На основании Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92 N 3266-1 (в действующей редакции), Закона Ивановской области "О государственной политике в сфере образования" от 27.05.2005 г. N 93-ОЗ (в действующей редакции), целевой программы "Развитие общего образования Ивановской области на 2009 - 2011 годы", утвержденной постановлением Правительства от 19.09.2008 г. N 243-п и в целях Формирования системы образования района как единого образовательного комплекса, обеспечивающего доступное и качественное образование, укрепления здоровья детей, создания безопасных условий для проведения образовательного процесса #постановляет:
1. Утвердить целевую программу "Система дополнительного образования Шуйского муниципального района на 2009 - 2011 г.г.".
2. Финансирование программ осуществлять на условиях софинансирования: из средств местного бюджета в пределах сумм, утвержденных на очередной финансовый год и за счет средств областного бюджета, предусмотренных целевой программой "Развитие общего образования Ивановской области на 2009 - 2011 годы", утвержденной постановлением Правительства от 19.09.2008 г. N 243-п.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы района - руководителя социальной сферы Соколову О.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
Глава администрации
Шуйского муниципального района |
И.А. Митин |
Целевая программа "Система дополнительного образования детей
Шуйского муниципального района на 2009 - 2011 г.г."
(утв. постановлением главы администрации Шуйского
муниципального района от 28 сентября 2009 г. N 571)
Паспорт
целевой программы "Система дополнительного образования
детей Шуйского муниципального района на 2009 - 2011 г.г."
Наименование ведомства |
Отдел образования администрации Шуйского муниципального района |
Наименование программы |
"Система дополнительного образования детей Шуйского муниципального района на 2009 - 2011 г.г." (Далее - Программа)." (далее - Программа) |
Исполнители основных мероприятий |
Отдел образования администрации Шуйского муниципального района, учреждения образования |
Основная цель программы |
Реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству |
Основные задачи программы |
1. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет. 2. Адаптация детей к жизни в обществе. 3. Формирование общей культуры. 4. Организация содержательного досуга. 5. Организация экспериментальной работы. 6. Создание творческих мастерских для педагогов дополнительного образования, общеобразовательных учреждений. 7. Реализация педагогических инноваций. 8. Организация профильных смены для детей в период каникул. |
Целевые индикаторы и их значение |
1. Охват детей дополнительным образованием. 2. Снижение количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. |
Объёмы и источники финансирования программы |
Финансирование программы осуществляется из местного бюджета. Общий объем финансирования программы составляет 210,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Рационализация системы дополнительного образования детей. 2. Достижение соответствия учреждения дополнительного образования нормативно-правовой базе. 3. Обеспечение качества деятельности системы дополнительного образования на основе изучения, учета, прогнозирования изменяющихся индивидуальных и общественных интересов, запросов, через формирование организационной культуры учреждений. 4. Закрепление нового содержания управления на основе создания структуры его информационного обеспечения (мониторинга). |
Основание для разработки Программы |
1. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 года N 3266-1 (в действующей редакции). 2. Постановление Правительства Российской Федерации "О национальной доктрине образования в Российской Федерации" от 04.10.2000 N 751. 3. Постановление Правительства российской Федерации от 23.12.2005 года N 803 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 г.г.". 4. Закон Ивановской области "О государственной политике в сфере образования" от 27.05.2005 г. N 93-ОЗ (в действующей редакции). 5. Областная целевая программа "Развитие образования Ивановской области на 2007 - 2009 гг." |
Система организации контроля за исполнением программы: |
Для организации контроля исполнения программы создаются межведомственные рабочие группы на уровне отдела образования администрации Шуйского муниципального района, учреждений образования. Мониторинг исполнения программы осуществляется в следующие сроки: - ежеквартально - до 20 числа месяца, следующего за отчетным, - ежегодно - до 1 марта года, следующего за отчетным. |
Раздел I. Содержание проблемы, анализ причин ее возникновения и обоснование необходимости её решения программными методами на уровне ведомства
Дом детского творчества расположен в селе Китово Шуйского муниципального района для размещений и организации образовательной деятельности детских объединений, администрации, хозяйственной части.
Основным источником социального заказа являются родители и дети, проживающие на территории Шуйского муниципального района.
В Доме детского творчества занимается 539 воспитанника от 6 до 18 лет в 37 объединениях по 12 профилям.
Дополнительные образовательные программы с учетом запроса социума позволяют решать следующие задачи:
- выравнивать стартовые возможности личности,
- содействовать выбору персонифицированного образовательного пути обучающего.
Для оптимизации работы с социумом проведен анализ договорного пространства ДДТ.
Внешняя среда ДДТ определена не только наличием социальных партнеров, но и состоянием инфраструктуры Шуйского муниципального района. Дом детского творчества расположен в селе Китово, где функционирует одна школа и один детский сад, остальные образовательные учреждения Шуйского муниципального района удалены от ДДТ от 5 до 30 км.
Социальный состав семей очень разнообразный, как по количеству детей, так и по социальному положению. В объединениях представлены все слои населения: от безработных до индивидуальных предпринимателей. Надо отметить, что контингент детей сложный. 12% - дети из неблагополучных семей, много "трудных" подростков. За последние два года процент детей, занимающихся в ДДТ и имеющих статус малообеспеченных семей, вырос на 3,1%.
Анализируя данные опроса по исследованию социума с целью выявления спроса на образовательные услуги, можно отметить, что 94% (в 2007 - 2008 году - 91%) родителей заинтересованы в получении детьми дополнительного образования и не против, что их дети занимаются в ДДТ, 2% отказались отвечать на вопрос анкеты (социально дезадаптированные родители).
Эти данные еще раз подтверждают, что дополнительное образование востребовано на рынке образовательных услуг.
Основными компонентами работы с педагогическими кадрами являются:
- стимулирование профессионального роста педагогов;
- организация социальной поддержки и защиты;
- поддержка молодых педагогов;
- организация мероприятий, способствующих сплочению коллектива учреждения.
Создание условий для развития личности воспитанника в ДДТ
Художественно-эстетическое направление.
Программы художественно-эстетической направленности развивают творческую активность, неординарное мышление, формируют художественный вкус, фантазию, чувство прекрасного, реализуют принцип интереса, умения, воспитания самосознания, удовлетворенности.
Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей в районе по-прежнему остается художественно-эстетическое направление.
Именно через искусство, художественное творчество передается духовный опыт человечества, что способствует восстановлению связей между поколениями. Дом детского творчества располагает определенными условиями, чтобы дать детям соответствующее эстетическое образование, помочь им в профессиональной ориентации и самоопределении.
В районе действует 20 объединений художественно-эстетического направления, в которых занимается более 280 детей и подростков. Данное направление делится на 4 основные группы:
- декоративно-прикладное творчество - 6 объединений;
- музыка - 3;
- театральная деятельность - 9;
- изобразительное искусство - 2;
С целью повышения эстетического воспитания подрастающего поколения, возрождения и пропаганды народных промыслов по декоративно-прикладному искусству проведена районная выставка на которой был представлен 151 экспонат по 16 разделам и что положительно, участниками были все без исключения школы района.
Воспитанники детских объединений района приняли участие в областных фестивалях детского творчества "Рождественский подарок", посвященный празднику Рождества Христова и "Светлый праздник", посвященный Православной Пасхе. Районные этапы фестивалей проходили в форме выставки рисунков, конкурса сочинений и стихов. Было представлено более 40 детских работ из Сергеевской, Центральной, Милюковской, Кузнецовской, Дуниловской МООШ, Перемиловской, Васильевской, Пустошенской, Китовской, Колобовской МСОШ. Использованная юными художниками различная техника рисования сделала работы интересными и многообразными. Награждено 11 победителей, Евсеева Мария - победитель областного конкурса.
На литературный конкурс были представлены работы в виде сочинений и стихов из 9 школ района. Надо отметить серьезный подход ребят к написанию работ на столь сложную тему, что свидетельствует о живом интересе воспитанников к православной культуре, темам национальной истории.
Занятия кукольной театрализацией дают возможность ребятам реализовать свой творческий потенциал, почувствовать себя соавторами в общей команде, оценивать свои успехи и неудачи, помогать друг другу.
В районе работает 4 объединения кукольной театрализации. Театральная студия "Софит" стал дипломантом областного конкурса детских театральных коллективов.
Физкультурно-оздоровительное направление.
Программы физкультурно-оздоровительной направленности способствуют духовно-нравственному и физическому развитию личности, раскрытию через физические нагрузки индивидуальных особенностей организма, направлены на формирование здорового образа жизни. Учебный процесс в коллективах спортивной направленности строится в зависимости от физической подготовленности детей и спортивных достижений.
Дом детского творчества тесно сотрудничает с учителями физической подготовки школ района. Совместно проводятся соревнования по легкой атлетике, футболу, волейболу.
Экологическое направление.
Программы экологического направления расширяют и углубляют знания воспитанников по экологии и биологии, интегрируют учащихся в деятельность, направленную на исследование и поддержание экологического качества среды, способствуют формированию экологической культуры.
В районе действует 3 объединения в Китовской, Колобовской и Сергеевской школах.
С целью привлечения внимания воспитанников к проблемам охраны окружающей среды, воспитания бережного отношения к природе средствами художественного творчества в районе был организован и проведен фестиваль "Зеленая планета".
Туристско-краеведческое направление.
Программы туристско-краеведческого направления ориентируют на сохранение истории, природы, культуры родного края, воспитания любви к своей малой родине, к родному краю, к Отечеству. Развитие детского туризма и краеведения одно их приоритетных направлений в системе дополнительного образования детей. Оно сегодня объединено федеральной целевой программой туристско-краеведческого движения учащихся "Отечество".
История и культура, ратные подвиги и судьбы односельчан, семейные родословные и народное творчество - все это предмет познания детей, источник их социального, личностного и духовного развития, воспитывающего патриотов своей Родины.
Туристско-краеведческая деятельность в силу своей демократичности и гуманности - это комплексный и наиболее действенный вид воспитания.
В районе создано 4 объединения, в которых обучается более 40 воспитанников.
Военно-патриотическое направление.
Программы военно-патриотического направления формируют у воспитанников патриотическое сознание, позволяют укрепить физическое здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта, азами военного дела.
В районе работает 3 клуба: "Гренадеры" на базе Колобовской школы, "Викинг" на базе Дуниловской школы, "Витязь" на базе Китовской школы.
В рамках реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" среди учащихся образовательных учреждений Шуйского муниципального района проведен конкурс рисунка "О доблести, о подвиге, о славе", "И пусть поколения знают". Ребятам было предложено изобразить в своих работах давние события так, как они представляют их по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям бабушек и дедушек, всех тех, кому посчастливилось дожить до Победы. 9 школ представили свои работы, выполненные карандашом и углем, гуашью и акварелью.
Главной формой работы гражданско-патриотического направления в объединениях стало воспитание на "живом примере": встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Северном Кавказе. Ребята участвовали во всех мероприятиях, посвященных Дню Великой Победы, провели игру "Юный гвардеец". Деятельность в объединениях оказывает на ребят положительное влияние. Они приобретают физическую силу, становятся более выносливыми, отказываются от вредных привычек. У них повышается мотивация к учению, формируется активная жизненная позиция, социальная ответственность, реализуются творческие способности.
Социально-педагогическое направление.
Программы социально-педагогической направленности ориентируют на формирование здорового образа жизни, профилактику наркозависимости, способствуют социальной адаптации воспитанников.
Объединения социально-педагогического направления созданы для реализации потребностей подростков в самоопределении, самовыражении, самоутверждении. Они необходимы для становления здоровой и развитой личности через совместную деятельность и общение со сверстниками и взрослыми, что позволяет раскрыться и познать свои новые социальные роли, адаптироваться в окружающем мире.
Воспитанники волонтерского отряда "Бригада ПАВ" на базе Китовской МСОШ, ведут большую работу по профилактике вредных привычек среди школьников, пропаганде здорового образа жизни, используя деловые и ролевые игры, акции, конкурсы и т.п.
В районе создан и успешно работает "Совет старшеклассников" в количестве 22 человек, учащихся 8-11 классов учреждений образования. Цель и задачи работы объединения:
Создание системы органов самоуправления в образовательных учреждениях, воспитание в детях необходимых практических навыков жизни в гражданском обществе, предоставление подросткам большей самостоятельности и свободы в принятии решений, формирование лидерских качеств. Проведено 7 заседаний Совета, конкурсы "Ученик года", "Лидер ученического самоуправления".
При активном участии Совета подготовлены и проведены районный финал Всероссийской акции "Я - гражданин России", слет учащихся волонтеров "Молодые молодым", молодежный КВН "И это все о нас", анкетирование учащихся по вопросу отношения к неформальным объединениям.
Член районного Совета Денис Шилов (Китовская МСОШ) принял участие в областном конкурсе "Лидер ученического самоуправления", а Татьяна Федорова (Клочковская МООШ) в проведении заседания "Большого ученического Совета". Они представили презентацию "Я и моя команда", разработали социальный проект "Молодежное издание Шуйского муниципального района". Им присвоено звание "Лидер ученического самоуправления".
Седьмой год подряд в районе успешно проходит церемония вручения ежегодной премии "Овация", где чествуют и награждают самых умных, самых увлеченных, самых способных, самых талантливых и самых одаренных детей по различным направлениям деятельности. Работники Дома детского творчества стараются разнообразить чествование. В один год это были "Созвездия" в другой - это "Самоцветы родного края", а в этом году девизом были слова: "Дети - главное наше наследство".
Талантливых ребят с каждым годом становится больше. Если в прошлом году было награждено 133 человека и 6 коллективов, то в этом году 155 человек и 11 коллективов по номинациям: "Умники и умницы", "Поиск", "Горячее сердце", "Священный огонь", "Экогранд", "Возрождение", "Олимпийские резервы", "Признание", "Лучший среди равных". Дипломами лауреатов смотра-конкурса "Ученик года" в номинации "Интеллектуальная деятельность" награждены: учащаяся Колобовской школы Екатерина Ушакова, в номинации "Социальная деятельность" - учащаяся 7 класса Клочковской школы Алина Голубева и учащийся 9 класса Васильевской школы Артем Солдатов, в номинации "Творческая деятельность" - учащаяся 7 класса Милюковской школы Юлия Шишкина.
Анализ состояния дополнительного образования детей позволяет сформулировать следующие проблемы:
Сокращение объединений технического творчества из-за высокой затратности образовательной деятельности, переориентация их на другие направления. Для объединений технического творчества характерна инерция в использовании старого программно-методического потенциала своей деятельности, не соответствующего современным запросам детей и социума.
отставание в направлении компьютеризации и развитии информационных технологий в образовательной деятельности учреждения дополнительного образования детей, что не только существенно снижает степень профессионального и социального самоопределения детей, но и не дает возможность педагогам использовать преимущества новых технологий, мультимедийных обучающих программ.
сохранение достаточно сильной традиции на художественно-эстетической форме занятости детей. Данная ситуация не только "искусственно" сокращает вариативность образования, но и сужает возможность выбора интересного для себя занятия у подростков и старшеклассников.
отсутствует деятельность клубов по месту жительства, обусловленная о нормативных документов, определяющих их статус в системе дополнительного образования детей.
сегодня учреждение дополнительного образования города предоставляет услуги, исходя из собственных возможностей, без учета реальных потребностей, интересов и мотивов потребителей этих услуг - детей, их родителей, с одной стороны, без предложений, опережающих сегодняшний набор индивидуальных стереотипов потребностей и интересов, с другой, исходя из перспектив социального заказа общества в целом.
нет в достаточном количестве кадров, владеющих спецификой содержания дополнительного образования детей, специалистов-психологов, умеющих работать с разными категориями детей, и в то же время способных работать вместе с педагогом по его образовательной программе.
Путь решения проблем - процесс и результат построения реально действующей образовательной сферы (системы развивающегося дополнительного образования детей) во взаимосвязи с другими
Раздел II. Цели и задачи программы
Основная цель программы - создание целостной развивающейся системы, обеспечивающей становление индивидуальных способностей социального, культурного, профессионального, жизненного самоопределения и саморазвития личности.
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;
адаптация детей к жизни в обществе;
формирование общей культуры;
организация содержательного досуга,
создание творческих мастерских для педагогов дополнительного образования, общеобразовательных учреждений;
реализация педагогических инноваций;
организация профильных смен для детей в период каникул.
Раздел III. Целевые индикаторы программы
N |
Наименование индикатора |
Факт |
Оценка |
прогноз |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
|
2009 |
2010 |
2011 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Охват детей дополнительным образованием |
43% |
|
|
|
43% |
50% |
60% |
|
Снижение количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних |
10% |
|
|
|
10% |
10% |
10% |
Раздел IV. Система программных мероприятий
N |
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки исполнения |
Финансирование (тыс. рублей) |
||
|
|
|
|
2009 |
2010 |
2011 |
|
Обновление содержания и повышение качества дополнительного образования |
|||||
1 |
Создание мониторинга эффективности дополнительного образования |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
- |
2 |
Организация сотрудничества учреждения дополнительного образования с учреждениями социокультурной сферы |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
- |
3 |
Организация занятости учащихся с использованием различных форм сотрудничества с заинтересованными предприятиями и службами |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
- |
4 |
Развитие материально-технической базы учреждения дополнительного образования |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
|
|
|
5 |
Реализация целевой программы "Одаренные дети" |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
- |
6 |
Реализация целевой программы "Профилактика безнадзорности правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних" |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
|
7 |
Модернизация и реализация программ духовно-нравственного, правового, гражданско-патриотического, экологического, эстетического и других направлений воспитания учащихся |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
- |
8 |
Оказание платных дополнительных услуг |
ДДТ |
с 2009 г. |
- |
- |
|
9 |
Организация доступа учащихся к информационным образовательным ресурсам (библиотека, доступ в Интернет и др.) |
ДДТ |
с 2009 г. |
- |
- |
- |
10 |
Реализация механизмов взаимодействия учреждений образования с детскими, молодежными и другими общественными объединениями |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
|
11 |
Проведение районного конкурса "Педагог дополнительного образования года" |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
5,0 |
5,0 |
12 |
Реализация целевых программ по формированию здорового образа жизни и отрицательного отношения к вредным привычкам |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
- |
13 |
Проведение в учреждениях образования и по месту жительства информационно-образовательных и пропагандистских мероприятий по проблемам профилактики зависимости от психоактивных веществ, здорового образа жизни |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
- |
14 |
Проведение школьных, районных спортивно-массовых мероприятий и спартакиад |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
- |
15 |
Создание на базе учреждений образования спортивных центров, клубов, кружков и т.п. |
ДДТ |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
- |
16 |
Создание объединений, направленных на формирование и закрепление навыков здорового образа жизни |
ДДТ |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
- |
17 |
Участие в областных мероприятиях |
ДДТ |
Ежегодно с 2009 г. |
- |
- |
- |
Укрепление материально-технического обеспечения | ||||||
1 |
Приведение учреждения дополнительного образования в соответствие с лицензионными требованиями |
ДДТ |
Ежегодно с 2009г. |
- |
50,0 |
50,0 |
2 |
Развитие материально-технической базы учреждения дополнительного образования детей |
Отдел образования |
Ежегодно с 2009г. |
- |
50,0 |
50,0 |
Раздел V. Ресурсное обеспечение программы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственный |
Источники финансирования |
Стоимость (тыс. руб.) |
|||
Всего |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|||||
1 |
Проведение конкурсов профессионального мастерства |
2009-2010 |
Отдел образования |
местный бюджет |
10.0 |
- |
5,0 |
5,0 |
2 |
Выполнение мероприятий по соблюдению лицензионных требований |
с 2009 г. |
Отдел образования |
местный бюджет |
100,0 |
- |
50,0 |
50,0 |
3 |
Развитие материально-технической базы учреждения дополнительного образования детей |
с 2009 г. |
Отдел образования |
местный бюджет |
100,0 |
|
50,0 |
50,0 |
Раздел VI. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
и показатели социально-экономической эффективности
Ожидаемые результаты.
1. Рационализация системы дополнительного образования детей.
2. Достижение соответствия учреждения дополнительного образования нормативно-правовой базе.
3. Обеспечение качества деятельности системы дополнительного образования на основе изучения, учета, прогнозирования изменяющихся индивидуальных и общественных интересов, запросов, через формирование организационной культуры учреждений.
4. Реализация собственных проектов и подпрограмм в целевых программах администрации Шуйского муниципального района.
5. Закрепление нового содержания управления на основе создания структуры его информационного обеспечения (мониторинга).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Шуйского муниципального района Ивановской области от 28 сентября 2009 г. N 571 "Об утверждении целевой программы "Система дополнительного образования Шуйского муниципального района на 2009 - 2011 г.г."
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления официально опубликован не был