Информация Прокуратуры Ивановской области от 24 ноября 2010 г.
По результатам принятых прокуратурой Гаврилово-Посадской района мер прокурорского реагирования устранены нарушения законодательства об обращении лекарственных средств.
Прокуратурой района в октябре 2010 г. проведена проверка исполнения требований законодательства об обращении лекарственных средств аптечными учреждениями, расположенными на территории Гаврилово-Посадского района.
В ходе проверки установлено, что в ООО "Адонис" не соблюдаются требования вышеуказанного законодательства. В нарушение п. 2 ст. 58 ФЗ "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ , п. 8 и п. 10 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 N 706н лекарственные средства, хранящиеся в холодильнике аптеки ООО "Адонис", не размещены с учетом физико-химических свойств лекарственных средств; фармакологических групп (для аптечных и медицинских организаций); способа применения (внутреннее, наружное); агрегатного состояния фармацевтических субстанций (жидкие, сыпучие, газообразные). Кроме того, хранящиеся в указанном холодильнике лекарственные средства не идентифицированы надлежащим образом.
Прокурором района 25.10.2010 в адрес и.о. заведующей аптекой ООО "Адонис" внесено представление об устранении нарушений законодательства об обращении лекарственных средств.
В настоящее время представление рассмотрено. Нарушения устранены. 1 ответственное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Прокуратурой Ленинского района г. Иваново на соответствие федеральному законодательству проверены договоры, заключаемые между дошкольными образовательными учреждениями и родителями, при зачислении их детей в детские сады.
Прокуратурой Ленинского района г. Иваново проведена проверка исполнения гражданского законодательства и законодательства об образовании при заключении договоров муниципальными дошкольными образовательными учреждениями (далее - МДОУ) с родителями детей, при зачислении ребенка в детский сад.
В соответствии с действующим законодательством в обязательном порядке родителями вносится лишь плата за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из п. 8 ст. 41 Закона РФ "Об образовании", п. 52 Положения, дошкольное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
Согласно ст. 582 Гражданского кодекса РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Пожертвования могут делаться, в том числе, воспитательным учреждениям. По смыслу гражданского законодательства пожертвования носят добровольный характер, и их отсутствие со стороны родителей не может повлечь за собой каких-либо негативных последствий, в том числе непринятие ребенка в образовательное учреждение или его отчисление.
Статьей 421 Гражданского кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к его заключению не допускается.Однако, в ходе проведенной проверки выявлен ряд нарушений прав родителей. Так, в нарушение ст. 421 Гражданского кодекса РФ, ст. 52 Закона РФ "Об образовании" п. 2.8 договора МДОУ детский сад 88, заключаемого с родителями, неправомерно в обязанности последних, закреплено оказание материальной помощи в ремонте групп, прогулочных участков, приобретении игрушек, наглядного материала для воспитательно-образовательного процесса, инвентаря. Пункт 2.9 закрепляет обязанность родителей по охране здания детского сада, оборудования прогулочных участков, осуществления дежурства с 18.00 до 20.00 по графику установленному администрацией.
В пунктах 2.8, 2.9 типовых договоров, заключаемых директорами МДОУ детский сад 147, МДОУ детский сад 180 с родителями, содержится обязанность родителей оказывать ДОУ посильную помощь в реализации уставных задач по вопросам воспитания, обучения, охраны жизни и здоровья детей, укреплении материально-технической базы ДОУ; отработать на благоустройстве ДОУ и его территории. Аналогичные нарушения законодательства содержатся и в п. 2.7 типового договора, заключаемого МДОУ детский сад 55 с родителями. Однако, согласно п. 2.9 договора МДОУ детский сад 147 родитель обязан облагораживать территории МДОУ не менее 3-х часов в год. Аналогичного характера нарушения законодательства имеются в пунктах 2.11, 2.12 типового договора, заключаемого в МДОУ детский сад 161, п. 3.10 договора с Муниципальным автономным ДОУ детский сад 192.
В нарушение ст. 52.1 Закона РФ "Об образовании" в типовом договоре, заключаемом МДОУ детский сад 7 с родителями, помимо установленной законодательством платы за посещение ребенком детского сада, родители обязаны уплатить еще и вступительный взнос, определенный советом МОУ или отработать в детском саду 40 часов по благоустройству детского сада (п. 2.3 договора), а также обязаны ежемесячно делать взнос в размере 150 рублей (п. 2.9 договора).
Ни Законом "Об образовании" ни Уставом учреждений подобные обязанности родителей не предусмотрены.
Одновременно с включением в договоры с родителями указанных обязанностей, в них включен пункт, по которому администрация ДОУ имеет право расторгнуть договор досрочно в случае не выполнения родителем своих обязательств по данному договору.
Указанные факты явно свидетельствуют о нарушении принципа добровольности внесения пожертвований и оказания помощи дошкольным учреждениям, а также о том, что родителям "открыто" навязывается оказание "добровольной помощи", чем нарушаются их права.
По результатам проведенной проверки в адрес начальника Управления образования администрации города Иванова прокуратурой района внесено представление, в котором поставлен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения законодательства.
Прокуратурой Лухского района выявлены существенные нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования.
Прокуратурой района в истекшем периоде 2010 года прокуратурой района в сентябре 2010 года проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности Муниципальной общеобразовательной Лухской средней школы.
Проверкой были выявлены следующие нарушения законодательства:
в момент проведения проверки 30.09.2010 года в 15:20 охрана Муниципальной общеобразовательной средней школы п. Лух не охранялась ни кем. Данный факт является нарушением ч. 1 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в соответствии с которой образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, а также п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
По результатам проведенной проверки начальнику отдела образования администрации Лухского муниципального района 30.09.2010 года внесено представление об устранении нарушения федерального законодательства.
Также прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности иных объектов образования, расположенных на территории Лухского муниципального района. Проверка проведена в МО Слободкинской основной школе, МО Порздневской средней школе, Муниципальной общеобразовательной Лухской средней школе, МО Благовещенской основной школой.
Проверкой выявлены многочисленные нарушения федерального законодательства:
Так, МО Слободкинской основной школой Федерального закона "О противодействии терроризму", Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
По результатам проверки установлено, что:
В настоящее время в здании Муниципальной общеобразовательной Слободкинской основной школы не обеспечивается безопасность в сфере антитеррористической защищенности, а именно:
входные двери выполнены из дерева и не имеют технической прочности;
отсутствует кнопка экстренного вызова милиции;
не осуществляется охрана школы в вечернее и ночное время суток;
- отсутствует охранная сигнализация школы.
Мероприятия по обеспечению безопасности образовательных учреждений отражены в комплексной программе по созданию многоуровневой системы профилактики, борьбе с преступностью, предупреждению террористической деятельности и предотвращению межнациональных конфликтов на территории Ивановской области на 2006 - 2010 г.г., утвержденной Правительством Ивановской области.
Данные обстоятельства создают возможность для проникновения посторонних лиц в Муниципальную общеобразовательную Слободкинскую основную школу, являющуюся объектом с массовым пребыванием людей, что может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно ст. 14 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, обеспечить создание, подготовку и поддержание готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 2, 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" основными принципами противодействия терроризму является, в том числе принцип приоритета мер предупреждения терроризма. Предупреждение терроризма - это деятельность по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Аналогичные нарушения выявлены также при обследовании антитеррористической защищенности МО Порздневской средней школы, Муниципальной общеобразовательной Лухской средней школы, МО Благовещенской основной школы.
Причиной и условием выявленных нарушений является несоблюдение требований действующего федерального законодательства директорами муниципальных общеобразовательных школ района.
По результатам проведенной проверки выявлено 16 нарушений законодательства, прокурором района директорам указанных выше школ 19.11.2010 года внесено 4 представления об устранении выявленных нарушений законодательства, главе администрации Лухского муниципального района направлена информация о результатах проведения настоящей проверки.
Прокуратурой Фрунзенского района г. Иваново проведена проверка по обращению начальника управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Иваново Смагина С.В. по вопросу нарушения жилищного законодательства ОАО "ГУОЖХ N 6".
В ходе проведенной проверки установлено, ОАО "ГУОЖХ N6", не являясь исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению в отношении собственника кв. 183, дома N 13 по улице Парижской Коммуны произвело отключение электроэнергии в указанной квартире в связи с имеющейся задолженностью по оплате иных коммунальных услуг, при отсутствии задолженности по оплате за электроэнергию.
Указанные действия ОАО "ГУОЖХ N 6" неправомерны по следующим основаниям.
Счета за потребленную электроэнергию ОАО "ГУОЖХ N 6" собственнику кв. 183, дома N 13 по улице Парижской Коммуны не выставляются, в связи с тем, что поставку электроэнергии и прием платежей от населения производит ОАО "Энергосбыт".
Согласно ч. 3 ст. 154, ч. 9. ст. 155 Жилищного Кодекса РФ собственники жилых помещений несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу требований ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством.
В соответствии с п. 3 и. пп. "а - г" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно, за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. При этом, исполнитель обязан заключать договор с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В связи с тем, что услугу по предоставлению электрической энергии ОАО "ГУОЖХ N 6" не оказывает, оно не может быть признано исполнителем названной коммунальной услуги.
Таким образом, в силу положений п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 ОАО "ГУОЖХ N 6" не может приостанавливать предоставление услуги, исполнителем которой не является.
Незаконные действия ОАО "ГУОЖХ N 6" привели к нарушению прав собственника кв. 183, дома N 13 по улице Парижской Коммуны на получение коммунальных услуг.
По результатам проведенной проверки прокурором района в адрес директора ОАО "ГУОЖХ N 6" внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, которое было рассмотрено и удовлетворено. Подача электроэнергии в квартиру 183, дома N 13 по улице Парижской Коммуны была возобновлена.
Прокуратурой Фрунзенского района г.Иваново в ноябре 2010 года по обращению заместителя руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области проведена проверка в лото-клубе "Фортуна", расположенном по адресу: г.Иваново, ул.Б.Хмельницкого, павильон около дома N 2, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об азартных играх на территории Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что ООО "Престиж Плюс" (зарегистрировано 06.04.2010 года ИФНС России по г.Иваново, ОГРН 1103702008520, адрес местонахождения ООО "Престиж Плюс": 153000 г.Иваново, ул.Почтовая, д.6, оф.205) в помещении лото-клуба "Фортуна", расположенном по адресу: г.Иваново, ул.Б.Хмельницкого, павильон около дома N 2, арендуемом ООО "Престиж Плюс" у Попова А.Г. по договору аренды недвижимого имущества N 3/10 от 01.06.2010 года, осуществляется деятельность по организации азартных игр на игровых автоматах под видом проведения всероссийской негосударственной бестиражной лотереи "ЗОЛОТОЙ ЗАПАС" в связи с чем, лото-клуб "Фортуна" является завуалированным игорным заведением, деятельность которого на территории Ивановской области запрещена.
По результатам проверки прокурором района во Фрунзенский районный суд в порядке ст. 45 ГПК РФ направлен иск о запрещении незаконной деятельности ООО "Престиж Плюс" по организации и проведению азартных игр в игровом клубе "Фортуна".
Прокуратурой Южского района проведена проверка исполнения законодательства о рекламе, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности при заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в полосе отвода автомобильных дорог.
По итогам выявлены факты самовольной установки рекламной конструкции в полосе отвода автомобильных дорог, находящихся в собственности муниципальных образований, без разрешения- щитовая установка рекламы услуг станции технического обслуживания, щитовая установка рекламы услуг государственного технического осмотра, а также ремонта автомобилей (собственник рекламной конструкции ОАО "Автомобилист"), щитовая установка рекламы автомототехники (собственник рекламной конструкции ООО Радар-Авто г. Иваново ул. Солнечная д. 2). При этом, администрация Южского муниципального района предписания о демонтаже рекламных конструкций их собственникам не вручала, информацию в антимонопольный орган о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе не направляла.
В связи с ненадлежащим осуществлением контроля со стороны органов местного самоуправления прокурором района на имя главы администрации Южского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
По результатам проверки в отношении генерального директора ОАО "Автомобилист" прокурором района вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 11.21 ч. 2 КоАПРФ.
Прокуратурой Ивановской области в деятельности управляющих компаний, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, выявлены факты незаконного включения в оплату за коммунальные услуги налога на добавленную стоимость, от уплаты на который они освобождены по закону.
Поводом для проведения прокурорской проверки явилась оперативная информация, предоставленная Управлением Федеральной службы безопасности по Ивановской области.
Проверками, проведенными городскими и районными прокурорами, установлено, что в данной сфере имеют место определенные нарушения.
Так, прокурором г. Кинешма 17.11.2010 внесено представление директору ООО "Жилищно-коммунальный сервис" Борисову Н.Ф. в связи с необоснованным включением в размер платы за горячее водоснабжение жильцам многоквартирных домов налога на добавленную стоимость, бремя уплаты которого организация, находясь на упрощенной системе налогообложения, не несет. В интересах граждан - жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "Жилищно-коммунальный сервис", предъявлено в суд 148 исков о взыскании неосновательного обогащения на сумму более 50 тысяч рублей.
Кроме того, 17.11.2010 внесено представление Главе городского округа Кинешма в связи с тем, что решением Кинешемской городской Думы, регулирующим размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, предусмотрен только тариф с учетом налога на добавленную стоимость. Вместе с тем, все организации жилищно-коммунального комплекса, оказывающие услуги по содержанию и ремонту жилых помещений в г. Кинешма, работают по упрощенной системе налогообложения и, как следствие, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Таким образом, применяя решение Кинешемской городской Думы от 27.09.2006 N 18/131, обслуживающие организации получают с граждан излишние средства за содержание и ремонт жилищного фонда в размере 18%.
Прокуратурой Юрьевецкого района 22.11.2010 внесено представление директору ООО "Водоканал" в связи с выявленными нарушениями прав граждан - потребителей коммунальных услуг. Проверкой установлено, что с 03.04.2008 года услуги по водоснабжению на территории Юрьевецкого муниципального района оказывает ООО "Водоканал". Ранее указанная услуга оказывалась МУП Жилищно-коммунального хозяйства Юрьевецкого района, которое являлось плательщиком налога на добавленную стоимость. ООО "Водоканал", не являющееся плательщиком вышеуказанного налога, применяло тарифы, установленные для МУП, вплоть до 01.01.2009, в результате чего, неправомерно получило излишние денежные средства с населения района.
Прокуратурой Южского района 17.11.2010 внесены представления директорам ООО "Объединенные водоканализационные и тепловые сети" и ООО "Объединенные котельные" в связи с тем, что указанные организации с 01.08.2007 стали оказывать населению соответствующие коммунальные услуги вместо МУП "Южское МПЖКХ". При этом, вплоть до 01.01.2008 указанными организациями для расчетов с населением использовался тариф, установленный для МУП, которое являлось плательщиком налога на добавленную стоимость. Тем самым, ООО "Объединенные водоканализационные и тепловые сети" и ООО "Объединенные котельные" получили неосновательную прибыль в размере 18% от внесенных населением денежных средств, поскольку оба общества с ограниченной ответственностью фактически не несли бремя уплаты налога на добавленную стоимость.
В иных районах области подобных нарушений не выявлено.
В итоге по результатам проверки внесено 5 представлений, подготовлено и предъявлено в суд 148 исковых заявлений.
Принятые акты реагирования находятся на рассмотрении. Ситуация остается на контроле прокуратуры области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Ивановской области от 24 ноября 2010 г.
Информация предоставлена Прокуратурой Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве