Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблем и обоснование необходимости
их решения программными методами
Общее образование является основой для получения жителями г.о. Тейково доступного качественного дошкольного, общего и дополнительного образования. Его дальнейшее обновление и развитие призвано обеспечить эффективность образовательной отрасли в целом, создать и расширить возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан г.о. Тейково.
В связи с реализацией приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта модернизации образования за последние годы на развитие общего образования г.о. Тейково направлены значительные финансовые средства. Для создания современных условий организации образовательного процесса Департаментом образования Ивановской области в рамках КПМО приобретено и поставлено в школы городского округа Тейково учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, компьютерной техники и специализированного оборудования для медицинских кабинетов на общую сумму 8,8 млн. руб.
Повышение расходов на образование привело к существенному изменению условий предоставления образования и повышению уровня квалификации педагогических кадров. В школах города существенно улучшилась материальная база: приобретены современные учебные кабинеты, практически все школы обеспечены современными компьютерами, все школы, а также учреждения дополнительного образования детей и МДОУ N 9 подключены к сети Интернет.
В 2009 - 2010 годах в условиях вступления в силу новых санитарно-эпидемиологических правил и Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" была проведена большая работа по обеспечению безопасных условий в учреждениях образования, укреплению материальной базы образовательных учреждений, включая ремонт и оборудование медицинских кабинетов и пищеблоков.
Современные требования к условиям предоставления общего образования предусматривают обеспечение всем учащимся гарантий безопасности и сохранения здоровья, оснащение образовательного процесса современным учебным оборудованием и квалифицированными педагогическими кадрами, увеличение числа образовательных учреждений, способных предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг независимо от места проживания их потребителей.
В связи с реализацией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и введением новых государственных образовательных стандартов усиливаются требования к предоставлению современных условий организации образовательного процесса.
В рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" предполагается решение следующих задач в сфере образования:
- развитие форм дистанционного образования: оснащение учреждений современной компьютерной техникой для организации дистанционного образования, подготовка "дистанционных учителей" и педагогов-тьютеров;
- повышение уровня открытости образовательных учреждений: регулярное обновление сайтов, размещение публичной отчетности о деятельности и нормативных актов учреждений, создание электронных паспортов;
- поддержка лидеров образования: инновационных школ, лучших учителей, педагогов и программ развития образовательных учреждений;
- получение муниципальных услуг в электронном формате;
- развитие школ третьей ступени: при наличии нескольких классов в параллели создаются конкурентные условия для выбора профиля образования.
В целях создания безопасности в образовательных учреждениях в 2011 - 2015 годах необходимо продолжить мероприятия по противопожарной безопасности.
Решение комплекса задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 05.11.2008, Программе реализации приоритетных национальных проектов на 2009 - 2012 годы (рассмотрена на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24.12.2008), Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803, проекте Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", областной долгосрочной целевой программы Ивановской области "Развитие общего образования Ивановской области на 2009 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области от 19.09.2008 N 243-п (в действующей редакции), требует разработки долгосрочной целевой программы "Развитие образования г.о. Тейково на 2011 - 2015 г.г".
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Мероприятия Программы затрагивают субъекты системы образования и призваны сформировать единое образовательное и информационное пространство.
Программа формируется с учетом ориентиров, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах", что обуславливает необходимость жесткой экономии бюджетных средств и решения в приоритетном порядке задач, непосредственно связанных с реализацией полномочий отдела образования.
Отдел образования является распорядителем средств бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение подведомственным учреждениям общего, дошкольного и дополнительного образования, выполнения муниципальных заданий, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования, обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Образовательный комплекс г.о. Тейково на 01 сентября 2010 года включает в себя 19 образовательных учреждения, из них 6 общеобразовательных учреждений, 11 дошкольных образовательных учреждений, 2 учреждения дополнительного образования детей. В целом в сфере образования города занято свыше 700 работников.
Актуальной является проблема создания условий для дистанционного образования детей-инвалидов. На сегодняшний день в г.о. Тейково количество детей-инвалидов, обучающихся индивидуально на дому, составляет 14 человек. В соответствии с программой реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы в 2011 году на территории г.о. Тейково планируется начало реализации направления "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", что позволит создать условия для получения качественного образования по полной общеобразовательной программе детям-инвалидам, нуждающимся в обучении на дому, в том числе через обеспечение доступа к образовательным Интернет-ресурсам. В 2011 году планируется создать условия для организации дистанционного обучения 2 детям-инвалидам.
Существующие проблемы в сфере образования наиболее целесообразно решать программно-целевым методом, так как он позволяет учесть внешние условия (политические, экономические, социокультурные, демографические), потребности рынка образовательных услуг, общества, личности, определить цели и организационную структуру управления, факторы формирования оптимизации образовательной и социальной инфраструктуры муниципального пространства и количество обучающихся, профиль подготовки, образовательный процесс, маркетинг, взаимосвязь с внешними структурами и другое. В результате это позволит сформировать эффективную муниципальную систему образования.
Одновременно с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки одаренных детей и молодежи, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Актуальной является задача развития, как специальной системы поддержки сформировавшихся одаренных школьников, так и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
Важным звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, развитие творческого потенциала детей, являются учреждения дополнительного образования. Реализация мероприятий Программы позволит повысить охват детей дополнительным образованием до 90,0 процентов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, относится к вопросам местного значения муниципальных образований. От грамотного планирования развития муниципальной образовательной сети зависит степень удовлетворения запросов личности и семьи в получении качественных образовательных услуг, соответствующих современным требованиям.
Изменения в демографической структуре детского населения в последние годы привели к тому, что обеспеченность общеобразовательными учреждениями опережает потребность, нарастает противоречие между емкостью сети общеобразовательных учреждений и реальным контингентом обучающихся. За период с 2004 по 2009 год численность учеников общеобразовательных учреждений сократилась более чем на 1400 человек (на 33 процента). Только в 2009 году их число по сравнению с 2008 годом сократилось на 116 человек (на 3,7 процента).
В 2010 году приняты меры по оптимизации сети общеобразовательных учреждений с целью снижения объема неэффективных расходов, связанных с наполняемостью классов ниже нормативной и низким качеством образовательной услуги в МОУ ОСШ N 6 (реорганизация МСОШ N 4 путем присоединения МОУ ОСШ N 6 к МСОШ N 4). На начало 2010 - 2011 учебного года средняя наполняемость классов по муниципальным общеобразовательным учреждениям г.о. Тейково составила 25 человек. Таким образом, несмотря на снижение контингента обучающихся в общеобразовательных учреждениях показатели средней наполняемости классов в среднем по городу удалось сохранить на уровне не ниже нормативных. В итоге неэффективные расходы, связанные с низкой наполняемостью классов, по предварительным расчетам сведены к нулю. В 2011 - 2015 годах планируется дальнейшая оптимизация сети образовательных учреждений.
Однако в большей части муниципальных общеобразовательных учреждений остается ряд проблем, которые предстоит решить в целях снижения неэффективных расходов:
- значительная диспропорция в численности учителей и прочих работников, избыточная численность которых приводит к неэффективным расходам по управлению кадровыми ресурсами.
- доля муниципальных общеобразовательных учреждений с числом учащихся на 3-й ступени обучения (10 - 11 классы) менее 150 человек в общем числе составляет 100 %. Данный показатель характеризует состояние предоставления образовательных услуг на старшей ступени обучения. Если в образовательном учреждении есть не менее 3 классов в параллели 10 и 11 классов, то принято считать, что в нем создаются более качественные условия для предоставления образования и успешно развивается профильное обучение старшеклассников.
Одной из приоритетных проблем на сегодняшний день является введение образовательных стандартов второго поколения. При переходе к новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования второго поколения, к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, новым формам контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического процесса остро встает вопрос соответствия материально - технической базы образовательных учреждений современным требованиям.
С 2010 - 2011 учебного года в МСОШ N 2 была организована работа по апробации федеральных государственных общеобразовательных стандартов общего образования второго поколения на I ступени. До 2014 года необходимо поэтапно завершить переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные общеобразовательные стандарты общего образования второго поколения на I ступени, а к 2015 году довести долю образовательных учреждений, организующих реализацию федеральных государственных общеобразовательных стандартов общего образования второго поколения на II ступени до 26 процентов от общего числа учащихся общеобразовательных учреждений на второй ступени.
Как отмечено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года, российская школа не имеет права быть ветхой. В этом направлении в течение ряда лет ведется планомерная работа. Только за 2005 - 2009 годы проведены необходимые комплексные капитальные и текущие ремонтные работы во всех учреждениях образования г.о. Тейково. В рамках реализации Программы запланированы мероприятия, направленные на снижение количества образовательных учреждений, имеющих предписания контролирующих органов по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений. Задача обеспечения безопасных условий образовательной деятельности, в том числе пожарной и антитеррористической безопасности, решается поэтапно и комплексно.
Одним из эффективных путей создания условий для получения качественного образования детей независимо от места проживания является организация образовательного процесса на базе базовых школ. Именно в базовые школы (МСОШ NN 2, 4, 10 и Гимназия N 3) в приоритетном порядке поставляется современное оборудование для оснащения учебных кабинетов и увеличивается набор в 10 - 11 классы.
Важной задачей также является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Профилактика безнадзорности и беспризорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как неотъемлемая и естественная составляющая деятельности школы.
Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи - системы оценки качества образования. Насущной задачей является развитие системы оценки качества образования. Необходимо осуществлять оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую, вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Комплексного решения требуют существующие проблемы организации сбалансированного горячего питания школьников, внедрения и трансляции на образовательные учреждения передового опыта использования технологий здоровьесбережения, создания условий для медицинского обеспечения обучающихся на базе школьных медкабинетов, физического воспитания обучающихся и развития массового детского спорта, работа Центров здоровья школьников.
В городе функционирует 11 муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Несмотря на существенные меры по обеспечению потребности жителей города в услугах дошкольного образования, проблема нехватки дошкольных мест остается. Значимость строительства и реконструкции детских садов не снижается.
Показатель удовлетворенности потребности в услугах дошкольного образования составляет 89 процентов. За 2007 - 2010 годы дополнительно введено 60 мест. Несмотря на значительный прирост дошкольных мест, очередь на устройство детей в дошкольные учреждения составляет 56 детей, это дети в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Проведен демографический анализ с точки зрения охвата детей услугами дошкольного образования, потребности в дополнительных дошкольных местах. Проведена инвентаризация общеобразовательных учреждений на предмет наличия свободных площадей, которые могут быть использованы для создания дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений.
Актуальные задачи общего образования по созданию современной школьной инфраструктуры, внедрению в практику образовательной деятельности информационных технологий, профилизации и профориентации, обновлению содержания и структуры общего образования в соответствии с современными требованиями, расширению общественного участия в управлении образованием, внедрению новых экономических механизмов, повышению воспитательного потенциала школы, росту квалификации педагогических кадров, повышению престижа педагогической профессии, выявлению и поддержке одаренных детей, можно решать только комплексно, посредством реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.