Информация Прокуратуры Ивановской области от 2 февраля 2011 г.
По итогам проведенной городскими и районными прокурорами проверки исполнения законодательства, регламентирующего обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, в образовательных учреждениях региона прокуратурой Ивановской области проведен анализ.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона "Об образовании" образовательное учреждение в установленном законодательством порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно п.п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона Ивановской области N 75-ОЗ от 18.07.2006 г. "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области", в зимнее время должна быть организована своевременная очистка кровель от снега, наледи и сосулек. При этом обязанность по содержанию зданий, сооружений и иных объектов инфраструктуры возложено на собственников, владельцев, пользователей указанных объектов (ст. 3 Закона).
В ходе проверок образовательных учреждений по исполнению требований указанного законодательства и выполнению необходимых мероприятий прокурорами выявлено, что практически во всех районах области имеются отдельные учебные заведения, в которых мероприятия по очистке кровли зданий от снега, наледи и сосулек не проводятся. Установлено, что на крышах зданий образовательных учреждений имеется большое скопление снега и наледи, с козырьков свисают сосульки различной длины, что создает угрозу причинения вреда здоровью воспитанников и обучающихся, персонала и других граждан, и свидетельствуют о непринятии руководителями учреждений всех необходимых мер по обеспечению их безопасности.
Так, прокуратурой Советского района г. Иванова были установлены опасные участки пути при следовании обучающихся к общеобразовательным учреждениям. Так, на кровле дома N 91, расположенного по ул. Шувандиной г. Иваново, образовалось большое количество снега, наледи, и сосулек, которые свисали по всему периметру кровли, в том числе и на пешеходную зону тротуара, ведущего к школе N 65. В связи с тем, что это единственный тротуар, ведущий к школе, администрацией учреждения была сделана заявка в ОАО "УК ЖХ N 4" о необходимости уборки снега и наледи с крыши дома. Однако своевременно мероприятия проведены не были. В опасной зоне была привязана сигнальная лента, перегораживающая тротуар, и дети были вынуждены ходить по проезжей части дороги, что могло привести к дорожно-транспортному происшествию. В адрес ОАО "УК ЖХ N 4" в день проверки прокуратурой района была направлена телефонограмма с требованием очистить кровлю д. N 91 по ул. Шувандиной г. Иваново, а также руководителю внесено представление об устранении нарушений закона. По информации директора школы N 65 кровля дома была очищена в этот же день.
Опасные участки прокуратурой Советского района также были установлены на пешеходной зоне тротуара, ведущего к школам N N 63 и 65 и по ул. Академической у домов NN 29, 31, 35 и по ул. Шувандиной у дома N 87. В отношении руководителей управляющих компаний возбуждены дела об административном правонарушении.
По результатам проверок прокурорами в адрес директоров образовательных учреждений и руководителей органов управления образованием внесено 63 представления, объявлено 72 предостережения о недопустимости нарушения закона, в отношении руководителей образовательных учреждений, вынесено 2 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.6 ч. 1 Закона Ивановской области "Об административных правонарушениях в Ивановской области" N 11-ОЗ от 24.04.2008 г. По рассмотренным на настоящий момент представлениям 2 лица привлечено к дисциплинарной ответственности.
Прокуратурой города Кинешмы поддержано государственное обвинение в отношении кинешемца, который совершил разбой в кондитерском магазине, угрожая ножом двум продавцам.
Кинешемским городским судом вынесен обвинительный приговор в отношении жителя г. Кинешмы Ивановской области Александра Сафонова, 1964 г.р., которым он признан виновным в совершении разбоя, то есть нападения в целях хищения чужого имущества с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия.
В ходе судебного следствия установлено, что Сафонов 09.11.2010 года около 16-00 из корыстных побуждений с целью совершения разбойного нападения и хищения чужого имущества пришел в магазин "Шоколадный рай" в г. Кинешма.
Там он достал из куртки хозяйственный нож, подошел к прилавку, на котором находилась касса, залез на него, и, направив нож в область лица находившейся за прилавком продавщицы, приблизив его на расстояние около 30 сантиметров к ее лицу, стал требовать передачи ему денег, находящихся в кассе.
Получив отказ, мужчина спрыгнул с прилавка, уронил стоявшие на нем весы, и стал подходить к двум продавщицам, размахивая ножом на расстоянии около 50 см от их лиц, требуя передачи денег из кассы.
Вновь получив отказ, он открыто похитил с прилавка деньги в сумме 2000 рублей, принадлежащие индивидуальному предпринимателю.
После этого, продолжая размахивать находившимся в его руке ножом на незначительном расстоянии от продавщиц, стал требовать у последних передачи ему принадлежащих им сотовых телефонов. Вновь получив отказ, он открыто похитил с прилавка 2 сотовых телефона, принадлежащих индивидуальному предпринимателю и продавщице. После совершения данных действий Сафонов вновь залез на прилавок, продолжил угрожать потерпевшим ножом, высказал в их адрес угрозу убийством "Рыпнетесь - убью", затем с похищенным имуществом с места совершения преступления скрылся.
Суд согласился с доводами обвинения о доказанности вины Сафонова в совершении данного преступления.
Приговором от 21.01.2011 года Кинешемский городской суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 162 ч. 2 УК РФ и назначил ему наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет, без штрафа и ограничения свободы, с отбыванием наказания в ИК общего режима. При назначении наказания суд принял во внимание признание вины в совершении преступления, явку с повинной, положительные характеризующие данные.
В настоящее время приговор не вступил в законную силу.
Прокуратурой Палехского района с привлечением начальника ОГПН п. Палех проведена проверка деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Палехского муниципального района по соблюдению требований пожарной безопасности, осуществляемой в границах поселений.
Согласно, требованиям ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов РФ в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной безопасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений, устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
На момент проверки администрациями 5 сельских поселений в нарушение требований ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ, утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 не приняты нормативные акты, регулирующие вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселений по осуществлению следующих полномочий:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
По результатам проверки внесено 6 представлений, в отношении глав администраций пяти сельских поселений прокурором района вынесены постановления о возбуждении административных дел по ч. 1 ст. 20.4 КоАП, которые в настоящее время находятся на рассмотрении Начальника отдела государственного пожарного надзора п. Палех.
Прокурором города Кинешмы при проверке по жалобе выявлен факт незаконного отказа в возбуждении уголовного дела.
В соответствии с требованиями ст. 6 ч. 1 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций потерпевших от преступлений. Вместе с тем, как показывают результаты прокурорских проверок по жалобам граждан за 2010 год, в отдельных случаях препятствия в защите прав и законных интересов граждан устраняются только благодаря принятию эффективных мер прокурорского реагирования.
Так, 09.12.2010 года в Кинешемскую городскую прокуратуру поступила жалоба гражданки В. на постановление оперуполномоченного ОБЭП УВД при УВД по Кинешемскому муниципальному району от 13.05.2010 года об отказе в возбуждении уголовного дела по факту мошеннических действий в отношении В. со стороны ее знакомой Г.
По данному факту УВД по Кинешемскому муниципальному району проведена проверка в порядке ст.ст. 144 - 145 УПК РФ, в ходе которой установлено, что в 2005 В. добровольно передала Г. денежные средства под проценты в сумме 400000 рублей и 2300 долларов США, оформив расписку и договор займа. Однако Г. денежные средства не возвратила.
По результатам проверки 13.05.2010 года оперуполномоченным ОБЭП УВД при УВД по Кинешемскому муниципальному району вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту мошенничества Г. по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 ч. 3 УК РФ по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, т.е. за отсутствием в действиях Г. состава преступления.
Прокуратурой города постановление признано незаконным и необоснованным, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено, материал возвращен для проведения дополнительной проверки. Соответственно жалоба В. признана обоснованной и. 17 декабря 2010 г. удовлетворена.
Прокуратурой Ивановской области проведён анализ практики рассмотрения обращений граждан.
Для 2010 года, в отличие от предыдущих периодов, характерно сокращение числа обращений в целом по области.
Так, на 7 % снизилось количество обращений, разрешенных органами прокуратуры (2009 год - 13 784, 2010 год - 12 829). Количество обоснованных жалоб сократилось по сравнению с показателем 2009 года на 14 % (с 4511 до 3872).
Как и ранее, более половины разрешенных обращений (58,1%) затрагивают вопросы исполнения федерального законодательства (7 457 из 12 829). Однако, следует отметить, что общее снижение количества разрешенных обращений произошло в основном за счет данной категории жалоб. Так, в 2010 году их поступило на 1029 обращений меньше, чем в 2009 году.
Снижение количества обращений отмечается также по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам с 211 до 173 или на 18%; по вопросам законности действий и решений дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и разрешении сообщения о преступлении с 2087 до 1969 или на 6%.
Существенно (на 27%) увеличилось число обращений по вопросам надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний с 442 до 562.
Как и в 2009 году, почти каждая третья жалоба (3 872 из 12 829) потребовала использования прокурорских полномочий для устранения нарушений законности.
По жалобам и иным обращениям внесено 1444 представления об устранении нарушений закона, принесено 235 протестов на незаконные правовые акты, объявлено 75 предостережений о недопустимости нарушений закона, в интересах граждан направлено в суд 1572 заявления.
В структуре обращений по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, как и предыдущие периоды, большую часть составляют жалобы на нарушение трудовых прав (2090, или 28%).
В 2010 году количество жалоб данной категории сократилось на 10% по сравнению с 2009 годом, однако почти в 2 раза превышает показатель 2008 года.
Обращения данной категории затрагивают в основном вопросы несвоевременной оплаты труда. В условиях сложной экономической ситуации работодатели идут на нарушение прав работников. Органами прокуратуры проводится активная работа, направленная на устранение нарушений в данной сфере, в том числе при разрешении обращений граждан.
Спад обращений о нарушениях трудового законодательства наметился во втором полугодии 2010 года. Это связано с тем, что задолженность по заработной плате на ряде предприятий значительно снизилась или была полностью ликвидирована.
Вместе с тем, сфера трудовых отношений по-прежнему требует неотступного прокурорского надзора. Об этом свидетельствует высокий процент удовлетворенных жалоб на нарушение трудового законодательства. В 2010 году он составил 72%.
Основной мерой реагирования по обращениям о нарушении права на оплату труда по-прежнему является предъявление прокурором исков в интересах работников.
Так, прокуратурой Ленинского района г. Иванова в 2010 году в связи с обращениями граждан в суд направлено 404 заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с ОАО "Точприбор" и ОАО "Ивановская Домостроительная Компания" задолженности по заработной плате, прокуратурой Октябрьского района г. Иванова - 230 заявлений в интересах работников ОАО "Новая Ивановская Мануфактура" и ООО "Сигма-М".
Практически все городские и районные прокуроры осуществляли защиту прав граждан на оплату труда в судебном порядке. Наряду с этим применялись и другие меры реагирования с целью привлечения недобросовестных работодателей к установленной законом ответственности.
В анализируемом периоде отмечается значительное снижение количества обращений о нарушении жилищного законодательства (с 2294 до 1670 или на 27%). Количество удовлетворенных жалоб данной категории сократилось на 40% (с 818 до 486).
Вместе с тем, в 2008 году количество обращений по жилищным вопросам было почти на одну треть меньше, чем 2010 году, что свидетельствует о том, что сфера жилищных правоотношений по-прежнему остается проблемной.
Особенно много поступило обращений о несогласии граждан с начислением платы за коммунальные услуги с учетом показаний общедомовых приборов учета.
Проблема правильности начисления платежей при применении для расчета размера платы формулы, учитывающей показания индивидуальных и общедомовых приборов учета, поднималась еще в 2009 году в жалобах жителей г. Кинешмы и Палехского района. В 2010 году всплеск подобных обращений отмечается в городе Иваново.
Проверкой, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Иванова, установлены факты нарушения законодательства в действиях ОАО "Энергосбыт". Начисление платы за услуги по электроснабжению производится без учета законных интересов граждан, проживающих в многоквартирных домах. В ряде случаев, при применении указанного порядка расчета размера платы гражданам, не отразившим в квитанциях текущие показания приборов учета, начисления не производились, что привело к необоснованному увеличению размера платы жителей, своевременно оплачивавших коммунальные услуги.
По результатам проверки прокурором района в интересах неопределенного круга лиц 23.12.10 в суд направлен иск к ОАО "Энергосбыт" с требованием о проведении перерасчета. В настоящее время заявление судом не рассмотрено.
В числе удовлетворенных были и жалобы по вопросам содержания и ремонта многоквартирных домов. Зачастую они касались ненадлежащего исполнения управляющей компанией своих обязанностей по контролю за качеством выполняемых подрядчиком работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Такие обращения рассматривались Кинешемской городской прокуратурой, Тейковской межрайонной прокуратурой и прокуратурой Комсомольского района.
В жалобах по жилищным вопросам, как и предыдущих периодах, нередко затрагивались вопросы нарушения прав граждан на получение социального жилья.
Отмечается поступление в анализируемом периоде жалоб, связанных с обеспечением жильем ветеранов и участников ВОВ. Такие обращения рассматривались прокуратурами Лухского, Пестяковского, Гаврилово-Посадского, Савинского районов, Шуйской и Ивановской межрайонными прокуратурами.
Так, прокуратурой Пестяковского района удовлетворены жалобы ветеранов ВОВ на отказ в признании нуждающимися в получении жилого помещения. Установлено, что при принятии обжалуемых решений администрацией Пестяковского городского поселения не было учтено состояние занимаемых ветеранами жилых помещений (отсутствие водоснабжения, канализации, центрального отопления). В интересах указанных граждан прокурором района 10.12.10 в суд направлены иски о признании отказа в постановке на учет незаконным. Судом требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
По сравнению с 2009 годом вдвое сократилось число обоснованных жалоб на действия органов, применяющих меры административного принуждения (2009 - 241, 2010 - 124). При этом количество разрешенных жалоб данной категории уменьшилось на 26 % (с 623 до 460).
Таким образом, наблюдавшаяся в течение нескольких лет тенденция к росту числа обращений данной категории в 2010 году не подтвердилась.
Данное обстоятельство может свидетельствовать об улучшении состояния законности в данной сфере.
Вместе с тем, по каждой четвертой жалобе доводы заявителей о нарушении их прав органами, применяющими меры административного принуждения, нашли подтверждение. Как и предыдущие периоды, граждане чаще всего обжалуют действия сотрудников ГИБДД и ОВД.
Более чем в 2 раза уменьшилось число жалоб на постановления судей по делам об административных правонарушениях. В 2010 году вмешательства прокурора потребовало 37 таких обращений, а в 2009 - 88.
Деятельность судебных приставов-исполнителей продолжает оставаться предметом критики органов прокуратуры. Однако, в отчётном году разрешено на 15 % меньше жалоб по вопросам соблюдения законов об исполнительном производстве, чем в 2009 году. При этом, удельный вес удовлетворённых обращений снизился с 32 % до 28% .
Как и ранее, большинство обращений связано с несвоевременным исполнением судебными приставами-исполнителями исполнительных документов. Судебными приставами-исполнителями в нарушение требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" не принимаются действенные меры по установлению местонахождения должника, его места работы, доходов.
Для органов прокуратуры Ивановской области остается актуальной охрана прав несовершеннолетних. Этим вопросам были посвящены 376 обращений, 50% которых удовлетворены.
Как ранее, защита прав несовершеннолетних по заявлениям граждан осуществлялась, как и прежде, в основном, путем предъявления исков о лишении родительских прав, о взыскании денежных средств на содержание детей, неустоек за просрочку уплаты алиментов, о взыскании начисленных, но невыплаченных пособий по уходу за ребенком и т.п.
Нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции выявлены по 19 из 31 обращений.
Анализ актов реагирования, внесенных по жалобам рассматриваемой категории, свидетельствует о том, что зачастую нарушения выявлены в сфере размещения государственного заказа.
Обращений по вопросам охраны природы в отчетном периоде поступило меньше, чем в 2009 году. Однако, очень высок процент обоснованных обращений - 62,5% (2009 - 33 %). В ряде случаев обращения данной категории содержали сведения о серьезных нарушениях закона и прав граждан.
Фурмановской межрайонной прокуратурой в ходе исполнения поручения прокуратуры области по жалобе жителей д. Климово и с. Вязовское Фурмановского муниципального района установлено, что на территории, прилегающей к названным населенным пунктам имеется полигон твердых бытовых отходов, который эксплуатируется с грубым нарушением санитарно-эпидемиологических правил и норм, требований законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей природной среды. Фурмановским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц подано заявление в суд с требованием прекратить размещение отходов, понудить ОАО "Ресурсо-снабжающая компания" и администрацию района разработать проект рекультивации полигона, представив его на экологическую экспертизу, и провести рекультивацию. Иск находится в стадии рассмотрения.
Целый ряд обращений поступил в органы прокуратуры области по вопросам незаконного функционирования игровых заведений. По всем проведены тщательные проверки, приняты меры реагирования.
Например, в ходе проведения проверки по обращению депутата Государственной Думы Российской Федерации Федорова Е.А. подтвердились сведения о незаконной организации ООО "Нива" и ООО "Пирамида" азартных игр на территории г. Шуи. Данная деятельность осуществлялась под видом услуг предоставления доступа к сети Интернет и под видом проведения лотереи. Шуйским межрайонным прокурором в суд направлено 2 заявления о признании деятельности названных организаций незаконной и ее прекращении. В ноябре 2010 года оба иска судом удовлетворены.
На 18% снизилось количество разрешённых обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам (с 211 до 173). Удовлетворёно всего 1 обращение.
Жалобы на действия (бездействие) и процессуальные решения органов следствия, дознания и следователей являются критерием, который точно отображает эффективность прокурорского надзора в досудебном уголовном судопроизводстве.
В 2010 года несоблюдение требований уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел, проверке сообщений о преступлениях подтвердилось по 896 из 3715 жалоб или 24 %.
Так, по жалобам отменено лишь 2,7% всех отмененных прокурором постановлений органов дознания об отказе в возбуждении уголовных дел.
В обоснованных жалобах подтверждались доводы о волоките, неполноте следствия и дознания, нарушения права на уведомление о принятых процессуальных решениях.
Половина обоснованных жалоб по вопросам следствия и дознания вызваны результатом процессуальной деятельности следователей МВД.
Чаще всего граждане обращались с жалобами в связи с тем, что в ходе предварительного следствия допускается волокита, не проводятся необходимые следственные действия, не проверяются доводы потерпевших и др.
Количество жалоб на судебные постановления по уголовным делам из года в год остается стабильным. В 2010 году разрешена 801 жалоба данной категории (2009 - 778, 2008 - 810). Как и в предыдущие периоды, большинство жалоб поступает на необоснованное осуждение (48%). Обоснованными признано всего 15 обращений.
Поводом для прокурорских проверок послужили 562 жалобы осужденных на нарушение их прав при исполнении уголовных наказаний.
Наиболее характерными нарушениями, выявленными при проведении проверок по жалобам данной категории, являются ненадлежащие бытовые условия осужденных в учреждениях, несвоевременный перевод денежных средств при убытии осужденного в другое учреждение, несвоевременное вручение ответов на обращения, незаконное наложение дисциплинарных взысканий.
По всем фактам нарушения законов и прав осужденных приняты меры реагирования, виновные должностные лица привлечены к ответственности.
Анализ практики разрешения органами прокуратуры Ивановской области обращений граждан показывает, что в целом организация работы обеспечивает объективное и окончательное разрешение обращений в той прокуратуре, к компетенции которой относится разрешение вопроса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информация Прокуратуры Ивановской области от 2 февраля 2011 г.
Информация предоставлена Прокуратурой Ивановской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве