Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
Главы администрации Комсомольского
муниципального района
от 4 августа 2009 г. N 446
Стандарт качества предоставления муниципальной услуги
"Организация обучения по программам дополнительного образования детей
различной направленности"
1. Общие положения
1.1. Настоящее приложение устанавливает стандарт качества муниципальной услуги, предоставляемой населению Комсомольского муниципального района в области дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей "Детские школы искусств" ( далее МОУ ДОД ДШИ) - далее муниципальная услуга,
1.2. Настоящий Стандарт распространяется на муниципальную услугу предоставляемую населению муниципальными учреждениями Комсомольского муниципального района, подведомственных Отделу по делам культуры, молодёжи и спорта. Дополнительное образование детей в МОУ ДОД ДШИ предоставляется по образовательным программам художественно - эстетической направленности.
1.3. В основе образовательной деятельности МОУ ДОД ДШИ заложены принципы воспитания и обучения общего художественно-эстетического образовательного цикла по предметам:
- музыкальное исполнительство - фортепиано (срок обучения - 7лет), баян (5 лет), аккордеон (5 лет), гитара (5 лет), скрипка (7 лет);
- изобразительное искусство (4 года);
- общеэстстический цикл (4года);
- подготовительный класс (1 год);
- допрофессиональная подготовка - 1 год.
1.4. Термины и определения, применяемые в настоящем Стандарте:
Муниципальная услуга по организации обучения по программам дополнительного образования детей различной направленности - услуга в организации дополнительного образования детей, оказываемая получателям муниципальных услуг органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями за счет средств бюджета Комсомольского муниципального района.
Стандарт качества предоставления муниципальных услуг - обязательство органов исполнительной власти Комсомольского муниципального района по обеспечению возможности получения населением муниципальных услуг в определенных объемах и определенного качества.
Дополнительное образование детей - мотивированное образование за рамками основного образования, органично сочетающее воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Участники образовательного процесса - обучающиеся, их родители (законные, представители), педагогические работники.
Образовательная программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.
Лицензирование в области образования - установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие качество предоставления
бюджетных услуг в области образовании
2.1. Конституция Российской Федерации.
2.2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989;
2.3. Трудовой кодекс Российской Федерации.
2.4. Федеральный закон Российской Федерации от 30.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" с изменениями и дополнениями.
2.5. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
2.6. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
2.7. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2.8. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2.9. Федеральный закон Российской Федерации от 13.01.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
2.10. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
2.11. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2.12. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2.13. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 233 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей".
2.14. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы
2.15. "О государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей" Письмо министерства образования и науки РФ от 18,08,2004 г, N АФ-705.
2.16. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03 "Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования.) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей".
2.17. "О порядке проведения аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений". (Письмо Рособрнадзора от 12.01.2005 г. N 01 -8/05-01).
2.18. "Об уполномоченных органах исполнительной власти, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности" (Письмо Рособрнадзора от 17.01.2005 г. N 01-16/05-01).
2.19. Устав Комсомольского муниципального района.
2.20. Уставы Детских школ искусств.
2.21. Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных отделу по делам культуры, молодежи и спорта, утвержденного Постановлением главы администрации Комсомольского муниципального района N 78 от 24.02.2009 г.
2.22. Лицензия на право осуществления, образовательной деятельности по образовательным программам.
2.23. Свидетельство о государственной аккредитации детских школ искусств.
2.24. Положение о родительской плате за обучение детей в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей в детских школах искусств Комсомольского муниципального района (Постановление главы администрации Комсомольского муниципального района N 596 от 01.11.2008 г.)
2.25. Положение о порядке предоставления льгот за обучение детей в детских школах искусств Комсомольского муниципального района.
2.26. Положение об аттестации педагогических и руководящих работников муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детские школы искусств" Комсомольского района.
2.27. Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детские школы искусств"
2.28. Правила внутреннего трудового распорядка для работников муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детские школы искусств".
3. Порядок получения доступа к услуге
3.1. Получателями муниципальной услуги являются граждане Комсомольского муниципального района, преимущественно в возрасте от 5 до 18 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.
3.2. Предоставление муниципальной услуги дням, обучающимся в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей детских школах искусств, производится частично за счет средств родителей (законных представителей).
3.3. Руководитель МОУ ДОД ДШИ вправе на основании Положения о порядке предоставления льгот за обучение детей в МОУ ДОД ДШИ снижать плату на 30% от основной родительской платы за обучение в следующих случаях:
- в случае потери кормильца, одинокому родителю, воспитывающему несовершеннолетних детей (при наличии документа из отдела социального обеспечения);
- родителям, имеющих и воспитывающих трёх и более несовершеннолетних детей;
- родителям, у которых двое или более детей обучаются в Детских школах искусств,
3.4. От оплаты за содержание детей в МОУ ДОД ДШИ освобождаются полностью:
- родители детей - инвалидов,(при наличии медицинских показаний);
- неработающие родители-инвалиды;
- опекуны детей - сирот.
3.5. Порядок приема в МОУ ДОД ДШИ должен быть доведен до сведения детей, их родителей (законных представителей), и закрепляться в уставе учреждения.
При приеме в МОУ ДОД ДШИ администрация МОУ ДОД ДШИ обязана ознакомить детей и (или) его родителей (законных представителей) с уставом учреждения, лицензией на право веления образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации учреждения, режимом работы учреждения, правилами поведения в учреждении, порядком реализации программ по выбранному направлению. Права и обязанности учащихся учреждения, их родителей (законных представителей) должны быть определены уставом данного учреждения и иными, предусмотренными этим уставом, локальными актами. Обучающиеся и их родители должны быть с ними ознакомлены.
3.6. Порядок подачи заявления - для зачисления детей в первый класс необходимы следующие документы:
- заявление родителей ('законных представителей);
- медицинская справка о состоянии здоровья ребенка;
- копия свидетельства о рождении.
3.7. Режим работы МОУ ДОД ДШИ определяется уставом учреждения. Начало занятий в МОУ ДОД ДШИ в 8-00 ч., а их окончание - в 20-00 ч. Продолжительность урока .для всех видов учебных занятий 45 минут. Пятидневная рабочая неделя. Последовательность и количество уроков определяется расписанием, утвержденным директором МОУ ДОД ДШИ, ДШИ работает в две смены. Норма часов преподавателей - в соответствии с законодательством. Сроки начала и окончания учебного года, продолжительность четвертей и школьных каникул должны совпадать со сроками, устанавливаемыми для общеобразовательных школ.
3.8. В МОУ ДОД ДШИ наполняемость групп от 6 до 12 человек (групповые занятия -сольфеджио, музыкальная литература, танец, беседа по истории изобразительного искусства, беседа по истории хореографического искусства, театральное мастерство, вокальные ансамбли, прикладное творчество, ритмика и др.).
3.9. С учетом направленности программ дополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные.
3.10. Продолжительность занятия в учреждении дополнительного образования без перерыва должна составлять не более 45 минут, а для детей до 6-летнего возраста - 30-35 минус Необходимо проведение перерывов между занятиями длительностью не менее 5 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
4. Требования к качеству муниципальной услуги
4.1. Дополнительное образование детей - мотивированное образование за рамками основного образования, органично сочетающее воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Содержание дополнительного образования детей заключается в основной задаче - на профессиональном уровне воспитать культурною, высокообразованного человека.
Дополнительное образование решает ряд социально значимых проблем, таких как:
- обеспечение занятости детей, их социальная адаптация в меняющихся условиях современной жизни общества,
- профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.
- воспитание чувств духовности, нравственности и патриотизма;
- создание основы для сознательного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ в сфере искусства и культуры.
Количество учреждений, предоставляющих муниципальные услуги в области дополнительного образования, должно обеспечивать всех желающих заниматься в них.
Учреждения, оказывающие муниципальные услуги по предоставлению дополнительного образования детям, должны предоставлять широкий спектр программ дополнительного образования, удовлетворяющих потребности всех желающих и способствующих развитию способностей детей, самореализации личности ребенка, успешной адаптации обучающегося в обществе.
Содержание образования в МОУ ДОД ДШИ строится на основании:
1) типовых программ, утвержденных Министерством культуры РФ,
2) адаптированных программ, утвержденных педагогическим советом учреждения,
3) авторских программ, утвержденных педагогическим советом учреждения и прошедших внешнюю экспертизу.
Программы должны быть составлены с учетом возрастных и психофизиологических, возможностей учащихся.
Осуществление образовательного процесса строится на основе добровольною выбора обучающимися направлений деятельности.
Организация образовательного процесса предусматривает, что:
1) основной формой образовательной работы с детьми являются индивидуальные занятия по выбранным специальностям (музыкальным инструментам) и групповые занятия по общеэстетическим и специальным теоретическим дисциплинам, а также групповые занятия, предусматривающие коллективное музицирования (ансамбли инструменталистов, оркестры различные по составу инструментов). Количество обучающихся в МОУ ДОД ДШИ определяется в зависимости от направления деятельности, возраста детей, срока обучения и закрепляется уставом учреждения;
2) расписание занятий МОУ ДОД ДШИ составляется для создания наиболее благоприятного режима работы и отдыха детей, с учетом пожелания родителей, а также возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм;
3) учебные помещения должны быть оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с образовательными программами МОУ ДОД ДШИ:
4) оценка результативности образовательного процесса, уровня подготовки обучающихся проводится по итогам их участия в конкурсах, фестивалях, смотрах, выставках, конференциях, различных уровней (международные, региональные, областные, городские и зональные - по методическим зонам) и с использование других форм (экзаменов, зачетов, мастер-классов, творческих отчетов).
Занятия в МОУ ДОД ДШИ могут проводиться по образовательным программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.
Каждый ребенок имеет право заниматься на нескольких отделениях, менять их.
С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа.
По инициативе детей в учреждении дополнительного образования детей могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.
МОУ ДОД ДШИ может заключать договоры с другими образовательными учреждениями на совместное творческое сотрудничество.
МОУ ДОД ДШИ может организовывать и проводить массовые мероприятия (олимпиады, конференции, конкурсы, выставки, акции, праздники и другие мероприятия по направлениям дополнительного образования и воспитания детей).
Учреждение создает условия для участия обучающихся в городских, региональных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, акциях и других мероприятиях по направлениям дополнительного образования и воспитания детей.
В учреждении ведется методическая работа, опытно-экспериментальная и инновационная деятельность, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников.
Цели и задачи деятельности МОУ ДОД ДШИ должны определять и требования к качеству предоставляемой муниципальной услуги в области дополнительного образования детей.
Цель деятельности МОУ ДОД ДШИ - организация и реализация образовательной деятельности, направленной на выявление и развитие творческих способностей каждого ученика, создание условий для формирования духовно богатой, свободно мыслящей личности, обладающей знаниями по музыкальному, художественному, общеэстетическому искусству.
Основными задачами образовательного процесса ДШИ являются создание условий:
- для развития творческого мышления личности, способности ее к самореализации и самоопределению;
- для формирования устойчивой мотивации личности к познанию и творчеству;
- для повышения общей культуры и интеллектуальных способностей учащихся;
- для усиления профессиональной ориентации одаренных учащихся;
- для освоения профессиональных образовательных программ в области музыкального, художественного, общеэстетического искусства.
4.2. Объем услуги определяется количеством детей, обучающихся в муниципальном учреждении дополнительного образования детей в течение года.
4.3. Основными факторами, влияющими на качество предоставления муниципальной услуги, являются:
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует МОУ ДОД ДШИ:
условия размещения МОУ ДОД ДШИ и его материально-техническое оснащение; укомплектованность МОУ ДОД ДШИ специалистами и их квалификация;
- содержание информации о МОУ ДОД ДШИ;
- наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью МОУ ДОД ДШИ.
4.3.1. Документы, в соответствии с которыми функционирует учреждение дополнительного образования детей: устав учреждения;
приказы, правила, инструкции, методики, определяющие методы (способы) предоставления услуги и их контроля, предусматривающие меры совершенствования работы учреждения;
настоящий Стандарт качества предоставления услуги, составляющие нормативную основу практической деятельности учреждения дополнительного образования детей;
прочие документы (штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка).
4.3.2.МОУ ДОД ДШИ должно быть размещено в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных для населения, обеспеченных всеми средствами коммунально-бытового обслуживания, средствами связи.
Площадь, занимаемая МОУ ДОД ДШИ, должна обеспечивать размещение работников и получателей услуг, и предоставление им услуг в соответствии с Санитарно-эпидемиологических требованиями (СанПин 2.4.4.1251 -03).
МОУ ДОД ДШИ могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Этажность зданий не может быть более 4 этажей.
Режим работы МОУ ДОД ДШИ определяется уставом учреждения.
МОУ ДОД ДШИ должно быть оснащено специальным оборудованием, аппаратурой, приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.
Специальное оборудование используется строго по назначению, содержится в технически исправном состоянии. Неисправное оборудование заменяется или ремонтируется, а пригодность к эксплуатации отремонтированного оборудования подтверждается проверкой.
4.3.3.МОУ ДОД ДШИ должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием. Специалисты должны иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей, пройти предварительный медицинский осмотр перед поступлением на работу, а так же с периодичностью, определенной требованиями, предъявляемыми к данной должности.
Основными требованиями к персоналу МОУ ДОД ДШИ для получения допуска к работе с детьми, помимо прохождения обязательных медицинских осмотров, является обязательное прохождение инструктажей (с письменной отметкой каждого работника в соответствующих журналах) по технике безопасности и охране труда, пожарной и электробезопасности. Работники должны знать и быть ознакомлены с планом эвакуации, а также с действиями при чрезвычайных ситуациях.
В МОУ ДОД ДШИ должны быть созданы условия для аттестации специалистов, обязаны обеспечить повышение квалификации работников, для которых указанные образовательные учреждения являются основным местом работы, не реже 1 раза в 5 лет.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом сотрудники МОУ ДОД ДШИ должны обладать высокими нравственными и морально-этическими качествами, чувством ответственности. К педагогической деятельности в МОУ ДОД ДШИ не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
4.3.4.В состав информации о предоставляемых МОУ ДОД ДШИ муниципальных услугах в обязательном порядке включаются:
- характеристики услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление,
- возможность влияния потребителей на качество услуги;
- правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуга;
- гарантийные обязательства учреждения дополнительного образования детей - исполнителя услуг.
Информирование граждан осуществляется посредством:
1) публикации настоящего Стандарта в средствах массовой информации;
2) информационных стендов (уголков получателей услуг) в МОУ ДОД ДШИ. Также информационное сопровождение может обеспечиваться за счет тематических публикаций и телепередач.
В каждом МОУ ДОД ДШИ должны быть информационные уголки, содержащие копии лицензии, сведения о бесплатных и платных муниципальных услугах, требования к учащимся, соблюдение которых обеспечивает выполнение качественной услуги, порядок работы с обращениями и жалобами граждан, настоящий Стандарт.
Информация о деятельности учреждения, о порядке и правилах предоставления муниципальных услуг должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
4.3.5.МОУ ДОД ДШИ должны иметь документально оформленную внутреннюю систему контроля за деятельностью структурных подразделений и сотрудников по оказанию муниципальной услуги на их соответствие Стандарту, другим нормативным документам в области дополнительного образования. Система контроля должна охватывать этапы планирования, работу с потребителями, оформление результатов контроля, выработку и реализацию мероприятий но устранению выявленных недостатков.
Внутренний контроль осуществляет руководитель МОУ ДОД ДШИ, его заместители.
Внешняя система контроля включает в себя контроль, осуществляемый Отделом по делам культуры, молодежи и спорта администрации Комсомольского муниципального района, за соответствием качества фактически предоставляемой услуги настоящему Стандарту качества. Также внешний контроль по направлениям осуществляют Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области. Государственного пожарного надзора и другие государственные контролирующие органы.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.3. Работа МОУ ДОД ДШИ в области качества услуги должна быть направлена на полное удовлетворение нужд населения, непрерывное повышение качества муниципальной услуги.
4.4. Руководитель МОУ ДОД ДШИ несет полную ответственность за политику в области качества услуги, обеспечивает разъяснение и доведение этой политики до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения.
4.5. При оценке качества муниципальной услуги используют следующие критерии:
- полнота предоставления услуги в соответствии требованиями документов и ее своевременность;
- результативность (эффективность) предоставления услуги.
4.6. Система индикаторов качества муниципальной услуги
N п/п |
Индикатор качества |
Значение |
1 |
Общий уровень укомплектованности кадрами (административно-хозяйственный персонал) |
100% по штатному расписанию |
2 |
Общий уровень укомплектованности кадрами (преподавательский состав) |
100% рабочего учебного плана |
3 |
Доля кадров с высшим профессиональным образованием |
до 40% от общего числа специалистов |
4 |
Доля педагогических кадров, имеющих квалификационную категорию |
не менее 60% от общей численности педагогических кадров |
5 |
Общий уровень укомплектованности необходимым оборудованием |
не менее 30% |
6 |
Общий уровень укомплектованности необходимым инвентарем |
не менее 30% |
5. Порядок обжалования нарушений требований Стандарта
5.1. Обжаловать нарушение требований настоящего Стандарта качества муниципальной услуги может любое лицо, являющееся получателем муниципальной услуги. За несовершеннолетних лиц обжаловать нарушение настоящего Стандарта могут родители.
5.2. Жалобы на нарушение настоящего Стандарта потребителями услуг могут направляться как непосредственно в МОУ ДОД ДШИ, так и в Отдел по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Комсомольского муниципального района.
5.3. Жалобы и заявления на некачественное предоставление услуги в сфере дополнительного образования подлежат обязательной регистрации в зависимости от места поступления жалобы.
5.4. Жалобы на предоставление услуг с нарушением настоящего Стандарта должны быть рассмотрены руководителем МОУ ДОД ДШИ. либо руководителем Отдела по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Комсомольского муниципального района в 30-дневный срок, а их заявителю дан письменный ответ о принятых мерах.
6. Ответственность за нарушение требований стандарта качества
муниципальной услуги
6.1. Работа МОУ ДОД ДШИ должна быть направлена на полное удовлетворение нужд учащихся и их родителей (законных представителей), непрерывное повышение качества услуг.
6.2. Руководитель МОУ ДОД ДШИ несет полную ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта.
6.3. За неоднократное нарушение требований Стандарта и невыполнение рекомендаций по устранению нарушений требований стандарта к руководителю МОУ ДОД ДШИ применяются дисциплинарные взыскания, в том числе и досрочное прекращение трудового договора.
6.4. Руководителям организаций, в отношении которых применяются дисциплинарные взыскания, не могут быть предоставлены стимулирующие выплаты (премии) в течение месяца после применения изыскания (в случае, если система оплаты их труда предусматривает возможность предоставления таких выплат).
7. Регулярная проверка соответствия деятельности организации
требованиям Стандарта качества
7.1. Регулярная проверка соответствия деятельности учреждений дополнительного образования детей, оказывающих муниципальную услугу, требованиям настоящего Стандарта проводится Отделом по делам культуры, молодежи и спорта администрации Комсомольского муниципального района не реже 1 раза в течение 3 лет, но не чаще 1 раз в год.
7.2. Регулярная проверка проводится без предварительного уведомления о ее проведении учреждения дополнительного образования детей, оказывающего услугу.
7.3. Регулярная проверка проводится специалистами Отдела по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Комсомольского муниципального района в присутствии руководителя МОУ ДОД ДШИ, оказывающей услугу (его заместителя).
7.4. В ходе регулярной проверки должно быть установлено соответствие или несоответствие деятельности организации требованиям, указанным в разделе 4 настоящего Стандарта (с указанием на конкретные требования, по которым были выявлены несоответствия).
7.5. По результатам проверки Отдел по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Комсомольского муниципального района
- готовит Акт проверки МОУ ДОД ДШИ, оказывающего муниципальную услугу;
- обеспечивает привлечение к ответственности руководителя МОУ ДОД ДШИ, оказывающего муниципальную услугу и допустившего нарушение требований Стандарта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.