к оплачиваемому труду, что является наименьшим показателем из всех исправительных учреждений региона.
Осмотры работающих в столовой осужденных на наличие у них заболеваний проводились формально или не проводились вовсе, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что в течение месяца регистрировались осмотры осужденного, ранее освобожденного из исправительной колонии.
Режимные требования в исправительной колонии в должной мере не соблюдались, а воспитательная работа с осужденными осуществлялась на низком уровне. Информация о правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания фактически не доводилась до осужденных. Это способствовало невыполнению возложенных на них обязанностей и совершению ими нарушений установленного порядка отбывания наказания.
Нарушения закона явились результатом ненадлежащей организации и осуществления ведомственного контроля.
По результатам проверки прокуратурой опротестованы 3 противоречащих закону приказа начальника учреждения, отменено незаконно наложенное на осужденного дисциплинарное взыскание, объявлено 3 предостережения о недопустимости нарушения закона.
Кроме того, в адрес руководителя исправительной колонии и начальника Управления ФСИН России по Ивановской области внесены представления об устранении всех выявленных нарушений действующего законодательства.
Рассмотрение представления находится на контроле прокуратуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Ивановской области от 23 марта 2010 г.
Информация предоставлена Прокуратурой Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве