Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Правительства Ивановской области
от 8 сентября 2010 г. N 314-рп
Региональная программа "Развитие конкуренции в Ивановской области до 2012 года"
Паспорт региональной программы "Развитие конкуренции в Ивановской области до 2012 года"
Наименование Программы |
Региональная программа "Развитие конкуренции в Ивановской области до 2012 года" (далее -Программа) |
Основание для разработки Программы |
Настоящая Программа разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р, распоряжения Правительства Ивановской области от 18.09.2009 N 273-рп "О создании рабочей группы по разработке региональной программы "Развитие конкуренции в Ивановской области" и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной Законом Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Ивановской области |
Разработчик Программы |
Департамент экономического развития и торговли Ивановской области |
Основная цель Программы |
Повышение уровня развития конкурентной среды на товарных рынках и в отдельных секторах экономики Ивановской области |
Задачи Программы |
- Упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности, - сокращение административных барьеров, - ликвидация барьеров в межрегиональном товарообороте и недопущение их появления, - сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, - расширение практики заказа социальных (в том числе медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур, - развитие государственного и муниципального заказа, - развитие инфраструктуры |
Сроки и этапы реализации Программы |
2010-2012 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Правительство Ивановской области; Департамент экономического развития и торговли Ивановской области; Департамент управления имуществом Ивановской области; Департамент строительства и архитектуры Ивановской области; Департамент государственного контроля Ивановской области; Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области; Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области; Департамент здравоохранения Ивановской области; Комитет Ивановской области по транспорту; Управление по информатизации Ивановской области; Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области; Департамент образования Ивановской области; Ивановский государственный фонд поддержки малого предпринимательства; Региональная служба по тарифам Ивановской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Повышение конкурентоспособности региональной экономики, создание, техническое перевооружение и модернизация предприятий, повышение качества продукции и услуг, создание новых товаров, способов их производства и распространения |
Введение
Настоящая Программа разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р, распоряжения Правительства Ивановской области от 18.09.2009 N 273-рп "О создании рабочей группы по разработке региональной программы "Развитие конкуренции в Ивановской области" и в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, утвержденной Законом Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ.
Программа включает в себя краткую характеристику конкурентной среды, инструменты развития конкуренции, индикаторы результативности конкурентной политики, а также меры по развитию конкуренции в приоритетных отраслях.
1. Цели и задачи Программы
Реализация мероприятий региональной конкурентной политики направлена на достижение основной цели данной Программы - повышение уровня развития конкурентной среды на товарных рынках и в отдельных секторах экономики Ивановской области.
Поставленная цель Программы обуславливает необходимость решения следующих основных задач:
- упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности,
- сокращение административных барьеров,
- ликвидация барьеров в межрегиональном товарообороте и недопущение их появления,
- сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности,
- расширение практики заказа социальных (в том числе медицинских, образовательных) услуг на основе конкурсных процедур,
- развитие государственного и муниципального заказа,
- развитие инфраструктуры.
Решение указанных задач планируется за счет реализации мероприятий, направленных на:
- повышение уровня развития конкурентной среды за счет снятия инфраструктурных ограничений развития экономики;
- обеспечение доступности транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры для хозяйствующих субъектов;
- устранение необоснованных административных и экономических барьеров "вхождения" на рынок товаров и услуг на основе совершенствования региональной нормативно-правовой базы;
- формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества и повышения качества жизни;
- совершенствование использования инструментов экономического регулирования, в том числе инвестиционной политики, стратегического планирования, государственных закупок и тарифного регулирования;
- обеспечение информационной открытости деятельности органов государственной власти, контролирующих и надзорных органов в целях защиты прав и экономических интересов хозяйствующих субъектов.
2. Анализ и оценка конкурентной среды, угроз развитию конкуренции и основные меры для ее улучшения на товарных рынках и в отдельных секторах экономики Ивановской области
2.1. Рынок продукции агропромышленного комплекса
Производителями продукции сельского хозяйства в Ивановской области являются сельскохозяйственные организации, доля которых в общем объеме сельскохозяйственного производства составляет 52,2%, личные подсобные хозяйства (44,3%), крестьянские (фермерские) хозяйства (3,4%).
На долю сельского хозяйства приходится 7,7% валового регионального продукта.
Агропромышленный комплекс Ивановской области включает в себя 656 разнопрофильных предприятий, учреждений и организаций, среди которых 343 сельскохозяйственные организации различных организационно-правовых форм, 46 кредитных и потребительских кооперативов, 70 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 80 организаций производственной инфраструктуры.
Кроме коллективных сельхозорганизаций в регионе насчитывается 754 крестьянских (фермерских) хозяйства и 101,5 тысячи личных подсобных хозяйств населения.
Основными производителями зерна являются сельскохозяйственные организации, доля которых в общем объеме производства зерна составляет 90,2%. Производство картофеля и овощей сосредоточено в личных подсобных хозяйствах, которыми в 2008 году произведено этих культур 80,5% и 78,8% соответственно.
Фермерами получено 9,4% зерна, 5,8% картофеля и 1,2% овощей от общего сбора данных культур в хозяйствах всех категорий.
Сельхозорганизациями области производится 2/3 мяса и молока и 90% общего объема производства яйца. Лидером по производству мяса птицы является ОАО "Ивановский бройлер" (16,8 тыс. тонн), по производству яйца - ООО "Птицефабрика "Милана" и ОАО "Кинешемская птицефабрика" (224 млн. штук), молока и мяса - СПК им. Дзержинского и СПК ПЗ "Ленинский путь" и др. Единственным предприятием, специализирующимся на производстве овощей закрытого грунта, является ОАО "Совхоз "Тепличный" (15,6 тыс. тонн).
Лидером в производстве молочной продукции является ООО "Ивмолокопродукт" (31,6 тыс. тонн), муки - ОАО "Зернопродукт" (37,9 тыс. тонн), хлеба и хлебобулочных изделий - ООО "БКК "Риат" (13,4 тыс. тонн), ОАО "Ивановский хлебокомбинат N 3" (12,5 тыс. тонн), ОАО "Ивановохлеб" (9,3 тыс. тонн).
УФАС России по Ивановской области в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, включены следующие предприятия, функционирующие на рынке хлеба и хлебопродуктов: ОАО "Тейковский хлебокомбинат", ОАО "Фурмановский хлебокомбинат", ОАО "Вичугский хлебокомбинат", Вичугское райпо, ОАО "Юрьевецкий хлебокомбинат", потребительское общество "Ильинское", ОАО "Кинешемский хлебокомбинат", Лухское райпо, ОАО "Приволжский хлебокомбинат", ОАО "Пучежский хлебокомбинат", ОАО "Шуйский хлебокомбинат", ОАО "Южский хлебокомбинат".
ОАО "Шуйская водка" имеет долю менее 65% на рынке водки и ликероводочных изделий.
Игроки на рынке продукции агропромышленного комплекса Ивановской области конкурируют как между собой, так и с производителями и импортерами продукции, находящимися за пределами региона.
Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе в значительной степени находится под влиянием специфических особенностей отрасли, оказывающих влияние на структуру отрасли и отношения между субъектами производства.
Под влиянием климатических факторов устойчивость сельскохозяйственного производства ниже других отраслей, что обуславливает значительные колебания объемов предложения продукции на рынках.
Сезонность производства приводит к неравномерной реализации продукции в течение года, а значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко) требует ее скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок и приводит к периодическим колебаниям цен на продукты питания вне сезона. Такая ситуация позволяет розничным торговым сетям злоупотреблять своей рыночной властью и навязывать невыгодные условия поставщикам продукции. Аналогично ведут себя и предприятия - переработчики сырья, особенно имеющие доминирующее положение на рынке.
Пиковые сезонные нагрузки при производстве сельхозкультур, необходимость использования большого парка техники и оборудования, которые большую часть года простаивают, ведут к росту постоянных издержек.
Факторами, сдерживающими развитие конкуренции в секторе, являются:
- дефицит квалифицированных кадров, нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур;
- неразвитость аграрных рынков, отсутствие эффективных систем их регулирования. Цепь прямых хозяйственных связей между производителями и потребителями их продукции существует не везде. Это приводит к высокому уровню убыточных предприятий и низкому уровню рентабельности прибыльных;
- низкая платежеспособность и кредитоспособность сельхозтоваропроизводителей вследствие изъятия значительного объема финансовых ресурсов из аграрного сектора через систему цен;
- сложности с оформлением земель сельскохозяйственного назначения в связи с длительностью и высокой стоимостью проведения землеустроительных работ и постановки на кадастровый учет земельных участков.
Основные препятствия на пути вхождения в АПК новых хозяйствующих субъектов:
высокие затраты на техническое оснащение производства;
трудности в отведении земельных участков, предоставлении в аренду сельскохозяйственной техники, сооружений;
отсутствие развитой инфраструктуры, слабое развитие дорожной инфраструктуры, особенно дорог районного значения;
недостаточное поголовье племенного скота, способного обеспечить восстановление и рост поголовья;
сложности в получении кредитов малыми сельскохозяйственными организациями.
Направления, способствующие развитию конкуренции в АПК:
развитие системы сельскохозяйственных рынков, сельскохозяйственных кооперативных рынков, оптово-розничных продовольственных рынков и защита интересов производителей на этих рынках путем свободного предоставления торговых мест и ограничения присутствия на них посредников;
развитие системы ярмарочной торговли, в том числе "ярмарок выходного дня" на территории региона и за его пределами;
организация торговли прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению на рынках и в местах "шаговой доступности" в городах с целью расширения рынков сбыта и обеспечения населения Ивановской области качественными продуктами по более низким ценам;
развитие системы информационно-консультационного обслуживания товаропроизводителей с целью повышения уровня информированности всех субъектов АПК, использование научных разработок, а также проведение обучения и переподготовки по наиболее востребованным программам;
оказание поддержки развитию машинно-технологических станций, что позволит хозяйствующим субъектам вести бизнес в сельскохозяйственном производстве;
поддержка системы кредитования малых форм хозяйствования на селе;
государственная поддержка сельскохозяйственного производства.
Основным барьером входа на рынок хлеба и хлебобулочных изделий новых организаций является неразвитость рыночной инфраструктуры, особенно при снабжении хлебом отдаленных населенных пунктов Ивановской области.
Основными барьерами входа на рынок молочной и мясной продукции являются:
значительный объем первоначальных инвестиций для организации производства либо проведения реконструкции действующих;
низкая рентабельность, особенно для малых предприятий;
высокие затраты на приобретение или восстановление поголовья сельскохозяйственных животных;
угроза инфекционных заболеваний и падежа скота и птицы.
Для развития конкуренции на рынке мясной и молочной продукции первоначально необходимо восстановить поголовье сельскохозяйственных животных, что в современных условиях без соответствующей государственной поддержки практически невозможно; проводить масштабные профилактические и ветеринарные мероприятия.
2.2. Строительный рынок
Производство строительных материалов в Ивановской области развито в меньшей степени, чем в соседних Владимирской, Ярославской областях. Производство прочих неметаллических минеральных продуктов (производство строительных материалов) занимает 2,3% от всего объема произведенной промышленной продукции и 3,1% от объема обрабатывающих производств. Соответственно, в структуре обрабатывающих производств следующих регионов производство строительных материалов занимает: во Владимирской области - 10,4%, в Ярославской - 4,1%.
Практически все производство строительных материалов сосредоточено в г. Иванове, где крупнейшими производителями являются ЗАО "Ивановский силикатный завод" (производство кирпича), ООО "Иваново-Керамика" (керамические изделия), ОАО "ИСМА" (абразивный инструмент и абразивные материалы), ООО "Верхневолжский металлический центр" (металлический строительный профиль), ООО "Сигма-М" (сборные металлоконструкции), ООО "Завод гипсобетонных прокатных перегородок" (стеновые материалы).
Строительный комплекс Ивановской области объединяет свыше 1200 строительных, проектно-изыскательских организаций и предприятий промышленности строительных материалов. Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" из года в год неуклонно растет.
Общий объем жилищного строительства на территории Ивановской области в 2008 году составил 170,2 тыс. кв. м, что на 20,3% превысило показатель 2007 года. В том числе предприятиями и организациями всех форм собственности введено в эксплуатацию 117,5 тыс. кв. м жилья, населением за свой счет и с помощью кредитов введено 53,56 тыс. кв. м.
Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного жилья составила 31,7%.
В 2009 году в Ивановской области, несмотря на кризисные явления в экономике, было введено 181,9 тыс. кв. м жилья, доля индивидуального жилищного строительства - 63,16 тыс. кв. м, что на 106% выше показателя 2008 года.
В 2009 году ввод жилья в многоквартирных домах был осуществлен крупными застройщиками в следующих пропорциях:
ООО "ИвановоОстИнвест" - 16,232 тыс. кв. м - 13,16%;
ЗАО "ВВИСК" - 10,856 тыс. кв. м - 8,8%;
ООО "Олимп Строй" - 9,746 тыс. кв. м - 7,9%;
ООО "Славянский дом и Ко" - 8,343 тыс. кв. м - 6,77%;
ООО ИСК "Ивановострой" - 8,159 тыс. кв. м - 6,6%;
ОАО "ЖКХ-Инвест" - 7,164 тыс. кв. м - 5,8%;
ООО "Мегастрой-2" - 7,02 тыс. кв. м - 5,7%;
ЖСК "Содружество" - 6,577 тыс. кв. м - 5,3% и т.д.
Конкурентную среду на рынке подрядных работ в регионе можно условно разделить на несколько уровней.
Первый уровень представлен строительными организациями, которые совмещают в себе функции заказчика, генподрядчика, а иногда и инвестора. Такие организации конкурируют на рынке строительных услуг только с аналогичными крупными предприятиями, поскольку борьба на подрядных торгах ведется за пользование земельным участком, а не за получение заказа на выполнение подрядных работ.
На втором уровне между собой конкурируют строительные организации, специализирующиеся на генеральных подрядах. Они борются за возможность реализации функций по управлению проектами, а также за право выполнения подрядных работ на производственных и непроизводственных объектах.
На третьем уровне конкурируют подрядчики за отдельные контракты по производству специализированных работ на строительной площадке собственными силами на условиях субподряда. Для данной ситуации характерна все возрастающая конкуренция в строительных конкурсах, в том числе значительное увеличение количества участников по государственным и муниципальным заказам.
В этих условиях в строительной отрасли преобладает ценовая конкуренция. Чтобы ее выдержать, строительным компаниям необходимо идти по пути уменьшения издержек производства готовой продукции, снижать объем непрофильных активов, находящихся на балансе предприятий.
Негативно влияет на деятельность строительных предприятий рост цен на топливо и электроэнергию, который ведет к росту себестоимости и снижению конкурентоспособности предприятия.
Снижение затрат на производство строительной продукции является одним из важнейших факторов, влияющих на ее стоимость, а следовательно, и на конкурентоспособность как самой продукции, так и предприятия в целом.
Существует ряд проблем по улучшению конкурентных позиций предприятий отрасли на строительном рынке.
Это обеспечение отрасли строительными материалами. Ощущается отсутствие производств строительных конструкций, изделий и материалов: полностью отсутствует производство широко используемых сегодня в строительстве гипсоволокнистых и гипсокартонных листов, ориентированно-стружечных плит, всех видов мягких кровельных материалов, материалов для внутренней и наружной отделки зданий, предметов домоустройства, напольных покрытий. В результате данные материалы ввозятся из других субъектов по более высоким ценам, что ведет к удорожанию строительно-монтажных работ.
Строительство из дерева позволяет снизить себестоимость жилья и сократить в разы сроки строительства. Для увеличения объемов деревянного домостроения необходимо в районах области запустить ряд мощностей по производству изделий из древесины.
Качество и цена продукции, работ и услуг строительного комплекса области является основной составляющей конкурентной борьбы.
С 1 января 2010 года в качестве одного из методов контроля вместо лицензирования вводится саморегулирование строительных организаций. Вступление в силу главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации может ограничить конкуренцию на рынке строительных услуг. А именно:
организация, которая является одновременно строителем, проектировщиком и изыскателем, должна входить сразу в 3 саморегулируемые организации, что требует больших затрат, вследствие этого она отказывается от какого-либо вида выполняемых работ, что приведет к уменьшению конкуренции;
- малые организации будут иметь равный доступ в саморегулируемые организации, однако должны будут нести бремя и по членским взносам, и по формированию компенсационного фонда, что является значительным барьером при вхождении в отрасль.
Возможно, для этого им придется объединяться либо присоединяться к более крупным игрокам, что приведет к уменьшению конкуренции.
Предприятия-застройщики испытывают значительные сложности при подготовке, согласованиях и проведении экспертизы соответствующей документации, в результате чего возникают непроизводительные затраты еще до начала строительства объектов. В этих условиях необходимо доведение до потенциальных инвесторов нормативов градостроительного проектирования для снижения данных затрат и сокращения сроков согласования исходно-разрешительной документации.
Период спада производства в отрасли привел к снижению качества трудового потенциала, уходу профессиональных кадров в другие сферы деятельности. Объемы строительства, новые требования к качеству производимых работ, обновление предприятий строительного комплекса требуют притока квалифицированных кадров, в том числе ликвидации сложившегося дефицита специалистов-градостроителей.
На рынке первичного жилья действуют хозяйствующие субъекты -застройщики (инвесторы, соинвесторы), обеспечивающие строительство и реализацию вновь возводимой жилой недвижимости, получившие разрешение на строительство объекта жилой недвижимости различных форм собственности. Часть жилья возводится в рамках целевых федеральных и региональных программ, часть - на основе долевого финансирования для сотрудников предприятий-дольщиков, а также долевого участия граждан.
В условиях уменьшения объемов работ по строительству и снижения спроса на жилье степень выживания строительных организаций напрямую зависит от их конкурентоспособности.
Ключевыми факторами, препятствующими развитию здоровой конкурентной среды в данной сфере, являются:
1) длительные сроки организации производства, а также административные барьеры, к которым относятся:
- искусственно создаваемые препятствия при получении земельных участков под строительство многоквартирных домов;
- рассмотрение представленной документации, заявок на оформление, а также согласование и выдача технических условий на подключение к инженерным сетям с затягиванием сроков и выдача технических условий эксплуатирующими организациями и органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области с учетом ремонта (перекладки) существующих сетей в размерах, несоизмеримых с объемами по основному объекту (жилому дому);
2) экономические ограничения реализации вновь возводимой жилой недвижимости характеризуются затратами, которые несет хозяйствующий субъект при освоении и осуществлении строительной деятельности, в частности:
- при получении разрешения на строительство объектов жилой недвижимости;
- при получении технических условий на подключение к городским сетям инженерной инфраструктуры и завышенная плата на присоединение к ним;
3) дефицит квалифицированных кадров, специалистов-градостроителей;
4) отсутствие земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, предназначенных для комплексной жилой застройки;
5) рост цен на топливо и электроэнергию, который ведет к росту себестоимости и снижению конкурентоспособности организаций.
Развитие конкуренции на рынке вновь возводимой жилой недвижимости будет способствовать снижению стоимости квадратного метра жилья, повышению доступности жилья для населения, росту качества строящихся объектов.
2.3. Рынок потребительских товаров и услуг
Потребительский рынок является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения Ивановской области и представлен как объединение следующих элементов: оптовая и розничная торговля, индустрия гостеприимства (ресторанно-гостиничный бизнес и туризм), бытовое обслуживание населения, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов.
Анализ основных показателей потребительского рынка товаров и услуг Ивановской области за период с 2000 по 2008 гг. показывает высокую инвестиционную привлекательность и положительную динамику развития данного рынка.
В структуре товарооборота потребительского рынка Ивановской области доля оборота розничной торговли занимает более 50%.
Тенденции роста товарооборота в сфере розничной торговли в последние 3 года достаточно устойчивы.
Рост розничного товарооборота в Ивановской области в 2006 году составил 127,9%, в 2007 году - 117,9%, в 2008 году - 133,9%.
Изменение общеэкономической ситуации в мире и в стране не могло не отразиться на рынке товаров и услуг. В 2009 году на потребительском рынке Ивановской области отмечалось заметное падение спроса на товары и услуги.
Оборот розничной торговли в 2009 году в Ивановской области составил 59,1 млрд. руб. Темпы роста товарооборота уменьшились по сравнению с предыдущими годами. Индекс физического объема оборота розничной торговли в 2009 году составил 92,0% к 2008 году.
Тем не менее на фоне снижения покупательского спроса и изменения потребительских предпочтений рынок товаров и услуг продолжает оставаться достаточно стабильным. Предложение товаров соответствует спросу, а товарная насыщенность - платежеспособности населения.
Одним из главных показателей, характеризующих уровень жизни населения, является среднедушевой оборот розничной торговли. Здесь Ивановская область значительно отстает от других регионов России. Годовой объем розничных продаж на душу населения по итогам 2006 года составил 26,9 тыс. руб., в 2007 году - 35,0 тыс. руб., в 2008 году - 53,8 тыс. руб., в 2009 году - 55,3 тыс. руб. в действующих ценах.
На территории Ивановской области по состоянию на 1 января 2010 года действует 4460 магазинов, из них 43% - непродовольственных, 35% -продовольственных, остальные - со смешанным ассортиментом. По сравнению с 2008 годом общая численность магазинов выросла на 3%.
Торговых площадей в Ивановской области - 560 тыс. кв. м. Обеспеченность торговыми площадями по состоянию на 1 января 2010 года в Ивановской области - 525 кв. м на 1000 жителей. По сравнению с 2007 годом этот показатель увеличился на 23%.
На первом месте по обеспеченности населения торговыми площадями областной центр: 849 кв. м на 1000 жителей.
На территории области осуществляют деятельность как предприятия федеральных сетевых компаний ("Метро Кэш энд Кэрри", "Реал", "Магнит", "Копейка" и др.), так и региональные сетевые компании ("Риат", "Зебра", "Купец" и др.), а также торговые объекты других форматов, среди которых наибольший удельный вес занимают предприятия "шаговой доступности".
Прирост сети магазинов розничной торговли в области за последние 3 года незначителен. Наряду с открытием новых магазинов происходит закрытие отдельных объектов розничной торговли или их перепрофилирование. Это говорит о том, что рынок торговли стабилизировался и пришел в определенное равновесие.
На территории Ивановской области наблюдается диспропорция в размещении объектов розничной торговли. Из общего числа магазинов 42% расположено в областном центре, а всего в городских округах работает почти 60% от общего числа магазинов, действующих на территории Ивановской области.
В отдельных муниципальных районах стационарные объекты розничной торговли действуют лишь в 20 - 25% сельских населенных пунктах. В большинстве муниципальных районов области более половины населенных пунктов обслуживаются посредством выездной торговли, а около 600 населенных пунктов Ивановской области с постоянно проживающим населением не имеют объектов стационарной розничной торговли и не охвачены выездной торговлей.
В муниципальных образованиях рынки замещают недостаток торговых площадей, где по причине отсутствия постоянного спроса невыгодно организовывать стационарную торговлю многими видами товаров.
В розничном товарообороте Ивановской области рыночная торговля занимает значительную долю, несмотря на то что товарооборот рынков за последние несколько лет динамично снижается.
Продажа товаров на розничных рынках области в период с 2006 по 2008 год ежегодно уменьшалась на 1,6 - 1,9%, а в 2009 году - на 2,6% в сравнении с 2008 годом.
По состоянию на 1 января 2010 года на территории области функционирует 18 розничных рынков (14 универсальных, 1 сельскохозяйственный, 3 специализированных) общей площадью 67368 кв. м и количеством торговых мест 6614; насчитывается 46 ярмарок. Общая площадь ярмарок составляет более 80 тыс. кв. м, на которой размещается около 5 тысяч торговых мест. В целях обеспечения потребности населения на ярмарках осуществляется продажа широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе товаров местных товаропроизводителей, а также продукции, произведенной и выращенной на личных подворьях.
В 2009 году в целом по области введен в строй 141 новый торговый объект площадью 68,8 тыс. кв. м. В перспективе на 2010 - 2012 годы - строительство еще 80 предприятий торговли, их предполагаемая площадь - 130 тыс. кв. м.
В плане перспективного развития розничных рынков предусматривается строительство 10 новых объектов на территории 9 муниципальных образований.
В целом в Ивановской области сложилась благоприятная среда для развития конкуренции в сфере розничной торговли. В то же время необходимо отметить, что подавляющее количество организаций, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, сосредоточено в областном центре. Существует проблема низкой заинтересованности предпринимателей в создании объектов розничной торговли в сельских поселениях и отдельных муниципальных образованиях.
Основу современных рисков в сфере торговли и услуг образуют следующие факторы:
- ограничение платежеспособного спроса ряда категорий населения невысоким средним уровнем доходов;
- существенная дифференциация величины денежных доходов у населения области в разрезе муниципальных образований;
- отсутствие развитой транспортной инфраструктуры в отдельных муниципальных образованиях, в особенности в сельской местности.
Важным элементом структуры потребительского рынка является индустрия гостеприимства, которая в Ивановской области активно развивается. В современной экономической практике под сферой гостеприимства следует понимать индустрию туризма (туроператоры и турагенты) и инфраструктуру отраслей (общественное питание, размещение, культура и искусство, спорт), занятых обслуживанием туристского продукта, его распространением и созданием необходимых условий для экономико-технологических межотраслевых связей (отношений).
В период 2005 - 2008 гг. отмечается тенденция роста числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц и предприятий общественного питания. Появились такие гостиницы, как "Союз", "Шереметев Парк-Отель", "Орион", "Онегин"; в плане реконструкции - гостиницы "Центральная", "Советская", "Иваново". К новым объектам общественного питания относятся пивной клуб "Эль", "Кафе N 1", синема-кафе "515", вискарня "Старый Джек", "Бродвей Пицца", "Кофе Бин", "Макдональдс".
Очевидно, что гостиничный бизнес находится в прямой зависимости от развития туристического бизнеса.
Туристическую инфраструктуру области представляют 95 туристических фирм, около 70 средств размещения туристов (санатории, пансионаты, базы отдыха, турбазы, профилактории), а также множество объектов размещения для приема охотников, рыболовов в общей сложности на 5 тыс. мест.
Рост внутреннего туризма в 2009 году составил порядка 9%. Объем туристических услуг - около 900 млн. руб.
Общее количество туристов, обслуженных турфирмами Ивановской области, - 800000. Из них 779400 - российские туристы, 20600 -иностранные туристы (включая туристов из стран СНГ).
Наиболее востребованными на территории Ивановской области являются отдых и лечение в санаториях им. Станко, "Оболсуново", "Решма", "Зеленый городок", "Актер - Плес", пансионаты с лечением "Чайка", "Плес".
Ключевыми факторами, сдерживающими развитие конкуренции в туристско-рекреационном секторе, являются следующие:
- неразвитость необходимой инфраструктуры (гостиничной, транспортной, социальной);
- наличие административных барьеров, связанных с получением разрешительной документации на эксплуатацию объектов культурного наследия;
- дефицит кадров необходимой квалификации.
2.4. Энергетический рынок
Топливно-энергетическое хозяйство области - это один из основных элементов экономики, являющихся основной базой ее развития. Через него переплетаются интересы всех хозяйствующих субъектов.
Ивановская область в силу ее физико-географического положения не располагает значительными запасами природных энергетических ресурсов и является энергодефицитной. В этой связи для эффективной работы энергетики области максимально большое значение имеет выявление тенденций и диспропорций в ее развитии, установление равновесия между спросом и предложением на энергоресурсы от производства (добычи) до их потребления, прогнозирование расходов местных и областного бюджетов на оплату потребностей объектов социальной сферы в топливе и энергии.
Основой формирования топливных ресурсов области является их ввоз из других регионов России (природный газ, мазут, уголь). Доля добычи местного природного топлива - торфа и дров - составляет 0,24% от общего количества первичных ресурсов, что обуславливает энергетическую зависимость региона от ввоза топлива.
На территории Ивановской области функционирует 52 предприятия, участвующих в процессе передачи электрической энергии. При этом УФАС России по Ивановской области в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, включены:
- 21 предприятие, действующее в сфере передачи и распределения электроэнергии;
- 18 предприятий, действующих в сфере передачи электрической энергии;
- 1 предприятие, реализующее электроэнергию субъектам оптового рынка;
- 1 предприятие, оказывающее услуги по передаче электрической энергии.
Долю более 50% в сфере купли-продажи (поставок) электрической энергии имеют следующие предприятия:
- ОАО "Ивановская энергосбытовая компания" (границы рынка: административные границы Ивановской области, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности других гарантирующих поставщиков Ивановской области, не являющихся участниками оптового рынка электрической энергии);
- ООО "Энергосетевая компания" (границы рынка: Ивановская область (границы балансовой принадлежности электрических сетей сетевых организаций, к сетям которых присоединены потребители ООО "Энергосетевая компания"));
- ОАО "Энергосбыт" (границы рынка: г. Иваново (границы балансовой принадлежности электрических сетей МУП "Ивановская городская электрическая сеть")).
Коммунальная энергетика Ивановской области представлена 6 предприятиями: МУП "Ивгорэлектросеть", ОАО "Кинешемская горэлектросеть", ОАО "Вичугская горэлектросеть", ОАО "Тейковские городские электрические сети", ОАО "Юрьевецкие электрические сети" и ООО "БизнесПроект".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 уже утверждены и действуют:
- Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;
- Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг;
- Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг;
- Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Постановлением Правительства Российской Федерации приняты стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.
Развитие конкуренции в сфере производства и распределения электроэнергии на территории Ивановской области возможно лишь при неукоснительном исполнении правил всеми участниками энергетического сегмента.
Ограничениями конкуренции в данном сегменте выступают:
- длительные процедуры, а также высокие цены на подключение к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения являются серьезным препятствием для ведения бизнеса. Стоимость подключения к электросетям в Ивановской области хотя и не самая высокая по ЦФО, но все равно является сдерживающим фактором развития бизнеса;
- несогласованность планов строительства новых объектов энергетической инфраструктуры по срокам, направлениям, техническим решениям и стоимости с планами развития объектов потребления приводит к удорожанию подключения и, следовательно, инвестиционных проектов по развитию новых предприятий, снижая их конкурентоспособность;
- непропорционально высокая нагрузка финансирования строительства мощностей для новых потребителей (в виде платы за подключение) по сравнению с действующими потребителями (в виде инвестиционной составляющей в плате за передачу электроэнергии) ограничивает конкуренцию на товарных рынках;
- непрозрачность формирования инвестиционных программ по объектам, очередности их строительства, стоимости, а также закрытость информации об объеме свободных мощностей для подключения приводят к неэффективным решениям и создают условия для коррупции сотрудников субъектов естественных монополий.
2.5. Рынок продукции сферы информационно-коммуникационных технологий и связи
Ивановская область относится к числу регионов с высокоразвитой системой связи. Это объясняется близостью центра к столичному региону (историческому узлу связи), а также рельефным строением области, которое не препятствует прокладке и поддержанию коммуникаций. В настоящее время объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационные каналы, удваивается каждые 2-3 года.
Основные виды деятельности: предоставление жителям области услуг местной, междугородной и международной телефонной связи, услуг проводного радиовещания и трансляции телевизионных программ по сети кабельного телевидения.
Основу телефонной сети общего пользования области составляет ОАО Верхневолжский филиал "Центртелеком" - крупнейший оператор электросвязи в Иванове и Ивановской области, доля которого на рынке услуг городской и сельской телефонной связи, междугородной телефонной связи, телеграфной и радиосвязи, Интернета, а также на рынке услуг радиотелефонной связи в диапазоне частот 828-831 МГц и 873-876 МГц на основе технологии с кодовым разделением каналов CDMA составляет свыше 65%.
Услуги сотовой радиотелефонной связи в диапазоне 450 МГц (стандарт NMT - 450) предоставляются в основном ОАО "Яртелеком".
Услуги почтовой связи - ФГУП "Почта России".
На рынке услуг сотовой подвижной связи стандарта GSM ключевыми игроками являются ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом-Регион".
Одним из активно развивающихся сегментов рынка телекоммуникационных услуг является рынок обеспечения выхода в Интернет. В настоящее время областной центр и все районные центры Ивановской области имеют подключение к оптоволоконным линиям связи.
Операторы сотовой подвижной связи (ОАО "Мегафон", ОАО "МТС", ОАО "ВымпелКом-Регион") с января 2010 года внедряют на территории Ивановской области услуги беспроводного Интернета в формате 3G. Это позволяет решить проблемы отдаленных населенных пунктов области по подключению к Интернету и создает конкурентную среду на данном сегменте рынка телекоммуникационных услуг.
Основным оператором, обеспечивающим трансляцию 6 телевизионных программ на территории области, является "Ивановская государственная и радиовещательная компания" (ГТРК Иваново-ТВ (Ивтелерадио)). Дополнительно по территории области осуществляется трансляция 3 местных телерадиокомпаний.
ООО "Телерадиокомпания "Интер ТВ" занимает доминирующее положение на рынке услуг телевизионного вещания с использованием систем типа MMDS.
ЗАО НПО "Консультант" занимает более 65% рынка услуг по установке и обслуживанию информационно-правовых систем.
На основании вышеизложенного можно констатировать, что уровень развития конкурентной среды в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи является недостаточным и характеризуется наличием нескольких игроков, занимающих доминирующее положение в своих сегментах.
К факторам, препятствующим развитию конкуренции в данном секторе, относятся:
- монополистическая конкуренция на некоторых сегментах рынка услуг электросвязи;
- низкий уровень внимания и созидательного участия органов местного самоуправления к развитию на их территориях операторов почтовой и электросвязи;
- отсутствие адекватного представления, в том числе и у представителей органов государственной власти и местного самоуправления, о границах данного рынка, динамике его развития;
- недостаточно высокий уровень платежеспособного спроса на ИКТ продукты и услуги (прежде всего это относится к услугам по предоставлению доступа в Интернет и спутникового телевизионного вещания), невысокий уровень инвестиций в нематериальные активы;
- отсутствие альтернативных точек присоединения для операторов проводной связи;
- низкое влияние государственного и муниципального заказа на уровень конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий.
2.6. Рынок транспортных услуг
Ивановская область связана с другими субъектами Российской Федерации всеми имеющимися видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и трубопроводным.
Особенности сложившейся транспортной инфраструктуры области и ее использования определяются ее положением в Центральном федеральном округе и обусловлены как неравномерностью хозяйственного развития территории, так и снижением интенсивности грузо- и пассажироперевозок.
При общей достаточно развитой транспортной инфраструктуре области внешние транспортные связи осуществляются в основном по железной и автомобильным дорогам.
ОАО "РЖД" занимает свыше 65% в сфере деятельности магистрального железнодорожного транспорта. В сфере промышленного железнодорожного транспорта доминирующее положение занимают ОАО "Ивановское предприятие промышленного железнодорожного транспорта N 1", ОАО "Промышленный железнодорожный транспорт N 2", Владимирское ОАО "Промжелдортранс".
Более 65% на рынке услуг автовокзалов и пассажирских автостанций занимают следующие предприятия:
- ОАО "Ивановское производственное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" (географические границы рынка охватывают г. Кинешму, Кинешемский район, г. Вичугу, Вичугский район, Верхнеландеховский район, Палехский район, Лежневский район, Комсомольский район, Фурмановский район, Родниковский район, г. Плес, г. Иваново, п. Вознесенское, п. Колобово);
- ОГУП "Вичугское пассажирское автотранспортное предприятие" (п. Лух, Лухский район);
- Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие п. Савино (п. Савино, Савинский район (за исключением п. Вознесенское));
- ОАО "Автомобилист" (г. Южа, Южский район).
Необходимо отметить, что сегодня наблюдается высокая концентрация транспортных услуг на локальных рынках (в муниципальных образованиях). Прежде всего это касается транспортных пассажирских перевозок. Как правило, перевозчик занимает доминирующее положение по перевозкам на внутренних муниципальных дорогах. Иная ситуация в городах Иваново, Кинешма, Шуя. Здесь рынок демонополизирован, за исключением сегмента троллейбусного транспорта (доминирующее положение МУП "Ивановский пассажирский транспорт").
Основными факторами, влияющими на развитие конкуренции в сфере транспорта, являются:
- отсутствие персонифицированного учета пассажиропоездок, что не позволяет оценить корректность расчетных тарифов на транспортные услуги;
- отсутствие стандарта транспортной доступности для населения;
- наличие перекрестного субсидирования по отдельным маршрутам;
- отсутствие эффективной системы оценки затрат транспортных предприятий;
- большая протяженность дорог, не соответствующих нормативным требованиям;
- сверхнормативная загруженность автомобильных дорог в областном центре;
- отсутствие мультимодальных логистических центров.
2.7. Рынок здравоохранения и сфера торговли фармацевтической и медицинской продукцией
По данным на начало 2008 года, в области действовали 85 учреждений здравоохранения, в т.ч. 68 лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), из них 15 - областного подчинения, 53 - муниципального подчинения.
Общее число круглосуточных коек составляет 10910. В последние годы число коек в областных и муниципальных ЛПУ ежегодно сокращалось, за последние 3 года на 5,9%.
Обеспеченность населения койками в 2006 году составляла 105 на 10 тыс. населения, на начало 2008 года- 101,1.
Основными факторами, препятствующими развитию конкуренции на рынке медицинских услуг, являются:
- недостаточная и неравномерная технологическая оснащенность медицинских учреждений. Такая асимметрия технологической оснащенности ставит заведомо в неравные конкурентные условия различные медицинские учреждения;
- финансовое обеспечение медицинских услуг в составе государственного заказа находится ниже уровня федеральных медицинских стандартов. Однако необходимо иметь в виду, что переход на такие стандарты "неподъемен" для региональных и местных бюджетов, так как эти финансовые нормы кратно выше существующих. В регионе осуществляется внедрение медико-экономических стандартов;
- ограничения для отрасли здравоохранения, определенные Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". В настоящее время создание автономного учреждения невозможно произвести на базе существующих медицинских учреждений;
- в системе федеральных индикаторов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти используются параметры, не способствующие развитию конкуренции. В качестве примера можно привести оценку деятельности по койко-местам и времени пребывания на них;
- низкие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи (дефицит программы государственных гарантий) приводят к низкой заинтересованности учреждений частной системы здравоохранения в участии в реализации территориальной программы государственных гарантий. Этому же способствует финансирование лечебных учреждений в рамках программы обязательного медицинского страхования не по всем статьям сметы (тарифы ОМС включают 5 статей);
- недостаточно развит сектор малого бизнеса в здравоохранении.
Сфера торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является динамично развивающимся сектором экономики области. Во многом это обусловлено растущим спросом на лекарственные средства и инвестиционной привлекательностью данного вида деятельности.
Концентрация населения и платежеспособного спроса в крупных городах и прилегающих к ним населенных пунктах приводит к неравномерному размещению аптечных учреждений на территории региона. Это в свою очередь влечет за собой неравномерный уровень конкуренции на различных по численности населения рынках.
В области имеются муниципальные образования, где действует только один хозяйствующий субъект, осуществляющий фармацевтическую деятельность. Это обусловлено низкой численностью и невысоким уровнем платежеспособности населения.
Процессы развития конкуренции на рынке фармацевтической и медицинской продукции в существенной степени сдерживаются следующими факторами:
- сложность и длительность процесса регистрации юридического лица и получения разрешительной документации, регламентирующей его деятельность;
- для государственных и муниципальных аптечных учреждений, в том числе участвующих в программе дополнительного лекарственного обеспечения, низкая оплата услуг по программе дополнительного лекарственного обеспечения, недостаток оборотных средств, низкая рентабельность в связи с высокими издержками на выполнение социальных функций (производство лекарственных препаратов, отпуск по льготным ценам и пр.).
2.8. Рынок образовательных услуг
По данным на начало 2010 года, в Ивановской области действует 457 образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, из них муниципальных детских садов - 369, учреждений "начальная школа - детский сад" - 12, основных школ, имеющих в своей структуре дошкольные группы, - 70. Кроме того, в области функционирует 6 негосударственных детских садов.
В настоящее время в связи с отсутствием контингента детей дошкольного возраста в сельской местности либо удаленности их проживания от учреждений, реализующих программы дошкольного образования, в отдельных муниципальных районах наблюдается сокращение сети дошкольных образовательных учреждений (Вичугский, Тейковский, Шуйский, Палехский районы) как элемента инфраструктуры. Данная ситуация обусловлена также недостаточностью финансирования дошкольного образования. В городских условиях по-прежнему остается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, длительные очереди родителей, переполненность групп.
В 2009 - 2010 учебном году в области работает 310 общеобразовательных учреждений: 10 вечерних школ, 10 негосударственных учреждений, 290 дневных школ, в том числе 206 средних, 61 основных, 23 начальных. В области 78 школ являются малокомплектными. Вместе с тем полнокомплектная школа в значительной степени облегчает социализацию личности, способствует развитию школьного самоуправления, расширяет возможности реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Приоритетный национальный проект "Образование" стал катализатором инновационного развития сферы образования Ивановской области. Положительные результаты позволили Ивановской области в 2007 году войти в число субъектов, победителей конкурса региональных комплексных проектов модернизации образования.
Приоритетный национальный проект "Образование" оказал позитивное влияние на изменения в содержании образования, на использование современных педагогических технологий, на уровень профессиональной компетентности педагогов, существенное укрепление материальной базы образовательных учреждений.
Поставка школьных автобусов позволила решить проблему подвоза школьников, сделать более доступным качественное образование и улучшить условия обучения 4,5 тысячи учащихся области, большая часть из которых старшеклассники. Для организации подвоза школьников задействовано 138 школьных автобусов.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" 97 школ области получили государственную поддержку на реализацию инновационных программ развития.
С целью качественного улучшения условий обучения создана сеть из 70 базовых школ, 90% из них являются победителями конкурса приоритетного национального проекта "Образование".
Школы-победители стали социокультурными и ресурсными центрами муниципалитетов, опорными и экспериментальными площадками по внедрению новых педагогических технологий и инноваций, на их базе проводятся повышение квалификации и обмен опытом работы муниципальных учреждений образования.
В указанных учреждениях приняты новые локальные акты, обеспечивающие инновационную деятельность, государственно-общественное участие в управлении образованием, 80% педагогов применяют ИКТ, руководители учреждений прошли профессиональную переподготовку по специальности "Менеджмент в образовании".
Кроме того, в указанных учреждениях достигнуты высокие результаты ЕГЭ, итоговой аттестации учащихся основной школы и уровня результативности участия школьников и педагогов в конкурсных мероприятиях разного уровня, в том числе и международного;
- активизировалась научно-исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность учащихся;
- детям предоставляется возможность обучения по индивидуальным планам, значительно расширен спектр элективных курсов в профильных и предпрофильных классах;
- созданы условия для внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, в том числе с использованием телемедицины;
- проводятся публичные отчеты о деятельности школ с участием родительской общественности, школы публикуют свои отчеты в СМИ и в сети Интернет;
- используются современное учебное оборудование и информационные технологии.
Значительно повысился процент удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образовательных услуг в этих инновационных и базовых школах. Эти школы являются наиболее привлекательными для учащихся и родителей. Государственная поддержка этих учреждений способствует развитию конкурентной среды в системе образования.
Основной целью развития конкуренции в сфере образования является увеличение числа образовательных учреждений, способных предоставить качественные образовательные услуги независимо от места проживания их потребителей.
Ключевым фактором, препятствующим развитию конкуренции на рынке образовательных услуг, является отсутствие комплекса мер по повышению экономической и юридической самостоятельности учреждений образования.
Обстоятельствами, сдерживающими развитие конкуренции в сфере образования, являются:
- невозможность предоставления учащимся необходимого набора качественных образовательных услуг в школах, расположенных в сельской местности, в связи с неблагоприятной демографической ситуацией и ограниченными кадровыми ресурсами;
- низкая скорость каналов доступа к сети Интернет в муниципальных районах области, медленное обновление компьютерной техники в сельских малокомплектных школах, что не позволяет обеспечить предоставление образовательных услуг в дистанционной форме на современном уровне (включение в учебный процесс, возможность создания интер-классов, а не только индивидуальное обучение).
В 2009 году система начального профессионального образования (далее - НПО) на территории области была представлена 22 областными учреждениями, в том числе 7 из них предоставляли образовательные услуги как базового, так и повышенного уровня; 3 федеральными учреждениями, в том числе 2 предоставляли образовательные услуги как базового, так и повышенного уровня, и 1 учреждением в составе вуза (профессиональный лицей Ивановского архитектурно-строительного университета), предоставляющим образовательные услуги как базового, так и повышенного уровня.
В целях обеспечения доступности и открытости информации о предоставляемых образовательных услугах все образовательные учреждения имеют регулярно обновляемые сайты в Интернете.
Сложившаяся структура образовательных учреждений предоставляет населению доступное право выбора образовательных программ и получения начального профессионального образования как на базе 9, так и на базе 11 классов по 52 профессиям 13 отраслей экономики. На основе отраслевого принципа подготовки рабочих кадров создано 4 учебно-производственных комплекса: легкой промышленности; 2 - металлообработки; торговли, общественного питания, сферы обслуживания на базе профессиональных училищ и лицеев. Проведенная работа позволяет в 2010 году расширить профиль подготовки рабочих кадров по наиболее востребованным на региональном рынке труда профессиям: "сварщик", "мастер отделочных строительных работ", "мастер общестроительных работ", "слесарь".
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в 2009 году в профессиональном училище N 18 г.Вичуги создана высокотехнологичная образовательная база по профилю металлообработки. Учреждение станет региональным ресурсным центром по внедрению современных образовательных технологий, повышению квалификации и профессиональной переподготовке, экспериментальной площадкой для отработки инновационных подходов к подготовке высококвалифицированных кадров.
Учреждения НПО ежегодно принимают на обучение 23% выпускников 9 классов и 5% выпускников 11 классов общеобразовательных школ. Формирование плановых показателей приема в учреждения начального и среднего профессионального образования проводится по согласованию с представителями работодателей и службы занятости населения.
Прием в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основании заявлений учащихся, не допускается конкурсный отбор.
С 2009 года в начальном профессиональном образовании начата подготовка по новой профессии "мастер сухого строительства", в т.г. будет начат набор по профессии "фрезеровщик".
Структуру среднего профессионального образования представляют 30 учреждений (включая филиалы вузов и колледжей), в том числе 9 областных, 18 федеральных и 3 негосударственных учреждения. Система среднего профессионального образования предоставляет населению возможность получения образования по 72 специальностям 15 направлений экономики.
В целях повышения конкурентоспособности выпускников учреждений СПО, с учетом запросов рынка труда открыты новые специальности среднего профессионального образования: "туризм", "организация обслуживания в сфере сервиса", "гостиничный сервис", "организация обслуживания в общественном питании".
В образовательном процессе широко используются современное учебное оборудование и информационно-коммуникационные технологии.
Государственная поддержка учреждений наряду с правом привлечения внебюджетных средств способствует развитию конкурентной среды в системе профобразования.
Фактором, повышающим доступность услуг в сфере начального и среднего профессионального образования, является начатая в области поэтапная работа по переходу к предоставлению данных услуг в электронном виде.
2.9. Рынок жилищно-коммунальных услуг
В 2008 году в жилищно-коммунальный комплекс Ивановской области входило 134 предприятия различных отраслей жилищно-коммунального хозяйства.
Несмотря на предпринятые попытки создания конкурентной среды в жилищно-коммунальном комплексе, развитие конкуренции в этой сфере происходит крайне медленно. В настоящее время на территории области действуют:
- 7 управляющих компаний, имеющих долю многоквартирных домов более 50% от общего количества многоквартирных домов на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и действующих в границах областного центра;
- 20 предприятий, оказывающих услуги по распределению воды и занимающих более 65% рынка в границах своих муниципальных образований;
- 19 компаний, имеющих более 50% на муниципальных рынках услуг по вывозу твердых бытовых отходов;
- открытое акционерное общество водопровода, канализации и гидротехнических сооружений г. Иванова занимает свыше 65% рынка услуг по снабжению питьевой и технической водой по г. Иванову и Ивановскому району;
- 8 предприятий, занимающихся передачей тепловой энергии, в границах протяженности своих тепловых сетей имеют долю рынка свыше 50%.
Аналогичная ситуация по рынкам услуг в сфере водоотведения, отпуска и передачи холодной воды и др. Очевидно, что отсутствие доступного рынка услуг недостаточно для создания конкурентной среды в отраслевой сфере.
В настоящее время экономика Ивановской области характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации. На большинстве предприятий жилищно-коммунального комплекса области используется оборудование, которое в настоящее время морально устарело и требует для своей работы значительных затрат энергоресурсов, что определяет большую энергоемкость производимых ресурсов. Рост темпов жилищного строительства и увеличение количества бытовой техники неизбежно потребуют увеличения выработки энергии и, как следствие, увеличения расхода топлива.
В этой ситуации, когда энергопотребление неуклонно растет, а имеющиеся ресурсы ограничены, основной проблемой, усугубляющей невысокий уровень конкуренции в сфере коммунальной энергетики, становится неэффективность использования топлива и энергии. Она связана, прежде всего, с отсутствием у производителей и потребителей энергоресурсов стимулов к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности их использования, что определено несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и тарифных механизмов.
Отсутствие эффективной рыночной инфраструктуры предоставления услуг в сфере энергоснабжения и неразвитость механизма стимулирования энергосбережения негативно отражаются на конкурентоспособности отрасли и служат барьером к обеспечению ее развития.
Факторами, сдерживающими развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являются:
- высокая затратность производства;
- высокая стоимость капитального строительства;
- долгий срок окупаемости инвестиционных проектов;
- нестабильность тарифной политики и непрозрачность тарифов;
- риски потери инвестиций от неопределенности тарифной политики;
- отсутствие эффективной системы претензионной работы;
- отсутствие у потребителей выбора поставщика коммунальных услуг;
- невысокий профессионализм управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.
3. Развитие конкуренции на региональных рынках товаров и услуг: цели, основные направления и инструменты
3.1. Развитие конкуренции на товарных рынках и в отдельных секторах экономики Ивановской области
3.1.1. Развитие конкуренции на рынке продукции агропромышленного комплекса
Достижение цели конкурентной политики в отрасли сельского хозяйства предполагает решение следующих задач:
- расширение практики интернет-торговли на торговых площадках, через систему государственного информационного обеспечения. Расширение практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и ярмарки "выходного дня" в городах;
- стимулирование объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;
- повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и местного самоуправления в отрасли сельского хозяйства путем создания инфраструктуры муниципальных точек доступа с центром в Департаменте сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области к системе государственного информационного обеспечения АПК и публикация на сайте ivapk.ru нормативных правовых актов органов исполнительной власти, регулирующих ведение бизнеса в сельском хозяйстве;
- создание региональных сельскохозяйственных брендов.
Основными мерами для улучшения конкуренции являются:
- развитие сельскохозяйственного производства мясомолочной отрасли в рамках отраслевой целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока на 2009 - 2012 годы";
- единовременные выплаты выпускникам средних общеобразовательных школ, профтехучилищ (лицеев), техникумов (колледжей), получившим в указанных организациях соответствующие документы об образовании, работающим у сельхозтоваропроизводителей, в МТС, а также вновь назначаемым (избираемым) руководителям и специалистам сельскохозяйственных товаропроизводителей с соответствующим высшим или средним специальным образованием для укрепления кадров в сельской местности;
- предоставление информационно-консультационных услуг хозяйствующим субъектам АПК, субъектам инфраструктуры села и сельскому населению информационно-консультационными центрами, созданными в Ивановской области по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года";
- поддержка сельскохозяйственного производства в виде выплат субсидий сельхозтоваропроизводителям и крестьянским (фермерским) хозяйствам за реализованное молоко;
- субсидирование части процентной ставки по кредитам, привлекаемым сельхозорганизациями на реализацию инвестиционных проектов стоимостью свыше 150 млн. руб., на конкурсной основе;
- размещение на сайте Департамента сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области информации о сельхозпродукции и продуктах питания, вырабатываемых на предприятиях области, возможных объемах поставки-закупки и ценах;
- размещение на сайте Ивановской области информации по оказанию государственных услуг в части развития сельского хозяйства;
- привлечение производителей сельхозпродукции и продуктов питания к участию в специализированных выставках.
Субсидирование за счет средств областного бюджета осуществляется при положительном решении Минсельхоза России о субсидировании части затрат за счет средств федерального бюджета банковского процента по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов.
Порядок рассмотрения инвестиционных проектов принят Минсельхозом России.
3.1.2. Развитие конкуренции на строительном рынке
Основной целью развития конкуренции является увеличение числа участников на строительном рынке области и повышение качества строительной продукции и строительно-монтажных работ.
Развитию конкуренции на рынке первичного жилья будет способствовать:
- значительное увеличение строительства и ввода жилья, в большей мере типового и эконом-класса;
- обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
- увеличение количества земельных участков, предоставляемых застройщикам на конкурсной основе в целях жилищного строительства;
- снижение затрат на возведение одного квадратного метра жилой площади;
- упрощение порядка предоставления земельных участков под строительство индивидуального жилья;
- вложение целевых инвестиций в строительство жилья;
- снижение величины банковских процентов по ссудам и кредитам на приобретение жилья;
- стимулирование технического перевооружения существующих производств и создание с целью снижения монополизации строительного рынка новых предприятий, производящих современные и качественные строительные материалы на базе местных полезных ископаемых;
- обеспечение прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления по утверждению документов территориального планирования и градостроительного зонирования, выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.
3.1.3. Развитие конкуренции на рынке потребительских товаров и услуг
В качестве мер, направленных на создание конкурентной среды на рынке потребительских товаров и услуг, предлагается реализация следующих мероприятий:
- содействие развитию предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, создание условий для привлечения инвестиций в развитие отрасли;
- совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам регулирования розничной торговли, в том числе рынков и организации ярмарочной торговли;
- оптимизация размещения объектов розничной торговли разных форматов на территории муниципальных образований.
3.1.4. Развитие конкуренции на рынке энергетики
В целях устранения указанных проблем развития энергетической инфраструктуры необходимо осуществить следующие меры:
- обеспечить синхронизацию инвестиционных программ субъектов энергетики - электросетевого комплекса, систем газоснабжения и генерирующих объектов;
- ввести требования к прозрачности и информационной открытости при формировании инвестиционных программ субъектов естественных монополий в энергетике, в том числе в отношении имеющихся свободных мощностей для присоединения; с этой целью потребуется принятие на областном уровне соответствующего нормативного правового акта;
- проведение работы по снижению тарифов и ставок по технологическому подключению к электрическим, газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения.
3.1.5. Развитие конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи
Основная цель развития конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий и связи - повышение качества и доступности оказываемых услуг.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- создание условий для предоставления равного доступа населению области к качественным услугам связи и развития сетей связи на территории области;
- обеспечение равных условий для всех участников рынка связи, содействие привлечению новых участников на рынок;
- улучшение качества государственного управления через создание сервисов "электронного правительства" и "электронного парламента", обеспечивающих развитие и функционирование в регионе сферы информационных и интернет-услуг, осуществление государственных функций с применением инновационных технологий, качественное удовлетворение потребностей граждан и организаций в государственных и муниципальных услугах через развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры области и предоставление услуг в электронном виде.
3.1.6. Развитие конкуренции на рынке транспортных услуг
Основной целью развития конкуренции в сфере услуг промышленного и пассажирского транспорта является повышение качества и доступности транспортных услуг, в т.ч. ценовой, за счет привлечения на данный рынок новых хозяйствующих субъектов.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- обеспечение соблюдения законодательства при проведении конкурсов на право оказания услуг в сфере пассажирских перевозок на муниципальных и областных маршрутах;
- разработка методического обеспечения регулирования тарифов (экономически обоснованного и социального) на услуги автомобильного пассажирского транспорта;
- приватизация областных и муниципальных унитарных предприятий, действующих на рынке, с сохранением доли региона в капитале на уровне не ниже блокирующей величины в случаях исходно высокой степени монополизации рынков;
- строительство и реконструкция дорог, в том числе дорог с твердым покрытием к сельским населенным пунктам;
- обеспечение доступа к электронным площадкам и размещение государственных заказов для нужд дорожного хозяйства путем проведения аукционов в электронной форме.
3.1.7. Развитие конкуренции на рынке здравоохранения и в сфере торговли фармацевтической и медицинской продукцией
Основная цель развития конкуренции на рынке здравоохранения и в сфере торговли фармацевтической и медицинской продукцией на территории Ивановской области - повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение здоровья населения, снижение инвалидизации и смертности, увеличение продолжительности жизни.
Развитие конкуренции в данной сфере будет обеспечиваться на основе решения следующих задач:
- привлечение к участию в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования медицинских учреждений всех форм собственности;
- развитие системы конкурсов и обеспечение соблюдения требований законодательства при размещении муниципального и государственного заказа на оказание медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.
Механизм одноканального финансирования на фоне дефицита программы государственных гарантий невозможен.
3.1.8. Развитие конкуренции на рынке образовательных услуг
Одной из ключевых проблем сферы образования является недостаточно высокое качество предоставляемых образовательных услуг. Повышение качества образования невозможно без развития конкуренции. В этой связи для повышения качества образовательных услуг необходимо решить ряд следующих задач:
- развитие малого бизнеса (механизм аутсорсинга) в сфере обслуживания образовательного процесса (общественное питание, содержание зданий и др.);
- развитие семейных форм воспитания и обучения;
- развитие дистанционных форм обучения;
- внедрение новых финансово-хозяйственных механизмов в систему образования;
- развитие сети автономных образовательных учреждений;
- развитие финансовой самостоятельности образовательных учреждений;
- содействие развитию негосударственного сектора образовательных учреждений: частных детских садов, школ, центров дополнительного образования школьников и профессионального образования педагогов;
- развитие электронных форм получения сведений о пре
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.